Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EFFECTIVE FORMS OF INTERACTION TEACHERS AND FAMILIES OF CHILD WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Karakulova E.V. 1 Bezdetko S.N. 1, 2 Koneva N.A. 1 Obukhova N.V. 1 Zakharenko A.A. 3
1 Ural State Pedagogical University
2 Social and professional technical school “Builder”
3 TsPMSS “Echo”
1176 KB
The article examines the practices and forms of effective interaction between teachers and the family of a child with disabilities. There is a need to improve the competence of parents in the field of special and inclusive education, as well as the need to ensure effective interaction between teachers and the environment of a child with disabilities. Attention is focused on the psychological and pedagogical approach in the process of interaction of teachers of an educational organization with families of children with disabilities and special educational needs; It is pointed out the need to expand the psychological and pedagogical knowledge and skills of parents, including in the field of information and communication technologies. The purpose of the study is to determine the typological features and the level of formation of psychological and pedagogical competencies of parents (legal representatives) raising children with disabilities and special educational needs, providing teachers with successful practices and forms of interaction with the family, including information and communication. Based on the survey conducted by 112 parents with children with disabilities, 4 groups of parents were identified, namely: parents with a low level of motivational readiness to study with children at home, parents with an insufficient level of psychological and pedagogical competence, parents who have a high degree of willingness to cooperate with teachers, but using information and communication technologies, and parents, who are poorly oriented in the peculiarities of the child and have difficulties in using information and communication technologies. For each of these groups of parents, priority forms and methods of interaction between teachers of an educational organization and families of children with disabilities and with special educational needs have been identified, systematized and described. The article is intended for teachers of the special education system and students in the field of training “Special (defectological) education”. The study was carried out with the support of the Scientific and Methodological Center for Supporting Pedagogical Workers of the Ural State Pedagogical University as part of the implementation of the university grant “Technologies for effective interaction between teachers and parents of children with disabilities”.
teacher
parent
children with disabilities
family support
forms of pedagogical interaction
student

Наступивший 2024 год указом Президента России от 22 ноября 2023 г. № 875 объявлен Годом семьи. Семья является центральным общественным институтом, который сберегает и укрепляет традиционные семейные ценности и имеет основополагающее значение в становлении личности и во всестороннем развитии ребенка. Вопросы взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленные на сотрудничество и поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, закреплены в федеральных, региональных и локальных нормативных документах.

Исследования в области взаимодействия педагогов образовательной организации (ОО) с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяют выявить вопросы, связанные с решением, а порой и непониманием данной проблемы не только молодыми специалистами, но и практиками с большим опытом работы (А.Г. Московкина [1], В.В. Ткачева [2], Е.В. Ушакова [3], М.Н. Фейзопуло [4]).

Основные модели и этапы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ рассматриваются в работах целого ряда авторов (О.В. Бачина [5], М.Л. Любимов [6], О.Г. Приходько [6], О.В. Югова [6], М.О. Захарова [6], М.Н. Недвецкая [7], Н.В. Обухова [8], О.А. Щекина [9]). Данные исследования обозначают решение проблемы в рамках психолого-педагогического подхода, в центре которого находится обучающийся с ОВЗ. С позиций данного подхода работа с семьей сводится к оказанию квалифицированной помощи родителям, направленной на приобретение необходимых знаний и навыков взаимодействия с детьми с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.

Вопросы комплексного сопровождения семьи ребенка с ОВЗ рассматриваются в рамках деятельности консультативных центров и служб ранней помощи [10, 11]. В современных условиях образования немаловажное значение также приобретают дистанционные формы работы с семьей [12, 13]. Необходимо также отметить, что мотивационная заинтересованность членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих факторов, таких как реализация комплексного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ОВЗ, возможность обеспечения их особых образовательных потребностей через реализацию принципа единства коррекционной и диагностической деятельности, взаимодействие различных специалистов с семьей [14, 15].

Анализ подходов к решению проблемы взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволил выявить, что специалисты начинают активно работать с семьей уже на первом диагностическом этапе. Обращаем внимание на необходимость предоставления результатов обследования ребенка с ОВЗ родителям не как диагноза, а в качестве оценки его способностей и возможных трудностей, которые могут возникнуть в образовательном процессе. Для этого необходимо использовать различные приемы обсуждения результатов обследования:

– предоставление родителям (законным представителям) информации о компенсаторных возможностях психических функций обучающегося на разных этапах его развития (раннего возраста, дошкольного возраста и т.д.), делая акцент на необходимости проведения коррекционных мероприятий с раннего возраста;

– предоставление пояснительной информации о необходимости включения в коррекционную работу родителей и соответствующего закрепления сформированных навыков на самостоятельных занятиях дома;

– обеспечение информацией о перспективах и потенциале развития ребенка.

На этом этапе педагогу необходимо оценить родителей по следующим параметрам: психолого-педагогические компетенции родителей, ресурсы семьи, заинтересованность в коррекционно-развивающей работе, а также в закреплении полученных ребенком навыков в домашних условиях.

Второй, информационный этап – это более глубокое знакомство специалистов с родителями обучающихся. Здесь происходит налаживание устойчивых контактов, специалисты информируют родителей об особенностях ребенка, а также о планируемом содержании коррекционно-развивающей работы и формах взаимодействия.

Третий этап – коррекционный, направлен на оказание психологической, педагогической, медицинской помощи ребенку. На данном этапе используются разнообразные формы групповой и индивидуальной работы с ближайшим окружением детей с ОВЗ. Психокоррекционная работа должна проводиться для того, чтобы обеспечить гармонизацию взаимоотношений между родителями и детьми, коррекцию девиантного поведения и эмоциональных вспышек как со стороны родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, так и со стороны самих обучающихся. Важным направлением работы является овладение родителями конкретными способами, приемами и методами коррекционного воздействия. На данном этапе чаще всего используются следующие формы работы с ближайшим окружением детей с ОВЗ:

1. Занятия для детей, проводимые как в индивидуальной или групповой форме в присутствии родителей, обеспечивающие возможность освоения взрослыми форм по правильному и содержательному взаимодействию с ребенком с ОВЗ.

2. Просветительская работа через консультации, беседы и лекции, которые проводятся педагогами.

3. Практико-ориентированные формы работы с родителями в виде тренингов, обучающих занятий, мастер-классов.

4. Работа в клубах, позволяющая решать личностные проблемы и обеспечивающая выработку в семье всех необходимых навыков, направленных на преодоление трудностей в семье ребенка с ОВЗ.

Полноценная и качественная реализация коррекционно-развивающей, реабилитационной работы с детьми с ОВЗ невозможна без тесного сотрудничества со стороны всех специалистов (педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей) с родителями (законными представителями) детей с нарушениями развития.

Цель исследования – выявить типологические особенности и уровень сформированности психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, предоставление педагогам успешных практик и форм взаимодействия с семьей, в том числе информационно-коммуникативных.

Материалы и методы исследования

На первом этапе нашего исследования с использованием метода анкетирования (в 2023 г. изучено 112 анкет родителей обучающихся с ОВЗ в организациях г. Екатеринбурга Свердловской области, реализующих инклюзивное и специальное образование). Были определены трудности и психолого-педагогические компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Это позволило выделить и описать типологические особенности четырех групп родителей на основе сформированности их мотивации, психолого-педагогических компетенций, предпочитаемых форм взаимодействия со специалистами [15].

Второй этап исследования был направлен на анализ, отбор и систематизацию существующих подходов, успешных практик и форм взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ и их систематизацию в соответствии с выделенными индивидуально-типологическими особенностями групп родителей и потребностями семьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Первую группу составили родители, которые имели низкий уровень мотивационной готовности к проведению с ребенком занятий в домашних условиях. Это родители в возрастной категории от 20 до 30 лет. Данная категория родителей является одной из самых сложных с позиции коррекционно-развивающего процесса, поскольку они не проявляют интереса в проведении очных или дистанционных консультаций со специалистами, не нацелены на проведение занятий с детьми в домашних условиях либо относятся к ним формально.

Для родителей, относящихся к первой группе, необходимо организовывать:

1. Активное включение различных членов семьи в коррекционно-развивающий процесс. Необходимо убедить ближайшее окружение ребенка в важности их ежедневного участия в его развитии. С целью решения данной задачи могут применяться индивидуальные формы работы, такие как беседа или индивидуальное консультирование. Краткая первичная беседа педагогов с родителями не должна включать какую-либо критику в сторону действий родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка или их педагогических компетенций. Малейшее сомнение педагога в отношении родительских педагогических компетенций и высказанная на этот счет позиция может привести к тому, что родители замкнутся, «закроются», что станет проблемой в откровенном обсуждении имеющихся трудностей.

В процессе индивидуального консультирования могут решаться следующие задачи:

– подробное обсуждение характера, степени и причин появления выявленных в моторном, психическом или речевом развитии ребенка трудностей;

– пояснение конкретных мер оказания помощи ребенку в соответствии со структурой его дефекта, объяснение необходимости участия родителей в системе комплексного коррекционно-педагогического воздействия;

– обсуждением отношения родителей к трудностям ребенка, проблем родителей.

Индивидуальные консультации для родителей, имеющих высокий или средний уровень мотивации, осуществляются в соответствии с теми же принципами, но с некоторыми изменениями содержания. Необходимо учитывать мотивационную готовность к выполнению заданий и занятий в домашних условиях.

2. Формирование у членов семьи заинтересованности в процессе развития ребенка. Для родителей необходимо отмечать, что даже самые маленькие достижения важны в общем развитии ребенка. Педагоги учат родителей закреплять в домашних занятиях те навыки, которые у ребенка уже сформированы, это позволяет повышать уверенность родителей в успешности коррекционного обучения, мотивацию и способствует формированию положительного настроя на дальнейшие занятия. Эффективными формами работы в этом направлении являются: ведение дневника наблюдений за ребенком, съемка небольших видео, рефлексия в форме мини-отчета для специалиста, где отмечаются достижения ребенка.

3. В процессе личного участия родителей в исследовании индивидуальных возможностей ребенка раскрытие наиболее эффективных и удобных способов и методов обучения ребенка. Для этой цели необходимо изучить интересы и хобби матери, предложить ей попробовать включать ребенка в совместную деятельность. По мнению многих психологов, в работе с родителями важно выйти на уровень партнерства, где именно сами окружающие ребенка взрослые раскроют свой потенциал, станут активно искать пути решения проблемы. Такие формы работы с семьей, как коуч-сессии, позволяют оценить запросы родителей и научить их брать ответственность за развитие своего ребенка на себя.

4. Включение родственников ребенка с ОВЗ в индивидуальные и групповые занятия при участии психолога. Такая форма взаимодействия обеспечивает установление непосредственного контакта между всеми участниками образовательного процесса. Во время таких встреч происходит принятие и осознание имеющихся трудностей воспитания и обучения детей, знакомство с проблемами, их обсуждение в группе, определение собственных потребностей в посещении данных групповых занятий.

5. Формирование для родителей психолого-педагогических компетенций, необходимых для работы с ребенком в домашних условиях. Данная работа проводится с помощью расширения кругозора в области дефектологии, а также привлечения родителей к некоторым коррекционным занятиям, в которых они могут принять активное участие.

Кроме индивидуальных форм взаимодействия, рекомендуется использовать групповые формы работы, которые будут учитывать:

– степень готовности родителей к сотрудничеству на начальных этапах взаимодействия с родителями на групповых занятиях;

– уровень мотивации родителей в процессе выбора вариативных форм групповой работы;

– возможность работы в группах с родителями, имеющими разный уровень мотивации.

В приоритете среди форм групповой работы с родителями – творческие мастерские, лекотеки и мастер-классы.

Творческие мастер-классы – это организованная форма взаимодействия либо родителей друг с другом, либо родителей с детьми, в которой могут быть освоены или совершенствоваться различные навыки, например моторные навыки через резьбу по дереву, плетение браслетов, арт-терапию, музыкотерапию, вокалотерапию, создание дидактических пособий и т.д. Работа в творческих мастерских нацелена на снижение эмоционального напряжения как у родителей, так и у детей, а также на расширение социальных контактов. Также данная форма взаимодействия благоприятно влияет на взаимоотношения с ребенком и принятие его особенностей в процессе творческой деятельности.

Лекотека, являясь особой формой психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, способствует сплочению семьи, позволяет научить родителей играть с ребенком, перевести этот навык не в обязанность, а в семейную традицию, принять ребенка таким, каков он есть. Важно обучать родителей разным видам игры с учетом особенностей ребенка с ОВЗ. Для каждой нозологической группы должны быть представлены подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные игры. На начальных этапах педагог помогает родителям развивать сюжет игры, затем постепенно выходит из игровой деятельности. Для дистанционного взаимодействия в мессенджерах создается группа, где выкладываются сюжеты, правила игр, а перед очной групповой встречей детям с родителями дается задание принести какую-нибудь дидактическую игру или придумать сюжет для игры в группе.

Мастер-классы – это такая форма взаимодействия с родителями, в которой происходит освоение практических навыков в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом специалисту необходимо учитывать наличие у родителей бесценного опыта стихийного обучения детей и возможностей передачи имеющегося у них опыта.

Вторую группу составили родители, которые имели недостаточный уровень сформированности психологической и педагогической компетенции. Это родители в возрастной категории от 30 до 40 лет, имеющие как высшее, так и среднее профессиональное образование. Родители данной группы достаточно замотивированы, нацелены на индивидуальные и групповые консультации, а также самостоятельные занятия с ребенком в домашних условиях в виде выполнения домашних заданий, посещения дополнительных занятий по потребностям. Трудности данная группа родителей испытывает с использованием имеющейся у них информации об особенностях работы с детьми с ОВЗ.

Для родителей второй группы целесообразно осуществить выбор конкретной формы работы в соответствии с их предпочтениями, а также возможностью присутствия на занятиях педагогов в очной или дистанционной формах. При взаимодействии с родителями второй группы педагоги используют групповые или индивидуальные формы работы. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ направлено на то, чтобы сформировать у родителей навык совместной деятельности с ребенком через личное включение в обучение и коррекционную работу. Работа специалиста заключается в обучении матери или других членов семьи тем методическим приемам, которые родители смогут применять для проведения занятий в домашних условиях самостоятельно (кейс-задачи, тренинги и посещение открытых занятий).

Конспектирование занятий педагога в процессе наблюдения является одной из самых успешных практик. Родители фиксируют значимые этапы занятий, некоторые методические приемы, которые позволят восстановить в памяти смысл и структурное содержание просмотренного занятия и после воспроизвести его в домашних условиях. Демонстрация приемов работы для родителей позволяет более наглядно представить техники и способы работы с детьми. Во время демонстрации педагог может давать пояснения и указания родителям. Демонстрация может проходить в нескольких формах: оффлайн, в виде видео- или аудиозаписи.

При использовании деловых игр, тренингов и в процессе решения кейс-заданий родители приобретают новый педагогический опыт через конструирование новых моделей взаимодействия с детьми. С помощью различных специалистов родители проводят анализ предлагаемых ситуаций и определяют пути решения проблемы. С помощью тренинговых упражнений и заданий родители оценивают различные способы коррекционной работы, определяют наиболее эффективные формы взаимодействия, а также определяют нежелательное коммуникативное поведение. В процессе игрового тренинга родители могут увидеть проблему по-новому и определить ее новые смыслы.

В третьей группе представлены родители, готовые к эффективному сотрудничеству с педагогами. Данная группа родителей имеет возраст до 40 лет с преимущественно высшим образованием. Такие родители прилагают достаточно усилий для развития своего ребенка, активно изучают и применяют инновационные методики развития и лечения. Родители данной группы от педагогов ожидают информационную поддержку и помощь, а также ориентировку в современных технологиях, на основании которых родители определят формы, методы, приемы работы с ребенком в домашних условиях.

Для родителей третьей группы предпочтительны информационно-обучающие формы взаимодействия, такие как школы или университеты для родителей, круглые столы, цифровые платформы с проверенной психолого-педагогической информацией.

«Университеты для родителей» – очень эффективная форма работы, предлагающая освоение специальных программ педагогического образования родителей. Такие программы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, разработаны О.В. Бачиной [5], Н.В. Обуховой [8], В.В. Ткачевой [2].

Проведение круглого стола с участием родителей позволяет обсудить со специалистами актуальные проблемы обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В заседании «круглого стола» могут принять участие выразившие желание родители, выражая потребность в обсуждении со специалистами определенных тем. В процессе круглого стола могут обсуждаться книги и технологии развития детей, а также использоваться различные видеоматериалы.

В современных условиях использование цифровых технологий при взаимодействии педагогов образовательных организаций (ОО) с семьями обучающихся с ОВЗ становится повсеместным, так как их преимуществом являются быстрота передачи информации достаточно большой группе родителей, оперативное получение обратной связи, дифференцированный и индивидуальный подход при организации и осуществлении взаимодействия.

Достаточно часто администрация и педагоги пользуются сайтом ОО с целью ознакомления родителей, законных представителей детей с общей информацией об организации: нормативно-правовой базой, особенностями образовательного процесса, актуальной информацией и новостями. Используя сайт, родители могут получать необходимую информацию, которая касается пребывания ребенка в образовательной организации, его адаптации, а также содержания коррекционно-развивающего процесса. Кроме того, с помощью сайта родители могут высказывать свои пожелания или оставлять отзывы. На сайте имеются странички педагогов (дефектологов, логопедов, музыкальных руководителей), где выкладываются рекомендации, игры, упражнения и комментарии по их использованию для родителей, занимающихся с детьми дома. На сайте удобно выкладывать презентации занятий с последующими домашними заданиями для часто болеющих детей. Однако минусом такого взаимодействия участников образовательного процесса является невозможность осуществления индивидуального подхода и недоступность быстрой обратной связи. Можно констатировать, что сайт работает в одностороннем порядке, как доска объявлений.

Более эффективными и удобными для педагогов с точки зрения работы с родителями являются платформа «Сферум» или сообщество «Вконтакте». Педагог имеет возможность целенаправленно работать с проблемами каждой семьи, давать индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию ребенка. В социальной сети удобно загружать видеоинструкции, достаточно быстро получать обратную связь как от родителя, так и от педагога. Имеющиеся возможности организации видеоконференции позволяют работать с группой родителей и проводить собрания и консультации, обучающие занятия.

Информационно-коммуникационные технологии являются на сегодняшний день приоритетными формами при взаимодействии педагогов и родителей, что позволяет повысить качество образования детей с ОВЗ.

Четвертую группу составили родители, имеющие трудности в процессе использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), возраст таких родителей от 40 лет и старше. Родители данной группы имеют преимущественно среднее профессиональное образование. Семья четвертой группы имеет двоих или более детей, их информированность об онтогенетических особенностях развития детей достаточно высокая, однако осведомленность о специфических особенностях развития детей у них недостаточная. Такие родители часто предъявляют завышенные требования к детям, им трудно понимать поведенческие реакции и негативизм со стороны детей. Родители данной группы испытывают потребность в оказании направляющей помощи, которая протекает в виде личных встреч, консультаций и консультационных занятий в онлайн-формате, а также при использовании доступных образовательных электронных ресурсов.

Для родителей четвертой группы важно применять формы работы, расширяющие их психолого-педагогические и цифровые компетенции, например разыгрывать и обсуждать разнообразные педагогические ситуации. Педагог предлагает родителям данной группы выбрать ситуацию, в которой участники должны будут сыграть роль, которая им несвойственна. Такой вид работы обеспечивает родителям возможность прочувствовать новые эмоции, понять и принять их. После разыгрывания ситуаций педагог предлагает родителям поделиться мнением, критикой или поддержкой. Методика «проективного рисования» обладает подобным эффектом.

Родители также могут фиксировать трудности и успехи в моторном, познавательном, речевом или социальном развитии своих детей с помощью ведения дневников. Ведение дневника особенно эффективно в случаях, когда динамика развития ребенка медленная. Просматривание дневника может воодушевлять родителей, формируя у них наблюдательность и внимание даже к незначительным успехам своего ребенка с ОВЗ.

Благодаря участию родителей в конференциях становится возможным обмен опытом по эффективному семейному воспитанию. При необходимости педагоги могут оказать помощь в выборе темы выступления, его оформления, родители готовят текст выступления самостоятельно и заранее.

Для данной группы родителей наиболее удобной формой дистанционного взаимодействия будет съемка небольших видеозанятий, работа с проверенными цифровыми ресурсами, такими как «растимдетей.рф», онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2 до 11 лет сайта IQsha.com, детский портал chudo-udo.info, образовательные платформы «Якласс», «Учи.ру» и др. Педагогам следует принимать во внимание при использовании ИКТ возраст обучающихся, индивидуальные особенности, предпочтения и состояние здоровья ребенка [9].

Таким образом, в ходе исследования были определены и систематизированы практики и формы взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями в соответствии с мотивацией родителей, сформированностью их психолого-педагогических компетенций и предпочтительными формами работы. Следует отдельно отметить, что в настоящее время ведется разработка методических рекомендации по применению технологий коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях, в том числе информационно-коммуникативных, с активным включением в эту деятельность родителей.

Выводы

Подводя итоги исследования по обобщению эффективных практик взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить следующее:

– анализ научной, научно-методической, психолого-педагогической литературы, а также нормативно-правовых документов позволил определить актуальность исследования различных форм взаимодействия педагогов с семьей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

– родители (законные представители) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные трудности и разный уровень сформированности психолого-педагогических компетенций и мотивации к работе с детьми дома, что позволяет выделить четыре группы родителей в соответствии с их мотивацией, сформированностью психолого-педагогических компетенций и предпочтительными формами работы;

– для каждой из групп родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ систематизированы и описаны практики, методы и формы взаимодействия, учитывающие их особенности и потребности в процессе взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями.