Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PROBLEM OF PREPARING A FUTURE TEACHER FOR THE REALIZATION OF THE CULTURAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF FOLK APPLIED ART IN A RURAL SCHOOL

Gusev D.A. 1
1 Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
1659 KB
The article is devoted to the problem of training students capable of educating rural schoolchildren by means of folk culture, which is given the most serious attention in modern socio-economic conditions of the development of Russian society, since the problem of shortage of qualified teaching staff in subjects of the artistic and aesthetic cycle for work in rural schools is acute. The author considers the upbringing and personal development of a growing person based on spiritual, moral, artistic, aesthetic and civic-patriotic values important for the preservation of culture, traditions and identity of the peoples of Russia as one of the leading directions of the state’s educational policy. The peculiarities of the development of modern domestic education determine the need to appeal to basic socio-cultural values, one of which is folk applied art. The educational practice of rural schools indicates that teachers and educators of additional education underestimate the educational potential of folk culture. The main purpose of the study is to identify the possibilities of effective preparation of students for the use of folk applied art in the education of rural schoolchildren. Research methods: analysis of the experience of professional and artistic and creative activities, questionnaires, interviews and conversations with teachers and students of rural schools. The article presents the results of a study on the formation of spiritual, moral, artistic and aesthetic values of students, the presence of which helps to educate rural schoolchildren in familiarization and understanding of various types of folk culture and folk crafts, which are currently preserved and developed in the Nizhny Novgorod land.
students
folk culture
rural schoolchildren

Использование педагогического наследия народной культуры и народного творчества в целях сохранения и возрождения национальных традиций является важнейшим условием развития и воспитания личности обучающегося.

В современных исследованиях учеными изучаются различные аспекты проблемы воспитания и развития личности на основе народного прикладного творчества. Так, потенциал народных традиций, воспитание обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства глубоко рассмотрены в работах Е.Г. Вакуленко [1], М.В. Соколовой [2] и др. Воспитанию обучающейся молодежи в контексте изучения культуры, духовности, ценностей и традиций народов России посвящены исследования Н.Д. Никандрова [3], И.Н. Сиземской [4] и др.

Вместе с тем данная проблема недостаточно исследована и изучена в системе основного общего образования в условиях села.

Материал и методы исследования

Исследование проведено в Арзамасском филиале ННГУ, в котором уделяется серьезное внимание организации и проведению опытно-экспериментальной работы по проблеме воспитания обучающихся средствами народного прикладного творчества. В эксперименте приняли участие 1986 учителей сельской школы.

Исследование осуществлялось с 2009 по 2024 гг. и проходило в три этапа.

1-й этап (2009–2011 гг.). На констатирующем этапе осуществлялось изучение практической деятельности сельской школы и социальной среды села.

2-й этап (2012–2021 гг.). Разрабатывалась программа организации и проведения экспериментальной работы, проектировалась и апробировалась модель подготовки студентов в вузе на формирующем этапе.

3-й этап (2022–2024 гг.). На контрольном этапе обобщались результаты исследования и оформлялась диссертация.

Основной целью исследования является выявление возможностей эффективной подготовки студентов к использованию народного прикладного творчества в воспитании сельских школьников.

Методами исследования явились: анализ опыта профессиональной и художественно-творческой деятельности, анкетирование, интервьюирование и беседа с учителями, метод педагогического моделирования, педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ отечественной педагогической теории и образовательной практики, результаты исследования свидетельствуют о том, что до настоящего времени в условиях сельской школы недостаточно внимания уделяется проблеме воспитания обучающихся средствами народного прикладного творчества и народной культуры. На взгляд автора, это связано в первую очередь с тем, что нет четкого понимания сущности понятийного поля рассматриваемого феномена, а следовательно, нет и конкретного методического обоснования и практического инструментария для решения заявленной проблемы. Рассмотрение базовых понятий исследования: «наследие», «культурно-историческое наследие», «культурное наследие», «ценность», «культурные ценности», «культурно-педагогическое наследие народного прикладного творчества» и иных – стало необходимостью.

Понятие «наследие» в различных словарях и энциклопедиях рассматривается как явления культуры и быта людей, оставшиеся от прежней жизнедеятельности людей. В одних источниках под культурным наследием понимается материальная и духовная культура, переданная предшествующими поколениями как ценность [5, 6 и др.]. В других источниках культурное наследие характеризуется как целостность унаследованных человечеством от предыдущих поколений объектов, представляющих историческую и культурную ценность [7, 8 и др.].

«Культурно-историческое наследие», согласно определению Энциклопедического словаря по культурологии под редакцией К.М. Хоруженко, означает – одна из форм передачи духовного опыта человечества, компонентами которого являются: язык, идеалы, традиции, фольклор, народные промыслы и ремесла и др.

В Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» «культурное наследие» трактуется как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации.

В «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» под культурным наследием понимаются объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую, религиозную, эстетическую, художественную и научную ценность, которые обеспечивают социальную преемственность поколений.

Исследование показало, что понятие «ценность» многоаспектно, оно рассматривается как характеристика внутренних потребностей человека. Категория «ценность» теснейшим образом связана с такими понятиями, как «отечество», «мир», «страна», «государство», «патриотизм», «гражданственность» и др.

Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева под культурными ценностями понимают национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла [9].

В исследовании раскрывается сущность понятия «культурно-педагогическое наследие», которое автор представляет как совокупность материальной и духовной культуры народов, составляющую историческую и культурную ценность для воспитания и развития личности обучающихся и обеспечивающую социальную преемственность поколений.

Анализ сущностных характеристик основных категорий исследования позволил дать определение понятию «культурно-педагогическое наследие народного прикладного творчества», которое автор понимает как воспитание и развитие личности растущего человека на духовно-нравственных, художественно-эстетических и гражданско-патриотических ценностях народного прикладного творчества, значимых для сохранения культуры, традиций и самобытности народов России.

В связи с поставленными целями и задачами исследования на констатирующем этапе проводилось анкетирование, в котором участвовали сельские учителя разных районов и регионов страны. Учителям был задан вопрос: «Какими видами народного прикладного творчества вы владеете?»

Исследование показало, что большинство учителей знакомы лишь с некоторыми видами народного прикладного творчества, 14% вообще не владеют никаким видом искусства. 37% изучали только отдельные его виды. Вместе с тем, 61% преподавателей выразили желание овладеть народным прикладным творчеством [10].

На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована модель подготовки студентов к реализации в сельской школе культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества. В эксперименте принимали участие студенты (n=1565), учителя (n=1117) и учащиеся (n=1739) сельских школ.

В эксперименте использовались диагностические методики: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта. Методологической основой исследования явились системный, личностно ориентированный, аксиологический, средовой, культурологический и синергетический подходы.

Результаты многолетнего исследования и практический опыт профессиональной подготовки будущих учителей сельской школы показали, что в условиях глубоких социально-экономических преобразований в современном динамично меняющемся обществе произошла серьезная трансформация ценностей молодежи и вырос интерес к изучению народной культуры [11]. Все это вызвало объективную необходимость в научной разработке модели подготовки студентов к реализации в сельской школе культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества, представленной на рисунке.

В содержании модели представлены основные и вариативные учебные предметы, такие как: «Введение в педагогическую деятельность», «История педагогики и образования», «Общая педагогика», «Методика обучения и воспитания в области начального образования» и иные, а также некоторые курсы по выбору: «Современные тенденции преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла», «Арзамасоведение», «Музыкальное воспитание детей в современных условиях», «Современные тенденции преподавания технологии» и др. Эти учебные предметы позволяют студентам не только овладеть теоретическими основами современной педагогической науки и школьной практики, но и эффективно использовать в процессе воспитания учащихся сельской школы различные виды народного прикладного творчества.

Одним из ключевых элементов модели является интеграция духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания. Искусное взаимодействие духовно-нравственных и художественно-эстетических аспектов представляется неотъемлемой частью данной модели.

Студенты активно изучают и анализируют произведения народного прикладного творчества, что способствует формированию их мировоззрения и развитию творческого мышления. Благодаря этому они становятся не только компетентными специалистами, но и гражданами, способными критически мыслить и принимать взвешенные решения.

Модель также предусматривает активное взаимодействие студентов с практическими партнерами, такими как школы и другие учебные заведения. Клинические практики и проектные работы позволяют студентам применять полученные знания и навыки на практике, а также укреплять связи с профессиональным сообществом. Такой подход способствует не только повышению мотивации студентов, но и улучшению качества подготовки кадров в целом.

В результате внедрения разработанной модели получены положительные результаты, анализ которых показал, что студенты, прошедшие обучение по новой модели, демонстрируют более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, чем их сверстники, обучавшиеся по традиционным программам. Это подтверждает эффективность разработанной модели подготовки студентов и способствует ее дальнейшему развитию и совершенствованию.

missing image file

Модель подготовки студентов к реализации в сельской школе культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества

В результате проведенного исследования определены и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности функционирования разработанной модели подготовки [12] студентов к реализации культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества в сельской школе: «организационно-управленческие (создание цифровой образовательной среды вуза, обеспечивающей развитие личности студента, его самореализацию и конкурентоспособность; создание безопасной образовательной среды сельской школы, способствующей формированию духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей обучающихся); организационно-методические (приобщение сельских школьников и студентов вузов к народным традициям и культуре с учетом их внутренней мотивации на удовлетворение художественно-творческих способностей; использование различных видов народного прикладного творчества в содержании учебных дисциплин различного уровня в вузе)» [13, с. 52].

Особое значение в разработанной модели подготовки будущего учителя к реализации культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества в сельской школе имеет спроектированная студентами во взаимодействии с преподавателями виртуальная образовательная среда вуза, включающая медиатеку, виртуальный каталог, альбом, атлас народного прикладного творчества и др. Современная образовательная среда вуза способствовала повышению мотивации студентов к освоению и реализации различных видов народной культуры в процессе организации воспитательной работы в условиях сельской школы.

С целью формирования личностно-профессиональных качеств и художественно-эстетических ценностей будущих учителей проводилось экспериментальное исследование, в рамках которого была разработана система мероприятий, включающих изучение различных дисциплин, как базовых, так и вариативных, а также дисциплин по выбору. Студенты использовали виртуальные и цифровые технологии для усвоения теоретических знаний, практических и методических умений в реализации культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества в работе с сельскими школьниками.

Результаты эксперимента показали, что благодаря использованию различных технологий и специально разработанных заданий значительно возросла эффективность проведения аудиторных занятий, и это, несомненно, способствовало успешной подготовке будущих педагогов к работе в условиях сельской школы [14].

Заключение

Исследование позволило сделать вывод, что учителя сельской школы, несмотря на их высокий интерес к различным видам народного творчества, затрудняются в раскрытии его педагогического потенциала, что мешает стимулировать мотивацию и интерес обучающихся в данной области деятельности.

Практика показывает, что в условиях современного постиндустриального общества остро стоит необходимость развития многообразия видов народного прикладного творчества в сельской местности. Взаимодействие детей и взрослых в сфере сохранения культурной и национальной идентичности народов России на современном этапе развития общества становится актуальной задачей системы образования.

Результаты исследования показали, что на заключительном этапе эксперимента был диагностирован уровень готовности будущего учителя, свидетельствующий о сформированности духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей студентов, а также личностно-профессиональных качеств, наличие которых помогает воспитанию сельских школьников в ознакомлении и понимании ими различных видов народной культуры и народных промыслов, которые в настоящее время сохранены и развиваются на Нижегородской земле.