Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDY OF THE POSITION FUNCTION OF A DOUBLE-ROW PLANETARY INTERNAL GEAR MECHANISM WITH ELLIPTICAL GEARS ON A SATELLITE

Prikhodko A.A. 1 Polivoda N.A. 1 Schetinin M.M. 1
1 Kuban State Technological University
Mechanisms with non-circular gears are of interest to inventors and engineers due to the high compactness of such mechanisms, as well as the implementation of a wide range of transmission functions. In recent years, the number of works in this direction has increased significantly due to the development of computer modeling systems and the reduction in the cost of manufacturing non-circular gears. The purpose of this paper is mathematical modeling of the kinematics of an internal planetary gear with elliptical gears, which allows for the reciprocating rotational motion of the output shaft. A kinematic model of the mechanism was constructed using the speed plan of its links, and the law of motion was determined in the form of an analogue of the speed and position function of the output link. An experimental stand for the proposed planetary gear has been developed, on the basis of which three variants of the mechanism with different kinematic parameters have been studied. A position function is constructed by measuring the rotation angles of the input and output shafts of the mechanism, which made it possible to validate the kinematic model of the mechanism. Statistical analysis of measurement errors showed the adequacy of the constructed kinematic model, which allows it to be used in the future in dynamic, power studies and design of machines based on the proposed planetary gear. The study was carried out with financial support from the Kuban Science Foundation within the framework of scientific and innovative project No. NIP-20.1/135.
planetary mechanism
elliptical gears
kinematic analysis
position function
statistical analysis
measurement uncertainty
confidence interval

Механические передачи с некруглыми зубчатыми колесами издавна привлекают внимание исследователей и изобретателей [1–3], однако их практическое применение было затруднено из-за недостаточного развития высокоточного металлообрабатывающего оборудования и слабой теоретической базы в области промышленного производства. В настоящее время повышается интерес исследователей к разработке различных схем механизмов с некруглыми зубчатыми колесами именно благодаря значительным успехам и изготовлении различных типов некруглых передач: цилиндрических передач с внешним [4, 5] и внутренним [6, 7] зацеплением, а также косозубых [8] и конических передач [9, 10].

Одним из перспективных практических применений некруглых зубчатых колес является создание приводов возвратно-вращательного движения, построенных на базе планетарных передач с одной [11] или несколькими парами [3, 7] некруглых шестерен. Преимуществами такой схемы по сравнению с традиционными рычажными механизмами являются более широкие кинематические характеристики, высокая точность и скорость работы, компактная и надежная конструкция передачи.

Как показывает литературный обзор, самыми распространенными на сегодняшний день являются некруглые зубчатые колеса с эллиптической центроидой [12, 13]. Разработано большое количество устройств на базе эллиптических зубчатых колес [14, 15], проанализирована геометрия и кинематика [11, 12, 16], решены задачи промышленного производства [17, 18].

Целью настоящего исследования является кинематический анализ двухрядного планетарного механизма внутреннего зацепления с эллиптическими шестернями на сателлите, а также его экспериментальная верификация путем анализа функций положения прототипов механизма с различными кинематическими параметрами.

Материалы и методы исследования

Построим кинематическую модель предлагаемой передачи. Рассмотрим план скоростей планетарного механизма внутреннего зацепления с эллиптическими шестернями на сателлите (рис. 1).

Согласно построенному плану скоростей, математическая модель кинематики механизма может быть выражена через аналог угловой скорости выходного вала определится [19]:

missing image file. (1)

Для определения расстояний BD, BC и DE рассмотрим уравнение эллипса в полярных координатах:

missing image file, (2)

где φ – угол поворота эллипса; e, a – эксцентриситет и большая полуось эллипса.

Обозначим радиусы зацепления эллиптических зубчатых колес 5 и 6 следующим образом:

missing image file; (3)

missing image file, (4)

где e – эксцентриситет эллиптических зубчатых колес, φ5 = φ6 + π – угол поворота эллиптического колеса на сателлите:

В соответствии с рис. 1 и с учетом принятых обозначений (3), (4), длины отрезков в уравнении (1) определятся:

missing image file; (5)

missing image file; (6)

missing image file. (7)

missing image file

Рис. 1. План скоростей исследуемой планетарной передачи:1 – водило; 2 – вал сателлита; 3 – некруглое зубчатое колесо на выходном валу; 4 – неподвижное некруглое зубчатое колесо (эпицикл); 5, 6 – эллиптические зубчатые колеса сателлита; A, C, E – вращательные кинематические пары; B, D – зубчатые кинематические пары

Таким образом, учитывая (2)–(7), определим аналог угловой скорости выходного вала:

missing image file. (8)

Угол поворота выходного вала, определяющий функцию положения механизма, рассчитывается путем интегрирования (8) по углу поворота входного вала:

missing image file. (9)

Таким образом, уравнение (9) позволяет получить расчетную функцию положения исследуемого планетарного механизма.

В качестве примера исследуем механизмы с различными эксцентриситетами эллиптических зубчатых колес:

– вариант 1: e = 0.28;

– вариант 2: e = 0.392;

– вариант 3: e = 0.475.

Используя (9), построим функции положений для предлагаемых механизмов (рис. 2), цифрами обозначены исследуемые варианты.

Как видно из графиков, исследуемый механизм позволяет реализовать возвратно-вращательное движение, амплитуда которого возрастает при увеличении эксцентриситета эллиптических зубчатых колес.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью проведения валидации полученной математической модели кинематики механизма проведем натурный эксперимент. Объектом экспериментального исследования является прототип планетарного механизма, детали которого (рис. 3) выполнены как методами механической обработки (валы для обеспечения соосности выполнены из стали 45), так и с помощью аддитивных технологий (корпус механизма, крепления для датчиков выполнены из PETG-пластика).

Измерительная часть стенда содержит абсолютные энкодеры для измерения углов поворота входного и выходного валов, краткие характеристики которых представлены в табл. 1.

Сигнал от датчиков обрабатывается с помощью контроллера, который выполняет функцию аналого-цифрового преобразователя, а затем передается на персональный компьютер. Принципиальная схема и внешний вид экспериментального стенда показаны на рис. 4.

missing image file

Рис. 2. Графики зависимостей φ3(φ1) для различных конфигураций механизма

Таблица 1

Характеристики абсолютных энкодеров

Разрешение

Линейность

Скорость чтения

Выходной сигнал

Диаметр

360°/4096≈0.088°

0,3 %

0,6 мс

0–5 В

22 мм

missing image file

Рис. 3. Детали исследуемого прототипа

missing image file

а)

missing image file

б)

Рис. 4. Принципиальная схема (а) и внешний вид (б) экспериментального стенда: 1 – корпус механизма; 2 – входной вал; 3 – выходной вал; 4, 5 – датчики угла поворота; 6 – контроллер; 7 – ПК

missing image file

Рис. 5. Схемы механизмов, функции положений и результаты измерений: а – вариант 1, б – вариант 2, в – вариант 3

Для исследования функции положения измерялись углы поворота входного и выходного валов для трех предлагаемых вариантов планетарного механизма. Анализ данных и статистическая обработка выполнены в системе MathCAD.

Таблица 2

Результаты статистического анализа ошибок измерения

Исполнение механизма

Количество измерений

Среднее значение ошибки

Неопределенность измерения

Вариант 1

194

0.18º

0.03º

Вариант 2

194

- 0.09º

0.07º

Вариант 3

193

0.11º

0.06º

Схемы механизмов, теоретические функции положения и результаты измерений для исследуемых вариантов показаны на рис. 5.

Как показывает анализ графиков на рис. 5, измеренные функции положения для всех вариантов механизма адекватны построенной кинематической модели. Проведем статистический анализ ошибок измерения функций положения для более детальной оценки результатов эксперимента. Согласно [20], среднее значение ошибок измерения определится:

missing image file, (10)

где n – количество независимых наблюдений qk.

Выборочная дисперсия определяется по формуле

missing image file. (11)

Оценку дисперсии среднего значения получим следующим образом:

missing image file. (12)

Далее, определим стандартную неопределенность измерений по типу А:

missing image file. (13)

Применяя уравнения (10)–(13) к результатам экспериментального исследования и принимая за значения qk ошибки измерения функций положения, получим значения неопределенности измерения для каждого из вариантов механизмов. Количество измерений n, среднее значение ошибок измерения missing image file и неопределенность измерения u(q) для каждого варианта механизма приведены в табл. 2.

Анализ результатов эксперимента показывает адекватность построенной математической модели кинематики реальным механизмам, при этом доверительный интервал ошибок измерения при уровне достоверности 95 % определяется как missing image file и составляет 0.18±0.06º для варианта 1, –0.09±0.14º для варианта 2 и 0.11±0.12º для варианта 3.

Заключение

В качестве перспективного привода возвратно-вращательного движения рассматривается планетарный механизм с внутренним зацеплением, имеющий в своем составе эллиптические зубчатые колеса. Кинематический анализ механизма показал осуществление возвратно-вращательного движения с различной амплитудой, которая зависит от эксцентриситета эллиптических зубчатых колес.

Проведен экспериментальный анализ функций положения для трех вариантов исследуемой передачи, который позволил провести валидацию кинематической модели механизма. Статистический анализ результатов измерения, проведенный с применением современных компьютерных технологий, показал адекватность построенной кинематической модели реальным механизмам, что позволяет использовать данную математическую модель при дальнейшем проектировании и расчете машин на базе предложенной схемы планетарного механизма.