Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Емченко Д.С. 1 Салугин Ф.В. 1, 2 Спатаева М.Х. 3
1 ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт»
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
3 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет»
Аннотация. Цель исследования – изучить особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт». В ходе исследования применялись следующие методы исследования: анализ документов и анализ научно-методической литературы. В статье представлены результаты моделирования типовых профессиональных задач в условиях образовательного процесса. Первым этапом проектирования профессиональной подготовки установлен анализ профессиональной деятельности по специальности и должностной позиции выпускника военного вуза. На основе такого анализа возможны классификация, формализация и стандартизация профессиональных задач, определение профессионального стандарта и квалификационных требований к выпускникам военного вуза. Вариативной частью учебно-профессиональной задачи становятся ее контекстный, ресурсный и процессуальный компоненты. Проведенная работа показала продуктивность использования дифференцированного подхода при освоении иностранными военнослужащими учебных дисциплин различной направленности. Применение и решение перспективных профессиональных задач при проведении занятий не только способствуют закреплению знаний, умений и навыков у иностранных курсантов, но и активизируют их в роли офицера-выпускника, способного оценивать проблему и решать ее самостоятельно с учетом приобретенного опыта.
дифференциация обучения иностранных курсантов
перспективные профессиональные задачи
иностранные курсанты
военный вуз
1. О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2000 г. № 575 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/998683/ (дата обращения: 18.02.2024).
2. Быков В.П., Самарцев А.В. Решение учебно-профессиональных задач различного уровня интегративности как необходимое условие повышения профессионального уровня курсантов // Военный научно-практический вестник. 2019. № 2(11). С. 15-19.
3. Лысикова Т.С., Ульзутуева О.Д. Моделирование учебно-профессиональных задач в образовательном процессе вуза // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 5. С. 23-31.
4. Передельская С.А. Экспериментирование с собственными действиями в процессе решения учебно-профессиональных задач // Информ-образование. 2021. № 1(3). С. 190-194.
5. Петряев С.В. Создание учебно-профессиональных задач в огневой подготовке курсантов ВНГ РФ // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 3A. С. 220-228.
6. Наумов А.И. Дидактическое моделирование профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва, 2020. 24 с.

В данной статье рассмотрено обучение в российских военных вузах иностранных курсантов, а также проанализированы применяемые преподавателями различных дисциплин подходы к проведению учебных занятий. Престиж обучения в военных вузах России непосредственно связан со спецификой обучения, а также актуальностью освоения современных образцов и вооружения военной техники.

Цель исследования – особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт». Для разработки учебно-профессиональных задач применялись следующие методы исследования: анализ документов, анализ научно-методической литературы. Изучался опыт применения дифференцированного подхода в подготовке курсантов военных вузов. В исследовании приняли участие 44 курсанта. Разработанные учебно-профессиональные задачи применялись в процессе обучения курсантов в целях освоения новых знаний и изменялись с учетом новых условий, возникающих в процессе обучения иностранных курсантов.

Результаты исследования и их обсуждение

Дифференциация в педагогическом процессе представлена в виде педагогической системы, внутри которой находятся структурно связанные между собой компоненты. Она является организационно-педагогической деятельностью по осуществлению реализации, которая имеет вариативное содержание и усиление роли субъекта в условиях современного российского военного вуза. Специфика иностранных курсантов как субъектов профессиональной подготовки определяет проблему дифференциации на порядок более сложную, причем после ее практического решения неминуемо возникает необходимость такой же дифференциации и индивидуализации образовательного процесса (не исключены те же самые основания, индивидуальные потребности и запросы), как и у российских курсантов. Но эта проблема решается непосредственно через возникающие перспективные профессиональные задачи.

В педагогической науке и практике дифференциация рассматривается как специальная педагогическая деятельность, обеспечивающая вариативность образования и усиление роли субъекта в нем. Профессиональная задача иностранного выпускника российского военного вуза, в какой-то мере отличающаяся от типовой профессиональной задачи российского офицера (по единому должностному предназначению), условно названа авторами статьи перспективной. Дифференциация профессиональной подготовки иностранных курсантов военного вуза представлена в нормативных документах Министерства Обороны Российской Федерации [1].

Выделим сущностные характеристики процесса дифференциации, проявляющиеся на уровне общенаучного системного подхода и теорий дифференциации социальных систем:

− по своей сути дифференциация – это механизм развития социальной системы, усложняющий ее внутрисистемные связи, протекающий в единстве с процессом интеграции и приводящий в итоге к новому качественному уровню системной организации. В другом известном значении дифференциация – специальная деятельность в области организации и развития социальных систем, и, как любая деятельность, она имеет цель, субъекта, мотив, метод и средство [2];

− по своим атрибутивным признакам дифференциация характеризуется сохранением целостности и эмерджентности (как несводимости свойств системы к сумме свойств ее компонентов) системы, ее более полным отграничением от других систем во внешней среде [2];

− по отношению к системе дифференциация может быть внутренней (внутрисистемной) и внешней (приводящей к «отдифференцированности» системы от других систем);

− по своим формам дифференциация может быть равномерной и неравномерной, равномерность – характеристика устойчивых систем [2].

Дифференциация в педагогических системах имеет в своей основе не только факторы внешней среды (в проведенном авторами исследовании ими выступают заказ образования, кадровые потребности производственной сферы, спецификации профессиональных задач, стандарты, квалификационные требования и пр.), но, прежде всего, индивидуальные различия субъектов образовательного процесса, которые изучаются дифференциальной психологией. Многочисленные виды индивидуальных отличий и их влияние на учебную деятельность приводят к тому, что в педагогике более активно исследуются проблемы дифференциации обучения, воспитания и развития субъекта на основе особенностей когнитивно-познавательной деятельности.

Систематизация учебной работы при дифференциации учебного материала по каждой тематике, учет дифференцированного подхода не только в содержании, но и в методах и методических приемах способствуют расширению возможностей и результативности иностранных курсантов, а для преподавателей значительно снижают многозадачность.

Учебно-профессиональная задача является единицей профессиональной подготовки, результатом моделирования типовой профессиональной задачи в условиях образовательного процесса. Следует также отметить, что учебно-профессиональные задачи создаются и поручаются курсанту в логике профессиональной подготовки, которая зависит от актуальной степени готовности, наличия компетенций, необходимых знаний и представлений, умений, навыков, опыта и психологической готовности к задачам определенного уровня сложности.

Учебно-профессиональные задачи – результат моделирования проблемной для субъекта профессиональной ситуации (сценарием здесь выступают профессиональная задача или набор профессиональных задач) в образовательном процессе военного вуза [2-4], которая выполняется для его профессионального и личностного развития.

Именно профессионально-личностное развитие выступает главной целью учебно-профессиональной деятельности, если задача несет в себе реальный эффект. Являясь единицей учебно-профессиональной деятельности, учебно-профессиональная задача имеет свою структуру, отличную от структуры профессиональной задачи. Методисты, как правило, выделяют в ней: содержательный компонент; контекстный компонент; профессиональный, образовательный и личностный контексты учебно-профессиональной деятельности; результативный компонент; ресурсный компонент; процессуальный компонент; оценочный компонент [5, 6].

Свою точку зрения на структуру учебно-профессиональной задачи авторы разрабатывали на основе классической схемы учебных задач (рисунок). В процессе проектирования профессиональной подготовки первым этапом является анализ профессиональной деятельности по специальности и должностной позиции (должностному предназначению) выпускника военного вуза, охватывающий как опыт, так и прогнозы развития военно-профессиональной деятельности.

На основе такого анализа возможны классификация, формализация и стандартизация профессиональных задач (насколько это позволяет специфика соответствующих задачам видов деятельности), определение профессионального стандарта и квалификационных требований к выпускникам военного вуза, а затем – проектирование учебно-профессиональных задач и формирование содержания профессиональной подготовки.

Соответственно, вариативной частью дифференцируемой учебно-профессиональной задачи становятся ее контекстный, ресурсный и процессуальный компоненты. Остальные структурные компоненты не противоречат предстоящей иностранным курсантам профессиональной деятельности.

Вследствие этого перспективные профессиональные задачи иностранного курсанта могут быть определены как варианты типовых задач, положенных в содержание подготовки профессиональных задач выпускника российского военного вуза, которые возникают на основе единой цели, результативных и пространственно-временных характеристик с учетом различных и сходных контекстов, средств и методов решения.

Перспективные профессиональные задачи, в числе прочих позиций, определяются особыми образовательными потребностями иностранных курсантов, которые, в свою очередь, обусловлены тремя факторами:

1) национальной принадлежностью курсанта. Ориентация на национальную принадлежность курсантов утверждает необходимость учета таких особенностей, как:

– национальная военная традиция, организация и действия национальных Вооруженных Сил по стандарту НАТО (США) или стандарту Российской Федерации;

– принятая тактика действий подразделений соответствующей специальности, организационная структура и вооружение подразделения должностного предназначения;

– система управления, подготовки кадров и система военного образования;

– военная доктрина страны, актуальные военные угрозы и принятые способы обеспечения вооруженной безопасности;

2) будущим должностным предназначением иностранного курсанта – выпускника российского военного вуза, вооружением и военной техникой страны-заказчика. Данный фактор требует учета:

– должностных обязанностей будущего выпускника;

– образцов вооружения и техники, на которых предстоит выполнять профессиональные задачи;

– возможностей систем технического и другого обеспечения;

3) уровнем подготовки самого курсанта, а именно:

– наличием предыдущего или даже аналогичного уровня профессионального военного образования;

– профессиональным статусом: офицер, сержант, рядовой;

– профессиональным и особенно боевым опытом курсанта.

В качестве модели перспективной профессиональной задачи во время самостоятельной работы была разработана схема решения и проработки данной задачи при непосредственном документальном изучении условий местности государства (таких как климат, часовой пояс, географическое положение, местность), обычаев, а также при беседе и обсуждении непосредственно с иностранными курсантами тех условий, в которых им придется решать данную задачу. Предложено было воспроизвести непосредственно выполнение перспективной задачи по дисциплине «Эксплуатация» в роли командира ремонтной роты, на английском языке (таблица).

missing image file

Структура учебно-профессиональной задачи

Перспективная задача и ее решение по дисциплине «Эксплуатация»

Перспективная задача

Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники с учетом природно-климатических условий и окружающей среды

Пустынная местность

Лесистая местность

Гористая местность

Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники происходит строго в соответствии с температурными режимами, дополнительно используются средства охлаждения, устанавливаются дополнительные фильтры для очистки воздуха; необходимо учитывать наличие тумана

Эксплуатация танка Т-72 и другой гусеничной техники осуществляется с учетом окружающей среды, дополнительно при движении в лесистой местности используются средства по расчистке деревьев и кустарников для извлечения техники из заболоченной местности; обязательно наличие ящика с запасным шанцевым инструментом, комплектуется дополнительно тросами для самовытаскивания, необходимо уметь использовать стволы деревьев для извлечения

При эксплуатации танка Т-72 и другой гусеничной техники в данных условиях необходимо учитывать температурные режимы, в зимнее время сходы лавин, проходимость узких проездов и проходов техники, при выпадении осадков возможны оползни и сходы камней; дополнительно следует иметь специальные крючья, крепления, колья, удерживающие тросы для эксплуатации данной техники

Оценивая обстановку с одновременной выработкой алгоритма действий, командир подразделения анализирует и определяет:

− объем и сроки выполнения поставленных задач по эксплуатации вооружения и техники, потребность в силах, средствах и военно-техническом имуществе для их решения;

− степень влияния физико-географических и природно-климатических условий в районах действий на выполнение поставленных задач;

− потребности в мероприятиях технического и других видов обеспечения, порядок и сроки их выполнения;

− организацию управления.

Заключение

Таким образом, особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения иностранных курсантов в военном вузе Российской Федерации заключаются в применении различных учебно-профессиональных задач. В ходе подготовки студентов они способствуют закреплению знаний, умений и навыков у иностранных курсантов.

Кроме этого, применение указанного материала в процессе обучения студентов-иностранцев активизирует их в роли офицера, который в последующем сможет оценивать масштаб возникающих проблем, подбирать способы решения, а также дифференцировать наиболее рациональные средства решения проблем с учетом приобретенного опыта.


Библиографическая ссылка

Емченко Д.С., Салугин Ф.В., Спатаева М.Х. ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 4. – С. 133-137;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39983 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674