Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Емченко Д.С. 2 Дроботенко Ю.Б. 1 Салугин Ф.В. 2, 3 Спатаева М.Х. 4
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт»
3 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
4 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет»
Цель исследования – применение перспективных профессиональных задач в обучении иностранных курсантов в России. Педагогическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт», а также в Новосибирском высшем военном командном училище. Применялись следующие методы исследования: анализ документов, анализ научно-методической литературы, составление и решение типовых задач с учетом особенностей иностранных курсантов, а также с учетом местоположения стран, наличием климатогеографических условий и т.д. В статье раскрыты особенности решения профессиональных задач в ходе обучения иностранных курсантов. Перспективные задачи военно-профессиональной деятельности представляют собой педагогическое проектирование, отличающееся по своим требованиям от традиционных способов обучения. Эта особенность обеспечивает образовательную адаптацию иностранных курсантов в России. В данной статье предлагается решение перспективных профессиональных задач, с которыми столкнутся курсанты как выпускники военного вуза в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Рекомендованы средства педагогического проектирования, которые приводят к полному удовлетворению образовательных потребностей иностранных курсантов. Обосновано решение перспективной профессиональной задачи по дисциплине «Тактика» для иностранных курсантов с использованием 3D макета местности, с учетом окружающей среды, местоположения, часового пояса и прочих критериев, соответствующих особенностям страны – заказчика подготовки курсанта. Установлено, что разработка и решение подобных задач способствует развитию квалифицированных навыков у иностранных курсантов как выпускников военных вузов. После проведенных исследований будут внесены изменения и корректировки в учебно-методический комплекс дисциплин для успешного внедрения в учебный процесс. Это обеспечит качественное образование иностранных курсантов в России.
перспективные профессиональные задачи
иностранные курсанты
военный вуз
дифференциация
образовательные потребности
1. Приймак С.В. Реализация системы повышения качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 2 (81). С. 205–211.
2. Приймак С.В. Вопросы повышения качества профессиональной подготовки специалиста в современной науке // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 1–1. С. 309–318.
3. Емченко Д.С., Салугин Ф.В., Спатаева М.Х. Применение дифференцированного подхода в ходе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 4. С. 133–137. DOI: 10.17513/snt.39983.
4. Савенко Д.Ю. Педагогическая модель развития военно-профессиональной субъектности курсантов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2021. 24 с.
5. Ламухина Н.А. Информатизация образования в вузах МО РФ // Специальная техника и технологии транспорта. 2023. № 20. С. 337–341.
6. Николаев А.А., Яковлев Д.С. Исследование особенностей военно-профессиональной деятельности военнослужащих подразделений штурма и разграждения инженерных войск с учетом комплексного подхода в аспектах физической и тактико-специальной подготовки // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 1. С. 138–146.
7. Наумов А.И. Дидактическое моделирование профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва, 2020. 24 с

Введение

Приоритеты государственной военной политики, определенные военной доктриной, диктуют необходимость развития военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими государствами, при этом одним из основных инструментов развития выступает экспорт российского военного образования. В российских военных вузах обучаются представители 83 стран, общее количество иностранных военных специалистов, получающих российское военное образование, превышает 10 тыс. чел.

Однако рост числа иностранных курсантов и стран-экспортеров не связан прямо с поставками за рубеж российского вооружения и техники или с принятием иностранными Вооруженными Силами российских стандартов военной организации. Во многом он определяется качеством российского военного образования, способностью российских военных вузов выполнять образовательный заказ и реализовывать потребность в соответствующей профессиональной подготовке специалистов для иностранных армий. Таким образом, педагогические проблемы, связанные с повышением качества подготовки иностранных курсантов, носят государственный характер.

Развитие заказа на российское военное образование следует рассматривать отдельно от общих тенденций в системе мирового и российского образования в силу того, что они определяются особыми факторами: масштабом и программами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами; совпадающими направлениями военно-политического сотрудничества; геополитической ситуацией в мире. Заказ на российское военное образование постоянно находится в развитии. Кроме объема, его динамика определяется следующими тенденциями:

− увеличением числа востребованных воинских специальностей и специализаций, охватом различных уровней профессионального военного образования;

− реструктуризацией профессиональных задач, к которым готовят иностранного выпускника российского военного вуза и, как следствие, изменением (чаще расширением) его особых образовательных потребностей.

Актуальными и своевременными являются задачи научного обеспечения дальнейшего различения подготовки иностранных курсантов, что ведет к обогащению опыта дифференциации профессиональной подготовки, которым обладают педагогические коллективы.

Перспективные профессиональные задачи представляют собой педагогическое проектирование дифференциации профессиональной подготовки с учетом решения образовательных потребностей иностранных курсантов. Содержанием профессиональной задачи является учебно-профессиональная задача со своим вариативным содержанием и одновременно результатом моделирования проблемных ситуаций, возникающих у иностранных курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Цель исследования – применение профессиональных задач в обучении иностранных курсантов России.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт», а также в Новосибирском высшем военном командном училище. Применялись следующие методы исследования: анализ документов; анализ научно-методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Вариативная часть профессиональной подготовки в нашем исследовании определена через решение профессиональных задач, ввиду того, что в практике эти задачи имеют значительные отличия у иностранных и российских выпускников. Профессиональные задачи, разработанные для обучения иностранных студентов, учитывают особенности окружающей среды, местоположения, часового пояса, вооружения и техники страны-заказчика, национальных военных традиций организации и действия национальных Вооруженных Сил. Каждая задача в своем содержании определяет цель какой-либо деятельности, которая выполняется субъектом для ее разрешения. Эти задачи являются единицами профессиональной дельности, причем в ряде профессий и специальностей они трудно формализуются, поэтому содержание подготовки в вузе определяется лишь базовыми, типовыми профессиональными задачами, характеризующими кроме профессии и специальности должностную позицию (в военном вузе – должностное предназначение выпускника) [1]. Решение профессиональной задачи представляет собой результат моделирования проблемной ситуации для самого субъекта. В данном случае сценарием выступает профессиональная задача или набор профессиональных задач, выполняемых в образовательном процессе военного вуза. Это моделирование направлено на профессиональное и личностное развитие обучающегося [2; 3; 4, с. 14]. Методисты, как правило, выделяют в ней:

– содержательный компонент:

а) обобщенная формулировка задачи (факты, позиции, суждения и отношения);

б) описание профессиональной ситуации и необходимости ее изменения (профессиональная цель);

в) указание на противоречие, трудность решения и необходимость саморазвития (учебная цель);

– контекстный компонент: профессиональный (задача в системе профессиональной деятельности), образовательный (задача в логике образовательного процесса, учебной дисциплины) и личностный (задача в процессе профессионального и личностного развития) контексты учебно-профессиональной деятельности;

– результативный компонент (продукт, ключевое задание, ожидаемый результат решения задачи);

– ресурсный компонент (временные и пространственные ограничения, средства, доступные методы);

– процессуальный компонент: действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога), которые предполагаются в ходе решения задачи.

Анализ указанных работ показывает применение классической схемы задач в ходе реализации основных задач исследования. Одним из важных этапов процесса проектирования подготовки иностранных курсантов в отдельных случаях указывается анализ профессиональной деятельности по специальности и должностной позиции [5; 6; 7, с.15].

Приведем пример перспективной профессиональной задачи по дисциплине «Тактика», предлагаемой для решения иностранным курсантам, в которой представлены три варианта физико-географических и природно-климатических условий, определяющих дополнительные действия командира по оценке ситуации, формулировке идей и действий подразделений (таблица).

Командир роты анализирует ситуацию, выдвигает гипотезу разработки алгоритма последующих действий подразделения:

− масштаб и время выполнения задач технического обслуживания и восстановления вооружения и техники;

− определение необходимого материально-технического обеспечения, а также оценка возможностей и сроков реализации являются важными аспектами планирования, данные процессы включают анализ потребностей, доступных ресурсов и временных рамок для успешного выполнения задач;

− систематизация и алгоритмизация действий для решения срочных задач;

− объем и механизм воздействия физико-географических и природно-климатических условий на выполнение этих задач;

− формирование защиты, охраны и обороны при противодействии, оценка необходимых сил и средств обороны.

Проектное решение получило положительные отзывы экспертов, поскольку оно предоставляет возможности для самостоятельного углубления профессиональной подготовки иностранных курсантов, уже обладающих профессиональным военным образованием и опытом. Эти отзывы обусловлены тем, что технические и материальные возможности российского военного вуза позволяют в точности воссоздать средства профессиональной деятельности в национальных армиях, тем более что большинство из стран-заказчиков российского военного образования в той или иной степени оснащены российскими образцами вооружения и военной техники.

Сравнительный анализ типовых и перспективных профессиональных задач по дисциплине «Тактика»

Типовая профессиональная задача

Перспективная профессиональная задача

Общие задачи:

− боевое охранение (дозор)

− методы маскировки техники (с учетом особенностей местности)

Не дополняются

Условие: густые тропические или субтропические леса и кустарники

Дополнительное решение: увеличение количества боевого охранения из-за густой растительности

Условие: пустынная местность

Дополнительное решение: из-за зыбучих песков и повышенной видимости: использование светомаскировки техники

Условие: гористая местность

Дополнительное решение: использование откатов для техники, использование дальномеров, маскировка, занятие подразделением высот

Пилотные эксперименты привели к выводу о том, что техническое соответствие предложенных вариантов перспективной профессиональной задачи – сильная сторона проектного решения. В нем в полной мере учтены различия стран: образцы вооружения и техники; возможности материально-технического обеспечения. К этому выводу присоединились официальные представители стран-заказчиков.

В меньшей степени устранено технологическое несоответствие, поскольку системы управления и технического обслуживания каждой страны – это уникальный комплекс, отражающий состояние экономики и результаты длительного военного строительства. Воспроизведение национальных систем технического обслуживания вооружения и военной техники, в особенности если они построены по стандартам НАТО, остается не полностью решенной задачей дифференциации и образует одно из направлений продолжения исследований. Тем не менее экспертные оценки все же положительные, а в рамках эксперимента проблему технологического несоответствия удалось частично решить с помощью виртуальных моделей. Кроме того, проводится постоянный анализ, формулировка срочного плана и реализации оперативных действий.

После обобщения полученных данных эксперты сошлись во мнении, что главные противоречия между типовыми профессиональными задачами, на которых основывается профессиональная подготовка российских курсантов, и реалиями, предстоящими иностранным военным специалистам, возникают в системе деятельности, доступных средствах и ресурсах, а также допустимых методах.

Дифференциация профессиональной задачи проводится по следующим компонентам: контекстный, ресурсный и процессуальный. Остальные компоненты не входят в вариативную часть и не могут быть изменены, либо они не являются негативными ресурсами, снижающими уровень подготовки иностранных курсантов. В связи с указанным перспективные профессиональные задачи, обеспечивающие высокий образовательный уровень иностранных курсантов, соответствуют характеру будущей военно-профессиональной деятельности иностранных курсантов. Кроме этого, они соответствуют образовательной цели военных вузов, учитывают все средства и методы обучения, в том числе новейшие исследования и научные разработки.

Таким образом, перспективные профессиональные задачи обеспечивают образовательные потребности иностранных курсантов, учитывают все проблемные позиции образования и обусловливаются тремя факторами:

1) национальная принадлежность курсанта. Это позволяет понимать ориентацию военной традиции страны, например, какому стандарту вооруженных сил принадлежит организация: НАТО (США) или Российской Федерации; какие тактические особенности используются и для чего применяется каждое подразделение;

2) особенности вооружения и военной техники страны-заказчика. Это позволяет учитывать особенности перспективного должностного предназначения иностранного курсанта, связанные с выполнением в дальнейшем определенных функций;

3) базовый уровень подготовки иностранного курсанта: наличие военного образования; при наличии военного образования его должностной статус; наличие боевого опыта у иностранного курсанта.

Все перечисленные факторы обусловливают различия в актуальных учебно-профессиональных задачах иностранных курсантов. Эти аспекты не отражены во ФГОС ВО российских квалификационных требований и на текущем этапе решения проблемы требуют различий в подготовке иностранных курсантов и курсантов России. Именно это требование обеспечивает применение перспективных профессиональных задач в обучении и подготовке иностранных курсантов. Специфическая дифференциация обеспечивает подготовку иностранных курсантов, имеющих как одни те же должностные предназначения, так и различные. Эта особенность стала ведущей в разработке проблем дифференцированного обучения иностранных курсантов в российском военном вузе. Указанную особенность можно обозначить как тенденцию появления новых, оригинальных групп профессиональных задач внутри одной специальности и даже одной должности, к выполнению обязанностей по которой готовится иностранный курсант.

Заключение

С окончанием эксперимента работа по дифференциации профессиональной подготовки не останавливается, число учебно-профессиональных задач увеличивается с каждым набором иностранных курсантов и составляет солидный банк материалов. Он не оценивается в рамках диссертационного исследования, но образует его практическую значимость. Проведение эксперимента привело к выводу о том, что техническое соответствие предложенных вариантов перспективной профессиональной задачи – сильная сторона проектного решения. В этом решении в полной мере учтены различия между странами: в образцах вооружения и техники, в возможностях систем технического обеспечения и т.д. На каждое из этих различий необходимо разработать перспективные профессиональные задачи. К этому выводу присоединились официальные представители стран-заказчиков. Как организацию профессиональной подготовки, так и реальную возможность военного вуза дифференцировать профессиональную подготовку иностранных курсантов характеризует результативность сложившихся в вузе организационно-педагогических условий.


Библиографическая ссылка

Емченко Д.С., Дроботенко Ю.Б., Салугин Ф.В., Спатаева М.Х. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 8. – С. 147-151;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40127 (дата обращения: 31.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674