Текущие геополитическая и социокультурная ситуации демонстрируют необходимость инновационного развития воспитательных систем всех образовательных ступеней. Патриотическая направленность выступает стержнем государственной идеологии и базисом формирующейся гражданской позиции молодежи. Это получило и свое отражение в образовательных стандартах, раскрываясь в результативности категорий «патриотизм», «гражданская идентичность», «знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества», «воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [1], «уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку…» [2]. Следовательно, воспитательная работа в образовательных организациях требует новых педагогических моделей, подходов и форм с целью достижения поставленных задач и планируемых результатов воспитательной деятельности с целью отхода от деструктивных образцов поведения, потенциально опасных для социума.
С учетом возрастных особенностей, специфики региона и потенциальных возможностей создается широкий спектр воспитательных мероприятий, способствующих развитию воспитательных систем. Особое место в этом ряду занимают системы профессионального воспитания, формирующие определенные вехи личностного развития и закладывающие нравственные ценности, эмоциональное отношение, принимаемую систему деятельности. При общей ценностной направленности функциональный и деятельностный компоненты патриотического воспитания существенно различаются у представителей разных профессий. Это обуславливает разнообразные подходы к воспитательной деятельности и способы формирования ее результатов с учетом профессионального и регионального компонентов, национальных традиций, организационной культуры будущей профессии при единстве базовых национальных ценностей, в том числе и патриотизма.
Рассматриваемая нами профессиональная деятельность сотрудников МЧС России стоит в особом ряду защищающих граждан профессий с высоким риском, поскольку «...работа сотрудников МЧС постоянно происходит в условиях высокой экстремальности, что связано с проблемами ликвидации и предупреждения катастроф и чрезвычайных ситуаций природного, экономического и социального характеров» [3]. Такая деятельность, соответственно, требует от них высокого уровня сформированности особых качеств личности и способов действий. В этом ряду можно выделить: социальную ответственность за жизнь и безопасность людей; самоотверженность как элемент профессиональной деятельности для общества и государства; готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях, связанным с защитой населения и территорий, и др.
Патриотизм представляется нам смыслообразующей характеристикой профессии сотрудника МЧС, предопределяющей его профессиональную деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций, связанную с риском для жизни и самопожертвованием при защите населения и территорий. На наш взгляд, педагогической результативной характеристикой планируемого воспитательного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов МЧС среднего звена может служить патриотическая культура, способствующая «общественно значимой ориентации... преодолению чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания» [4].
Цель исследования – теоретически обобщить сущность и содержание понятия «патриотическая культура будущих сотрудников МЧС среднего звена», представить функциональную модель формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена в условиях профессиональной подготовки кадетов профессиональных образовательных учреждений МЧС России.
Материалы и методы исследования
В своем исследовании мы базируемся на рассмотрении категории патриотической культуры с позиций:
− аксиологического подхода, предопределяющего нацеленность стратегии воспитания на развитие патриотической культуры будущего сотрудника МЧС среднего звена как личностной нравственной ценности, поскольку «…знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором» [5]. Здесь патриотическая культура рассматривается нами в спектре целеполагания результата воспитательной работы в профессиональной подготовке;
− личностно-деятельностного подхода, детерминирующего организационно-педагогические условия развития личности обучающегося в особой корпоративной среде и субъектном взаимодействии. Принимая ценности гражданина страны и профессионального сообщества, получая знания, отрабатывая навыки и присваивая опыт будущей профессиональной деятельности, происходит «преломление» личностных ценностных ориентаций и постепенное формирование патриотической культуры, проявляющейся в профессиональном поведении будущего представителя профессии;
− интегративного подхода, обусловливающего решение задач интеграции учебной и внеучебной деятельности, поддержки междисциплинарных связей, теоретических знаний и физической подготовки в целях воспитания патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена.
Анализ определений «патриотическая культура» в педагогических исследованиях
Автор |
Сущность |
Значимость |
Федеральное агентство по делам молодежи |
«Патриотическая культура – характеристика личности, в которой отражается знание истории и культуры родной страны, гражданское самосознание, принятие патриотических ценностей, готовность опираться на них в повседневном поведении, отношениях с людьми, выборе стратегий саморазвития» [7] |
Акцентуация на личностной значимости и готовности к реализации этих ценностей в деятельности |
Мазур М.А. |
«Вид… профессиональной культуры, в которой обеспечение и защита жизненно важных интересов государства и общества выступает ведущей ценностью профессиональной деятельности» [8] |
Элемент профессиональной культуры и ценность профессиональной деятельности |
Сергеева В.В. |
«Патриотическая культура – высший уровень преданности и любви к обществу, народу, Родине. Важной задачей в формировании патриотической культуры является то, чтобы каждый человек понял свою патриотическую обязанность» [9] |
Высшая нравственная категория в рамках профессиональных обязанностей |
Ружа В.А. |
Патриотическую культуру можно определить как совокупность устойчивых компонентов патриотического сознания, традиций, ориентаций и поведения [10] |
Проекции патриотической культуры на профессиональное поведение и деятельность человека в целом |
Тимофеев А.А. |
«…Основу патриотической культуры (как типа поведения) определяет патриотизм, воспринимаемый как личностное качество, отношение, принцип жизни, ценностное образование, готовность действовать» [11] |
Принципиально значимыми в нашем педагогическом поиске выступают особенности профессиональной деятельности, связанной с защитой граждан и территорий страны в ходе предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций и их последствий. Соответственно, профессиональной миссией можно считать общественное служение, требующее смелости, самоотверженности, полного подчинения профессиональным нормам и правилам во имя блага граждан страны. Тогда можно констатировать «производственную необходимость» в виде особых требований к личностно-профессиональным качествам будущих специалистов МЧС среднего звена, который «…должен быть не только знающим и компетентным работником в своей профессиональной деятельности, но и сознательным созидателем будущего, понимать смысл происходящих процессов, обладать гражданской позицией, быть на уровне современных нравственных требований» [6].
Рассматривая с позиций выделенных методологических подходов сущность и структуру понятия «патриотическая культура», мы выделяем следующие важные для нашего исследования идеи (таблица).
Авторы статьи считают, что искомое определение «патриотическая культура будущих сотрудников МЧС среднего звена» необходимо формулировать с опорой на Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приказ МЧС России от 06 марта 2006 г. № 136). Анализ данного документа подчеркивает значимость таких аспектов патриотической культуры, как «…чтить и уважать государственные символы Российской Федерации и символику МЧС России»; «…быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допускать, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские взаимоотношения, национальность и вероисповедание»; «хранить и приумножать лучшие традиции МЧС России: патриотизм, верность служебному долгу, товарищество, взаимовыручку, мужество, бескорыстие, благородство, самопожертвование, профессионализм, особый командный дух корпоративной культуры МЧС России, а также внимание к людским чувствам и горю» [12].
В качестве методов научного исследования нами применены контентный анализ нормативных актов и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, а также педагогическое моделирование для разработки результирующей модели.
Результаты исследования и их обсуждение
С позиции авторов, патриотическая культура будущих сотрудников МЧС среднего звена – это динамическая личностная характеристика аксиологической направленности, обобщающая знания и уважение к ценностям, историческому прошлому, традициям и культуре государства, осознанная гражданственность, раскрывающаяся в повседневном поведении и готовности активно содействовать решению профессиональных задач по обеспечению защиты и сохранения безопасности населения и территорий.
Особенностью исследования выступает профессиональная направленность процесса формирования патриотической культуры, подключение к нему всех ресурсов системы общей воспитательной работы в рамках профессиональной подготовки для системной деятельности в выделенном направлении. Тогда формирование патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена – это целенаправленный процесс профессионального обучения и воспитания через призму профессиональной деятельности (с этических позиций Кодекса чести сотрудника МЧС России), включающий знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Рассматривая содержание патриотической культуры будущего сотрудника МЧС среднего звена, мы выделяем ее следующие компоненты и соответствующие им критерии оценки, проявляемые на дифференцированных уровнях (низкий, средний, высокий):
1) знаниевый – включающий знания: истории и культуры родного края и страны в целом; истории гражданской защиты как основы заботы государства о безопасности граждан, защите населения и территорий; государственной и профессиональной символики и др.;
2) ценностный – самовосприятие себя как гражданина России с историей, культурой, традициями и ценностями; осознание значимости выбранной профессии, обеспечивающей защиту населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях; осознание себя как носителя организационных принципов и поведения государственной системы МЧС и др.;
3) деятельностный – патриотическая активность, готовность и гражданская и профессиональная самореализация на благо Родины и в ее интересах в рамках учебной и внеучебной деятельности под эгидой профессиональных образовательных учреждений МЧС России.
Формирование патриотической культуры основано на интеграции общих представлений о патриотизме, профессиональных особенностях и организационной культуре системы МЧС. Соответственно, теория и практика воспитательной деятельности должна строиться:
− на межпредметной интеграции учебных дисциплин социально-гуманитарной направленности в контексте развития гражданского сознания, патриотических ценностей, исторической памяти;
− внутрипредметной интеграции каждой учебной дисциплины с профессиональными понятиями Кодекса чести сотрудника МЧС России;
− активной включенности обучающихся – будущих сотрудников МЧС среднего звена в программные учебные и внеучебные мероприятия (творческие и научные конкурсы, волонтерское движение и другие патриотические акции [13]).
Представленные позиции позволяют выделить этапы процесса формирования патриотической культуры (нормативный, социальный, исторический, культурный, профессионально-ориентированный, деятельностный, рефлексивный) и связанные с ними педагогические формы, методы и средства воспитательной деятельности, в том числе и разработку диагностического инструментария оценки сформированности патриотической культуры у будущих сотрудников МЧС среднего звена [13]. Структуру воспитательной деятельности по формированию патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена можно представить в виде описательной информационной модели (рисунок), включающей в себя следующие блоки: нормативно-целевой, теоретико-методологический, организационно-технологический и оценочно-результативный.
Нормативно-целевой блок включает: цели и задачи формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена, нормативную базу разработки программных документов для организации воспитательной работы в образовательной организации; локальную документацию воспитательной деятельности по патриотическому воспитанию. В качестве задач формирования патриотической культуры мы выделяем: 1) педагогическое обоснование сущности и структуры патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена; 2) педагогическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности, включающее методическое обеспечение процесса, кадровую подготовку, программу воспитательной деятельности, адекватный подбор методов, средств и форм воспитательной деятельности; 3) педагогическую диагностику уровня сформированности патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена с целью коррекции и совершенствования учебно-воспитательной работы.
Структурная модель формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена
Теоретико-методологический блок раскрывает покомпонентное содержание патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена и методологию ее формирования в процессе получения профессиональной подготовки. Проектирование воспитательной деятельности по формированию патриотической культуры нами осуществляется на базисе аксиологического, личностно-деятельностного и интегративного подходов, что предполагает реализацию следующих принципов ее организации: принцип социальной направленности (нацеленный на осознание значимости профессии сотрудника МЧС для безопасности населения и территорий); принцип культуросообразности (поддерживающий нравственные категории личностных связей со страной, Родиной, ее историей и культурой); принцип активизации ценностного поиска (заключающийся в необходимости формирования личностного опыта выбора патриотической позиции в профессиональных ситуациях); принцип профессионализации (обуславливающий акцентуацию на особенности профессиональной деятельности сотрудника МЧС); принцип командной работы (поддерживающий необходимость следования общим для сотрудников МЧС ценностям в реализации профессиональной деятельности).
Организационно-технологический блок, содержащий этапы, формы, методы, технологии и алгоритмы формирования патриотической культуры будущих сотрудников МЧС среднего звена в рамках профессиональной подготовки с применением активных методов обучения, в том числе с использованием современных сквозных цифровых технологий и реальной практики реализации активной деятельности обучающихся на благо России, в том числе и по линии гражданской защиты населения и территорий. Эффективность воспитательного процесса поддерживается следующими организационно-педагогическими условиями: подготовка преподавателей образовательной организации к реализации поставленных задач по патриотическому воспитанию; организация образовательной среды в коммуникативном подразделении МЧС России; разработка учебно-методического обеспечения воспитательной деятельности.
Оценочно-результативный блок, обеспечивающий оценку уровня сформированности патриотической культуры у будущих специалистов МЧС России среднего звена по заданным компонентам и соответствующим им критериям (знаниевый, ценностный, деятельностный) по выявленным уровням (низкий, средний, высокий). К критериям оценки могут быть отнесены: 1) знания о патриотических ценностях, характерных для всего российского общества, с акцентом на патриотических ценностях, характерных для сотрудников МЧС России, признание уникального исторического пути России, ее места в историческом развитии цивилизации, истории гражданской защиты как основы заботы государства о безопасности граждан; 2) идеалы, имеющие в основе нравственные императивы заботы о сохранении духовных ценностей, жизни и здоровья людей, объектов культуры и природных территорий, гражданственность как принадлежность к российскому обществу; 3) готовность к активной деятельности и самореализации на благо Родины и государства, в том числе по линии гражданской защиты населения по обеспечению безопасности граждан, сохранению территорий и культурных ценностей.
Заключение
Представленное авторами видение патриотической культуры будущих специалистов МЧС России среднего звена отражает его интегративность, динамичность и связь с будущей профессиональной деятельностью. Структурные компоненты описанного феномена позволяют дифференцировать формы, методы и технологии воспитательной деятельности для их формирования и последующей интеграции с профессиональными обязанностями. Системно представленная структурная модель формирования патриотической культуры у будущих специалистов МЧС России среднего звена является открытой для потенциального развития и адаптации к особенностям региона и запросов будущих работодателей. Дальнейшая научно-практическая работа по формированию патриотической культуры в образовательных учреждениях МЧС России должна быть связана с реализацией соответствующих организационно-педагогических условий и проверкой их необходимости и достаточности, оценкой динамики показателей и уровней патриотической культуры у экспериментальных и контрольных групп.
Библиографическая ссылка
Муравьева Е.В., Рыбакова А.М. О ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЧС РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 186-191;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40026 (дата обращения: 21.11.2024).