В данной статье рассмотрено обучение в российских военных вузах иностранных курсантов, а также проанализированы применяемые преподавателями различных дисциплин подходы к проведению учебных занятий. Престиж обучения в военных вузах России непосредственно связан со спецификой обучения, а также актуальностью освоения современных образцов и вооружения военной техники.
Цель исследования – особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт». Для разработки учебно-профессиональных задач применялись следующие методы исследования: анализ документов, анализ научно-методической литературы. Изучался опыт применения дифференцированного подхода в подготовке курсантов военных вузов. В исследовании приняли участие 44 курсанта. Разработанные учебно-профессиональные задачи применялись в процессе обучения курсантов в целях освоения новых знаний и изменялись с учетом новых условий, возникающих в процессе обучения иностранных курсантов.
Результаты исследования и их обсуждение
Дифференциация в педагогическом процессе представлена в виде педагогической системы, внутри которой находятся структурно связанные между собой компоненты. Она является организационно-педагогической деятельностью по осуществлению реализации, которая имеет вариативное содержание и усиление роли субъекта в условиях современного российского военного вуза. Специфика иностранных курсантов как субъектов профессиональной подготовки определяет проблему дифференциации на порядок более сложную, причем после ее практического решения неминуемо возникает необходимость такой же дифференциации и индивидуализации образовательного процесса (не исключены те же самые основания, индивидуальные потребности и запросы), как и у российских курсантов. Но эта проблема решается непосредственно через возникающие перспективные профессиональные задачи.
В педагогической науке и практике дифференциация рассматривается как специальная педагогическая деятельность, обеспечивающая вариативность образования и усиление роли субъекта в нем. Профессиональная задача иностранного выпускника российского военного вуза, в какой-то мере отличающаяся от типовой профессиональной задачи российского офицера (по единому должностному предназначению), условно названа авторами статьи перспективной. Дифференциация профессиональной подготовки иностранных курсантов военного вуза представлена в нормативных документах Министерства Обороны Российской Федерации [1].
Выделим сущностные характеристики процесса дифференциации, проявляющиеся на уровне общенаучного системного подхода и теорий дифференциации социальных систем:
− по своей сути дифференциация – это механизм развития социальной системы, усложняющий ее внутрисистемные связи, протекающий в единстве с процессом интеграции и приводящий в итоге к новому качественному уровню системной организации. В другом известном значении дифференциация – специальная деятельность в области организации и развития социальных систем, и, как любая деятельность, она имеет цель, субъекта, мотив, метод и средство [2];
− по своим атрибутивным признакам дифференциация характеризуется сохранением целостности и эмерджентности (как несводимости свойств системы к сумме свойств ее компонентов) системы, ее более полным отграничением от других систем во внешней среде [2];
− по отношению к системе дифференциация может быть внутренней (внутрисистемной) и внешней (приводящей к «отдифференцированности» системы от других систем);
− по своим формам дифференциация может быть равномерной и неравномерной, равномерность – характеристика устойчивых систем [2].
Дифференциация в педагогических системах имеет в своей основе не только факторы внешней среды (в проведенном авторами исследовании ими выступают заказ образования, кадровые потребности производственной сферы, спецификации профессиональных задач, стандарты, квалификационные требования и пр.), но, прежде всего, индивидуальные различия субъектов образовательного процесса, которые изучаются дифференциальной психологией. Многочисленные виды индивидуальных отличий и их влияние на учебную деятельность приводят к тому, что в педагогике более активно исследуются проблемы дифференциации обучения, воспитания и развития субъекта на основе особенностей когнитивно-познавательной деятельности.
Систематизация учебной работы при дифференциации учебного материала по каждой тематике, учет дифференцированного подхода не только в содержании, но и в методах и методических приемах способствуют расширению возможностей и результативности иностранных курсантов, а для преподавателей значительно снижают многозадачность.
Учебно-профессиональная задача является единицей профессиональной подготовки, результатом моделирования типовой профессиональной задачи в условиях образовательного процесса. Следует также отметить, что учебно-профессиональные задачи создаются и поручаются курсанту в логике профессиональной подготовки, которая зависит от актуальной степени готовности, наличия компетенций, необходимых знаний и представлений, умений, навыков, опыта и психологической готовности к задачам определенного уровня сложности.
Учебно-профессиональные задачи – результат моделирования проблемной для субъекта профессиональной ситуации (сценарием здесь выступают профессиональная задача или набор профессиональных задач) в образовательном процессе военного вуза [2-4], которая выполняется для его профессионального и личностного развития.
Именно профессионально-личностное развитие выступает главной целью учебно-профессиональной деятельности, если задача несет в себе реальный эффект. Являясь единицей учебно-профессиональной деятельности, учебно-профессиональная задача имеет свою структуру, отличную от структуры профессиональной задачи. Методисты, как правило, выделяют в ней: содержательный компонент; контекстный компонент; профессиональный, образовательный и личностный контексты учебно-профессиональной деятельности; результативный компонент; ресурсный компонент; процессуальный компонент; оценочный компонент [5, 6].
Свою точку зрения на структуру учебно-профессиональной задачи авторы разрабатывали на основе классической схемы учебных задач (рисунок). В процессе проектирования профессиональной подготовки первым этапом является анализ профессиональной деятельности по специальности и должностной позиции (должностному предназначению) выпускника военного вуза, охватывающий как опыт, так и прогнозы развития военно-профессиональной деятельности.
На основе такого анализа возможны классификация, формализация и стандартизация профессиональных задач (насколько это позволяет специфика соответствующих задачам видов деятельности), определение профессионального стандарта и квалификационных требований к выпускникам военного вуза, а затем – проектирование учебно-профессиональных задач и формирование содержания профессиональной подготовки.
Соответственно, вариативной частью дифференцируемой учебно-профессиональной задачи становятся ее контекстный, ресурсный и процессуальный компоненты. Остальные структурные компоненты не противоречат предстоящей иностранным курсантам профессиональной деятельности.
Вследствие этого перспективные профессиональные задачи иностранного курсанта могут быть определены как варианты типовых задач, положенных в содержание подготовки профессиональных задач выпускника российского военного вуза, которые возникают на основе единой цели, результативных и пространственно-временных характеристик с учетом различных и сходных контекстов, средств и методов решения.
Перспективные профессиональные задачи, в числе прочих позиций, определяются особыми образовательными потребностями иностранных курсантов, которые, в свою очередь, обусловлены тремя факторами:
1) национальной принадлежностью курсанта. Ориентация на национальную принадлежность курсантов утверждает необходимость учета таких особенностей, как:
– национальная военная традиция, организация и действия национальных Вооруженных Сил по стандарту НАТО (США) или стандарту Российской Федерации;
– принятая тактика действий подразделений соответствующей специальности, организационная структура и вооружение подразделения должностного предназначения;
– система управления, подготовки кадров и система военного образования;
– военная доктрина страны, актуальные военные угрозы и принятые способы обеспечения вооруженной безопасности;
2) будущим должностным предназначением иностранного курсанта – выпускника российского военного вуза, вооружением и военной техникой страны-заказчика. Данный фактор требует учета:
– должностных обязанностей будущего выпускника;
– образцов вооружения и техники, на которых предстоит выполнять профессиональные задачи;
– возможностей систем технического и другого обеспечения;
3) уровнем подготовки самого курсанта, а именно:
– наличием предыдущего или даже аналогичного уровня профессионального военного образования;
– профессиональным статусом: офицер, сержант, рядовой;
– профессиональным и особенно боевым опытом курсанта.
В качестве модели перспективной профессиональной задачи во время самостоятельной работы была разработана схема решения и проработки данной задачи при непосредственном документальном изучении условий местности государства (таких как климат, часовой пояс, географическое положение, местность), обычаев, а также при беседе и обсуждении непосредственно с иностранными курсантами тех условий, в которых им придется решать данную задачу. Предложено было воспроизвести непосредственно выполнение перспективной задачи по дисциплине «Эксплуатация» в роли командира ремонтной роты, на английском языке (таблица).
Структура учебно-профессиональной задачи
Перспективная задача и ее решение по дисциплине «Эксплуатация»
Перспективная задача |
||
Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники с учетом природно-климатических условий и окружающей среды |
||
Пустынная местность |
Лесистая местность |
Гористая местность |
Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники происходит строго в соответствии с температурными режимами, дополнительно используются средства охлаждения, устанавливаются дополнительные фильтры для очистки воздуха; необходимо учитывать наличие тумана |
Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники осуществляется с учетом окружающей среды, дополнительно при движении в лесистой местности используются средства по расчистке деревьев и кустарников для извлечения техники из заболоченной местности; обязательно наличие ящика с запасным шанцевым инструментом, комплектуется дополнительно тросами для самовытаскивания, необходимо уметь использовать стволы деревьев для извлечения |
При эксплуатации танка Т-72 и другой гусеничной техники в данных условиях необходимо учитывать температурные режимы, в зимнее время сходы лавин, проходимость узких проездов и проходов техники, при выпадении осадков возможны оползни и сходы камней; дополнительно следует иметь специальные крючья, крепления, колья, удерживающие тросы для эксплуатации данной техники |
Оценивая обстановку с одновременной выработкой алгоритма действий, командир подразделения анализирует и определяет:
− объем и сроки выполнения поставленных задач по эксплуатации вооружения и техники, потребность в силах, средствах и военно-техническом имуществе для их решения;
− степень влияния физико-географических и природно-климатических условий в районах действий на выполнение поставленных задач;
− потребности в мероприятиях технического и других видов обеспечения, порядок и сроки их выполнения;
− организацию управления.
Заключение
Таким образом, особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации заключаются в применении различных учебно-профессиональных задач. В ходе подготовки студентов они способствуют закреплению знаний, умений и навыков у иностранных курсантов.
Кроме этого, применение указанного материала в процессе обучения студентов-иностранцев активизирует их в роли офицера, который в последующем сможет оценивать масштаб возникающих проблем, подбирать способы решения, а также дифференцировать наиболее рациональные средства решения проблем с учетом приобретенного опыта.