Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROMISING TASKS OF MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY AS A MEANS OF TRAINING FOREIGN CADETS AT A MILITARY UNIVERSITY

Emchenko D.S. 2 Drobotenko Yu.B. 1 Salugin F.V. 2, 3 Spataeva M.Kh. 4
1 Omsk State Pedagogical University
2 Omsk Armored Engineering Institute
3 Omsk State Medical University
4 Siberian State Automobile and Highway University
The purpose of the study is to apply promising professional tasks in the training of foreign cadets in Russia. Research materials and methods. Pedagogical research was carried out on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Omsk Armored Engineering Institute,” as well as in the “Novosibirsk Higher Military Command School.” The following research methods were used: analysis of documents, analysis of scientific and methodological literature, compilation and solution of typical tasks, taking into account the individual characteristics of foreign cadets, as well as taking into account the location of countries, the presence of climatogeographic conditions, etc. The article describes the features of solving professional problems during the training of foreign cadets. Promising tasks of military-professional activity are pedagogical design, which differs in its requirements from traditional methods of training. This feature provides educational adaptation of foreign cadets in Russia. This article proposes the solution of promising professional tasks that cadets will face as graduates of a military university in their further professional activities. Recommended means of pedagogical design, which lead to the full satisfaction of the educational needs of foreign cadets. The solution of a promising professional task in the discipline of “tactics” for foreign cadets using a 3-d layout of the terrain, taking into account the environment, location, time zone and other criteria that correspond to the peculiarities of the customer country of cadet training, is justified. It has been established that the development and solution of such tasks contributes to the development of qualified skills among foreign cadets, as graduates of military universities. After the studies, changes and adjustments will be made to the educational and methodological set of disciplines for successful implementation in the educational process. This will provide high-quality education for foreign cadets in Russia.
promising professional tasks
foreign cadets
military university
differentiation
educational needs

Введение

Приоритеты государственной военной политики, определенные военной доктриной, диктуют необходимость развития военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими государствами, при этом одним из основных инструментов развития выступает экспорт российского военного образования. В российских военных вузах обучаются представители 83 стран, общее количество иностранных военных специалистов, получающих российское военное образование, превышает 10 тыс. чел.

Однако рост числа иностранных курсантов и стран-экспортеров не связан прямо с поставками за рубеж российского вооружения и техники или с принятием иностранными Вооруженными Силами российских стандартов военной организации. Во многом он определяется качеством российского военного образования, способностью российских военных вузов выполнять образовательный заказ и реализовывать потребность в соответствующей профессиональной подготовке специалистов для иностранных армий. Таким образом, педагогические проблемы, связанные с повышением качества подготовки иностранных курсантов, носят государственный характер.

Развитие заказа на российское военное образование следует рассматривать отдельно от общих тенденций в системе мирового и российского образования в силу того, что они определяются особыми факторами: масштабом и программами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами; совпадающими направлениями военно-политического сотрудничества; геополитической ситуацией в мире. Заказ на российское военное образование постоянно находится в развитии. Кроме объема, его динамика определяется следующими тенденциями:

− увеличением числа востребованных воинских специальностей и специализаций, охватом различных уровней профессионального военного образования;

− реструктуризацией профессиональных задач, к которым готовят иностранного выпускника российского военного вуза и, как следствие, изменением (чаще расширением) его особых образовательных потребностей.

Актуальными и своевременными являются задачи научного обеспечения дальнейшего различения подготовки иностранных курсантов, что ведет к обогащению опыта дифференциации профессиональной подготовки, которым обладают педагогические коллективы.

Перспективные профессиональные задачи представляют собой педагогическое проектирование дифференциации профессиональной подготовки с учетом решения образовательных потребностей иностранных курсантов. Содержанием профессиональной задачи является учебно-профессиональная задача со своим вариативным содержанием и одновременно результатом моделирования проблемных ситуаций, возникающих у иностранных курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Цель исследования – применение профессиональных задач в обучении иностранных курсантов России.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт», а также в Новосибирском высшем военном командном училище. Применялись следующие методы исследования: анализ документов; анализ научно-методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Вариативная часть профессиональной подготовки в нашем исследовании определена через решение профессиональных задач, ввиду того, что в практике эти задачи имеют значительные отличия у иностранных и российских выпускников. Профессиональные задачи, разработанные для обучения иностранных студентов, учитывают особенности окружающей среды, местоположения, часового пояса, вооружения и техники страны-заказчика, национальных военных традиций организации и действия национальных Вооруженных Сил. Каждая задача в своем содержании определяет цель какой-либо деятельности, которая выполняется субъектом для ее разрешения. Эти задачи являются единицами профессиональной дельности, причем в ряде профессий и специальностей они трудно формализуются, поэтому содержание подготовки в вузе определяется лишь базовыми, типовыми профессиональными задачами, характеризующими кроме профессии и специальности должностную позицию (в военном вузе – должностное предназначение выпускника) [1]. Решение профессиональной задачи представляет собой результат моделирования проблемной ситуации для самого субъекта. В данном случае сценарием выступает профессиональная задача или набор профессиональных задач, выполняемых в образовательном процессе военного вуза. Это моделирование направлено на профессиональное и личностное развитие обучающегося [2; 3; 4, с. 14]. Методисты, как правило, выделяют в ней:

– содержательный компонент:

а) обобщенная формулировка задачи (факты, позиции, суждения и отношения);

б) описание профессиональной ситуации и необходимости ее изменения (профессиональная цель);

в) указание на противоречие, трудность решения и необходимость саморазвития (учебная цель);

– контекстный компонент: профессиональный (задача в системе профессиональной деятельности), образовательный (задача в логике образовательного процесса, учебной дисциплины) и личностный (задача в процессе профессионального и личностного развития) контексты учебно-профессиональной деятельности;

– результативный компонент (продукт, ключевое задание, ожидаемый результат решения задачи);

– ресурсный компонент (временные и пространственные ограничения, средства, доступные методы);

– процессуальный компонент: действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога), которые предполагаются в ходе решения задачи.

Анализ указанных работ показывает применение классической схемы задач в ходе реализации основных задач исследования. Одним из важных этапов процесса проектирования подготовки иностранных курсантов в отдельных случаях указывается анализ профессиональной деятельности по специальности и должностной позиции [5; 6; 7, с.15].

Приведем пример перспективной профессиональной задачи по дисциплине «Тактика», предлагаемой для решения иностранным курсантам, в которой представлены три варианта физико-географических и природно-климатических условий, определяющих дополнительные действия командира по оценке ситуации, формулировке идей и действий подразделений (таблица).

Командир роты анализирует ситуацию, выдвигает гипотезу разработки алгоритма последующих действий подразделения:

− масштаб и время выполнения задач технического обслуживания и восстановления вооружения и техники;

− определение необходимого материально-технического обеспечения, а также оценка возможностей и сроков реализации являются важными аспектами планирования, данные процессы включают анализ потребностей, доступных ресурсов и временных рамок для успешного выполнения задач;

− систематизация и алгоритмизация действий для решения срочных задач;

− объем и механизм воздействия физико-географических и природно-климатических условий на выполнение этих задач;

− формирование защиты, охраны и обороны при противодействии, оценка необходимых сил и средств обороны.

Проектное решение получило положительные отзывы экспертов, поскольку оно предоставляет возможности для самостоятельного углубления профессиональной подготовки иностранных курсантов, уже обладающих профессиональным военным образованием и опытом. Эти отзывы обусловлены тем, что технические и материальные возможности российского военного вуза позволяют в точности воссоздать средства профессиональной деятельности в национальных армиях, тем более что большинство из стран-заказчиков российского военного образования в той или иной степени оснащены российскими образцами вооружения и военной техники.

Сравнительный анализ типовых и перспективных профессиональных задач по дисциплине «Тактика»

Типовая профессиональная задача

Перспективная профессиональная задача

Общие задачи:

− боевое охранение (дозор)

− методы маскировки техники (с учетом особенностей местности)

Не дополняются

Условие: густые тропические или субтропические леса и кустарники

Дополнительное решение: увеличение количества боевого охранения из-за густой растительности

Условие: пустынная местность

Дополнительное решение: из-за зыбучих песков и повышенной видимости: использование светомаскировки техники

Условие: гористая местность

Дополнительное решение: использование откатов для техники, использование дальномеров, маскировка, занятие подразделением высот

Пилотные эксперименты привели к выводу о том, что техническое соответствие предложенных вариантов перспективной профессиональной задачи – сильная сторона проектного решения. В нем в полной мере учтены различия стран: образцы вооружения и техники; возможности материально-технического обеспечения. К этому выводу присоединились официальные представители стран-заказчиков.

В меньшей степени устранено технологическое несоответствие, поскольку системы управления и технического обслуживания каждой страны – это уникальный комплекс, отражающий состояние экономики и результаты длительного военного строительства. Воспроизведение национальных систем технического обслуживания вооружения и военной техники, в особенности если они построены по стандартам НАТО, остается не полностью решенной задачей дифференциации и образует одно из направлений продолжения исследований. Тем не менее экспертные оценки все же положительные, а в рамках эксперимента проблему технологического несоответствия удалось частично решить с помощью виртуальных моделей. Кроме того, проводится постоянный анализ, формулировка срочного плана и реализации оперативных действий.

После обобщения полученных данных эксперты сошлись во мнении, что главные противоречия между типовыми профессиональными задачами, на которых основывается профессиональная подготовка российских курсантов, и реалиями, предстоящими иностранным военным специалистам, возникают в системе деятельности, доступных средствах и ресурсах, а также допустимых методах.

Дифференциация профессиональной задачи проводится по следующим компонентам: контекстный, ресурсный и процессуальный. Остальные компоненты не входят в вариативную часть и не могут быть изменены, либо они не являются негативными ресурсами, снижающими уровень подготовки иностранных курсантов. В связи с указанным перспективные профессиональные задачи, обеспечивающие высокий образовательный уровень иностранных курсантов, соответствуют характеру будущей военно-профессиональной деятельности иностранных курсантов. Кроме этого, они соответствуют образовательной цели военных вузов, учитывают все средства и методы обучения, в том числе новейшие исследования и научные разработки.

Таким образом, перспективные профессиональные задачи обеспечивают образовательные потребности иностранных курсантов, учитывают все проблемные позиции образования и обусловливаются тремя факторами:

1) национальная принадлежность курсанта. Это позволяет понимать ориентацию военной традиции страны, например, какому стандарту вооруженных сил принадлежит организация: НАТО (США) или Российской Федерации; какие тактические особенности используются и для чего применяется каждое подразделение;

2) особенности вооружения и военной техники страны-заказчика. Это позволяет учитывать особенности перспективного должностного предназначения иностранного курсанта, связанные с выполнением в дальнейшем определенных функций;

3) базовый уровень подготовки иностранного курсанта: наличие военного образования; при наличии военного образования его должностной статус; наличие боевого опыта у иностранного курсанта.

Все перечисленные факторы обусловливают различия в актуальных учебно-профессиональных задачах иностранных курсантов. Эти аспекты не отражены во ФГОС ВО российских квалификационных требований и на текущем этапе решения проблемы требуют различий в подготовке иностранных курсантов и курсантов России. Именно это требование обеспечивает применение перспективных профессиональных задач в обучении и подготовке иностранных курсантов. Специфическая дифференциация обеспечивает подготовку иностранных курсантов, имеющих как одни те же должностные предназначения, так и различные. Эта особенность стала ведущей в разработке проблем дифференцированного обучения иностранных курсантов в российском военном вузе. Указанную особенность можно обозначить как тенденцию появления новых, оригинальных групп профессиональных задач внутри одной специальности и даже одной должности, к выполнению обязанностей по которой готовится иностранный курсант.

Заключение

С окончанием эксперимента работа по дифференциации профессиональной подготовки не останавливается, число учебно-профессиональных задач увеличивается с каждым набором иностранных курсантов и составляет солидный банк материалов. Он не оценивается в рамках диссертационного исследования, но образует его практическую значимость. Проведение эксперимента привело к выводу о том, что техническое соответствие предложенных вариантов перспективной профессиональной задачи – сильная сторона проектного решения. В этом решении в полной мере учтены различия между странами: в образцах вооружения и техники, в возможностях систем технического обеспечения и т.д. На каждое из этих различий необходимо разработать перспективные профессиональные задачи. К этому выводу присоединились официальные представители стран-заказчиков. Как организацию профессиональной подготовки, так и реальную возможность военного вуза дифференцировать профессиональную подготовку иностранных курсантов характеризует результативность сложившихся в вузе организационно-педагогических условий.