Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL TRAINING OF DEFECTOLOGICAL PERSONNEL

Lavrentieva M.A. 1 Grishina O.S. 1
1 Mordovian State Pedagogical University
The article reveals the author’s position of presenting the essence and structure of scientific and methodological support for the professional training of teachers-defectologists. The research uses: methodology of a systematic approach; methods of analyzing scientific sources, methods of generalization and interpretation of pedagogical experience, pedagogical modeling. Research results: the importance of updating scientific and methodological support for professional training of defectological personnel in the context of modern challenges and the situation of modernization of Special (defectological) education is argued; the essence of scientific and methodological support is concretized through the prism of a methodologically sound and theoretically elaborated pedagogical system; the structure of scientific and methodological support for the educational process in the field of Special (defectological) education, Speech therapy profile is presented through the disclosure of the content and functional plans of its components: targeted, regulatory, organizational and managerial, substantive and procedural, motivational and educational and evaluation and diagnostic; the determination of the degree of success of students by the quality of designing these components of scientific and methodological support for vocational training is shown; the process of designing scientific and methodological support in the context of the integrative paradigm of pedagogical theory and its predictors are characterized. The research was carried out within the framework of a grant for conducting research in priority areas of scientific activity of partner universities in networking (Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov and Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev) on the topic: «Scientific and methodological support for the process of training defectological and psychological-pedagogical personnel».
scientific and methodological support
component structure
professional training
defectological personnel

Решение значимых вопросов профессиональной подготовки дефектологических кадров, соответствующей потребностям общества и способствующей становлению готовых к творческому решению сложных задач образовательной инклюзии специалистов, осуществимо только при реализации целенаправленных научных исследований. Последнее десятилетие характеризуется повышением исследовательской активности в данной сфере: в публикациях раскрываются значимые задачи и тенденции, специфика рынка образовательных услуг, особенности разработки основной образовательной программы высшего образования, включая отражение организационных форматов и условий реализации, сопровождения практической работы и разных видов практики, внедрения инновационных образовательных ресурсов [1, 2, 3].

Актуальность конкретизации сущности и структуры научно-методического обеспечения процесса подготовки дефектологических кадров на современном этапе обусловлена теми факторами и вызовами, с которыми сталкивается отечественная система образования как в сфере высшего образования, так и в сфере инклюзивного образования «особых» детей. Эти факторы включают общественные трансформации, реформирование высшего образования, развитие технологий, новые образовательные стандарты и увеличивающийся запрос на качественные образовательные услуги для «особых» детей.

Тенденции, потребности и особенности отечественного рынка труда предопределили начало процесса реформирования системы высшего образования. Реперные точки реформирования системы заданы в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне и ежегодно конкретизируемых посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. На разноуровневых мероприятиях организационного и научного характера обсуждаются принципы новой системы высшего образования, ее уровни и ключевые этапы ее внедрения.

В сентябре 2023 года вступил в силу Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» [4]. Профессиональный стандарт – это не только спектр индикаторов квалификации педагога-дефектолога и нормативная основа для формирования трудового договора, это – ресурс реализации стратегии развития инклюзивного образования и инструмент модернизации Специального (дефектологического) образования. Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым в феврале 2024 года утвержден комплекс мер по модернизации дефектологического образования Российской Федерации на период до 2030 года, а Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей в вузы страны направлены методические рекомендации по модели подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающей единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро Специального (дефектологического) образования»), разработчиком которых является Институт детства Московского педагогического государственного университета [5].

Значимым фактором модернизации дефектологического образования стали новые подходы к инклюзивному образованию и инклюзивной социальной среде. Изменения в социально-экономической ситуации, повышение осведомленности общества о правах «особых» детей и увеличение их числа в образовательных организациях приводят к росту спроса на квалифицированных дефектологов [6, 7]. Современный педагог-дефектолог должен владеть компетенциями работы в многопрофильных командах, технологиями адаптации учебных программ и проектирования, релевантного требованиям общества ресурсного обеспечения педагогической работы с «особыми» детьми.

Отечественная дефектология непрерывно развивается, предлагая новые научные концепции и технологии работы с «особыми» детьми разных категорий. Все большую роль в обучении и воспитании «особых» детей играют цифровые образовательные ресурсы, интерактивные платформы и специализированные программные средства. Следовательно, систематическая актуализация научно-методического обеспечения подготовки педагогов-дефектологов позволит оперативно включать результаты последних исследований в образовательный процесс и способствовать внедрению инноваций в практическую деятельность.

Таким образом, текущая ситуация предопределяет значимость повышения исследовательского внимания к изучению научно-методического обеспечения процесса подготовки дефектологических кадров. Конкретизация сущности и структуры научно-методического обеспечения этого процесса позволит своевременно среагировать на обозначенные вызовы и обеспечить соответствие подготовки специалистов актуальным требованиям.

Цель исследования заключалась в конкретизации сущности и структуры научно-методического обеспечения процесса подготовки дефектологических кадров в контексте современных вызовов и ситуации модернизации Специального (дефектологического) образования.

Материал и методы исследования

Методологическим базисом исследования стали принципы системного подхода, детерминирующие рассмотрение научно-методического обеспечения профессиональной подготовки дефектологических кадров как сложной иерархичной системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.

В исследовании использовались методы анализа научных источников, методы обобщения и интерпретации педагогического опыта, педагогическое моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Научная работа в педагогическом вузе – это многогранная деятельность, направленная на генерацию новых знаний, развитие инноваций, повышение качества образования и подготовку научных кадров. В контексте совершенствования научно-методического обеспечения реализуемые фундаментальные и прикладные исследования в качестве ключевых задач предполагают: создание новых теоретических концепций и моделей обучения и личностного развития субъектов образования; разработку инновационных педагогических технологий и ресурсов; повышение эффективности учебных программ, методик и организации процесса; внедрение актуальных достижений научных исследований, адаптацию образовательной системы к современным вызовам и т.д.

Методическая работа в образовательной организации – это деятельность, ориентированная на повышение качества образовательного процесса и предполагающая оказание системной практической помощи педагогам в сфере развития их профессиональной компетентности и, как следствие, совершенствование профессиональных трудовых действий. Это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, на стимуляцию развития педагогического мастерства преподавателей, на оптимизацию организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, на совершенствование форматов, видов и методов учебной работы в соответствии с образовательными трендами, социально-экономическими запросами и перспективами рынка труда. Методическая работа конкретного преподавателя может трактоваться как метадеятельность и рассматриваться как управление ее составляющими: учебно-методической, научно-методической, организационно-методической и экспертно-методической деятельностью. Результатом профессионально осуществляемой методической работы на уровне вуза, структурного подразделения, основной образовательной программы высшего образования, конкретного преподавателя является система методического обеспечения образовательного процесса в вузе, определяющая решение таких ключевых задач, как управление содержанием образования путем выбора эффективных методических ресурсов и управление процессом когнитивной деятельности обучающихся путем регламентирования способов применения названных ресурсов.

Методическое обеспечение в педагогике отражает два феномена – процесс и результат.

Методическое обеспечение в процессуальном контексте рассматривается как минимум в трех ипостасях: во-первых, как совокупность действий по созданию учебно-методического комплекса образовательной программы, определяющего ее целостность и результативность; во-вторых, деятельность по разработке разноплановой учебной и методической продукции; в-третьих, работа по апробации, экспертизе и внедрению в практику более эффективных образовательных моделей, методик, технологий.

Методическое обеспечение как результат – это интегративная информационная модель педагогической системы, с одной стороны, задающая структуру образования и отображающая соответствующим образом ее содержательно-организационные компоненты, с другой – обеспечивающая ее функционал – управление содержанием образования и процессом когнитивной деятельности обучающихся посредством регламентации применения методических ресурсов.

Таким образом, научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов-дефектологов является, с одной стороны, комплексным и многогранным процессом организации и реализации образовательного процесса, предполагающего освоение обучающими значимых для результативной профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда и научно-технического прогресса компетенций, а с другой – «оцениваемым» результатом обозначенного процесса. Успешность профессиональной подготовки дефектологов во многом детерминируется качеством проектирования разных уровней и компонентов ее научно-методического обеспечения.

Методология научно-методического обеспечения образовательного процесса в высшем образовании – это системный подход к разработке, организации и реализации всего ресурсного обеспечения учебного процесса. Не вступая дискуссии о дефиниции термина «методология» [8], в данном контексте определим его как непротиворечивость – диалектическое единство принципов, методов, технологий и инструментов, применяемых для создания эффективной образовательной программы и обучающих материалов, для поддержки научной и педагогической деятельности преподавателей. В методологическом контексте в качестве основных принципов научно-методического обеспечения следует выделить: научность, методичность, согласованность, комплексность, контекстуальность, доступность и инклюзивность, флексибельность, инновационность.

Теоретические основы научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов-дефектологов на современном этапе могут быть представлены рядом ключевых научных подходов к проектированию и реализации образовательной деятельности: гуманистическим, культурно-историческим, конструктивистским, когнитивным, компетентностным и системно-ориентационным.

Обозначенные методологические принципы и теоретические подходы обеспечивают условия для формирования у обучающихся способности самообразования на основе осознаваемой ими цели обучения и умения управлять своими действиями в достижении цели получения профессиональной квалификации при создании условий максимально раннего «погружения» в профессию [9].

Структуру научно-методического обеспечения профессиональной подготовки можно представить различными способами, каждый из которых подчеркивает определенные аспекты и взаимосвязи внутри системы, например компонентное, циклическое или матричное представление. В рамках исследования было применен способ наиболее распространенного компонентного представления структуры педагогического феномена [10].

Целевой компонент. Цель и задачи основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль Логопедия, реализуемой в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева (далее – ООП СДО), заданные действующим ФГОС ВО по данному направлению подготовки, конкретизированы с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» по подготовке специалиста, ориентированного на выполнение такой основной трудовой функции, как коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

ООП СДО предоставляет обучающимся условия и ресурсы для освоения спектра компетенций, позволяющих решать теоретические и практические задачи в рамках профессиональной деятельности учителя-логопеда. ООП СДО обеспечивает: реализацию требований ФГОС ВО в образовательной и научной деятельности с учетом особенностей научно-образовательной школы вуза и актуальных потребностей регионального рынка труда; необходимое качество профессиональной подготовки; основу для объективной оценки фактического уровня достижения будущими специалистами обязательных результатов образования на всех этапах их обучения; основу для объективной самооценки обучающимися образовательных достижений и личностного развития.

Целевой компонент научно-методического обеспечения ООП СДО отражает общую образовательную политику вуза, в частности создание условий для постоянного повышения качества образования и оптимизации его процедурных процессов, внедрения инновационных образовательных технологий и ресурсов, поддержки творческих активностей обучающихся, развития профессиональной компетентности педагогических кадров.

Нормативно-регулятивный компонент. Нормативными регуляторами научно-методического обеспечения ООП СДО являются: ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог», методические рекомендации по модели подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающей единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро Специального (дефектологического) образования»), цели и политика вуза в области менеджмента качества образования, программа стратегического развития вуза. В качестве локальных актов-регламентов функционируют утвержденные на уровне вуза Положения: о разработке и утверждении основной образовательной программы, порядке организации и осуществления образовательной деятельности, контактной работе и самостоятельной работе обучающихся, практической подготовке и практике, текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации, курсовой работе, балльно-рейтинговой системе, государственной итоговой аттестации, выпускной квалификационной работе, электронной информационно-образовательной среде и электронном портфолио и т.д.

Организационно-управленческий компонент включает решение вопросов управления и организации образовательного процесса: планирование учебного процесса; управление ресурсами; координация контроль и мониторинг учебной деятельности. Инновации обозначенного компонента в вузе обусловлены предикторами сфер повышения качества образования и личностного развития субъектов образования – это: цифровизация образовательного процесса, персонализированное обучение, автоматизация административных процессов, сопровождение преподавателей в профессиональном развитии, создание условий для интерактивного и практико-ориентированного обучения, управление качеством и создание благоприятной среды для обучения и творчества.

Таблица 1

Содержательно-процессуальный компонент научно-методического обеспечения

Содержание

Задачи

Процедуры

Результат

Учебно-методическая работа

Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение

Учебно-методические комплексы дисциплин (рабочая программа, учебно-методические материалы, оценочные средства, дополнительные материалы [рекомендуемые информационные источники, ресурсы для самостоятельной работы, электронные образовательные ресурсы])

Методические ресурсы основной образовательной программы, созданные преподавателями вуза (учебники, учебные и методические пособия, учебные материалы [лекции, практикумы, тематические комплексы заданий, контрольно-измерительные материалы], методические рекомендации по видам учебной деятельности обучающихся, электронные образовательные ресурсы и т.п.)

Внедрение актуальных педагогических технологий (проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение, интерактивные методы преподавания [метод кейсов, мозговой штурм и т.д.],

информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение и т.п.)

Функционирование разноуровневых методических служб

Объективизация форматов мониторинга качества образования и установление предикторов развития в обозначенной сфере

Подготовка учебных материалов

Анализ учебных планов

Разработка учебно-методических комплексов дисциплин

Проектирование и осуществление образовательной деятельности

Организация и проведение аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий

Оценка образовательных результатов

Разработка и реализация мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля

Организационно-методическая работа

Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение

Планирование учебно-воспитательного процесса

Участие в разработке учебных планов и расписании занятий / мероприятий

Координация работы

Организация взаимодействия субъектов образования

Проектирование и осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Оказание педагогической поддержки и консультирование студентов

Научно-методическая работа

Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение

Научные исследования

Проведение исследований и публикация результатов

Проектирование и апробация методических ресурсов

Внедрение инновационных методических ресурсов

Участие в разноуровневых научно-методических мероприятиях

Диссеминация эффективных педагогических практик

Экспертно-методическая

Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение

Проектирование и осуществление методического сопровождения образовательного процесса

Консультирование преподавателей

Анализ и оценка компонентов образовательного процесса

Участие в разработке образовательных программ

Экспертиза методических ресурсов

Оценка образовательных ресурсов

Таблица 2

Критерии и показатели качества научно-методического обеспечения

Критерии

Показатели

Актуальность и новизна

Релевантность содержания учебных материалов научным достижениям.

Внедрение инновационных технологий и ресурсов в образовательный процесс

Процент учебных материалов, обновленных за последние три года.

Количество внедренных средств обучения

Комплексность и полнота

Наличие всех необходимых учебно-методических материалов для каждой дисциплины.

Полнота обеспечения учебного процесса (учебники / учебные пособия, методические рекомендации, электронные ресурсы)

Доля дисциплин с полным комплектом учебно-методических материалов.

Количество учебников и пособий преподавателей вуза.

Доступность учебно-методических материалов в электронном виде

Качество методических материалов

Соответствие методических материалов образовательным стандартам и требованиям.

Информативность, доступность и практико-ориентированность материалов

Оценка качества учебных материалов экспертами.

Уровень удовлетворенности студентов методическими материалами

Профессиональная подготовка преподавательского состава

Уровень квалификации преподавателей, участвующих в разработке учебно-методических материалов.

Наличие у преподавателей научных публикаций, связанных с преподаваемыми дисциплинами

Доля преподавателей с учеными степенями и званиями.

Количество научных публикаций на одного преподавателя

Эффективность использования научно-методических материалов

Практическая направленность и представленность учебных материалов.

Применение современных технологий в образовательном процессе

Количество учебных курсов, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий.

Результаты успеваемости и итоговой аттестации студентов

Обратная связь и адаптация научно-методических материалов

Система сбора и анализа обратной связи от субъектов образования.

Гибкость и адаптивность методических материалов к потребностям субъектов образования

Наличие системы регулярного анкетирования по установлению степени удовлетворенности.

Количество и качество внесенных изменений на основе обратной связи.

Уровень удовлетворенности субъектов образования

Доступность и открытость научно-методических материалов

Обеспечение открытого доступа для всех субъектов образования.

Развитие электронных библиотек и ресурсных центров

Доля учебных материалов, доступных в электронных ресурсах вуза.

Степень «цифровой» активности субъектов образования

Содержательно-процессуальный компонент. Разработка данного компонента – это прерогатива кафедр, реализующих ООП СДО. Представим его в «матричном» формате, который позволяет систематизировать различные аспекты методической работы «на результат» и обеспечить их взаимосвязь и координацию (табл. 1).

Мотивационно-обучающий компонент ориентирован на реализацию эффективных механизмов поддержки и развития мотивирующих факторов субъектов образования ресурсами: интерактивных форматов взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности (обучающие семинары, практикумы, мастер-классы, тьюториалы, конференции, форумы, форсайт-площадки); мотивационных стратегий (поощрения, соревнования, хакатоны, конкурсы); психологической поддержки (кураторство, консультации, тренинги), значимых организационных форм и поддержки образовательных инициатив (проекты, стартапы, научные исследования); многофункциональных учебных пространств (лабораторий, студий, зон коворкинга, творческих мастерских).

Оценочно-диагностический компонент научно-методического обеспечения ООП СДО может рассматриваться через призму общевузовской системы оценки качества образования, в первую очередь, комплекса мероприятий самооценки образовательных программ, внутренней и внешней экспертизы, анкетирования студентов, преподавателей и работодателей (табл. 2).

Представленные критерии и показатели качества научно-методического обеспечения ООП СДО позволяют осуществить оценку полноты, актуальности и эффективности методических ресурсов, применяемых для решения задач профессиональной подготовки.

Заключение

Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов – это деятельность субъектов образования в рамках реализации основной образовательной программы высшего образования, обеспеченная релевантными запросу государства и общества научно-методическими ресурсами. Она характеризуется: гибкостью организационных форм, содержания и ресурсов; открытостью в когнитивной и социально-эмоциональных сферах; наличием соответствующего управления; динамической характеристикой освоения универсальных и профессиональных компетенций обучающимся с пониманием образовательной цели, содержания образования, способов и средств получения результата при обеспечении условий его развития и саморазвития как личности.

Сущность научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов-дефектологов заключается в том, что оно, являясь методологически обоснованной и теоретически проработанной педагогической системой, гарантирует, во-первых, формирование у обучающихся компетенций, заданных государством и значимых для достижения максимальных результатов профессиональной деятельности в современных социально-экономических реалиях, а, во-вторых, личностное развитие будущих специалистов.

Представление структуры научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов-дефектологов возможно разными способами. Одним из рациональных является формат раскрытия содержательных и функциональных планов ее компонентов: целевого, нормативно-регулятивного, организационно-управленческого, содержательно-процессуального, мотивационно-обучающего и оценочно-диагностического.

Зависимость профессиональной подготовки дефектологических кадров от качества проектирования научно-методического обеспечения образовательного процесса – факт, воспринимаемый априори. Проектирование научно-методического обеспечения в контексте интегративной парадигмы педагогической теории, представляющее комплекс научно-исследовательских и проектно-образовательных мероприятий, позволяет создать целостную систему взаимно обусловливающих цели, задач и способов их достижения. Совершенствование научно-методического обеспечения профессионального образования педагогов-дефектологов – это процесс, требующий от преподавателей-исследователей не только высшей квалификации, но и способности к непрерывному саморазвитию в логике прогнозирования изменений социально-экономических реалий и образовательных трендов.