Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каракулова Е.В. 1 Бездетко С.Н. 1, 2 Конева Н.А. 1 Обухова Н.В. 1 Захаренко А.А. 3
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
2 ГАПОУ СО «Социально-профессиональный техникум «Строитель»
3 ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо»
В статье рассматриваются практики и формы эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Существует потребность повышения компетенций родителей в области специального и инклюзивного образования, а также необходимость обеспечить эффективное взаимодействие между педагогами и окружением ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Акцентируется внимание на психолого-педагогическом подходе в процессе взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями; указывается на необходимость расширения психолого-педагогических знаний и навыков родителей, в том числе в области информационно-коммуникативных технологий. Целью исследования является определение типологических особенностей и уровня сформированности психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, предоставление педагогам успешных практик и форм взаимодействия с семьей, в том числе информационно-коммуникативных. На основании проведенного анкетирования 112 родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, были выделены 4 группы родителей, а именно: родители, имеющие низкий уровень мотивационной готовности к занятиям с детьми дома, родители, имеющие недостаточный уровень сформированности психолого-педагогической компетенции, родители, которые имеют высокую степень готовности к сотрудничеству с педагогами, но с использованием информационно-коммуникативных технологий, и родители, которые слабо ориентируются в особенностях ребенка и испытывают трудности в применении информационно-коммуникативных технологий. Для каждой из указанных групп родителей определены, систематизированы и описаны приоритетные формы и методы взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями. Статья предназначена для педагогов системы специального образования и обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Исследование выполнено при поддержке Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «УрГПУ» в рамках реализации университетского гранта «Технологии эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья».
педагог
родитель
дети с ограниченными возможностями здоровья
сопровождение семьи
формы педагогического взаимодействия
обучающийся
Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями в семье. М.: Прометей, 2015. 252 с.
Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ИНФРА-М, 2017. 281 с.
Ушакова Е.В. Семья ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды // Мир специальной педагогики и психологии: научно-практический альманах. 2015. Вып. 3. С. 156–163.
Фейзопуло М.Н. Педагогические основы реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. 24 с.
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
Любимов М.Л., Приходько О.Г., Югова О.В., Захарова М.О. Создание модели комплексного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационно-коммуникационных технологий // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 125–141.
Недвецкая М.Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011. 152 с.
Обухова Н.В. Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная интеграция в здравоохранении. 2012. № 4 (18). С. 55–59.
Щекина О.А. Формирование информационного пространства взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 20 с.
Вечканова И.Г., Югова О.В. Взаимодействие с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в консультативном центре // Специальное образование. 2020. № 3 (59). С. 85–99.
Алмазова А.А., Адамян Е.И., Адамян Л.И. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методологические основы и эффективные практики. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. 208 с.
Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии // Психолог в детском саду. 2013. № 4. С. 98–114.
Максимова М.О., Бездетко С.Н., Костюк А.В., Максимова Л.А. Единство диагностики и коррекции как принцип организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ (из опыта работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы) // Специальное образование. 2022. № 4 (68). С. 188–201.
Филатова И.А., Каракулова Е.В. Психолого-педагогическое консультирование родителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Свердловской области. Екатеринбург, 2019. 162 с.
Каракулова Е.В., Бездетко С.Н., Конева Н.А., Обухова Н.В., Мурашев Е.А. Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2023. № 3 (71). С. 94–107

Наступивший 2024 год указом Президента России от 22 ноября 2023 г. № 875 объявлен Годом семьи. Семья является центральным общественным институтом, который сберегает и укрепляет традиционные семейные ценности и имеет основополагающее значение в становлении личности и во всестороннем развитии ребенка. Вопросы взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленные на сотрудничество и поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, закреплены в федеральных, региональных и локальных нормативных документах.

Исследования в области взаимодействия педагогов образовательной организации (ОО) с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяют выявить вопросы, связанные с решением, а порой и непониманием данной проблемы не только молодыми специалистами, но и практиками с большим опытом работы (А.Г. Московкина [1], В.В. Ткачева [2], Е.В. Ушакова [3], М.Н. Фейзопуло [4]).

Основные модели и этапы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ рассматриваются в работах целого ряда авторов (О.В. Бачина [5], М.Л. Любимов [6], О.Г. Приходько [6], О.В. Югова [6], М.О. Захарова [6], М.Н. Недвецкая [7], Н.В. Обухова [8], О.А. Щекина [9]). Данные исследования обозначают решение проблемы в рамках психолого-педагогического подхода, в центре которого находится обучающийся с ОВЗ. С позиций данного подхода работа с семьей сводится к оказанию квалифицированной помощи родителям, направленной на приобретение необходимых знаний и навыков взаимодействия с детьми с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.

Вопросы комплексного сопровождения семьи ребенка с ОВЗ рассматриваются в рамках деятельности консультативных центров и служб ранней помощи [10, 11]. В современных условиях образования немаловажное значение также приобретают дистанционные формы работы с семьей [12, 13]. Необходимо также отметить, что мотивационная заинтересованность членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих факторов, таких как реализация комплексного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ОВЗ, возможность обеспечения их особых образовательных потребностей через реализацию принципа единства коррекционной и диагностической деятельности, взаимодействие различных специалистов с семьей [14, 15].

Анализ подходов к решению проблемы взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволил выявить, что специалисты начинают активно работать с семьей уже на первом диагностическом этапе. Обращаем внимание на необходимость предоставления результатов обследования ребенка с ОВЗ родителям не как диагноза, а в качестве оценки его способностей и возможных трудностей, которые могут возникнуть в образовательном процессе. Для этого необходимо использовать различные приемы обсуждения результатов обследования:

– предоставление родителям (законным представителям) информации о компенсаторных возможностях психических функций обучающегося на разных этапах его развития (раннего возраста, дошкольного возраста и т.д.), делая акцент на необходимости проведения коррекционных мероприятий с раннего возраста;

– предоставление пояснительной информации о необходимости включения в коррекционную работу родителей и соответствующего закрепления сформированных навыков на самостоятельных занятиях дома;

– обеспечение информацией о перспективах и потенциале развития ребенка.

На этом этапе педагогу необходимо оценить родителей по следующим параметрам: психолого-педагогические компетенции родителей, ресурсы семьи, заинтересованность в коррекционно-развивающей работе, а также в закреплении полученных ребенком навыков в домашних условиях.

Второй, информационный этап – это более глубокое знакомство специалистов с родителями обучающихся. Здесь происходит налаживание устойчивых контактов, специалисты информируют родителей об особенностях ребенка, а также о планируемом содержании коррекционно-развивающей работы и формах взаимодействия.

Третий этап – коррекционный, направлен на оказание психологической, педагогической, медицинской помощи ребенку. На данном этапе используются разнообразные формы групповой и индивидуальной работы с ближайшим окружением детей с ОВЗ. Психокоррекционная работа должна проводиться для того, чтобы обеспечить гармонизацию взаимоотношений между родителями и детьми, коррекцию девиантного поведения и эмоциональных вспышек как со стороны родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, так и со стороны самих обучающихся. Важным направлением работы является овладение родителями конкретными способами, приемами и методами коррекционного воздействия. На данном этапе чаще всего используются следующие формы работы с ближайшим окружением детей с ОВЗ:

1. Занятия для детей, проводимые как в индивидуальной или групповой форме в присутствии родителей, обеспечивающие возможность освоения взрослыми форм по правильному и содержательному взаимодействию с ребенком с ОВЗ.

2. Просветительская работа через консультации, беседы и лекции, которые проводятся педагогами.

3. Практико-ориентированные формы работы с родителями в виде тренингов, обучающих занятий, мастер-классов.

4. Работа в клубах, позволяющая решать личностные проблемы и обеспечивающая выработку в семье всех необходимых навыков, направленных на преодоление трудностей в семье ребенка с ОВЗ.

Полноценная и качественная реализация коррекционно-развивающей, реабилитационной работы с детьми с ОВЗ невозможна без тесного сотрудничества со стороны всех специалистов (педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей) с родителями (законными представителями) детей с нарушениями развития.

Цель исследования – выявить типологические особенности и уровень сформированности психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, предоставление педагогам успешных практик и форм взаимодействия с семьей, в том числе информационно-коммуникативных.

Материалы и методы исследования

На первом этапе нашего исследования с использованием метода анкетирования (в 2023 г. изучено 112 анкет родителей обучающихся с ОВЗ в организациях г. Екатеринбурга Свердловской области, реализующих инклюзивное и специальное образование). Были определены трудности и психолого-педагогические компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Это позволило выделить и описать типологические особенности четырех групп родителей на основе сформированности их мотивации, психолого-педагогических компетенций, предпочитаемых форм взаимодействия со специалистами [15].

Второй этап исследования был направлен на анализ, отбор и систематизацию существующих подходов, успешных практик и форм взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ и их систематизацию в соответствии с выделенными индивидуально-типологическими особенностями групп родителей и потребностями семьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Первую группу составили родители, которые имели низкий уровень мотивационной готовности к проведению с ребенком занятий в домашних условиях. Это родители в возрастной категории от 20 до 30 лет. Данная категория родителей является одной из самых сложных с позиции коррекционно-развивающего процесса, поскольку они не проявляют интереса в проведении очных или дистанционных консультаций со специалистами, не нацелены на проведение занятий с детьми в домашних условиях либо относятся к ним формально.

Для родителей, относящихся к первой группе, необходимо организовывать:

1. Активное включение различных членов семьи в коррекционно-развивающий процесс. Необходимо убедить ближайшее окружение ребенка в важности их ежедневного участия в его развитии. С целью решения данной задачи могут применяться индивидуальные формы работы, такие как беседа или индивидуальное консультирование. Краткая первичная беседа педагогов с родителями не должна включать какую-либо критику в сторону действий родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка или их педагогических компетенций. Малейшее сомнение педагога в отношении родительских педагогических компетенций и высказанная на этот счет позиция может привести к тому, что родители замкнутся, «закроются», что станет проблемой в откровенном обсуждении имеющихся трудностей.

В процессе индивидуального консультирования могут решаться следующие задачи:

– подробное обсуждение характера, степени и причин появления выявленных в моторном, психическом или речевом развитии ребенка трудностей;

– пояснение конкретных мер оказания помощи ребенку в соответствии со структурой его дефекта, объяснение необходимости участия родителей в системе комплексного коррекционно-педагогического воздействия;

– обсуждением отношения родителей к трудностям ребенка, проблем родителей.

Индивидуальные консультации для родителей, имеющих высокий или средний уровень мотивации, осуществляются в соответствии с теми же принципами, но с некоторыми изменениями содержания. Необходимо учитывать мотивационную готовность к выполнению заданий и занятий в домашних условиях.

2. Формирование у членов семьи заинтересованности в процессе развития ребенка. Для родителей необходимо отмечать, что даже самые маленькие достижения важны в общем развитии ребенка. Педагоги учат родителей закреплять в домашних занятиях те навыки, которые у ребенка уже сформированы, это позволяет повышать уверенность родителей в успешности коррекционного обучения, мотивацию и способствует формированию положительного настроя на дальнейшие занятия. Эффективными формами работы в этом направлении являются: ведение дневника наблюдений за ребенком, съемка небольших видео, рефлексия в форме мини-отчета для специалиста, где отмечаются достижения ребенка.

3. В процессе личного участия родителей в исследовании индивидуальных возможностей ребенка раскрытие наиболее эффективных и удобных способов и методов обучения ребенка. Для этой цели необходимо изучить интересы и хобби матери, предложить ей попробовать включать ребенка в совместную деятельность. По мнению многих психологов, в работе с родителями важно выйти на уровень партнерства, где именно сами окружающие ребенка взрослые раскроют свой потенциал, станут активно искать пути решения проблемы. Такие формы работы с семьей, как коуч-сессии, позволяют оценить запросы родителей и научить их брать ответственность за развитие своего ребенка на себя.

4. Включение родственников ребенка с ОВЗ в индивидуальные и групповые занятия при участии психолога. Такая форма взаимодействия обеспечивает установление непосредственного контакта между всеми участниками образовательного процесса. Во время таких встреч происходит принятие и осознание имеющихся трудностей воспитания и обучения детей, знакомство с проблемами, их обсуждение в группе, определение собственных потребностей в посещении данных групповых занятий.

5. Формирование для родителей психолого-педагогических компетенций, необходимых для работы с ребенком в домашних условиях. Данная работа проводится с помощью расширения кругозора в области дефектологии, а также привлечения родителей к некоторым коррекционным занятиям, в которых они могут принять активное участие.

Кроме индивидуальных форм взаимодействия, рекомендуется использовать групповые формы работы, которые будут учитывать:

– степень готовности родителей к сотрудничеству на начальных этапах взаимодействия с родителями на групповых занятиях;

– уровень мотивации родителей в процессе выбора вариативных форм групповой работы;

– возможность работы в группах с родителями, имеющими разный уровень мотивации.

В приоритете среди форм групповой работы с родителями – творческие мастерские, лекотеки и мастер-классы.

Творческие мастер-классы – это организованная форма взаимодействия либо родителей друг с другом, либо родителей с детьми, в которой могут быть освоены или совершенствоваться различные навыки, например моторные навыки через резьбу по дереву, плетение браслетов, арт-терапию, музыкотерапию, вокалотерапию, создание дидактических пособий и т.д. Работа в творческих мастерских нацелена на снижение эмоционального напряжения как у родителей, так и у детей, а также на расширение социальных контактов. Также данная форма взаимодействия благоприятно влияет на взаимоотношения с ребенком и принятие его особенностей в процессе творческой деятельности.

Лекотека, являясь особой формой психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, способствует сплочению семьи, позволяет научить родителей играть с ребенком, перевести этот навык не в обязанность, а в семейную традицию, принять ребенка таким, каков он есть. Важно обучать родителей разным видам игры с учетом особенностей ребенка с ОВЗ. Для каждой нозологической группы должны быть представлены подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные игры. На начальных этапах педагог помогает родителям развивать сюжет игры, затем постепенно выходит из игровой деятельности. Для дистанционного взаимодействия в мессенджерах создается группа, где выкладываются сюжеты, правила игр, а перед очной групповой встречей детям с родителями дается задание принести какую-нибудь дидактическую игру или придумать сюжет для игры в группе.

Мастер-классы – это такая форма взаимодействия с родителями, в которой происходит освоение практических навыков в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом специалисту необходимо учитывать наличие у родителей бесценного опыта стихийного обучения детей и возможностей передачи имеющегося у них опыта.

Вторую группу составили родители, которые имели недостаточный уровень сформированности психологической и педагогической компетенции. Это родители в возрастной категории от 30 до 40 лет, имеющие как высшее, так и среднее профессиональное образование. Родители данной группы достаточно замотивированы, нацелены на индивидуальные и групповые консультации, а также самостоятельные занятия с ребенком в домашних условиях в виде выполнения домашних заданий, посещения дополнительных занятий по потребностям. Трудности данная группа родителей испытывает с использованием имеющейся у них информации об особенностях работы с детьми с ОВЗ.

Для родителей второй группы целесообразно осуществить выбор конкретной формы работы в соответствии с их предпочтениями, а также возможностью присутствия на занятиях педагогов в очной или дистанционной формах. При взаимодействии с родителями второй группы педагоги используют групповые или индивидуальные формы работы. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ направлено на то, чтобы сформировать у родителей навык совместной деятельности с ребенком через личное включение в обучение и коррекционную работу. Работа специалиста заключается в обучении матери или других членов семьи тем методическим приемам, которые родители смогут применять для проведения занятий в домашних условиях самостоятельно (кейс-задачи, тренинги и посещение открытых занятий).

Конспектирование занятий педагога в процессе наблюдения является одной из самых успешных практик. Родители фиксируют значимые этапы занятий, некоторые методические приемы, которые позволят восстановить в памяти смысл и структурное содержание просмотренного занятия и после воспроизвести его в домашних условиях. Демонстрация приемов работы для родителей позволяет более наглядно представить техники и способы работы с детьми. Во время демонстрации педагог может давать пояснения и указания родителям. Демонстрация может проходить в нескольких формах: оффлайн, в виде видео- или аудиозаписи.

При использовании деловых игр, тренингов и в процессе решения кейс-заданий родители приобретают новый педагогический опыт через конструирование новых моделей взаимодействия с детьми. С помощью различных специалистов родители проводят анализ предлагаемых ситуаций и определяют пути решения проблемы. С помощью тренинговых упражнений и заданий родители оценивают различные способы коррекционной работы, определяют наиболее эффективные формы взаимодействия, а также определяют нежелательное коммуникативное поведение. В процессе игрового тренинга родители могут увидеть проблему по-новому и определить ее новые смыслы.

В третьей группе представлены родители, готовые к эффективному сотрудничеству с педагогами. Данная группа родителей имеет возраст до 40 лет с преимущественно высшим образованием. Такие родители прилагают достаточно усилий для развития своего ребенка, активно изучают и применяют инновационные методики развития и лечения. Родители данной группы от педагогов ожидают информационную поддержку и помощь, а также ориентировку в современных технологиях, на основании которых родители определят формы, методы, приемы работы с ребенком в домашних условиях.

Для родителей третьей группы предпочтительны информационно-обучающие формы взаимодействия, такие как школы или университеты для родителей, круглые столы, цифровые платформы с проверенной психолого-педагогической информацией.

«Университеты для родителей» – очень эффективная форма работы, предлагающая освоение специальных программ педагогического образования родителей. Такие программы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, разработаны О.В. Бачиной [5], Н.В. Обуховой [8], В.В. Ткачевой [2].

Проведение круглого стола с участием родителей позволяет обсудить со специалистами актуальные проблемы обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В заседании «круглого стола» могут принять участие выразившие желание родители, выражая потребность в обсуждении со специалистами определенных тем. В процессе круглого стола могут обсуждаться книги и технологии развития детей, а также использоваться различные видеоматериалы.

В современных условиях использование цифровых технологий при взаимодействии педагогов образовательных организаций (ОО) с семьями обучающихся с ОВЗ становится повсеместным, так как их преимуществом являются быстрота передачи информации достаточно большой группе родителей, оперативное получение обратной связи, дифференцированный и индивидуальный подход при организации и осуществлении взаимодействия.

Достаточно часто администрация и педагоги пользуются сайтом ОО с целью ознакомления родителей, законных представителей детей с общей информацией об организации: нормативно-правовой базой, особенностями образовательного процесса, актуальной информацией и новостями. Используя сайт, родители могут получать необходимую информацию, которая касается пребывания ребенка в образовательной организации, его адаптации, а также содержания коррекционно-развивающего процесса. Кроме того, с помощью сайта родители могут высказывать свои пожелания или оставлять отзывы. На сайте имеются странички педагогов (дефектологов, логопедов, музыкальных руководителей), где выкладываются рекомендации, игры, упражнения и комментарии по их использованию для родителей, занимающихся с детьми дома. На сайте удобно выкладывать презентации занятий с последующими домашними заданиями для часто болеющих детей. Однако минусом такого взаимодействия участников образовательного процесса является невозможность осуществления индивидуального подхода и недоступность быстрой обратной связи. Можно констатировать, что сайт работает в одностороннем порядке, как доска объявлений.

Более эффективными и удобными для педагогов с точки зрения работы с родителями являются платформа «Сферум» или сообщество «Вконтакте». Педагог имеет возможность целенаправленно работать с проблемами каждой семьи, давать индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию ребенка. В социальной сети удобно загружать видеоинструкции, достаточно быстро получать обратную связь как от родителя, так и от педагога. Имеющиеся возможности организации видеоконференции позволяют работать с группой родителей и проводить собрания и консультации, обучающие занятия.

Информационно-коммуникационные технологии являются на сегодняшний день приоритетными формами при взаимодействии педагогов и родителей, что позволяет повысить качество образования детей с ОВЗ.

Четвертую группу составили родители, имеющие трудности в процессе использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), возраст таких родителей от 40 лет и старше. Родители данной группы имеют преимущественно среднее профессиональное образование. Семья четвертой группы имеет двоих или более детей, их информированность об онтогенетических особенностях развития детей достаточно высокая, однако осведомленность о специфических особенностях развития детей у них недостаточная. Такие родители часто предъявляют завышенные требования к детям, им трудно понимать поведенческие реакции и негативизм со стороны детей. Родители данной группы испытывают потребность в оказании направляющей помощи, которая протекает в виде личных встреч, консультаций и консультационных занятий в онлайн-формате, а также при использовании доступных образовательных электронных ресурсов.

Для родителей четвертой группы важно применять формы работы, расширяющие их психолого-педагогические и цифровые компетенции, например разыгрывать и обсуждать разнообразные педагогические ситуации. Педагог предлагает родителям данной группы выбрать ситуацию, в которой участники должны будут сыграть роль, которая им несвойственна. Такой вид работы обеспечивает родителям возможность прочувствовать новые эмоции, понять и принять их. После разыгрывания ситуаций педагог предлагает родителям поделиться мнением, критикой или поддержкой. Методика «проективного рисования» обладает подобным эффектом.

Родители также могут фиксировать трудности и успехи в моторном, познавательном, речевом или социальном развитии своих детей с помощью ведения дневников. Ведение дневника особенно эффективно в случаях, когда динамика развития ребенка медленная. Просматривание дневника может воодушевлять родителей, формируя у них наблюдательность и внимание даже к незначительным успехам своего ребенка с ОВЗ.

Благодаря участию родителей в конференциях становится возможным обмен опытом по эффективному семейному воспитанию. При необходимости педагоги могут оказать помощь в выборе темы выступления, его оформления, родители готовят текст выступления самостоятельно и заранее.

Для данной группы родителей наиболее удобной формой дистанционного взаимодействия будет съемка небольших видеозанятий, работа с проверенными цифровыми ресурсами, такими как «растимдетей.рф», онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2 до 11 лет сайта IQsha.com, детский портал chudo-udo.info, образовательные платформы «Якласс», «Учи.ру» и др. Педагогам следует принимать во внимание при использовании ИКТ возраст обучающихся, индивидуальные особенности, предпочтения и состояние здоровья ребенка [9].

Таким образом, в ходе исследования были определены и систематизированы практики и формы взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями в соответствии с мотивацией родителей, сформированностью их психолого-педагогических компетенций и предпочтительными формами работы. Следует отдельно отметить, что в настоящее время ведется разработка методических рекомендации по применению технологий коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях, в том числе информационно-коммуникативных, с активным включением в эту деятельность родителей.

Выводы

Подводя итоги исследования по обобщению эффективных практик взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить следующее:

– анализ научной, научно-методической, психолого-педагогической литературы, а также нормативно-правовых документов позволил определить актуальность исследования различных форм взаимодействия педагогов с семьей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

– родители (законные представители) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные трудности и разный уровень сформированности психолого-педагогических компетенций и мотивации к работе с детьми дома, что позволяет выделить четыре группы родителей в соответствии с их мотивацией, сформированностью психолого-педагогических компетенций и предпочтительными формами работы;

– для каждой из групп родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ систематизированы и описаны практики, методы и формы взаимодействия, учитывающие их особенности и потребности в процессе взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями.


Библиографическая ссылка

Каракулова Е.В., Бездетко С.Н., Конева Н.А., Обухова Н.В., Захаренко А.А. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 141-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40019 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674