Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Васина О.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Цель работы заключается в анализе результатов диагностики сформированности индивидуального опыта эмоционально-ценностного отношения студентов по методикам «Завершение предложений» и «Пословицы. Поговорки». Содержательный и сравнительный анализ научной литературы позволил выявить направленность изменений структуры и содержания имеющегося опыта, подобрать диагностический инструментарий. Методика «Завершение предложений» позволяет диагностировать готовность студентов к социально значимым действиям и поступкам с точки зрения целостности системы «природа – человек – общество». Методика «Пословицы. Поговорки» диагностирует сформированность опыта отношения к природе, самому себе, здоровью / здоровому образу жизни, профессии / труду, окружающим людям, Отечеству, миру в целом. При сравнении и описании результатов констатирующего и контрольного этапов исследования автор учитывает изменение: а) значимости (доминантности) ценностных объектов; б) силы выражения (интенсивности) эмоциональной реакции, когнитивных проявлений, практического взаимодействия с окружающим миром. Результаты эмпирического исследования показаны на примере студентов Пензенского государственного университета. Автор отмечает увеличение количества студентов, имеющих высокий уровень сформированности опыта эмоционально-ценностного отношения, и заметное снижение студентов с низким уровнем, что объясняется изменениями в системе ценностных ориентаций и убеждений с позиций целостности системы «природа – человек – общество» и выражается в готовности к социально значимым действиям и поступкам.
высшая школа
опыт эмоционально-ценностного отношения
диагностика
1. Борисов Н.Н., Васина О.Н., Пономарёва О.Н. Диагностика личностного компонента универсальных компетенций: проективная методика «Пословицы. Поговорки» // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 9 (135). URL: https://research-journal.org/archive/9-135-2023-september/10.23670/IRJ.2023.135.47 (дата обращения: 12.03.2024). DOI: 10.23670/IRJ.2023.135.47.
2. Васина О.Н., Пономарёва О.Н., Шурыгин С.В. Диагностика результатов экологической подготовки в высшем образовании: методика «Завершение предложений» // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27782 (дата обращения: 03.04.2024).
3. Васина О.Н. Теоретический конструкт построения ценностного ряда объектов опыта эмоционально-ценностного отношения студентов к окружающей действительности // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 107-111. DOI: 10.17513/snt.39505.
4. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
5. Васина Е.А. Изучение жизненных стратегий с помощью методики «Пословицы» // Интерактивная наука. 2018. № 11 (33). С. 8–12.
6. Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 1. С. 84–89.
7. Моисеева А.А. Психологические возможности метода пословиц в исследовании психики и личности человека // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74–2. С. 85–88.
8. Петрова С.М. Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 3. С. 306–314.
9. Распопин Е.В., Ермош В.О. Методика изучения отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (76). С. 222–229.
10. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.

Проблема комплексной диагностики отношений и опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО), в том числе, до сих пор не решена. Известно, что сравнить с эталоном или определить ценность объекта или явления в «абсолютных единицах» нельзя. Но можно сравнить предпочтения и интересы человека. Опыт преподавания и результаты экспериментальной работы показывают, что оценить успешность формирования опыта ЭЦО студентов к окружающему миру позволяют проективные методики «Завершение предложений» (О.Н. Пономарёва), «Пословицы. Поговорки» (О.Н. Васина, О.Н. Пономарёва, Н.Н. Борисов) [1, 2]. Методики устанавливают изменения в содержании и уровне развития эмоционального, когнитивного, конативного компонентов индивидуального опыта отношения студентов к объектам и явлениям окружающего мира. Иерархию объектов отношения автор предлагает рассматривать с позиций интегрального единства теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева и теоретических положений гуманистического подхода и конструирует объективный ряд с учетом единства природы (универсальная ценность), человека (абсолютная ценность), общества. Такой подход способствует признанию значимости природы, самого человека, его здоровья, профессии, окружающих людей и распространяется на традиционные ценности России [3]. Результаты диагностики имеющегося опыта ЭЦО автор анализирует по изменению: а) значимости (доминантности) элементов ценностного ряда; б) силы выраженности (интенсивности) эмоциональной реакции, когнитивных проявлений, активности практического взаимодействия с окружающим миром.

Научная новизна исследования заключается в изучении индивидуального опыта ЭЦО студентов к объектам и явлениям окружающего мира по проективным методикам «Пословицы. Поговорки» и «Завершение предложений».

Цель исследования: проанализировать результаты диагностики сформированности индивидуального опыта ЭЦО к природе, себе самому, своему здоровью и здоровому образу жизни, труду и выбранной профессии, окружающим людям, Отечеству по проективным методикам «Завершение предложений» и «Пословицы. Поговорки».

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании использования проективных методик «Пословицы. Поговорки» и «Завершение предложений» для выявления имеющегося индивидуального опыта отношений студентов к природе, самому себе, здоровью / здоровому образу жизни, труду / профессии, окружающим людям, Отечеству, миру в целом.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных материалов в образовательном процессе высшей школы для диагностики индивидуального опыта ЭЦО, сформированность которого раскрывает взгляды, установки, убеждения студентов, а также является важным условием личностного и профессионального развития.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования: анализ литературы по проблеме диагностики опыта отношений студентов; проективные методики «Завершение предложений» (О.Н. Пономарёва), «Пословицы. Поговорки» (О.Н. Васина, О.Н. Пономарёва, Н.Н. Борисов); анализ результатов, полученных в ходе диагностики студентов Пензенского государственного университета.

Методика «Завершение предложений» позволяет диагностировать: а) готовность студентов к социально значимым действиям и поступкам; б) уровень проявления индивидуального опыта студентов в социально значимой деятельности и нравственном поведении. Методика «Пословицы. Поговорки» позволяет выявить: а) готовность студентов к принятию (отклонению) определенного факта, события, значимости поступка или действия; б) приоритетную модель поведения, учитывающую характер поступков и действий, фиксированных в пословицах и поговорках [1, 2]. Методологическим основанием исследования служат работы в области аксиологии (Б.И. Додонов, Г.Е. Залесский, Д.А. Леонтьев и др.); б) теории отношений (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); в) теории глобального (универсального) эволюционизма (H.H. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул и др.). Теоретической основой исследования явились концептуальные положения культурологической теории отбора содержания образования И.Я. Лернера и B.B. Краевского [4]; работы E.A. Васиной по обоснованию использования методики «Пословицы» для изучения жизненных стратегий личности [5]; T.Д. Дубовицкой и Г.Ф. Тулитбаевой по выявлению социально-перцептивных установок личности [6]; A.A. Моисеевой по выяснению возможностей использования метода пословиц в исследовании личности [7]; C.M. Петровой по выявлению особенностей отношений обучающихся с помощью пословиц [8]; B.O. Ермош и E.B. Распопина по определению отношений студентов к нормам и морально-нравственным категориям поведения [9]; B.A. Ясвина по определению психологических механизмов перестройки имеющейся системы отношений к окружающему миру [10] и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Содержанием опыта отношений к окружающему миру выступают индивидуальные мировоззренческие диспозиции, объединяющие: а) ценности, обладающие положительной значимостью и способные отвечать интересам человека (индивидуальные/личностные) и общества (социально значимые); б) ориентации, выраженные в избирательном отношении к ценностям на основе эмоциональной и/или рациональной оценок; в) убеждения, определяющие мотивы деятельности и поведения. Структурно опыт ЭЦО представлен системой взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов (критериев): эмоционального, когнитивного, конативного. От уровня их развития зависят проявление позитивных социально значимых действий и поступков студентов, готовность к решению личностных и профессиональных задач, а также успешность интеграции в современное общество и профессию. Приобретение нового содержания (обогащение) и повышение уровня развития эмоционального, когнитивного и конативного компонентов достигаются включением в содержание различных дисциплин профессионального образования материала, аргументирующего целостность системы «природа – человек – общество». Экспериментальная работа по изучению особенностей формирования и диагностики индивидуального опыта отношений организована со студентами ФГБОУ BO «Пензенский государственный университет» и ведется с 2016 года по настоящее время. Образовательный процесс осуществляется с учетом интеграции в содержание всех преподаваемых дисциплин, учебных и производственных практик, мероприятий внеаудиторной воспитательной работы накопленного социального опыта ЭЦО, который запечатлен и «опредмечен» в произведениях научно-популярной и мировой художественной литературы, в поговорках и пословицах, в эколого-ориентированных материалах. При преподавании учебных дисциплин «Биология», «Биологические основы живых систем», «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Экология» используются разные формы кейс-заданий на материале паремий. Результаты экспериментальной работы автор оценивал с помощью проективных методик «Завершение предложений» (1074 человека), «Пословицы. Поговорки» (160 человек). Экспериментальная работа по определению исходного уровня сформированности индивидуального опыта ЭЦО студентов и предпочитаемых ими стратегий нравственного поведения (констатирующий этап) осуществляется со студентами 1-го курса, повторная диагностика (контрольный этап) проводится по итогам формирующего эксперимента со студентами 4–5-х курсов.

Проективную методику «Завершение предложений» автор использовал для диагностики уровня сформированности опыта ЭЦО по силе проявления эмоциональной реакции, когнитивных проявлений, направленных действий практического взаимодействия с окружающим миром. Предложения, которые студентам необходимо завершить, автором объединены в группы: «Природа», «Человек», «Общество». Анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, свидетельствует о значимых изменениях уровня развития эмоционального, когнитивного и конативного компонентов опыта ЭЦО к природе, здоровью, профессии, родному краю [2].

Сформированность опыта ЭЦО к природе диагностировалась по анализу завершения предложений: 1. Когда я думаю о природе, я представляю…; 2. Самая важная экологическая проблема...; 3. Если бы я мог(-ла) решить только одну экологическую проблему, я бы выбрал(-а)...; 4. Для экономии электричества моя семья может...; 5. Первейшей причиной того, что люди игнорируют участие в экологической деятельности, является…

Сформированность опыта ЭЦО к здоровью диагностировалась по анализу завершения предложений: 1. Я считаю, что здоровье – это…; 2. Первичной причиной того, что люди не заботятся о состоянии своего здоровья, является…; 3. Самый важный социально-экологический фактор, влияющий на мое здоровье и здоровье моих близких, – это…; 4.. Если бы я мог(-ла) решить только одну экологическую проблему, влияющую на здоровье людей, я бы выбрал(-а)...; 5. Для улучшения состояния здоровья моя семья может…

Сформированность опыта ЭЦО к профессии диагностировалась по анализу завершения предложений о профессиональном выборе: 1. Я решил(-а) поступать в вуз и получать высшее образование потому, что…; 2. Я полагаю, что мой жизненный путь после получения диплома будет связан с…; 3. Хорошее образование для меня – это…; 4. Если бы мне нужно было назвать одну причину поступления в вуз, я бы выбрал(-а)…; 5. Если бы мне пришлось вновь выбирать вуз, я бы выбрал(-а)…

Сформированность опыта ЭЦО к родному краю диагностировалась по анализу завершения предложений о родном крае: 1. Родной край – это…; 2. Что означает для тебя выражение: «Я – пензенец»? 3. Принимали ли Вы участие в охране природы родного края? Приведите примеры. 4. Приведите примеры поступков окружающих Вас людей по отношению к родному краю с позиции добра и зла. 5. Родной язык – это…

Проективную методику «Пословицы. Поговорки» автор использовал для диагностики значимости объектов и явлений окружающего мира, сравнивая позиции важности предпочтения и интересы студентов. В основе методики лежат рассмотрение и анализ паремий как вариантов «кодированной информации», отражающей обобщенный опыт ЭЦО социума в контексте конкретной тематики. Пословицы и поговорки скомплектованы в 7 групп, в соответствии с обозначенными выше ценностными объектами, так, чтобы выбор студента отображал определенный контекст (пословица на выявление отношения к здоровью, профессии, взаимодействию с другими людьми и т.д.) [1]. Каждая группа систематизированных паремий включает шесть пословиц/поговорок с позитивным социально значимым смыслом и шесть пословиц/поговорок с социально нежелательным смыслом. Студентам было предложено принять или отклонить «зашифрованную» информацию. Все предлагаемые пословицы и поговорки адаптированы к использованию в высшей школе [1].

По результатам проведенного исследования были выделены три группы студентов по уровню (высокий, средний и низкий) сформированности опыта отношений. На контрольном этапе экспериментальной работы автор зафиксировал увеличение количества студентов с высоким показателем уровня сформированности индивидуального опыта ЭЦО к природе, профессии, родному краю (рис 1).

missing image file

Рис. 1. Динамика изменения численности студентов ПГУ («экспериментальных групп») с высоким уровнем развития опыта ЭЦО (в %)

missing image file

Рис. 2. Динамика изменения численности студентов ПГУ («экспериментальных групп») со средним уровнем развития опыта ЭЦО (в %)

missing image file

Рис. 3. Динамика изменения численности студентов ПГУ («экспериментальных групп») с низким уровнем развития опыта ЭЦО (в %)

Исключение составляет показатель отношения к здоровью, который практически не изменился. Автор объясняет это достаточно высоким уровнем ЭЦО, выявленным на констатирующем этапе. В целом опыт ЭЦО к здоровью достаточно высок, но студенты рассматривают его как объективно данную реальность и необходимый ресурс, который нужно сохранить.

Позитивным фактором является увеличение количества студентов с высоким показателем сформированности отношения к природе. Традиционно природа не является приоритетной ценностью, и увеличение этого показателя представляется довольно значимым. Автором зафиксировано более 30 % студентов, принимающих уникальность и самоценность природы и готовых проявлять инициативу в организации мероприятий по ее защите и реализации «права» природы на независимое существование.

Вместе с тем, показатели среднего уровня повысились до 45 % (рис. 2).

На диаграмме хорошо заметно увеличение числа студентов со средним уровнем сформированности индивидуального опыта ЭЦО к природе. Вместе с тем, автор отмечает снижение средних показателей по отношению к профессии и объясняет это значительным увеличением высоких результатов. Средний уровень сформированности опыта ЭЦО к здоровью и родному краю практически не изменился за счет увеличения количества студентов с показателями высокого уровня сформированности отношений к родному краю и снижением низких показателей (рис. 3).

Диаграмма показывает значительное снижение количества студентов с низкими показателями (до 11 %) сформированности опыта ЭЦО по всем критериям, что отразилось на увеличении количества студентов со средними и высокими показателями.

Заключение

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует о заметном снижении количества студентов с низким уровнем сформированности опыта ЭЦО. У большинства обучающихся наблюдается согласованное восприятие объектов и явлений окружающего мира, им дается осознаваемая оценка. Эмоциональная реакция и когнитивные проявления становятся ярко выраженными. Практическое взаимодействие с окружающим миром приобретает социально значимую направленность. У студентов появляется больше позитивных социально значимых ценностных ориентаций и убеждений, которые проявляются: а) в готовности к социально значимым действиям и поступкам; б) в определении стратегий нравственного поведения с позиций целостности системы «природа – человек – общество»; в) в социально значимой деятельности и нравственном поведении.


Библиографическая ссылка

Васина О.Н. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-2. – С. 343-348;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40050 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674