Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE FUTURE EMPLOYEES OF THE RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF THE MIDDLE LEVEL

Muraveva E.V. 1 Rybakova A.M. 2
1 Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev – KAI
2 Academy of Civil Defense of the Ministry of Emergency Situations of Russia
1363 KB
The professionalism of the specialists responsible for the country’s security, such as the specialists of the Ministry of Emergency Situations of Russia, has been and remains fundamentally important for the country and its citizens. Modern living conditions require a new approach to the professional education of such specialists, including educational systems in educational structures. The authors investigate the phenomenon of patriotic culture and the peculiarities of its formation in professional educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The authors clarified the concept of “patriotic culture of future middle-level employees of the Ministry of Emergency Situations”, which is revealed through the prism of the profession in the axiological unity of patriotic values, knowledge in the field of culture and history of the country, civic consciousness and readiness to protect the population and territories. The structure of the content is described and three components of patriotic culture are identified: knowledge, value, activity in unity connected with system-wide and professional tasks of patriotic orientation. Based on the analysis of the pedagogical experience of the authors, normative documentation and scientific research on the research problem, a theoretical model of the formation of the patriotic culture of future middle-level employees of the Ministry of Emergency Situations is proposed, including normative-target, theoretical-methodological, organizational-pedagogical and evaluative-effective blocks. It is planned to introduce and test this model in pedagogical practice in order to check the organizational and pedagogical conditions of its implementation and develop recommendations for the organization of educational work in professional educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
professional education
patriotic culture
patriotic values
structural model
organizational and pedagogical conditions

Текущие геополитическая и социокультурная ситуации демонстрируют необходимость инновационного развития воспитательных систем всех образовательных ступеней. Патриотическая направленность выступает стержнем государственной идеологии и базисом формирующейся гражданской позиции молодежи. Это получило и свое отражение в образовательных стандартах, раскрываясь в результативности категорий «патриотизм», «гражданская идентичность», «знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества», «воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [1], «уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку…» [2]. Следовательно, воспитательная работа в образовательных организациях требует новых педагогических моделей, подходов и форм с целью достижения поставленных задач и планируемых результатов воспитательной деятельности с целью отхода от деструктивных образцов поведения, потенциально опасных для социума.

С учетом возрастных особенностей, специфики региона и потенциальных возможностей создается широкий спектр воспитательных мероприятий, способствующих развитию воспитательных систем. Особое место в этом ряду занимают системы профессионального воспитания, формирующие определенные вехи личностного развития и закладывающие нравственные ценности, эмоциональное отношение, принимаемую систему деятельности. При общей ценностной направленности функциональный и деятельностный компоненты патриотического воспитания существенно различаются у представителей разных профессий. Это обуславливает разнообразные подходы к воспитательной деятельности и способы формирования ее результатов с учетом профессионального и регионального компонентов, национальных традиций, организационной культуры будущей профессии при единстве базовых национальных ценностей, в том числе и патриотизма.

Рассматриваемая нами профессиональная деятельность сотрудников МЧС России стоит в особом ряду защищающих граждан профессий с высоким риском, поскольку «...работа сотрудников МЧС постоянно происходит в условиях высокой экстремальности, что связано с проблемами ликвидации и предупреждения катастроф и чрезвычайных ситуаций природного, экономического и социального характеров» [3]. Такая деятельность, соответственно, требует от них высокого уровня сформированности особых качеств личности и способов действий. В этом ряду можно выделить: социальную ответственность за жизнь и безопасность людей; самоотверженность как элемент профессиональной деятельности для общества и государства; готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях, связанным с защитой населения и территорий, и др.

Патриотизм представляется нам смыслообразующей характеристикой профессии сотрудника МЧС, предопределяющей его профессиональную деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций, связанную с риском для жизни и самопожертвованием при защите населения и территорий. На наш взгляд, педагогической результативной характеристикой планируемого воспитательного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов МЧС среднего звена может служить патриотическая культура, способствующая «общественно значимой ориентации... преодолению чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания» [4].

Цель исследования – теоретически обобщить сущность и содержание понятия «патриотическая культура будущих сотрудников МЧС среднего звена», представить функциональную модель формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена в условиях профессиональной подготовки кадетов профессиональных образовательных учреждений МЧС России.

Материалы и методы исследования

В своем исследовании мы базируемся на рассмотрении категории патриотической культуры с позиций:

− аксиологического подхода, предопределяющего нацеленность стратегии воспитания на развитие патриотической культуры будущего сотрудника МЧС среднего звена как личностной нравственной ценности, поскольку «…знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором» [5]. Здесь патриотическая культура рассматривается нами в спектре целеполагания результата воспитательной работы в профессиональной подготовке;

− личностно-деятельностного подхода, детерминирующего организационно-педагогические условия развития личности обучающегося в особой корпоративной среде и субъектном взаимодействии. Принимая ценности гражданина страны и профессионального сообщества, получая знания, отрабатывая навыки и присваивая опыт будущей профессиональной деятельности, происходит «преломление» личностных ценностных ориентаций и постепенное формирование патриотической культуры, проявляющейся в профессиональном поведении будущего представителя профессии;

− интегративного подхода, обусловливающего решение задач интеграции учебной и внеучебной деятельности, поддержки междисциплинарных связей, теоретических знаний и физической подготовки в целях воспитания патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена.

Анализ определений «патриотическая культура» в педагогических исследованиях

Автор

Сущность

Значимость

Федеральное агентство по делам молодежи

«Патриотическая культура – характеристика личности, в которой отражается знание истории и культуры родной страны, гражданское самосознание, принятие патриотических ценностей, готовность опираться на них в повседневном поведении, отношениях с людьми, выборе стратегий саморазвития» [7]

Акцентуация на личностной значимости и готовности к реализации этих ценностей в деятельности

Мазур М.А.

«Вид… профессиональной культуры, в которой обеспечение и защита жизненно важных интересов государства и общества выступает ведущей ценностью профессиональной деятельности» [8]

Элемент профессиональной культуры и ценность профессиональной деятельности

Сергеева В.В.

«Патриотическая культура – высший уровень преданности и любви к обществу, народу, Родине. Важной задачей в формировании патриотической культуры является то, чтобы каждый человек понял свою патриотическую обязанность» [9]

Высшая нравственная категория в рамках профессиональных обязанностей

Ружа В.А.

Патриотическую культуру можно определить как совокупность устойчивых компонентов патриотического сознания, традиций, ориентаций и поведения [10]

Проекции патриотической культуры на профессиональное поведение и деятельность человека в целом

Тимофеев А.А.

«…Основу патриотической культуры (как типа поведения) определяет патриотизм, воспринимаемый как личностное качество, отношение, принцип жизни, ценностное образование, готовность действовать» [11]

Принципиально значимыми в нашем педагогическом поиске выступают особенности профессиональной деятельности, связанной с защитой граждан и территорий страны в ходе предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций и их последствий. Соответственно, профессиональной миссией можно считать общественное служение, требующее смелости, самоотверженности, полного подчинения профессиональным нормам и правилам во имя блага граждан страны. Тогда можно констатировать «производственную необходимость» в виде особых требований к личностно-профессиональным качествам будущих специалистов МЧС среднего звена, который «…должен быть не только знающим и компетентным работником в своей профессиональной деятельности, но и сознательным созидателем будущего, понимать смысл происходящих процессов, обладать гражданской позицией, быть на уровне современных нравственных требований» [6].

Рассматривая с позиций выделенных методологических подходов сущность и структуру понятия «патриотическая культура», мы выделяем следующие важные для нашего исследования идеи (таблица).

Авторы статьи считают, что искомое определение «патриотическая культура будущих сотрудников МЧС среднего звена» необходимо формулировать с опорой на Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приказ МЧС России от 06 марта 2006 г. № 136). Анализ данного документа подчеркивает значимость таких аспектов патриотической культуры, как «…чтить и уважать государственные символы Российской Федерации и символику МЧС России»; «…быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допускать, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские взаимоотношения, национальность и вероисповедание»; «хранить и приумножать лучшие традиции МЧС России: патриотизм, верность служебному долгу, товарищество, взаимовыручку, мужество, бескорыстие, благородство, самопожертвование, профессионализм, особый командный дух корпоративной культуры МЧС России, а также внимание к людским чувствам и горю» [12].

В качестве методов научного исследования нами применены контентный анализ нормативных актов и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, а также педагогическое моделирование для разработки результирующей модели.

Результаты исследования и их обсуждение

С позиции авторов, патриотическая культура будущих сотрудников МЧС среднего звена – это динамическая личностная характеристика аксиологической направленности, обобщающая знания и уважение к ценностям, историческому прошлому, традициям и культуре государства, осознанная гражданственность, раскрывающаяся в повседневном поведении и готовности активно содействовать решению профессиональных задач по обеспечению защиты и сохранения безопасности населения и территорий.

Особенностью исследования выступает профессиональная направленность процесса формирования патриотической культуры, подключение к нему всех ресурсов системы общей воспитательной работы в рамках профессиональной подготовки для системной деятельности в выделенном направлении. Тогда формирование патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена – это целенаправленный процесс профессионального обучения и воспитания через призму профессиональной деятельности (с этических позиций Кодекса чести сотрудника МЧС России), включающий знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Рассматривая содержание патриотической культуры будущего сотрудника МЧС среднего звена, мы выделяем ее следующие компоненты и соответствующие им критерии оценки, проявляемые на дифференцированных уровнях (низкий, средний, высокий):

1) знаниевый – включающий знания: истории и культуры родного края и страны в целом; истории гражданской защиты как основы заботы государства о безопасности граждан, защите населения и территорий; государственной и профессиональной символики и др.;

2) ценностный – самовосприятие себя как гражданина России с историей, культурой, традициями и ценностями; осознание значимости выбранной профессии, обеспечивающей защиту населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях; осознание себя как носителя организационных принципов и поведения государственной системы МЧС и др.;

3) деятельностный – патриотическая активность, готовность и гражданская и профессиональная самореализация на благо Родины и в ее интересах в рамках учебной и внеучебной деятельности под эгидой профессиональных образовательных учреждений МЧС России.

Формирование патриотической культуры основано на интеграции общих представлений о патриотизме, профессиональных особенностях и организационной культуре системы МЧС. Соответственно, теория и практика воспитательной деятельности должна строиться:

− на межпредметной интеграции учебных дисциплин социально-гуманитарной направленности в контексте развития гражданского сознания, патриотических ценностей, исторической памяти;

− внутрипредметной интеграции каждой учебной дисциплины с профессиональными понятиями Кодекса чести сотрудника МЧС России;

− активной включенности обучающихся – будущих сотрудников МЧС среднего звена в программные учебные и внеучебные мероприятия (творческие и научные конкурсы, волонтерское движение и другие патриотические акции [13]).

Представленные позиции позволяют выделить этапы процесса формирования патриотической культуры (нормативный, социальный, исторический, культурный, профессионально-ориентированный, деятельностный, рефлексивный) и связанные с ними педагогические формы, методы и средства воспитательной деятельности, в том числе и разработку диагностического инструментария оценки сформированности патриотической культуры у будущих сотрудников МЧС среднего звена [13]. Структуру воспитательной деятельности по формированию патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена можно представить в виде описательной информационной модели (рисунок), включающей в себя следующие блоки: нормативно-целевой, теоретико-методологический, организационно-технологический и оценочно-результативный.

Нормативно-целевой блок включает: цели и задачи формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена, нормативную базу разработки программных документов для организации воспитательной работы в образовательной организации; локальную документацию воспитательной деятельности по патриотическому воспитанию. В качестве задач формирования патриотической культуры мы выделяем: 1) педагогическое обоснование сущности и структуры патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена; 2) педагогическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности, включающее методическое обеспечение процесса, кадровую подготовку, программу воспитательной деятельности, адекватный подбор методов, средств и форм воспитательной деятельности; 3) педагогическую диагностику уровня сформированности патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена с целью коррекции и совершенствования учебно-воспитательной работы.

missing image file

Структурная модель формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена

Теоретико-методологический блок раскрывает покомпонентное содержание патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена и методологию ее формирования в процессе получения профессиональной подготовки. Проектирование воспитательной деятельности по формированию патриотической культуры нами осуществляется на базисе аксиологического, личностно-деятельностного и интегративного подходов, что предполагает реализацию следующих принципов ее организации: принцип социальной направленности (нацеленный на осознание значимости профессии сотрудника МЧС для безопасности населения и территорий); принцип культуросообразности (поддерживающий нравственные категории личностных связей со страной, Родиной, ее историей и культурой); принцип активизации ценностного поиска (заключающийся в необходимости формирования личностного опыта выбора патриотической позиции в профессиональных ситуациях); принцип профессионализации (обуславливающий акцентуацию на особенности профессиональной деятельности сотрудника МЧС); принцип командной работы (поддерживающий необходимость следования общим для сотрудников МЧС ценностям в реализации профессиональной деятельности).

Организационно-технологический блок, содержащий этапы, формы, методы, технологии и алгоритмы формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена в рамках профессиональной подготовки с применением активных методов обучения, в том числе с использованием современных сквозных цифровых технологий и реальной практики реализации активной деятельности обучающихся на благо России, в том числе и по линии гражданской защиты населения и территорий. Эффективность воспитательного процесса поддерживается следующими организационно-педагогическими условиями: подготовка преподавателей образовательной организации к реализации поставленных задач по патриотическому воспитанию; организация образовательной среды в коммуникативном подразделении МЧС России; разработка учебно-методического обеспечения воспитательной деятельности.

Оценочно-результативный блок, обеспечивающий оценку уровня сформированности патриотической культуры у будущих специалистов МЧС России среднего звена по заданным компонентам и соответствующим им критериям (знаниевый, ценностный, деятельностный) по выявленным уровням (низкий, средний, высокий). К критериям оценки могут быть отнесены: 1) знания о патриотических ценностях, характерных для всего российского общества, с акцентом на патриотических ценностях, характерных для сотрудников МЧС России, признание уникального исторического пути России, ее места в историческом развитии цивилизации, истории гражданской защиты как основы заботы государства о безопасности граждан; 2) идеалы, имеющие в основе нравственные императивы заботы о сохранении духовных ценностей, жизни и здоровья людей, объектов культуры и природных территорий, гражданственность как принадлежность к российскому обществу; 3) готовность к активной деятельности и самореализации на благо Родины и государства, в том числе по линии гражданской защиты населения по обеспечению безопасности граждан, сохранению территорий и культурных ценностей.

Заключение

Представленное авторами видение патриотической культуры будущих специалистов МЧС России среднего звена отражает его интегративность, динамичность и связь с будущей профессиональной деятельностью. Структурные компоненты описанного феномена позволяют дифференцировать формы, методы и технологии воспитательной деятельности для их формирования и последующей интеграции с профессиональными обязанностями. Системно представленная структурная модель формирования патриотической культуры у будущих специалистов МЧС России среднего звена является открытой для потенциального развития и адаптации к особенностям региона и запросов будущих работодателей. Дальнейшая научно-практическая работа по формированию патриотической культуры в образовательных учреждениях МЧС России должна быть связана с реализацией соответствующих организационно-педагогических условий и проверкой их необходимости и достаточности, оценкой динамики показателей и уровней патриотической культуры у экспериментальных и контрольных групп.