Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ И УРОВНЕЙ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Дедюкина М.И. 1 Семенов Ю.И. 2
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
2 Академия наук Республики Саха (Якутия)
Цель исследования – изучение взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций в Республике Саха (Якутия). Была продолжена апробация комплекса психологических методик, подобранного на основании результатов многочисленных отечественных и зарубежных научных исследований, в целях изучения взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций в Республике Саха (Якутия). В 2022–2023 учебном году в исследовании приняли участие 478 детей, посещающих подготовительные группы детских садов Республики (Саха) Якутия, в возрасте от 42 до 92 месяцев (Mвозраст = 77,5; SD = 4,26), в числе которых 52,1 % девочек и 47,9 % мальчиков. Диагностика была проведена в городах Якутск (23,6 % выборки), Жатай (2,1 %) и улусах: Амгинском (5,4 %), Оймяконском (2,1 %), Нюрбинском (8,9 %), Вилюйском (4,2 %), Горном (8,9 %), Намском (5,2 %), Чурапчинском (10,3 %), Оленекском (1,7 %), Нерюнгринском (13,6 %), Верхневилюйском (2,5 %), Сунтарском (5,6 %), Ленском (2,3 %), Таттинском (1,7 %) и Томпонском (1,9 %). В ходе исследования в качестве диагностируемых параметров у детей были измерены показатели сформированности способностей к саморегуляции или регуляторных функций (зрительная и слуховая рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль), социальные навыки, воображение и сведения об академической успеваемости. Исследование показало, что воображение играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии детей. Существуют значительные взаимосвязи между уровнями развития воображения и когнитивными способностями, такими как память, внимание и креативность. Дети с более развитыми навыками воображения, как правило, демонстрируют лучшие результаты в когнитивных задачах. Дети, обладающие высоким уровнем воображения, чаще проявляют эмоциональную выразительность и способность к сопереживанию. Их игры и взаимодействие с окружающими более разнообразны и многослойны, что способствует их социальному и эмоциональному благополучию.
воображение
взаимосвязь
когнитивное
эмоциональное
дети старшего дошкольного возраста
развитие
1. Сухих В.Л., Гаврилова М.Н., Ивенская П.Р. Влияние игры с воображаемой ситуацией на когнитивное и эмоциональное развитие детей 3–4 лет // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 456–469. DOI: 10.32744/pse.2024.1.25.
2. Дедюкина М.И., Иванова М.К. Оценка взаимосвязи организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 6. С. 112–116. DOI: 10.17513/snt.39640.
3. Груздева А.В., Арсёнова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Концепт. 2013. Т. 3. С. 2771–2775. URL: http://e-koncept.ru/2013/53557.htm. (дата обращения: 12.09.2024).
4. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). С. 14–22. DOI: 10.11621/npj.2016.0402.
5. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. С. 94–109.
6. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. 2020. T. 41, № 6. C. 108–118.
7. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023624072 Российская Федерация. Данные диагностики когнитивного, эмоционального, регуляторного и речевого развития детей Республики Саха (Якутия) с использованием цифрового приложения за 2022–2023 гг.: № 2023623749: заявл. 08.11.2023: опубл. 21.11.2023 / М.И. Дедюкина, М.К. Иванова; заявитель ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

Введение

Изучение взаимосвязей между воображением и уровнями когнитивного и эмоционального развития детей представляет собой многоплановую задачу, важную для понимания процесса обучения и воспитания. Воображение – это способность создавать мысленные образы, сценарии и идеи, которые могут не соответствовать реальности [1]. Оно играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии, влияя на когнитивное развитие и творческое мышление. Также воображение способствует развитию творческого мышления, которое позволяет детям находить нестандартные решения проблем. Дети, обладающие развитым воображением, способны лучше справляться с задачами и конфликтами, так как могут представить разные варианты действий и их последствия [2]. Также воображение тесно связано с языковыми навыками. Дети, использующие воображение в играх, часто развивают более богатый словарь и навыки общения [2]. По мнению многих психологов, воображение позволяет детям ставить себя на место других, что способствует развитию эмпатии и социальной компетентности. Дети могут использовать воображение для работы со страхами и тревогами, создавая альтернативные сценарии и визуализируя положительные исходы [3]. Высокий уровень когнитивного развития часто приводит к более высокому уровню воображения. Дети, у которых развиты аналитические и абстрактные навыки, могут создавать более сложные и оригинальные образы. Эмоционально развитые дети чаще используют воображение для обработки своих чувств, создания историй, которые помогают им понять свои эмоции. Они могут легче идентифицировать и выражать свои чувства через творческую деятельность. Разные исследования показывают, что стимуляция воображения в раннем детстве может привести к более высокому уровню когнитивных и эмоциональных навыков. Таким образом, взаимосвязь между воображением и когнитивным и эмоциональным развитием детей является важным направлением для педагогов и психологов. Понимание этих взаимосвязей может способствовать созданию более эффективных образовательных программ и подходов, которые будут поддерживать и развивать воображение у детей, что, в свою очередь, положительно скажется на их когнитивном и эмоциональном благополучии.

Цель исследования – изучить взаимосвязь воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей.

Цель исследования находит решение в следующих задачах:

1. Обзор литературы по теме исследования.

2. Выбор методик исследования.

3. Диагностика воображения, когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

4. Анализ результатов исследования.

Материалы и методы исследования

Важным принципом проведения исследования является соответствие исследовательской деятельности Этическому кодексу Российского психологического общества (РПО, 2012), Этическому кодексу Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA, 2015) [4].

В 2023 г. в Республике Саха (Якутия) была продолжена апробация комплекса психологических методик, подобранного на основании результатов многочисленных отечественных и зарубежных научных исследований [5], которые доказали их прогностическую ценность в сфере готовности к школьному обучению, академических достижений, развития навыков эффективного взаимодействия и др., а также диагностика психического и личностного развития детей (учеников). В ходе исследования в качестве диагностируемых параметров у детей были измерены показатели сформированности способностей к саморегуляции или регуляторных функций (зрительная и слуховая рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль), социальные навыки, воображение и сведения об академической успеваемости [6].

В целях изучения взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) в Республике Саха (Якутия). В 2022–2023 учебном году в исследовании приняли участие 478 детей, посещающих подготовительные группы детских садов Республики (Саха) Якутия, в возрасте от 42 до 92 месяцев (Mвозраст = 77,5; SD = 4,26), в числе которых 52,1 % девочек и 47,9 % мальчиков.

Диагностика была проведена в городах Якутск (23,6 % выборки), Жатай (2,1 %) и улусах: Амгинском (5,4 %), Оймяконском (2,1 %), Нюрбинском (8,9 %), Вилюйском (4,2 %), Горном (8,9 %), Намском (5,2 %), Чурапчинском (10,3 %), Оленекском (1,7 %), Нерюнгринском (13,6 %), Верхневилюйском (2,5 %), Сунтарском (5,6 %), Ленском (2,3 %), Таттинском (1,7 %) и Томпонском (1,9 %). Основным языком преподавания для 51,7 % детей, принимающих участие в исследовании, является якутский язык, для остальных – русский.

Согласно ответам родителей 33,1 % детей являются билингвальными и в равной степени владеют русским и якутским языками. 9 % родителей считают родным языком ребенка якутский, остальные 20,9 % – русский.

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство детей, прошедших диагностику, демонстрируют показатели, соответствующие возрастным нормам (табл. 1).

Согласно результатам диагностики были выделены (Кластеризация К-средними) 3 уровня развития регуляторных функций (табл. 2). В первый кластер (N = 115) вошли дети с низкими относительно выборки показателями когнитивной гибкости, баллами за содержание, расположение и бонусным баллом в оценке зрительной РП, общей сформированности зрительной РП, скорости протекания психических процессов, когнитивного сдерживающего контроля, слухоречевой РП и физического сдерживающего контроля. Во второй кластер (N = 90) вошли дети со средними относительно выборки вышеперечисленными показателями. В третий кластер (N = 98) вошли дети с высокими относительно выборки показателями развития регуляторных функций.

Таблица 1

Сравнение результатов методик на диагностику уровня развития регуляторных функций в выборке с нормативными значениями

 

Ниже нормы (%)

Норма (%)

Выше нормы (%)

Переключение

12,6 %

65,6 %

21,8 %

Когнитивная гибкость

14,1 %

61,9 %

24 %

Содержание

14,2 %

62,1 %

23,6 %

Расположение

16,8 %

58,5 %

24,7 %

Зрительная рабочая память

18,8 %

62,1 %

19 %

Скорость протекания психических процессов

11,4 %

66,9 %

21,7 %

Когнитивный сдерживающий контроль

11,6 %

62,3 %

26,1 %

Слухоречевая память

35,2 %

51,2 %

13,6 %

Физический сдерживающий контроль

15,8 %

52,6 %

31,6 %

Таблица 2

Разделение общей выборки на подгруппы с различным уровнем саморегуляции относительно выборки (кластеризация К-средними)

 

Уровень саморегуляции

Достоверность различий

Низкий уровень саморегуляции

Средний уровень саморегуляции

Высокий уровень саморегуляции

H-критерий Краскела – Уоллиса

p-value

Когнитивная гибкость

20,3

21,2

22,1

33,84

< 0,001

Содержание

33,9

41,1

46,3

225,09

< 0,001

Расположение

16,6

21,3

23,5

189,94

< 0,001

Бонус

9,7

24,8

43

263,34

< 0,001

Зрительная РП

60,2

87,3

112,8

267,34

< 0,001

Скорость протекания психических процессов

9,2

10,5

10,5

11,30

0,004

Когнитивный сдерживающий контроль

9,7

11,1

12,1

24,86

< 0,001

Слухоречевая РП

15,5

16,5

19,7

35,91

< 0,001

Физический сдерживающий контроль

26,4

26,7

27,2

1,17

0,558

Количество

наблюдений

115

90

98

 

Таблица 3

Описательные статистики по показателям воображения

Шкала

Среднее значение

Стандартное отклонение

Минимум

Максимум

Разработанность (максимум)

9,03

3,71

2

23

Разработанность (сумма)

41,1

18,6

10

149

Оригинальность (количество включений)

1,54

1,53

0

8

Гибкость

9,75

0,544

7

10

Коэффициент оригинальности

5,28

1,68

1

9

Таблица 4

Оценка средних значений показателей воображения у детей с разными языковыми способностями

Шкала

Только русский язык

Билингвизм

Только якутский язык

Достоверность различий (ANOVA с поправкой Уэлча, p-value)

Разработанность (максимум)

M = 9,21

SD = 3,48

M = 9,41

SD = 3,86

M = 7,8

SD = 2,74

F = 4,02

p = 0,021

Разработанность (сумма)

M = 42,5

SD = 19,25

M = 42,7

SD = 20,21

M = 34,7

SD = 12,59

F = 4,59

p = 0,012

Оригинальность

(количество включений)

M = 1,8

SD = 1,68

M = 1,6

SD = 1,61

M = 1,1

SD = 1,39

F = 2,71

p = 0,072

Различия между кластерами являются статистически значимыми (H-критерий Краскела – Уоллиса) по всем показателям, за исключением физического сдерживающего контроля.

Согласно результатам диагностики воображения детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), были получены следующие результаты (табл. 3). Так, у большинства детей максимально детализированным изображением является рисунок, дополненный в среднем 9 деталями. В среднем все десять изображений дети дополняли 41 деталью. Большинство детей демонстрируют в рисунках минимум одно включение изначального изображения в качестве незначительной детали рисунка. У большинства детей встречается минимум 9 неповторяющихся изображений и 5 оригинальных изображений, которые не встречаются у детей из группы, которую посещает ребенок.

Был проведен анализ результатов диагностики воображения детей, посещающих подготовительные группы в ДОО Республики Саха (Якутия), в зависимости от языковых способностей [7]. Были выявлены статистически значимые различия по трем показателям: разработанность (максимум), разработанность (сумма) и оригинальность (количество включений (табл. 4). В ходе анализа было выявлено, что:

− наиболее разработанное изображение содержит больше деталей у детей, владеющих и русским, и якутским языками, по сравнению с детьми, говорящими на одном языке;

− наибольшее количество деталей по всем десяти изображениям присутствует у детей, владеющих и русским, и якутским языками, по сравнению с детьми, говорящими на одном языке. Меньшее количество деталей по всем десяти изображениям присутствует у детей, владеющих только якутским языком;

− большее количество включений изначального изображения в рисунок в качестве незначительной детали присутствует у детей, владеющих только русским языком.

Качественный анализ рисунков детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), позволил выявить, что наиболее часто встречающиеся изображения сходны у детей-билингвов и детей, владеющих только русским языком. Однако менее частотные изображения отличаются.

Оценка культурной специфики показателей воображения. Был проведен качественный анализ рисунков детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), в сравнении с рисунками детей, посещающих подготовительные группы ДОО таких регионов, как город Москва, Пермский край и Республика Татарстан, с целью оценки культурной специфики рисунков детей. Было получено, что:

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: солнце, снеговик, цветок, человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение кошки, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО города Москвы;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дом и машина. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение телевизора, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО таких регионов, как Пермский край и Республика Татарстан;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: снеговик, матрешка и неваляшка. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения человека и Чебурашки, которые присутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Татарстан;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: шарик, леденец и человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение цветка, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Пермского края;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дом, корабль и машина. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение крыши, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дождь, морковка, капля и птица. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение глаза, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Пермского края;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: флаг и корона. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение письма, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: овал и человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения зеркала и гриба, которые отсутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: сердце и бабочка. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение шарика, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частым изображением является радуга. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), отсутствует изображение уха, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы других регионов. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения колеса и луны, которые отсутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов.

Также у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются уникальные изображения, отражающие культурную специфику данного региона: якутский оберег, кольцо с бриллиантом и бусы с бриллиантом, алмаз.

Оценка взаимосвязи показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития. Был проведен анализ (Ro-Спирмена) взаимосвязи показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы ДОУ Республики Саха (Якутия) (табл. 5). Было получено, что:

− разработанность всех десяти изображений выше у тех детей, у которых выше уровень способности понимать эмоции, вызванных внешними причинами;

− оригинальность (количество включений исходного изображения в качестве незначительной детали рисунка) выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности зрительной РП и ее показателей, а именно содержание, расположение и бонусный балл; выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности слухоречевой РП;

− гибкость (количество неповторяющихся изображений) выше у тех детей, у которых выше уровень способности рефлексии эмоций; выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности когнитивного сдерживающего контроля;

− коэффициент оригинальности (количество изображений, которые не встречаются у детей группы, которую посещает ребенок) ниже у тех детей, у которых выше уровень сформированности когнитивной гибкости.

Таблица 5

Корреляционный анализ Ro-Спирмена показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития

 

Разработанность (сумма)

Оригинальность (количество включений)

Гибкость

Коэффициент оригинальности

Когнитивная гибкость

Ro-Спирмена

-0,028

0,025

0,049

-0,129

p-value

0,608

0,644

0,368

0,016

Содержание

Ro-Спирмена

0,099

0,116

0,069

-0,034

p-value

0,069

0,033

0,205

0,534

Расположение

Ro-Спирмена

0,066

0,111

0,017

0,034

p-value

0,225

0,040

0,756

0,538

Бонус

Ro-Спирмена

0,098

0,123

0,056

-0,027

p-value

0,072

0,023

0,305

0,616

Зрительная РП

Ro-Спирмена

0,099

0,127

0,052

-0,021

p-value

0,070

0,019

0,336

0,703

Понимание эмоций, вызываемых внешними причинами

Ro-Спирмена

0,123

0,074

0,027

0,020

p-value

0,031

0,197

0,638

0,728

Рефлексия эмоций

Ro-Спирмена

0,064

0,076

0,126

-0,112

p-value

0,258

0,184

0,027

0,049

Когнитивный сдерживающий контроль

Ro-Спирмена

-0,032

0,005

0,136

-0,063

p-value

0,586

0,928

0,020

0,292

Слухоречевая РП

Ro-Спирмена

0,062

0,117

0,023

-0,082

p-value

0,250

0,029

0,673

0,131

Примечание: зеленым отмечены значимые корреляции.

Заключение

Исследование изучения взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций (ДОО) в Республике Саха (Якутия), позволяет сделать основные выводы. Во-первых, исследование показало, что воображение играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии детей. Существуют значительные взаимосвязи между уровнями развития воображения и когнитивными способностями, такими как память, внимание и креативность. Дети с более развитыми навыками воображения, как правило, демонстрируют лучшие результаты в когнитивных задачах. Во-вторых, эмоциональное развитие также связано с воображением. Дети, обладающие высоким уровнем воображения, чаще проявляют эмоциональную выразительность и способность к сопереживанию. Их игры и взаимодействие с окружающими более разнообразны и многослойны, что способствует их социальному и эмоциональному благополучию. В-третьих, среда, в которой развиваются дети, оказывает значительное влияние на формирование этих взаимосвязей. Открытость образовательного процесса, наличие стимулов для творчества и самостоятельной деятельности способствуют как развитию воображения, так и когнитивным и эмоциональным навыкам. Наконец, практика работы с детьми в подготовительных группах должна учитывать эти взаимосвязи, предлагая разнообразные методы и подходы, способствующие гармоничному развитию воображения и когнитивно-эмоциональных навыков. Важно создавать условия для активного участия детей в творческих и игровых процессах, что позволит им развивать не только интеллектуальные, но и эмоциональные компетенции. Таким образом, развитие воображения у детей является важным аспектом их комплексного развития и должно стать приоритетом в работе дошкольных учреждений. Выводы данного исследования могут быть полезны для педагогов, психологов и исследователей, занимающихся вопросами раннего развития ребенка.


Библиографическая ссылка

Дедюкина М.И., Семенов Ю.И. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ И УРОВНЕЙ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 127-133;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40183 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674