Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Гусев Д.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
Статья посвящена проблеме подготовки студентов, способных к воспитанию сельских школьников средствами народной культуры, которой в современных социально-экономических условиях развития российского общества уделяется самое серьезное внимание, поскольку остро стоит проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров по предметам художественно-эстетического цикла для работы в сельских школах. Воспитание и развитие личности растущего человека на духовно-нравственных, художественно-эстетических и гражданско-патриотических ценностях, значимых для сохранения культуры, традиций и самобытности народов России, автор рассматривает как одно из ведущих направлений образовательной политики государства. Особенности развития современного отечественного образования предопределяют необходимость обращения к базовым социокультурным ценностям, одной из которых является народное прикладное творчество. Образовательная практика сельских школ свидетельствует о том, что учителя и педагоги дополнительного образования недооценивают воспитательный потенциал народной культуры. Выявление возможностей эффективной подготовки студентов к использованию народного прикладного творчества в воспитании сельских школьников является основной целью исследования. Методы исследования: анализ опыта профессиональной и художественно-творческой деятельности, анкетирование, интервьюирование и беседа с учителями и учащимися сельских школ. В статье представлены результаты исследования по формированию духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей студентов, наличие которых помогает воспитанию сельских школьников в ознакомлении и понимании различных видов народной культуры и народных промыслов, которые в настоящее время сохранены и развиваются на Нижегородской земле.
студенты
народная культура
сельские школьники
1. Вакуленко Е.Г., Тумасян С.В. Особенности преподавания народного искусства в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3 (59). С. 115-119.
2. Соколова М.В., Соколова М.С. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: НГПУ, 2015. 232 с.
3. Никандров Н.Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры // Педагогика. 2022. Т. 86, № 12. С. 5-24.
4. Сиземская И.Н. Философские измерения художественного творчества // Философские науки. 2020. Т. 63, № 3. С. 7-23.
5. Титаренко И.Н. Сохранение культурного наследия исторических поселений в России: история и современные проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 450. С. 177-184.
6. Валицкая А.П. Национальное самосознание и проблема создания суверенной системы образования // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 4 (45). С. 30-37.
7. Березовикова О.Н. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства: учеб. пособие. Новосибирск: НГТУ, 2017. 126 с.
8. Малкина Л.Н. Творчество иркутских художников как феномен культурного наследия: вторая половина XX века: дис. ... канд. культурологии. Улан-Удэ, 2011. 167 с.
9. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
10. Гусев Д.А. Проблемы реализации педагогического потенциала народного прикладного творчества в сельской школе // Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы международной научно-практической конференции (г. Ярославль, 28-30 марта 2019 года). Том Часть 2. Ярославль: ООО Агентство «Литера», 2019. С. 16-22.
11. Гусев Д.А., Фролов И.В., Артюхин О.И. О направлениях деятельности научной лаборатории дидактики сельской школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21318 (дата обращения: 13.04.2024).
12. Плакидин В.И. Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов: На примере лозоплетения: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2006. 229 с.
13. Гусев Д.А., Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Концепция подготовки будущего учителя к реализации в сельской школе культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества // Педагогика сельской школы. 2023. № 3 (17). С. 97-111.
14. Гусев Д.А. Подготовка будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства: дис. … канд. пед. наук. Арзамас, 2007. 173 с.

Использование педагогического наследия народной культуры и народного творчества в целях сохранения и возрождения национальных традиций является важнейшим условием развития и воспитания личности обучающегося.

В современных исследованиях учеными изучаются различные аспекты проблемы воспитания и развития личности на основе народного прикладного творчества. Так, потенциал народных традиций, воспитание обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства глубоко рассмотрены в работах Е.Г. Вакуленко [1], М.В. Соколовой [2] и др. Воспитанию обучающейся молодежи в контексте изучения культуры, духовности, ценностей и традиций народов России посвящены исследования Н.Д. Никандрова [3], И.Н. Сиземской [4] и др.

Вместе с тем данная проблема недостаточно исследована и изучена в системе основного общего образования в условиях села.

Материал и методы исследования

Исследование проведено в Арзамасском филиале ННГУ, в котором уделяется серьезное внимание организации и проведению опытно-экспериментальной работы по проблеме воспитания обучающихся средствами народного прикладного творчества. В эксперименте приняли участие 1986 учителей сельской школы.

Исследование осуществлялось с 2009 по 2024 гг. и проходило в три этапа.

1-й этап (2009–2011 гг.). На констатирующем этапе осуществлялось изучение практической деятельности сельской школы и социальной среды села.

2-й этап (2012–2021 гг.). Разрабатывалась программа организации и проведения экспериментальной работы, проектировалась и апробировалась модель подготовки студентов в вузе на формирующем этапе.

3-й этап (2022–2024 гг.). На контрольном этапе обобщались результаты исследования и оформлялась диссертация.

Основной целью исследования является выявление возможностей эффективной подготовки студентов к использованию народного прикладного творчества в воспитании сельских школьников.

Методами исследования явились: анализ опыта профессиональной и художественно-творческой деятельности, анкетирование, интервьюирование и беседа с учителями, метод педагогического моделирования, педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ отечественной педагогической теории и образовательной практики, результаты исследования свидетельствуют о том, что до настоящего времени в условиях сельской школы недостаточно внимания уделяется проблеме воспитания обучающихся средствами народного прикладного творчества и народной культуры. На взгляд автора, это связано в первую очередь с тем, что нет четкого понимания сущности понятийного поля рассматриваемого феномена, а следовательно, нет и конкретного методического обоснования и практического инструментария для решения заявленной проблемы. Рассмотрение базовых понятий исследования: «наследие», «культурно-историческое наследие», «культурное наследие», «ценность», «культурные ценности», «культурно-педагогическое наследие народного прикладного творчества» и иных – стало необходимостью.

Понятие «наследие» в различных словарях и энциклопедиях рассматривается как явления культуры и быта людей, оставшиеся от прежней жизнедеятельности людей. В одних источниках под культурным наследием понимается материальная и духовная культура, переданная предшествующими поколениями как ценность [5, 6 и др.]. В других источниках культурное наследие характеризуется как целостность унаследованных человечеством от предыдущих поколений объектов, представляющих историческую и культурную ценность [7, 8 и др.].

«Культурно-историческое наследие», согласно определению Энциклопедического словаря по культурологии под редакцией К.М. Хоруженко, означает – одна из форм передачи духовного опыта человечества, компонентами которого являются: язык, идеалы, традиции, фольклор, народные промыслы и ремесла и др.

В Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» «культурное наследие» трактуется как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации.

В «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» под культурным наследием понимаются объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую, религиозную, эстетическую, художественную и научную ценность, которые обеспечивают социальную преемственность поколений.

Исследование показало, что понятие «ценность» многоаспектно, оно рассматривается как характеристика внутренних потребностей человека. Категория «ценность» теснейшим образом связана с такими понятиями, как «отечество», «мир», «страна», «государство», «патриотизм», «гражданственность» и др.

Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева под культурными ценностями понимают национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла [9].

В исследовании раскрывается сущность понятия «культурно-педагогическое наследие», которое автор представляет как совокупность материальной и духовной культуры народов, составляющую историческую и культурную ценность для воспитания и развития личности обучающихся и обеспечивающую социальную преемственность поколений.

Анализ сущностных характеристик основных категорий исследования позволил дать определение понятию «культурно-педагогическое наследие народного прикладного творчества», которое автор понимает как воспитание и развитие личности растущего человека на духовно-нравственных, художественно-эстетических и гражданско-патриотических ценностях народного прикладного творчества, значимых для сохранения культуры, традиций и самобытности народов России.

В связи с поставленными целями и задачами исследования на констатирующем этапе проводилось анкетирование, в котором участвовали сельские учителя разных районов и регионов страны. Учителям был задан вопрос: «Какими видами народного прикладного творчества вы владеете?»

Исследование показало, что большинство учителей знакомы лишь с некоторыми видами народного прикладного творчества, 14% вообще не владеют никаким видом искусства. 37% изучали только отдельные его виды. Вместе с тем, 61% преподавателей выразили желание овладеть народным прикладным творчеством [10].

На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована модель подготовки студентов к реализации в сельской школе культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества. В эксперименте принимали участие студенты (n=1565), учителя (n=1117) и учащиеся (n=1739) сельских школ.

В эксперименте использовались диагностические методики: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта. Методологической основой исследования явились системный, личностно ориентированный, аксиологический, средовой, культурологический и синергетический подходы.

Результаты многолетнего исследования и практический опыт профессиональной подготовки будущих учителей сельской школы показали, что в условиях глубоких социально-экономических преобразований в современном динамично меняющемся обществе произошла серьезная трансформация ценностей молодежи и вырос интерес к изучению народной культуры [11]. Все это вызвало объективную необходимость в научной разработке модели подготовки студентов к реализации в сельской школе культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества, представленной на рисунке.

В содержании модели представлены основные и вариативные учебные предметы, такие как: «Введение в педагогическую деятельность», «История педагогики и образования», «Общая педагогика», «Методика обучения и воспитания в области начального образования» и иные, а также некоторые курсы по выбору: «Современные тенденции преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла», «Арзамасоведение», «Музыкальное воспитание детей в современных условиях», «Современные тенденции преподавания технологии» и др. Эти учебные предметы позволяют студентам не только овладеть теоретическими основами современной педагогической науки и школьной практики, но и эффективно использовать в процессе воспитания учащихся сельской школы различные виды народного прикладного творчества.

Одним из ключевых элементов модели является интеграция духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания. Искусное взаимодействие духовно-нравственных и художественно-эстетических аспектов представляется неотъемлемой частью данной модели.

Студенты активно изучают и анализируют произведения народного прикладного творчества, что способствует формированию их мировоззрения и развитию творческого мышления. Благодаря этому они становятся не только компетентными специалистами, но и гражданами, способными критически мыслить и принимать взвешенные решения.

Модель также предусматривает активное взаимодействие студентов с практическими партнерами, такими как школы и другие учебные заведения. Клинические практики и проектные работы позволяют студентам применять полученные знания и навыки на практике, а также укреплять связи с профессиональным сообществом. Такой подход способствует не только повышению мотивации студентов, но и улучшению качества подготовки кадров в целом.

В результате внедрения разработанной модели получены положительные результаты, анализ которых показал, что студенты, прошедшие обучение по новой модели, демонстрируют более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, чем их сверстники, обучавшиеся по традиционным программам. Это подтверждает эффективность разработанной модели подготовки студентов и способствует ее дальнейшему развитию и совершенствованию.

missing image file

Модель подготовки студентов к реализации в сельской школе культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества

В результате проведенного исследования определены и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности функционирования разработанной модели подготовки [12] студентов к реализации культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества в сельской школе: «организационно-управленческие (создание цифровой образовательной среды вуза, обеспечивающей развитие личности студента, его самореализацию и конкурентоспособность; создание безопасной образовательной среды сельской школы, способствующей формированию духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей обучающихся); организационно-методические (приобщение сельских школьников и студентов вузов к народным традициям и культуре с учетом их внутренней мотивации на удовлетворение художественно-творческих способностей; использование различных видов народного прикладного творчества в содержании учебных дисциплин различного уровня в вузе)» [13, с. 52].

Особое значение в разработанной модели подготовки будущего учителя к реализации культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества в сельской школе имеет спроектированная студентами во взаимодействии с преподавателями виртуальная образовательная среда вуза, включающая медиатеку, виртуальный каталог, альбом, атлас народного прикладного творчества и др. Современная образовательная среда вуза способствовала повышению мотивации студентов к освоению и реализации различных видов народной культуры в процессе организации воспитательной работы в условиях сельской школы.

С целью формирования личностно-профессиональных качеств и художественно-эстетических ценностей будущих учителей проводилось экспериментальное исследование, в рамках которого была разработана система мероприятий, включающих изучение различных дисциплин, как базовых, так и вариативных, а также дисциплин по выбору. Студенты использовали виртуальные и цифровые технологии для усвоения теоретических знаний, практических и методических умений в реализации культурно-педагогического наследия народного прикладного творчества в работе с сельскими школьниками.

Результаты эксперимента показали, что благодаря использованию различных технологий и специально разработанных заданий значительно возросла эффективность проведения аудиторных занятий, и это, несомненно, способствовало успешной подготовке будущих педагогов к работе в условиях сельской школы [14].

Заключение

Исследование позволило сделать вывод, что учителя сельской школы, несмотря на их высокий интерес к различным видам народного творчества, затрудняются в раскрытии его педагогического потенциала, что мешает стимулировать мотивацию и интерес обучающихся в данной области деятельности.

Практика показывает, что в условиях современного постиндустриального общества остро стоит необходимость развития многообразия видов народного прикладного творчества в сельской местности. Взаимодействие детей и взрослых в сфере сохранения культурной и национальной идентичности народов России на современном этапе развития общества становится актуальной задачей системы образования.

Результаты исследования показали, что на заключительном этапе эксперимента был диагностирован уровень готовности будущего учителя, свидетельствующий о сформированности духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей студентов, а также личностно-профессиональных качеств, наличие которых помогает воспитанию сельских школьников в ознакомлении и понимании ими различных видов народной культуры и народных промыслов, которые в настоящее время сохранены и развиваются на Нижегородской земле.


Библиографическая ссылка

Гусев Д.А. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 126-130;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40016 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674