Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса, побуждая преподавателей использовать различные инновационные подходы и методы. Учебные заведения успешно внедряют инновации в области цифрового обучения (открытые образовательные онлайн-курсы, облачные технологии, технологии искусственного интеллекта, машинное обучение и др.). Образовательные учреждения, преподаватели и обучающиеся сталкиваются с большим объемом данных, которые ранее они не могли получить в масштабе традиционного обучения. Кроме того, закономерно возникает важный вопрос о влиянии этих технологий на успеваемость.
Многочисленные исследования последних лет, посвященные анализу возможностей информационных технологий в сфере образования, свидетельствуют о наличии существенных преимуществ интеграции таких технологий в образовательный процесс. Интерактивные онлайн-сервисы, симуляторы и игровые обучающие платформы помогают вовлечь обучающихся в изучение материала, способствуют активному участию и повышению мотивации к изучению дисциплины [1].
Л.В. Савушкина, отмечая несомненную важность цифровых технологий, подчеркивает, что только разумное сочетание методов инновационной и традиционной педагогики может дать положительный результат [2, с. 8]. В свою очередь, И.В. Задорожняя и В.Н. Власова указывают на определенные риски, связанные с технологизацией и дегуманизацией образовательного процесса, а также угрозой утраты базовой составляющей традиционного образования [3, с. 104].
Особый интерес представляют работы, рассматривающие дидактический и методический потенциал цифровых технологий при обучении иностранному языку [4–6]. По мнению Д.Г. Васьбиевой, цифровые средства обучения являют собой «симбиоз технологического и коммуникативного элементов», которые позволяют совершенствовать учебно-материальную базу и повышать эффективность обучения иностранному языку [5]. Появляются возможности использования различных методов обратной связи для тренировки грамматики, произношения, изучения лексики [6, с. 24]. Т.А. Дмитренко справедливо отмечает, что в современных условиях невозможно полноценное овладение иноязычной коммуникативной компетенцией без использования цифровых технологий, благодаря которым обучающиеся получают возможность более качественно усвоить лингвокультурологические знания, ментальность носителей языка, а также особенности их коммуникативного поведения [7, с. 53].
Внедрение и использование в практике преподавания иностранного языка образовательных инструментов на основе современных информационных технологий способствует формированию у обучающихся языковых, речевых, социолингвистических, коммуникативных компетенций, а также развитию навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности [8, с. 302].
В качестве формы контроля результатов обучения преподаватели иностранного языка активно используют онлайн-тестирование. Задания, разработанные на базе конструкторов тестов, отличаются разнообразием упражнений, возможностью создания большого количества вопросов, которые могут выводиться системой в случайном порядке. Выполнение таких заданий позволяет не только закреплять пройденный материал, но и выявлять существующие пробелы [9].
Цель данной работы – проанализировать влияние цифровых технологий на академическую успеваемость обучающихся при изучении иностранного языка в вузе.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие обучающиеся 20 групп неязыковых специальностей и направлений подготовки бакалавриата, изучающих иностранный язык в течение первого курса. Участники эксперимента были поделены на 10 контрольных и 10 экспериментальных групп. В первом семестре преподавание в контрольных группах велось с использованием стандартного набора цифровых инструментов, в то время как обучение участников экспериментальных групп основывалось на применении расширенного перечня информационных инструментов и сервисов, направленных на формирование различных языковых умений и навыков. Во втором семестре в контрольных группах добавились те же цифровые технологии, что и в экспериментальных.
Сравнительный анализ результатов контрольных и экспериментальных групп показал зависимость академической успеваемости обучающихся от использования цифровых инструментов. Для определения статистической корреляции результатов был использован t-критерий Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
В эксперименте приняли участие 20 групп обучающихся неязыковых специальностей изучающих дисциплину «Иностранный язык» в течение двух семестров с последующим зачетом. В первом семестре в 10 контрольных группах преподавание дисциплины велось с использованием стандартного набора цифровых инструментов (презентации PowerPoint, ресурсы видеосервиса YouTube, ресурсы ЭБС, онлайн-словари), в то время как в 10 экспериментальных группах объем использования информационно-коммуникационных технологий был расширен, в частности добавились такие виды, как:
1. Веб-сервис Quizlet для изучения лексики при помощи карточек, тестов и игр. Обучающимся предлагалось использовать две опции:
− режим заучивания, базирующийся на концепции интервального повторения, позволяющий создавать как свои собственные материалы, так и пользоваться лексическими карточками других обучающихся;
− режим тестирования, дающий возможность проконтролировать уровень усвоения пройденного материала.
2. Сервис LearningApps, содержащий интерактивные задания для отработки и проверки изученного лексического материала: упражнения, кроссворды, тесты, интерактивные игры («Кто хочет стать миллионером», «Угадай-ка», «Парочки», паззлы, викторины и др.).
3. Онлайн-сервис Socrative позволил создать тесты по изученным темам с использованием разных типов заданий: одиночный и множественный выбор ответов, открытые вопросы, задания с маркированием ответов «истинные/ложные» и т.п. В процессе разработки тестов преподаватель имеет возможность выбрать из нескольких опций оценивания ответов:
− instant feedback позволяет обучающимся самим следить за корректностью выполнения заданий сразу в ходе выполнения теста, при этом преподаватель может оставлять комментарии, лексические и грамматические пояснения к заданиям;
− open navigation разрешает изменять уже данные ответы во все время выполнения теста, что способствует снижению стресса и созданию максимально комфортных условий работы;
− teacher paced дает преподавателю возможность отслеживать работу обучающихся с тестами в режиме их непосредственного выполнения.
Оценивание тестов происходит автоматически, результаты сохраняются в личном кабинете преподавателя. Также преподаватель имеет доступ к отчетам о работе студентов в реальном времени.
4. Многофункциональный конструктор OnlineTestPad использовался для осуществления контроля уровня усвоения обучающимися учебного материала. OnlineTestPad представляет собой онлайн-конструктор уроков, тестов, опросов, кроссвордов, а также диалоговый тренажер. Несомненное преимущество данного инструмента – большое количество вариантов тестовых заданий (подбор соответствий, одиночный и множественный выбор, слайдер, интерактивный диктант, открытый вопрос и т.п.). Кроме того, преподаватель может использовать профессиональную настройку оценочной шкалы, что позволяет анализировать ответы исходя из широкого спектра параметров и критериев. Положительным моментом является то, что по результатам прохождения тестирования есть возможность отследить статистику ответов как по отдельности, так и в целом по всем обучающимся [10, с. 111].
5. Диалоговый тренажер BranchTrack (конструктор для создания компьютерной симуляции диалогов) использовался для отработки коммуникативных навыков. В рамках приближенной к реальности ситуации конструктор предоставляет возможность создания разветвленной схемы диалога с предлагаемыми вопросами/репликами и различными вариантами ответов на них. К каждому варианту ответа привязан следующий блок, ведущий к продолжению диалога. Вопросы в диалогах могут быть как закрытыми (выбирается один из предварительно прописанных вариантов ответа), так и открытыми (в этом случае учащиеся сами вписывают ответ). К блокам конструктора возможно прикрепить информационные и дидактические материалы, позволяющие повторить недостаточно усвоенную информацию и скорректировать свой ответ. В процессе оценивания работы обучающихся существует возможность начисления баллов за правильные ответы по блокам, а также реакция в виде эмодзи (веселый смайл как реакция на правильный ответ, грустный – на неправильный), что позволяет наладить более неформальный контакт, снять излишнее напряжение и мотивировать на спокойную работу в доброжелательной атмосфере. Конструктор дополнительно привлекателен для современных молодых людей некоторыми опциями, перекликающимися с компьютерными играми. Для исполнения роли собеседников в диалогах можно выбрать одного из предлагаемых сервисом персонажей или создать/добавить своего индивидуального. Также можно выбрать картинку с локацией, на фоне которой будет вестись диалог. Данные опции делают рутинный процесс обучения более увлекательным, создавая позитивный настрой, что положительно влияет на мотивацию к обучению.
Во втором семестре в процессе преподавания в контрольных группах добавились те же дополнительные виды ИКТ, что и в экспериментальных. Для оценивания успеваемости в первом и втором семестрах проводился промежуточный контроль. Динамика результатов освоения изученного материала по семестрам в контрольных и экспериментальных группах представлена соответственно на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Динамика результатов освоения изученного материала по семестрам в контрольных группах
Рис. 2. Динамика результатов освоения изученного материала по семестрам в экспериментальных группах
В первом семестре средний результат освоения изученных лексико-грамматических тем в контрольной группе составил 72 %, в экспериментальной – 81 %, во втором семестре – 85 и 86 % соответственно. В целях определения статистической корреляции результатов использовался t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. В первом семестре его значение равно 3,4, во втором – 1,2. При критической величине t-критерия 2,1, для первого семестра подтверждается статистическая значимость различий, показывая, что значения выборок экспериментальных и контрольных групп отличаются с долей ошибки 1 %. Для второго семестра полученная эмпирическая величина t находится в зоне незначимости. Следовательно, можно сделать вывод о схожести данных выборок.
При помощи t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок статистически доказана существенная разница между результатами контрольных срезов в контрольных и экспериментальных группах в первом семестре, что говорит о лучшем усвоении материала, преподаваемого при помощи цифровых технологий. Во втором семестре результатом применения одинакового объема цифровых инструментов и сервисов в обеих группах стал рост показателей в контрольной группе, что привело к относительному выравниванию уровню освоения лексико-грамматических тем. Таким образом, эксперимент показал, что использование цифровых инструментов и сервисов в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» способствует повышению уровня освоения изученного материала.
Заключение
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Они предоставляют огромные возможности для организации эффективного образовательного процесса и развития обучающихся, оказывая значительное влияние на учебную мотивацию и академическую успеваемость.
Цифровые ресурсы являются ценным методическим инструментом в практике преподавания иностранного языка, предоставляя широкие возможности для формирования различных видов языковых навыков. Проведенное исследование подтверждает положительное влияние цифровых технологий на академическую успеваемость обучающихся в высшей школе. Однако необходимо учитывать как положительные, так и негативные аспекты технологизации образовательного процесса. На наш взгляд, грамотное сочетание традиционных методов обучения с инновационными цифровыми технологиями позволит создать оптимальную образовательную среду и добиться наивысших результатов.