Решение значимых вопросов профессиональной подготовки дефектологических кадров, соответствующей потребностям общества и способствующей становлению готовых к творческому решению сложных задач образовательной инклюзии специалистов, осуществимо только при реализации целенаправленных научных исследований. Последнее десятилетие характеризуется повышением исследовательской активности в данной сфере: в публикациях раскрываются значимые задачи и тенденции, специфика рынка образовательных услуг, особенности разработки основной образовательной программы высшего образования, включая отражение организационных форматов и условий реализации, сопровождения практической работы и разных видов практики, внедрения инновационных образовательных ресурсов [1, 2, 3].
Актуальность конкретизации сущности и структуры научно-методического обеспечения процесса подготовки дефектологических кадров на современном этапе обусловлена теми факторами и вызовами, с которыми сталкивается отечественная система образования как в сфере высшего образования, так и в сфере инклюзивного образования «особых» детей. Эти факторы включают общественные трансформации, реформирование высшего образования, развитие технологий, новые образовательные стандарты и увеличивающийся запрос на качественные образовательные услуги для «особых» детей.
Тенденции, потребности и особенности отечественного рынка труда предопределили начало процесса реформирования системы высшего образования. Реперные точки реформирования системы заданы в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне и ежегодно конкретизируемых посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. На разноуровневых мероприятиях организационного и научного характера обсуждаются принципы новой системы высшего образования, ее уровни и ключевые этапы ее внедрения.
В сентябре 2023 года вступил в силу Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» [4]. Профессиональный стандарт – это не только спектр индикаторов квалификации педагога-дефектолога и нормативная основа для формирования трудового договора, это – ресурс реализации стратегии развития инклюзивного образования и инструмент модернизации Специального (дефектологического) образования. Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым в феврале 2024 года утвержден комплекс мер по модернизации дефектологического образования Российской Федерации на период до 2030 года, а Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей в вузы страны направлены методические рекомендации по модели подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающей единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро Специального (дефектологического) образования»), разработчиком которых является Институт детства Московского педагогического государственного университета [5].
Значимым фактором модернизации дефектологического образования стали новые подходы к инклюзивному образованию и инклюзивной социальной среде. Изменения в социально-экономической ситуации, повышение осведомленности общества о правах «особых» детей и увеличение их числа в образовательных организациях приводят к росту спроса на квалифицированных дефектологов [6, 7]. Современный педагог-дефектолог должен владеть компетенциями работы в многопрофильных командах, технологиями адаптации учебных программ и проектирования, релевантного требованиям общества ресурсного обеспечения педагогической работы с «особыми» детьми.
Отечественная дефектология непрерывно развивается, предлагая новые научные концепции и технологии работы с «особыми» детьми разных категорий. Все большую роль в обучении и воспитании «особых» детей играют цифровые образовательные ресурсы, интерактивные платформы и специализированные программные средства. Следовательно, систематическая актуализация научно-методического обеспечения подготовки педагогов-дефектологов позволит оперативно включать результаты последних исследований в образовательный процесс и способствовать внедрению инноваций в практическую деятельность.
Таким образом, текущая ситуация предопределяет значимость повышения исследовательского внимания к изучению научно-методического обеспечения процесса подготовки дефектологических кадров. Конкретизация сущности и структуры научно-методического обеспечения этого процесса позволит своевременно среагировать на обозначенные вызовы и обеспечить соответствие подготовки специалистов актуальным требованиям.
Цель исследования заключалась в конкретизации сущности и структуры научно-методического обеспечения процесса подготовки дефектологических кадров в контексте современных вызовов и ситуации модернизации Специального (дефектологического) образования.
Материал и методы исследования
Методологическим базисом исследования стали принципы системного подхода, детерминирующие рассмотрение научно-методического обеспечения профессиональной подготовки дефектологических кадров как сложной иерархичной системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.
В исследовании использовались методы анализа научных источников, методы обобщения и интерпретации педагогического опыта, педагогическое моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Научная работа в педагогическом вузе – это многогранная деятельность, направленная на генерацию новых знаний, развитие инноваций, повышение качества образования и подготовку научных кадров. В контексте совершенствования научно-методического обеспечения реализуемые фундаментальные и прикладные исследования в качестве ключевых задач предполагают: создание новых теоретических концепций и моделей обучения и личностного развития субъектов образования; разработку инновационных педагогических технологий и ресурсов; повышение эффективности учебных программ, методик и организации процесса; внедрение актуальных достижений научных исследований, адаптацию образовательной системы к современным вызовам и т.д.
Методическая работа в образовательной организации – это деятельность, ориентированная на повышение качества образовательного процесса и предполагающая оказание системной практической помощи педагогам в сфере развития их профессиональной компетентности и, как следствие, совершенствование профессиональных трудовых действий. Это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, на стимуляцию развития педагогического мастерства преподавателей, на оптимизацию организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, на совершенствование форматов, видов и методов учебной работы в соответствии с образовательными трендами, социально-экономическими запросами и перспективами рынка труда. Методическая работа конкретного преподавателя может трактоваться как метадеятельность и рассматриваться как управление ее составляющими: учебно-методической, научно-методической, организационно-методической и экспертно-методической деятельностью. Результатом профессионально осуществляемой методической работы на уровне вуза, структурного подразделения, основной образовательной программы высшего образования, конкретного преподавателя является система методического обеспечения образовательного процесса в вузе, определяющая решение таких ключевых задач, как управление содержанием образования путем выбора эффективных методических ресурсов и управление процессом когнитивной деятельности обучающихся путем регламентирования способов применения названных ресурсов.
Методическое обеспечение в педагогике отражает два феномена – процесс и результат.
Методическое обеспечение в процессуальном контексте рассматривается как минимум в трех ипостасях: во-первых, как совокупность действий по созданию учебно-методического комплекса образовательной программы, определяющего ее целостность и результативность; во-вторых, деятельность по разработке разноплановой учебной и методической продукции; в-третьих, работа по апробации, экспертизе и внедрению в практику более эффективных образовательных моделей, методик, технологий.
Методическое обеспечение как результат – это интегративная информационная модель педагогической системы, с одной стороны, задающая структуру образования и отображающая соответствующим образом ее содержательно-организационные компоненты, с другой – обеспечивающая ее функционал – управление содержанием образования и процессом когнитивной деятельности обучающихся посредством регламентации применения методических ресурсов.
Таким образом, научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов-дефектологов является, с одной стороны, комплексным и многогранным процессом организации и реализации образовательного процесса, предполагающего освоение обучающими значимых для результативной профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда и научно-технического прогресса компетенций, а с другой – «оцениваемым» результатом обозначенного процесса. Успешность профессиональной подготовки дефектологов во многом детерминируется качеством проектирования разных уровней и компонентов ее научно-методического обеспечения.
Методология научно-методического обеспечения образовательного процесса в высшем образовании – это системный подход к разработке, организации и реализации всего ресурсного обеспечения учебного процесса. Не вступая дискуссии о дефиниции термина «методология» [8], в данном контексте определим его как непротиворечивость – диалектическое единство принципов, методов, технологий и инструментов, применяемых для создания эффективной образовательной программы и обучающих материалов, для поддержки научной и педагогической деятельности преподавателей. В методологическом контексте в качестве основных принципов научно-методического обеспечения следует выделить: научность, методичность, согласованность, комплексность, контекстуальность, доступность и инклюзивность, флексибельность, инновационность.
Теоретические основы научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов-дефектологов на современном этапе могут быть представлены рядом ключевых научных подходов к проектированию и реализации образовательной деятельности: гуманистическим, культурно-историческим, конструктивистским, когнитивным, компетентностным и системно-ориентационным.
Обозначенные методологические принципы и теоретические подходы обеспечивают условия для формирования у обучающихся способности самообразования на основе осознаваемой ими цели обучения и умения управлять своими действиями в достижении цели получения профессиональной квалификации при создании условий максимально раннего «погружения» в профессию [9].
Структуру научно-методического обеспечения профессиональной подготовки можно представить различными способами, каждый из которых подчеркивает определенные аспекты и взаимосвязи внутри системы, например компонентное, циклическое или матричное представление. В рамках исследования было применен способ наиболее распространенного компонентного представления структуры педагогического феномена [10].
Целевой компонент. Цель и задачи основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль Логопедия, реализуемой в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева (далее – ООП СДО), заданные действующим ФГОС ВО по данному направлению подготовки, конкретизированы с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» по подготовке специалиста, ориентированного на выполнение такой основной трудовой функции, как коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
ООП СДО предоставляет обучающимся условия и ресурсы для освоения спектра компетенций, позволяющих решать теоретические и практические задачи в рамках профессиональной деятельности учителя-логопеда. ООП СДО обеспечивает: реализацию требований ФГОС ВО в образовательной и научной деятельности с учетом особенностей научно-образовательной школы вуза и актуальных потребностей регионального рынка труда; необходимое качество профессиональной подготовки; основу для объективной оценки фактического уровня достижения будущими специалистами обязательных результатов образования на всех этапах их обучения; основу для объективной самооценки обучающимися образовательных достижений и личностного развития.
Целевой компонент научно-методического обеспечения ООП СДО отражает общую образовательную политику вуза, в частности создание условий для постоянного повышения качества образования и оптимизации его процедурных процессов, внедрения инновационных образовательных технологий и ресурсов, поддержки творческих активностей обучающихся, развития профессиональной компетентности педагогических кадров.
Нормативно-регулятивный компонент. Нормативными регуляторами научно-методического обеспечения ООП СДО являются: ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог», методические рекомендации по модели подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающей единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро Специального (дефектологического) образования»), цели и политика вуза в области менеджмента качества образования, программа стратегического развития вуза. В качестве локальных актов-регламентов функционируют утвержденные на уровне вуза Положения: о разработке и утверждении основной образовательной программы, порядке организации и осуществления образовательной деятельности, контактной работе и самостоятельной работе обучающихся, практической подготовке и практике, текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации, курсовой работе, балльно-рейтинговой системе, государственной итоговой аттестации, выпускной квалификационной работе, электронной информационно-образовательной среде и электронном портфолио и т.д.
Организационно-управленческий компонент включает решение вопросов управления и организации образовательного процесса: планирование учебного процесса; управление ресурсами; координация контроль и мониторинг учебной деятельности. Инновации обозначенного компонента в вузе обусловлены предикторами сфер повышения качества образования и личностного развития субъектов образования – это: цифровизация образовательного процесса, персонализированное обучение, автоматизация административных процессов, сопровождение преподавателей в профессиональном развитии, создание условий для интерактивного и практико-ориентированного обучения, управление качеством и создание благоприятной среды для обучения и творчества.
Таблица 1
Содержательно-процессуальный компонент научно-методического обеспечения
Содержание |
Задачи |
Процедуры |
Результат |
Учебно-методическая работа |
Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение |
Учебно-методические комплексы дисциплин (рабочая программа, учебно-методические материалы, оценочные средства, дополнительные материалы [рекомендуемые информационные источники, ресурсы для самостоятельной работы, электронные образовательные ресурсы]) Методические ресурсы основной образовательной программы, созданные преподавателями вуза (учебники, учебные и методические пособия, учебные материалы [лекции, практикумы, тематические комплексы заданий, контрольно-измерительные материалы], методические рекомендации по видам учебной деятельности обучающихся, электронные образовательные ресурсы и т.п.) Внедрение актуальных педагогических технологий (проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение, интерактивные методы преподавания [метод кейсов, мозговой штурм и т.д.], информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение и т.п.) Функционирование разноуровневых методических служб Объективизация форматов мониторинга качества образования и установление предикторов развития в обозначенной сфере |
|
Подготовка учебных материалов |
Анализ учебных планов Разработка учебно-методических комплексов дисциплин |
||
Проектирование и осуществление образовательной деятельности |
Организация и проведение аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий |
||
Оценка образовательных результатов |
Разработка и реализация мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля |
||
Организационно-методическая работа |
Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение |
||
Планирование учебно-воспитательного процесса |
Участие в разработке учебных планов и расписании занятий / мероприятий |
||
Координация работы |
Организация взаимодействия субъектов образования |
||
Проектирование и осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся |
Оказание педагогической поддержки и консультирование студентов |
||
Научно-методическая работа |
Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение |
||
Научные исследования |
Проведение исследований и публикация результатов |
||
Проектирование и апробация методических ресурсов |
Внедрение инновационных методических ресурсов |
||
Участие в разноуровневых научно-методических мероприятиях |
Диссеминация эффективных педагогических практик |
||
Экспертно-методическая |
Анализ – Целеполагание – Проектирование и апробация – Реализация – Контроль и оценка Поддержка и инновации – Корректировка – Мониторинг и улучшение |
||
Проектирование и осуществление методического сопровождения образовательного процесса |
Консультирование преподавателей |
||
Анализ и оценка компонентов образовательного процесса |
Участие в разработке образовательных программ |
||
Экспертиза методических ресурсов |
Оценка образовательных ресурсов |
Таблица 2
Критерии и показатели качества научно-методического обеспечения
Критерии |
Показатели |
Актуальность и новизна |
|
Релевантность содержания учебных материалов научным достижениям. Внедрение инновационных технологий и ресурсов в образовательный процесс |
Процент учебных материалов, обновленных за последние три года. Количество внедренных средств обучения |
Комплексность и полнота |
|
Наличие всех необходимых учебно-методических материалов для каждой дисциплины. Полнота обеспечения учебного процесса (учебники / учебные пособия, методические рекомендации, электронные ресурсы) |
Доля дисциплин с полным комплектом учебно-методических материалов. Количество учебников и пособий преподавателей вуза. Доступность учебно-методических материалов в электронном виде |
Качество методических материалов |
|
Соответствие методических материалов образовательным стандартам и требованиям. Информативность, доступность и практико-ориентированность материалов |
Оценка качества учебных материалов экспертами. Уровень удовлетворенности студентов методическими материалами |
Профессиональная подготовка преподавательского состава |
|
Уровень квалификации преподавателей, участвующих в разработке учебно-методических материалов. Наличие у преподавателей научных публикаций, связанных с преподаваемыми дисциплинами |
Доля преподавателей с учеными степенями и званиями. Количество научных публикаций на одного преподавателя |
Эффективность использования научно-методических материалов |
|
Практическая направленность и представленность учебных материалов. Применение современных технологий в образовательном процессе |
Количество учебных курсов, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий. Результаты успеваемости и итоговой аттестации студентов |
Обратная связь и адаптация научно-методических материалов |
|
Система сбора и анализа обратной связи от субъектов образования. Гибкость и адаптивность методических материалов к потребностям субъектов образования |
Наличие системы регулярного анкетирования по установлению степени удовлетворенности. Количество и качество внесенных изменений на основе обратной связи. Уровень удовлетворенности субъектов образования |
Доступность и открытость научно-методических материалов |
|
Обеспечение открытого доступа для всех субъектов образования. Развитие электронных библиотек и ресурсных центров |
Доля учебных материалов, доступных в электронных ресурсах вуза. Степень «цифровой» активности субъектов образования |
Содержательно-процессуальный компонент. Разработка данного компонента – это прерогатива кафедр, реализующих ООП СДО. Представим его в «матричном» формате, который позволяет систематизировать различные аспекты методической работы «на результат» и обеспечить их взаимосвязь и координацию (табл. 1).
Мотивационно-обучающий компонент ориентирован на реализацию эффективных механизмов поддержки и развития мотивирующих факторов субъектов образования ресурсами: интерактивных форматов взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности (обучающие семинары, практикумы, мастер-классы, тьюториалы, конференции, форумы, форсайт-площадки); мотивационных стратегий (поощрения, соревнования, хакатоны, конкурсы); психологической поддержки (кураторство, консультации, тренинги), значимых организационных форм и поддержки образовательных инициатив (проекты, стартапы, научные исследования); многофункциональных учебных пространств (лабораторий, студий, зон коворкинга, творческих мастерских).
Оценочно-диагностический компонент научно-методического обеспечения ООП СДО может рассматриваться через призму общевузовской системы оценки качества образования, в первую очередь, комплекса мероприятий самооценки образовательных программ, внутренней и внешней экспертизы, анкетирования студентов, преподавателей и работодателей (табл. 2).
Представленные критерии и показатели качества научно-методического обеспечения ООП СДО позволяют осуществить оценку полноты, актуальности и эффективности методических ресурсов, применяемых для решения задач профессиональной подготовки.
Заключение
Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов – это деятельность субъектов образования в рамках реализации основной образовательной программы высшего образования, обеспеченная релевантными запросу государства и общества научно-методическими ресурсами. Она характеризуется: гибкостью организационных форм, содержания и ресурсов; открытостью в когнитивной и социально-эмоциональных сферах; наличием соответствующего управления; динамической характеристикой освоения универсальных и профессиональных компетенций обучающимся с пониманием образовательной цели, содержания образования, способов и средств получения результата при обеспечении условий его развития и саморазвития как личности.
Сущность научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов-дефектологов заключается в том, что оно, являясь методологически обоснованной и теоретически проработанной педагогической системой, гарантирует, во-первых, формирование у обучающихся компетенций, заданных государством и значимых для достижения максимальных результатов профессиональной деятельности в современных социально-экономических реалиях, а, во-вторых, личностное развитие будущих специалистов.
Представление структуры научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов-дефектологов возможно разными способами. Одним из рациональных является формат раскрытия содержательных и функциональных планов ее компонентов: целевого, нормативно-регулятивного, организационно-управленческого, содержательно-процессуального, мотивационно-обучающего и оценочно-диагностического.
Зависимость профессиональной подготовки дефектологических кадров от качества проектирования научно-методического обеспечения образовательного процесса – факт, воспринимаемый априори. Проектирование научно-методического обеспечения в контексте интегративной парадигмы педагогической теории, представляющее комплекс научно-исследовательских и проектно-образовательных мероприятий, позволяет создать целостную систему взаимно обусловливающих цели, задач и способов их достижения. Совершенствование научно-методического обеспечения профессионального образования педагогов-дефектологов – это процесс, требующий от преподавателей-исследователей не только высшей квалификации, но и способности к непрерывному саморазвитию в логике прогнозирования изменений социально-экономических реалий и образовательных трендов.
Библиографическая ссылка
Лаврентьева М.А., Гришина О.С. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-2. – С. 349-355;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40051 (дата обращения: 23.11.2024).