Введение
Приоритеты государственной военной политики, определенные военной доктриной, диктуют необходимость развития военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими государствами, при этом одним из основных инструментов развития выступает экспорт российского военного образования. В российских военных вузах обучаются представители 83 стран, общее количество иностранных военных специалистов, получающих российское военное образование, превышает 10 тыс. чел.
Однако рост числа иностранных курсантов и стран-экспортеров не связан прямо с поставками за рубеж российского вооружения и техники или с принятием иностранными Вооруженными Силами российских стандартов военной организации. Во многом он определяется качеством российского военного образования, способностью российских военных вузов выполнять образовательный заказ и реализовывать потребность в соответствующей профессиональной подготовке специалистов для иностранных армий. Таким образом, педагогические проблемы, связанные с повышением качества подготовки иностранных курсантов, носят государственный характер.
Развитие заказа на российское военное образование следует рассматривать отдельно от общих тенденций в системе мирового и российского образования в силу того, что они определяются особыми факторами: масштабом и программами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами; совпадающими направлениями военно-политического сотрудничества; геополитической ситуацией в мире. Заказ на российское военное образование постоянно находится в развитии. Кроме объема, его динамика определяется следующими тенденциями:
− увеличением числа востребованных воинских специальностей и специализаций, охватом различных уровней профессионального военного образования;
− реструктуризацией профессиональных задач, к которым готовят иностранного выпускника российского военного вуза и, как следствие, изменением (чаще расширением) его особых образовательных потребностей.
Актуальными и своевременными являются задачи научного обеспечения дальнейшего различения подготовки иностранных курсантов, что ведет к обогащению опыта дифференциации профессиональной подготовки, которым обладают педагогические коллективы.
Перспективные профессиональные задачи представляют собой педагогическое проектирование дифференциации профессиональной подготовки с учетом решения образовательных потребностей иностранных курсантов. Содержанием профессиональной задачи является учебно-профессиональная задача со своим вариативным содержанием и одновременно результатом моделирования проблемных ситуаций, возникающих у иностранных курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Цель исследования – применение профессиональных задач в обучении иностранных курсантов России.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт», а также в Новосибирском высшем военном командном училище. Применялись следующие методы исследования: анализ документов; анализ научно-методической литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
Вариативная часть профессиональной подготовки в нашем исследовании определена через решение профессиональных задач, ввиду того, что в практике эти задачи имеют значительные отличия у иностранных и российских выпускников. Профессиональные задачи, разработанные для обучения иностранных студентов, учитывают особенности окружающей среды, местоположения, часового пояса, вооружения и техники страны-заказчика, национальных военных традиций организации и действия национальных Вооруженных Сил. Каждая задача в своем содержании определяет цель какой-либо деятельности, которая выполняется субъектом для ее разрешения. Эти задачи являются единицами профессиональной дельности, причем в ряде профессий и специальностей они трудно формализуются, поэтому содержание подготовки в вузе определяется лишь базовыми, типовыми профессиональными задачами, характеризующими кроме профессии и специальности должностную позицию (в военном вузе – должностное предназначение выпускника) [1]. Решение профессиональной задачи представляет собой результат моделирования проблемной ситуации для самого субъекта. В данном случае сценарием выступает профессиональная задача или набор профессиональных задач, выполняемых в образовательном процессе военного вуза. Это моделирование направлено на профессиональное и личностное развитие обучающегося [2; 3; 4, с. 14]. Методисты, как правило, выделяют в ней:
– содержательный компонент:
а) обобщенная формулировка задачи (факты, позиции, суждения и отношения);
б) описание профессиональной ситуации и необходимости ее изменения (профессиональная цель);
в) указание на противоречие, трудность решения и необходимость саморазвития (учебная цель);
– контекстный компонент: профессиональный (задача в системе профессиональной деятельности), образовательный (задача в логике образовательного процесса, учебной дисциплины) и личностный (задача в процессе профессионального и личностного развития) контексты учебно-профессиональной деятельности;
– результативный компонент (продукт, ключевое задание, ожидаемый результат решения задачи);
– ресурсный компонент (временные и пространственные ограничения, средства, доступные методы);
– процессуальный компонент: действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога), которые предполагаются в ходе решения задачи.
Анализ указанных работ показывает применение классической схемы задач в ходе реализации основных задач исследования. Одним из важных этапов процесса проектирования подготовки иностранных курсантов в отдельных случаях указывается анализ профессиональной деятельности по специальности и должностной позиции [5; 6; 7, с.15].
Приведем пример перспективной профессиональной задачи по дисциплине «Тактика», предлагаемой для решения иностранным курсантам, в которой представлены три варианта физико-географических и природно-климатических условий, определяющих дополнительные действия командира по оценке ситуации, формулировке идей и действий подразделений (таблица).
Командир роты анализирует ситуацию, выдвигает гипотезу разработки алгоритма последующих действий подразделения:
− масштаб и время выполнения задач технического обслуживания и восстановления вооружения и техники;
− определение необходимого материально-технического обеспечения, а также оценка возможностей и сроков реализации являются важными аспектами планирования, данные процессы включают анализ потребностей, доступных ресурсов и временных рамок для успешного выполнения задач;
− систематизация и алгоритмизация действий для решения срочных задач;
− объем и механизм воздействия физико-географических и природно-климатических условий на выполнение этих задач;
− формирование защиты, охраны и обороны при противодействии, оценка необходимых сил и средств обороны.
Проектное решение получило положительные отзывы экспертов, поскольку оно предоставляет возможности для самостоятельного углубления профессиональной подготовки иностранных курсантов, уже обладающих профессиональным военным образованием и опытом. Эти отзывы обусловлены тем, что технические и материальные возможности российского военного вуза позволяют в точности воссоздать средства профессиональной деятельности в национальных армиях, тем более что большинство из стран-заказчиков российского военного образования в той или иной степени оснащены российскими образцами вооружения и военной техники.
Сравнительный анализ типовых и перспективных профессиональных задач по дисциплине «Тактика»
Типовая профессиональная задача |
Перспективная профессиональная задача |
Общие задачи: − боевое охранение (дозор) − методы маскировки техники (с учетом особенностей местности) |
|
Не дополняются |
Условие: густые тропические или субтропические леса и кустарники |
Дополнительное решение: увеличение количества боевого охранения из-за густой растительности |
|
Условие: пустынная местность |
|
Дополнительное решение: из-за зыбучих песков и повышенной видимости: использование светомаскировки техники |
|
Условие: гористая местность |
|
Дополнительное решение: использование откатов для техники, использование дальномеров, маскировка, занятие подразделением высот |
Пилотные эксперименты привели к выводу о том, что техническое соответствие предложенных вариантов перспективной профессиональной задачи – сильная сторона проектного решения. В нем в полной мере учтены различия стран: образцы вооружения и техники; возможности материально-технического обеспечения. К этому выводу присоединились официальные представители стран-заказчиков.
В меньшей степени устранено технологическое несоответствие, поскольку системы управления и технического обслуживания каждой страны – это уникальный комплекс, отражающий состояние экономики и результаты длительного военного строительства. Воспроизведение национальных систем технического обслуживания вооружения и военной техники, в особенности если они построены по стандартам НАТО, остается не полностью решенной задачей дифференциации и образует одно из направлений продолжения исследований. Тем не менее экспертные оценки все же положительные, а в рамках эксперимента проблему технологического несоответствия удалось частично решить с помощью виртуальных моделей. Кроме того, проводится постоянный анализ, формулировка срочного плана и реализации оперативных действий.
После обобщения полученных данных эксперты сошлись во мнении, что главные противоречия между типовыми профессиональными задачами, на которых основывается профессиональная подготовка российских курсантов, и реалиями, предстоящими иностранным военным специалистам, возникают в системе деятельности, доступных средствах и ресурсах, а также допустимых методах.
Дифференциация профессиональной задачи проводится по следующим компонентам: контекстный, ресурсный и процессуальный. Остальные компоненты не входят в вариативную часть и не могут быть изменены, либо они не являются негативными ресурсами, снижающими уровень подготовки иностранных курсантов. В связи с указанным перспективные профессиональные задачи, обеспечивающие высокий образовательный уровень иностранных курсантов, соответствуют характеру будущей военно-профессиональной деятельности иностранных курсантов. Кроме этого, они соответствуют образовательной цели военных вузов, учитывают все средства и методы обучения, в том числе новейшие исследования и научные разработки.
Таким образом, перспективные профессиональные задачи обеспечивают образовательные потребности иностранных курсантов, учитывают все проблемные позиции образования и обусловливаются тремя факторами:
1) национальная принадлежность курсанта. Это позволяет понимать ориентацию военной традиции страны, например, какому стандарту вооруженных сил принадлежит организация: НАТО (США) или Российской Федерации; какие тактические особенности используются и для чего применяется каждое подразделение;
2) особенности вооружения и военной техники страны-заказчика. Это позволяет учитывать особенности перспективного должностного предназначения иностранного курсанта, связанные с выполнением в дальнейшем определенных функций;
3) базовый уровень подготовки иностранного курсанта: наличие военного образования; при наличии военного образования его должностной статус; наличие боевого опыта у иностранного курсанта.
Все перечисленные факторы обусловливают различия в актуальных учебно-профессиональных задачах иностранных курсантов. Эти аспекты не отражены во ФГОС ВО российских квалификационных требований и на текущем этапе решения проблемы требуют различий в подготовке иностранных курсантов и курсантов России. Именно это требование обеспечивает применение перспективных профессиональных задач в обучении и подготовке иностранных курсантов. Специфическая дифференциация обеспечивает подготовку иностранных курсантов, имеющих как одни те же должностные предназначения, так и различные. Эта особенность стала ведущей в разработке проблем дифференцированного обучения иностранных курсантов в российском военном вузе. Указанную особенность можно обозначить как тенденцию появления новых, оригинальных групп профессиональных задач внутри одной специальности и даже одной должности, к выполнению обязанностей по которой готовится иностранный курсант.
Заключение
С окончанием эксперимента работа по дифференциации профессиональной подготовки не останавливается, число учебно-профессиональных задач увеличивается с каждым набором иностранных курсантов и составляет солидный банк материалов. Он не оценивается в рамках диссертационного исследования, но образует его практическую значимость. Проведение эксперимента привело к выводу о том, что техническое соответствие предложенных вариантов перспективной профессиональной задачи – сильная сторона проектного решения. В этом решении в полной мере учтены различия между странами: в образцах вооружения и техники, в возможностях систем технического обеспечения и т.д. На каждое из этих различий необходимо разработать перспективные профессиональные задачи. К этому выводу присоединились официальные представители стран-заказчиков. Как организацию профессиональной подготовки, так и реальную возможность военного вуза дифференцировать профессиональную подготовку иностранных курсантов характеризует результативность сложившихся в вузе организационно-педагогических условий.
Библиографическая ссылка
Емченко Д.С., Дроботенко Ю.Б., Салугин Ф.В., Спатаева М.Х. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 8. – С. 147-151;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40127 (дата обращения: 31.10.2024).