Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION RESULTS THE EXPERIENCE OF STUDENTS’ EMOTIONAL AND VALUE ATTITUDE TO THE SURROUNDING REALITY

Vasinа O.N. 1
1 Penza State University
1282 KB
The purpose of the work is to analyze the results of diagnostics of the formation of individual experience of emotional and value attitude of students using the methods of «Completion of sentences» and «Proverbs. Sayings». A meaningful and comparative analysis of the scientific literature made it possible to identify the direction of changes in the structure and content of the existing experience, to select diagnostic tools. The «Completion of sentences» technique allows to diagnose students’ readiness for socially significant actions and deeds from the point of view of the integrity of the «nature– man – society» system. The technique of «Proverbs. Sayings» diagnoses the formation of an experience of attitude to nature, oneself, health, profession, surrounding people, and the Fatherland. When comparing and describing the results of the ascertaining and control stages of the study, the author takes into account the change: a) the significance (dominance) of value objects; b) the power of expressing emotional reactions, cognitive manifestations, and practical interaction with the outside world. The results of the empirical study are shown by the example of students of Penza State University. The author notes an increase in the number of students with a high level of experience of emotional and value relations and a noticeable decrease in students with a low level, which is explained by changes in the system of value orientations and beliefs from the standpoint of the integrity of «nature – man – society» and is expressed in readiness for socially significant actions and deeds.
higher school
experience of emotional and value relations
diagnostics

Проблема комплексной диагностики отношений и опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО), в том числе, до сих пор не решена. Известно, что сравнить с эталоном или определить ценность объекта или явления в «абсолютных единицах» нельзя. Но можно сравнить предпочтения и интересы человека. Опыт преподавания и результаты экспериментальной работы показывают, что оценить успешность формирования опыта ЭЦО студентов к окружающему миру позволяют проективные методики «Завершение предложений» (О.Н. Пономарёва), «Пословицы. Поговорки» (О.Н. Васина, О.Н. Пономарёва, Н.Н. Борисов) [1, 2]. Методики устанавливают изменения в содержании и уровне развития эмоционального, когнитивного, конативного компонентов индивидуального опыта отношения студентов к объектам и явлениям окружающего мира. Иерархию объектов отношения автор предлагает рассматривать с позиций интегрального единства теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева и теоретических положений гуманистического подхода и конструирует объективный ряд с учетом единства природы (универсальная ценность), человека (абсолютная ценность), общества. Такой подход способствует признанию значимости природы, самого человека, его здоровья, профессии, окружающих людей и распространяется на традиционные ценности России [3]. Результаты диагностики имеющегося опыта ЭЦО автор анализирует по изменению: а) значимости (доминантности) элементов ценностного ряда; б) силы выраженности (интенсивности) эмоциональной реакции, когнитивных проявлений, активности практического взаимодействия с окружающим миром.

Научная новизна исследования заключается в изучении индивидуального опыта ЭЦО студентов к объектам и явлениям окружающего мира по проективным методикам «Пословицы. Поговорки» и «Завершение предложений».

Цель исследования: проанализировать результаты диагностики сформированности индивидуального опыта ЭЦО к природе, себе самому, своему здоровью и здоровому образу жизни, труду и выбранной профессии, окружающим людям, Отечеству по проективным методикам «Завершение предложений» и «Пословицы. Поговорки».

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании использования проективных методик «Пословицы. Поговорки» и «Завершение предложений» для выявления имеющегося индивидуального опыта отношений студентов к природе, самому себе, здоровью / здоровому образу жизни, труду / профессии, окружающим людям, Отечеству, миру в целом.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных материалов в образовательном процессе высшей школы для диагностики индивидуального опыта ЭЦО, сформированность которого раскрывает взгляды, установки, убеждения студентов, а также является важным условием личностного и профессионального развития.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования: анализ литературы по проблеме диагностики опыта отношений студентов; проективные методики «Завершение предложений» (О.Н. Пономарёва), «Пословицы. Поговорки» (О.Н. Васина, О.Н. Пономарёва, Н.Н. Борисов); анализ результатов, полученных в ходе диагностики студентов Пензенского государственного университета.

Методика «Завершение предложений» позволяет диагностировать: а) готовность студентов к социально значимым действиям и поступкам; б) уровень проявления индивидуального опыта студентов в социально значимой деятельности и нравственном поведении. Методика «Пословицы. Поговорки» позволяет выявить: а) готовность студентов к принятию (отклонению) определенного факта, события, значимости поступка или действия; б) приоритетную модель поведения, учитывающую характер поступков и действий, фиксированных в пословицах и поговорках [1, 2]. Методологическим основанием исследования служат работы в области аксиологии (Б.И. Додонов, Г.Е. Залесский, Д.А. Леонтьев и др.); б) теории отношений (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); в) теории глобального (универсального) эволюционизма (H.H. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул и др.). Теоретической основой исследования явились концептуальные положения культурологической теории отбора содержания образования И.Я. Лернера и B.B. Краевского [4]; работы E.A. Васиной по обоснованию использования методики «Пословицы» для изучения жизненных стратегий личности [5]; T.Д. Дубовицкой и Г.Ф. Тулитбаевой по выявлению социально-перцептивных установок личности [6]; A.A. Моисеевой по выяснению возможностей использования метода пословиц в исследовании личности [7]; C.M. Петровой по выявлению особенностей отношений обучающихся с помощью пословиц [8]; B.O. Ермош и E.B. Распопина по определению отношений студентов к нормам и морально-нравственным категориям поведения [9]; B.A. Ясвина по определению психологических механизмов перестройки имеющейся системы отношений к окружающему миру [10] и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Содержанием опыта отношений к окружающему миру выступают индивидуальные мировоззренческие диспозиции, объединяющие: а) ценности, обладающие положительной значимостью и способные отвечать интересам человека (индивидуальные/личностные) и общества (социально значимые); б) ориентации, выраженные в избирательном отношении к ценностям на основе эмоциональной и/или рациональной оценок; в) убеждения, определяющие мотивы деятельности и поведения. Структурно опыт ЭЦО представлен системой взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов (критериев): эмоционального, когнитивного, конативного. От уровня их развития зависят проявление позитивных социально значимых действий и поступков студентов, готовность к решению личностных и профессиональных задач, а также успешность интеграции в современное общество и профессию. Приобретение нового содержания (обогащение) и повышение уровня развития эмоционального, когнитивного и конативного компонентов достигаются включением в содержание различных дисциплин профессионального образования материала, аргументирующего целостность системы «природа – человек – общество». Экспериментальная работа по изучению особенностей формирования и диагностики индивидуального опыта отношений организована со студентами ФГБОУ BO «Пензенский государственный университет» и ведется с 2016 года по настоящее время. Образовательный процесс осуществляется с учетом интеграции в содержание всех преподаваемых дисциплин, учебных и производственных практик, мероприятий внеаудиторной воспитательной работы накопленного социального опыта ЭЦО, который запечатлен и «опредмечен» в произведениях научно-популярной и мировой художественной литературы, в поговорках и пословицах, в эколого-ориентированных материалах. При преподавании учебных дисциплин «Биология», «Биологические основы живых систем», «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Экология» используются разные формы кейс-заданий на материале паремий. Результаты экспериментальной работы автор оценивал с помощью проективных методик «Завершение предложений» (1074 человека), «Пословицы. Поговорки» (160 человек). Экспериментальная работа по определению исходного уровня сформированности индивидуального опыта ЭЦО студентов и предпочитаемых ими стратегий нравственного поведения (констатирующий этап) осуществляется со студентами 1-го курса, повторная диагностика (контрольный этап) проводится по итогам формирующего эксперимента со студентами 4–5-х курсов.

Проективную методику «Завершение предложений» автор использовал для диагностики уровня сформированности опыта ЭЦО по силе проявления эмоциональной реакции, когнитивных проявлений, направленных действий практического взаимодействия с окружающим миром. Предложения, которые студентам необходимо завершить, автором объединены в группы: «Природа», «Человек», «Общество». Анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, свидетельствует о значимых изменениях уровня развития эмоционального, когнитивного и конативного компонентов опыта ЭЦО к природе, здоровью, профессии, родному краю [2].

Сформированность опыта ЭЦО к природе диагностировалась по анализу завершения предложений: 1. Когда я думаю о природе, я представляю…; 2. Самая важная экологическая проблема...; 3. Если бы я мог(-ла) решить только одну экологическую проблему, я бы выбрал(-а)...; 4. Для экономии электричества моя семья может...; 5. Первейшей причиной того, что люди игнорируют участие в экологической деятельности, является…

Сформированность опыта ЭЦО к здоровью диагностировалась по анализу завершения предложений: 1. Я считаю, что здоровье – это…; 2. Первичной причиной того, что люди не заботятся о состоянии своего здоровья, является…; 3. Самый важный социально-экологический фактор, влияющий на мое здоровье и здоровье моих близких, – это…; 4.. Если бы я мог(-ла) решить только одну экологическую проблему, влияющую на здоровье людей, я бы выбрал(-а)...; 5. Для улучшения состояния здоровья моя семья может…

Сформированность опыта ЭЦО к профессии диагностировалась по анализу завершения предложений о профессиональном выборе: 1. Я решил(-а) поступать в вуз и получать высшее образование потому, что…; 2. Я полагаю, что мой жизненный путь после получения диплома будет связан с…; 3. Хорошее образование для меня – это…; 4. Если бы мне нужно было назвать одну причину поступления в вуз, я бы выбрал(-а)…; 5. Если бы мне пришлось вновь выбирать вуз, я бы выбрал(-а)…

Сформированность опыта ЭЦО к родному краю диагностировалась по анализу завершения предложений о родном крае: 1. Родной край – это…; 2. Что означает для тебя выражение: «Я – пензенец»? 3. Принимали ли Вы участие в охране природы родного края? Приведите примеры. 4. Приведите примеры поступков окружающих Вас людей по отношению к родному краю с позиции добра и зла. 5. Родной язык – это…

Проективную методику «Пословицы. Поговорки» автор использовал для диагностики значимости объектов и явлений окружающего мира, сравнивая позиции важности предпочтения и интересы студентов. В основе методики лежат рассмотрение и анализ паремий как вариантов «кодированной информации», отражающей обобщенный опыт ЭЦО социума в контексте конкретной тематики. Пословицы и поговорки скомплектованы в 7 групп, в соответствии с обозначенными выше ценностными объектами, так, чтобы выбор студента отображал определенный контекст (пословица на выявление отношения к здоровью, профессии, взаимодействию с другими людьми и т.д.) [1]. Каждая группа систематизированных паремий включает шесть пословиц/поговорок с позитивным социально значимым смыслом и шесть пословиц/поговорок с социально нежелательным смыслом. Студентам было предложено принять или отклонить «зашифрованную» информацию. Все предлагаемые пословицы и поговорки адаптированы к использованию в высшей школе [1].

По результатам проведенного исследования были выделены три группы студентов по уровню (высокий, средний и низкий) сформированности опыта отношений. На контрольном этапе экспериментальной работы автор зафиксировал увеличение количества студентов с высоким показателем уровня сформированности индивидуального опыта ЭЦО к природе, профессии, родному краю (рис 1).

missing image file

Рис. 1. Динамика изменения численности студентов ПГУ («экспериментальных групп») с высоким уровнем развития опыта ЭЦО (в %)

missing image file

Рис. 2. Динамика изменения численности студентов ПГУ («экспериментальных групп») со средним уровнем развития опыта ЭЦО (в %)

missing image file

Рис. 3. Динамика изменения численности студентов ПГУ («экспериментальных групп») с низким уровнем развития опыта ЭЦО (в %)

Исключение составляет показатель отношения к здоровью, который практически не изменился. Автор объясняет это достаточно высоким уровнем ЭЦО, выявленным на констатирующем этапе. В целом опыт ЭЦО к здоровью достаточно высок, но студенты рассматривают его как объективно данную реальность и необходимый ресурс, который нужно сохранить.

Позитивным фактором является увеличение количества студентов с высоким показателем сформированности отношения к природе. Традиционно природа не является приоритетной ценностью, и увеличение этого показателя представляется довольно значимым. Автором зафиксировано более 30 % студентов, принимающих уникальность и самоценность природы и готовых проявлять инициативу в организации мероприятий по ее защите и реализации «права» природы на независимое существование.

Вместе с тем, показатели среднего уровня повысились до 45 % (рис. 2).

На диаграмме хорошо заметно увеличение числа студентов со средним уровнем сформированности индивидуального опыта ЭЦО к природе. Вместе с тем, автор отмечает снижение средних показателей по отношению к профессии и объясняет это значительным увеличением высоких результатов. Средний уровень сформированности опыта ЭЦО к здоровью и родному краю практически не изменился за счет увеличения количества студентов с показателями высокого уровня сформированности отношений к родному краю и снижением низких показателей (рис. 3).

Диаграмма показывает значительное снижение количества студентов с низкими показателями (до 11 %) сформированности опыта ЭЦО по всем критериям, что отразилось на увеличении количества студентов со средними и высокими показателями.

Заключение

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует о заметном снижении количества студентов с низким уровнем сформированности опыта ЭЦО. У большинства обучающихся наблюдается согласованное восприятие объектов и явлений окружающего мира, им дается осознаваемая оценка. Эмоциональная реакция и когнитивные проявления становятся ярко выраженными. Практическое взаимодействие с окружающим миром приобретает социально значимую направленность. У студентов появляется больше позитивных социально значимых ценностных ориентаций и убеждений, которые проявляются: а) в готовности к социально значимым действиям и поступкам; б) в определении стратегий нравственного поведения с позиций целостности системы «природа – человек – общество»; в) в социально значимой деятельности и нравственном поведении.