Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Демиденко К.А. 1 Рольгайзер А.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
В условиях глобальной цифровой трансформации общества технологии становятся предметом пристального внимания ученых в разных областях науки. Разработка и внедрение современных цифровых инструментов, таких как онлайн-курсы, облачные технологии и искусственный интеллект, открывает большие возможности в сфере образования. Они обладают ценным методическим потенциалом при обучении иностранному языку, помогая формировать различные языковые навыки и повышать мотивацию к обучению. В рамках данной работы представлены результаты педагогического эксперимента, целью которого является определение степени влияния цифровых технологий на успеваемость обучающихся в вузе. По результатам эксперимента проведен сравнительный анализ полученных данных об успеваемости участников контрольной и экспериментальной групп. При помощи t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок статистически доказана существенная разница между результатами в контрольных и экспериментальных группах. Таким образом, исследование показало, что использование разнообразных цифровых инструментов и сервисов при обучении иностранному языку помогает повысить уровень усвоения изучаемого материала и положительно влияет на успеваемость обучающихся. Грамотное использование цифровых технологий позволяет создать оптимальные условия для обучения и достижения высоких результатов в образовательном процессе.
цифровизация
цифровые технологии
образовательные ресурсы
успеваемость
иностранный язык
1. Рольгайзер А.А., Демиденко К.А. Анализ влияния цифровых инструментов и сервисов на мотивацию обучающихся при изучении иностранного языка в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4 (108). С. 142–147. DOI: 10.24158/spp.2023.4.22.
2. Савушкина Л.В. К проблеме использования цифровых технологий в современном образовательном пространстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2020. Т. 22, № 70. С. 5–10. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-70-5-10.
3. Задорожняя И.В., Власова В.Н. Применение цифровых технологий в образовательном пространстве высших учебных заведений // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 2. С. 98–107. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10073.
4. Кулажников И.А., Медведев А.В., Гончарова Н.А. Методический потенциал цифровых технологий и интернет-ресурсов в процессе обучения письменной речи на иностранном языке // Глобальный научный потенциал. 2023. № 1 (142). С. 87–91.
5. Васьбиева Д.Г. К вопросу об использовании современных цифровых технологий в обучении иностранному языку в вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № S1. С. 24–31. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-c-24-31.
6. Никифорова И.Н. Использование цифровых технологий при обучении иностранному языку: плюсы и минусы // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 1 (5). С. 22–30.
7. Дмитренко Т.А. Роль и место цифровых технологий в обучении иностранным языкам в системе высшего иноязычного образования // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 1 (3). С. 50–55. DOI: 10.55000/APPiP.2022.60.35.008.
8. Колесниченко А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 2. С. 298–303. DOI: 10.30853/ped210023.
9. Chistyakova G., Bondareva E., Demidenko K., Rolgayzer A. Advantages and Disadvantages of Using Information Communication Technologies in the Process of Forming Language Competence in Global Mining Education // E3s Web of Conferences. Vol. 278. Kemerovo: T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 2021. P. 03026. DOI: 10.1051/e3sconf/202127803026.
10. Еремина В.М., Холмогорова Е.И., Еремин Д.О. Использование платформы OnlineTestPad как средства электронного тестирования на занятиях иностранного языка в условиях дистанционного обучения // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16, № 1. С. 108–117. DOI: 10.21209/2658-7114-2021-16-1-108-117.

Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса, побуждая преподавателей использовать различные инновационные подходы и методы. Учебные заведения успешно внедряют инновации в области цифрового обучения (открытые образовательные онлайн-курсы, облачные технологии, технологии искусственного интеллекта, машинное обучение и др.). Образовательные учреждения, преподаватели и обучающиеся сталкиваются с большим объемом данных, которые ранее они не могли получить в масштабе традиционного обучения. Кроме того, закономерно возникает важный вопрос о влиянии этих технологий на успеваемость.

Многочисленные исследования последних лет, посвященные анализу возможностей информационных технологий в сфере образования, свидетельствуют о наличии существенных преимуществ интеграции таких технологий в образовательный процесс. Интерактивные онлайн-сервисы, симуляторы и игровые обучающие платформы помогают вовлечь обучающихся в изучение материала, способствуют активному участию и повышению мотивации к изучению дисциплины [1].

Л.В. Савушкина, отмечая несомненную важность цифровых технологий, подчеркивает, что только разумное сочетание методов инновационной и традиционной педагогики может дать положительный результат [2, с. 8]. В свою очередь, И.В. Задорожняя и В.Н. Власова указывают на определенные риски, связанные с технологизацией и дегуманизацией образовательного процесса, а также угрозой утраты базовой составляющей традиционного образования [3, с. 104].

Особый интерес представляют работы, рассматривающие дидактический и методический потенциал цифровых технологий при обучении иностранному языку [4–6]. По мнению Д.Г. Васьбиевой, цифровые средства обучения являют собой «симбиоз технологического и коммуникативного элементов», которые позволяют совершенствовать учебно-материальную базу и повышать эффективность обучения иностранному языку [5]. Появляются возможности использования различных методов обратной связи для тренировки грамматики, произношения, изучения лексики [6, с. 24]. Т.А. Дмитренко справедливо отмечает, что в современных условиях невозможно полноценное овладение иноязычной коммуникативной компетенцией без использования цифровых технологий, благодаря которым обучающиеся получают возможность более качественно усвоить лингвокультурологические знания, ментальность носителей языка, а также особенности их коммуникативного поведения [7, с. 53].

Внедрение и использование в практике преподавания иностранного языка образовательных инструментов на основе современных информационных технологий способствует формированию у обучающихся языковых, речевых, социолингвистических, коммуникативных компетенций, а также развитию навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности [8, с. 302].

В качестве формы контроля результатов обучения преподаватели иностранного языка активно используют онлайн-тестирование. Задания, разработанные на базе конструкторов тестов, отличаются разнообразием упражнений, возможностью создания большого количества вопросов, которые могут выводиться системой в случайном порядке. Выполнение таких заданий позволяет не только закреплять пройденный материал, но и выявлять существующие пробелы [9].

Цель данной работы – проанализировать влияние цифровых технологий на академическую успеваемость обучающихся при изучении иностранного языка в вузе.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие обучающиеся 20 групп неязыковых специальностей и направлений подготовки бакалавриата, изучающих иностранный язык в течение первого курса. Участники эксперимента были поделены на 10 контрольных и 10 экспериментальных групп. В первом семестре преподавание в контрольных группах велось с использованием стандартного набора цифровых инструментов, в то время как обучение участников экспериментальных групп основывалось на применении расширенного перечня информационных инструментов и сервисов, направленных на формирование различных языковых умений и навыков. Во втором семестре в контрольных группах добавились те же цифровые технологии, что и в экспериментальных.

Сравнительный анализ результатов контрольных и экспериментальных групп показал зависимость академической успеваемости обучающихся от использования цифровых инструментов. Для определения статистической корреляции результатов был использован t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

В эксперименте приняли участие 20 групп обучающихся неязыковых специальностей изучающих дисциплину «Иностранный язык» в течение двух семестров с последующим зачетом. В первом семестре в 10 контрольных группах преподавание дисциплины велось с использованием стандартного набора цифровых инструментов (презентации PowerPoint, ресурсы видеосервиса YouTube, ресурсы ЭБС, онлайн-словари), в то время как в 10 экспериментальных группах объем использования информационно-коммуникационных технологий был расширен, в частности добавились такие виды, как:

1. Веб-сервис Quizlet для изучения лексики при помощи карточек, тестов и игр. Обучающимся предлагалось использовать две опции:

− режим заучивания, базирующийся на концепции интервального повторения, позволяющий создавать как свои собственные материалы, так и пользоваться лексическими карточками других обучающихся;

− режим тестирования, дающий возможность проконтролировать уровень усвоения пройденного материала.

2. Сервис LearningApps, содержащий интерактивные задания для отработки и проверки изученного лексического материала: упражнения, кроссворды, тесты, интерактивные игры («Кто хочет стать миллионером», «Угадай-ка», «Парочки», паззлы, викторины и др.).

3. Онлайн-сервис Socrative позволил создать тесты по изученным темам с использованием разных типов заданий: одиночный и множественный выбор ответов, открытые вопросы, задания с маркированием ответов «истинные/ложные» и т.п. В процессе разработки тестов преподаватель имеет возможность выбрать из нескольких опций оценивания ответов:

− instant feedback позволяет обучающимся самим следить за корректностью выполнения заданий сразу в ходе выполнения теста, при этом преподаватель может оставлять комментарии, лексические и грамматические пояснения к заданиям;

− open navigation разрешает изменять уже данные ответы во все время выполнения теста, что способствует снижению стресса и созданию максимально комфортных условий работы;

− teacher paced дает преподавателю возможность отслеживать работу обучающихся с тестами в режиме их непосредственного выполнения.

Оценивание тестов происходит автоматически, результаты сохраняются в личном кабинете преподавателя. Также преподаватель имеет доступ к отчетам о работе студентов в реальном времени.

4. Многофункциональный конструктор OnlineTestPad использовался для осуществления контроля уровня усвоения обучающимися учебного материала. OnlineTestPad представляет собой онлайн-конструктор уроков, тестов, опросов, кроссвордов, а также диалоговый тренажер. Несомненное преимущество данного инструмента – большое количество вариантов тестовых заданий (подбор соответствий, одиночный и множественный выбор, слайдер, интерактивный диктант, открытый вопрос и т.п.). Кроме того, преподаватель может использовать профессиональную настройку оценочной шкалы, что позволяет анализировать ответы исходя из широкого спектра параметров и критериев. Положительным моментом является то, что по результатам прохождения тестирования есть возможность отследить статистику ответов как по отдельности, так и в целом по всем обучающимся [10, с. 111].

5. Диалоговый тренажер BranchTrack (конструктор для создания компьютерной симуляции диалогов) использовался для отработки коммуникативных навыков. В рамках приближенной к реальности ситуации конструктор предоставляет возможность создания разветвленной схемы диалога с предлагаемыми вопросами/репликами и различными вариантами ответов на них. К каждому варианту ответа привязан следующий блок, ведущий к продолжению диалога. Вопросы в диалогах могут быть как закрытыми (выбирается один из предварительно прописанных вариантов ответа), так и открытыми (в этом случае учащиеся сами вписывают ответ). К блокам конструктора возможно прикрепить информационные и дидактические материалы, позволяющие повторить недостаточно усвоенную информацию и скорректировать свой ответ. В процессе оценивания работы обучающихся существует возможность начисления баллов за правильные ответы по блокам, а также реакция в виде эмодзи (веселый смайл как реакция на правильный ответ, грустный – на неправильный), что позволяет наладить более неформальный контакт, снять излишнее напряжение и мотивировать на спокойную работу в доброжелательной атмосфере. Конструктор дополнительно привлекателен для современных молодых людей некоторыми опциями, перекликающимися с компьютерными играми. Для исполнения роли собеседников в диалогах можно выбрать одного из предлагаемых сервисом персонажей или создать/добавить своего индивидуального. Также можно выбрать картинку с локацией, на фоне которой будет вестись диалог. Данные опции делают рутинный процесс обучения более увлекательным, создавая позитивный настрой, что положительно влияет на мотивацию к обучению.

Во втором семестре в процессе преподавания в контрольных группах добавились те же дополнительные виды ИКТ, что и в экспериментальных. Для оценивания успеваемости в первом и втором семестрах проводился промежуточный контроль. Динамика результатов освоения изученного материала по семестрам в контрольных и экспериментальных группах представлена соответственно на рис. 1 и 2.

missing image file

Рис. 1. Динамика результатов освоения изученного материала по семестрам в контрольных группах

missing image file

Рис. 2. Динамика результатов освоения изученного материала по семестрам в экспериментальных группах

В первом семестре средний результат освоения изученных лексико-грамматических тем в контрольной группе составил 72 %, в экспериментальной – 81 %, во втором семестре – 85 и 86 % соответственно. В целях определения статистической корреляции результатов использовался t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. В первом семестре его значение равно 3,4, во втором – 1,2. При критической величине t-критерия 2,1, для первого семестра подтверждается статистическая значимость различий, показывая, что значения выборок экспериментальных и контрольных групп отличаются с долей ошибки 1 %. Для второго семестра полученная эмпирическая величина t находится в зоне незначимости. Следовательно, можно сделать вывод о схожести данных выборок.

При помощи t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок статистически доказана существенная разница между результатами контрольных срезов в контрольных и экспериментальных группах в первом семестре, что говорит о лучшем усвоении материала, преподаваемого при помощи цифровых технологий. Во втором семестре результатом применения одинакового объема цифровых инструментов и сервисов в обеих группах стал рост показателей в контрольной группе, что привело к относительному выравниванию уровню освоения лексико-грамматических тем. Таким образом, эксперимент показал, что использование цифровых инструментов и сервисов в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» способствует повышению уровня освоения изученного материала.

Заключение

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Они предоставляют огромные возможности для организации эффективного образовательного процесса и развития обучающихся, оказывая значительное влияние на учебную мотивацию и академическую успеваемость.

Цифровые ресурсы являются ценным методическим инструментом в практике преподавания иностранного языка, предоставляя широкие возможности для формирования различных видов языковых навыков. Проведенное исследование подтверждает положительное влияние цифровых технологий на академическую успеваемость обучающихся в высшей школе. Однако необходимо учитывать как положительные, так и негативные аспекты технологизации образовательного процесса. На наш взгляд, грамотное сочетание традиционных методов обучения с инновационными цифровыми технологиями позволит создать оптимальную образовательную среду и добиться наивысших результатов.


Библиографическая ссылка

Демиденко К.А., Рольгайзер А.А. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 131-135;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40017 (дата обращения: 17.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674