Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

APPLYING KELLER’S MOTIVATION MODEL TO DISTANCE TEACHING SPANISH LANGUAGE ON THE MICROSOFT TEAMS PLATFORM

Dolzhich E.A. 1 Dmitrichenkova S.V. 1 Sanchez Pozuelo Y. 1
1 Peoples’ Friendship University of Russia
During the coronavirus pandemic and the transition to distance learning, which is now becoming widespread, the issue of maintaining student motivation for the learning process has become acute. This article describes Keller’s motivation model in relation to mastering the discipline “Foreign Language in Professional Activities” during distance learning for students studying Spanish at the Engineering Academy of Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University). The research aims to develop effective approaches to maintain student engagement and motivation using distance learning technologies on the Microsoft Teams platform. A survey conducted among first, second- and third-year Spanish language students at the Engineering Academy of RUDN University showed that educational materials developed according to the Keller´s model have a positive effect on the motivation of most students. The study shows that the implementation of a motivational strategy according to the Keller´s model increases students’ motivation to learn Spanish, improves their language skills, develops creativity, and reduces dropout. In this regard, the digital competencies of higher education teachers, necessary for conducting online learning, are of particular importance. The obtained results can be applied in the practice of effective online teaching of Spanish and other foreign languages.
distance learning
Spanish language
motivational strategies
Microsoft Teams platform

В настоящее время вопросу повышения учебной мотивации посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. Ж.Б. Оспанова рассматривает социально-психологические особенности мотивации к учебной деятельности иностранных студентов, отмечая, что вера в свои силы и осознание цели мотивируют на успех [1]. М.В. Амитрова и С.С. Ковалева [2] приходят к выводу, что повышение мотивации студентов в ходе освоения иностранного языка способствует развитию познания и интеллектуальной деятельности. А.Н. Руденко отмечает, что мотивация, будучи многогранным явлением, может быть обусловлена внешними и внутренними мотивами, поэтому в контенте обучения должен присутствовать целый комплекс средств для ее поддержания [3].

Исследователь и разработчик мотивационных стратегий в обучении Джон Келлер утверждает, что существующие подходы к составлению образовательных программ часто не учитывают мотивацию студентов, ограничиваясь разработкой обстоятельной и качественной программы [4]. Келлер попытался объединить все теории и концепции мотивации в простую и понятную модель, а также разработать систему, включающую категорию мотивации в учебную программу.

Ученый предложил собственную модель Келлера ARCS-V [5,с. 3], позволяющую практическим образом поддерживать и повышать мотивацию к обучению. Он исходил из теории «ожидаемой ценности» (“expected value”), постулирующей, что субъект мотивирован, если он верит в успех поставленной перед ним задачи, и она имеет ценность, если отвечает его личным потребностям.

Теоретические и эмпирические исследования показывают, что ожидания и ценности взаимодействуют, предсказывая важные результаты, такие как вовлеченность, постоянный интерес и академические достижения [5, с. 10].

Модель Келлера ARCS-V – аббревиатура от английского языка – представляет собой процесс мотивационного проектирования, включающий синтез мотивационных концепций и теорий, содержащих пять компонентов: внимание (А), значимость (R), уверенность (C), удовлетворение (S) и воля (V).

За данными компонентами стоит мотивационная стратегия, направленная в первую очередь на завладение вниманием студента, затем встает задача убедить его в значимости процесса обучения, помочь обрести уверенность в себе и в итоге добиться удовлетворения от обучения и полученных результатов, проявляя при этом волю к достижению цели.

Главное преимущество модели Келлера заключается в возможности интегрировать ее компоненты в различные подходы к проектированию обучения и использовать на любом этапе образования. Она также показала свою эффективность в процессе дистанционного образования.

В связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса остро встал вопрос учебной мотивации студентов. Модель мотивации Келлера ARCS-V была применена в онлайн-курсе «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов, изучающих испанский язык в Инженерной академии РУДН с целью повышения мотивации в процессе учебной деятельности.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных подходов для формирования и повышения мотивации к изучению испанского языка у студентов в условиях дистанционного образования.

Материалы и методы исследования

Методологическую базу исследования составляют теоретические и экспериментальные труды основоположников категории мотивации (И.А. Зимняя, Д.А. Леонтьев, Р. Гарднер, Джон Келлер), рассматривающих мотивацию к обучению как сложное кумулятивное психическое образование, чья побудительная сила к принятию решений и реализации планов основана на интересе, желании, преследуемой цели и необходимости.

Авторы данной статьи анализируют пять ключевых элементов мотивационной модели Келлера ARCS-V, реализованной в процессе дистанционного обучения испанскому языку с использованием образовательных инструментов платформы Microsoft Teams.

Результаты исследования и их обсуждение

Платформа Microsoft Teams является рабочим пространством, предоставляющим множество возможностей для совместной и индивидуальной работы, общения в режиме реального времени, проведения встреч, обмена файлами и приложениями.

Инструменты платформы Microsoft Teams служат для безопасной потоковой передачи видеоконтента из различных источников, обмена веб-сайтами, воспроизведения видео в реальном времени, совместной работы с файлами Office, создания заданий, тестов и оценки знаний с возможностью отслеживания посещения, сроков выполнения заданий и ведения регистрационного журнала.

Команда типа «Класс» обладает уникальными разрешениями и функциями, доступными как для преподавателей, так и для студентов. Будучи владельцами команды, преподаватели контролируют организацию работы в команде: распределяют задания, делятся контентом, создают дополнительные каналы для выполнения определенных заданий в мини-группах. Каждая группа класса также связана со своей записной книжкой для занятий OneNote, доступной для редактирования всеми участниками команды.

Прежде чем применять модель мотивации ARCS-V Келлера в образовательном процессе, авторы считают необходимым проанализировать аудиторию и оценить уровень мотивации студентов относительно всех составляющих модель компонентов. Авторы исследования предлагают оценивать, во-первых, готовность к вниманию, будут ли студенты с интересом реагировать на учебный материал, во-вторых, насколько они заинтересованы в изучении иностранного языка, в-третьих, сомневаются ли студенты в своих силах или уверены в себе, обладают ли достаточной силой воли для освоения программы и на какие результаты нацелены.

Результаты анализа помогут определить, есть ли необходимость устранения мотивационной проблемы с помощью стратегий, направленных на формирование и повышение мотивации, либо уровень мотивации следует лишь поддерживать.

На основе анализа модели мотивации ARCS-V Келлера авторы статьи делают вывод, что крайне важно пробудить любопытство у студентов и вызвать интерес к курсу в самом начале обучения. При этом для сохранения мотивации на высоком уровне ее необходимо контролировать на протяжении всего курса обучения, избегая монотонности, сухости изложения и статичности в процессе обучения [6].

В качестве средства привлечения внимания студентов исследователи предлагают использовать графический дизайн, анимацию или любой другой элемент, «способный внести несоответствие, конфликтность в содержание обучения» [7, с. 15]. Это положение представляется особенно важным, поскольку именно приемы, основанные на переключении внимания, имеют значение в общей педагогической практике и в онлайн-обучении в частности.

1. Есть несколько способов добиться внимания студента (А), а именно: использование мультимодальных форм обучения, привлечение к исследовательской деятельности, побуждение студентов к самостоятельному поиску ответов, разнообразие в доставке контента, активное вовлечение студентов в учебный процесс посредством ролевых и деловых игр.

Например, использование сократовского метода обучения способствует глубокому изучению темы, стимулирует активность студентов и развивает самостоятельное мышление. Метод позволяет перейти от поверхностного формального пересказа прочитанного отрывка к более глубокому анализу его смыслового содержания.

Компонент А (внимание) предполагает разнообразие форм подачи материала: семинары, проекты, метод перевернутого класса, презентации, работа в парах и мини-группах, элементы театрализации, использование музыкального контента, аудио- и видеоматериалов.

Методперевернутого класса (flipped classroom) представляет собой модель обучения, заключающуюся в том, что основные теоретические материалы преподаватель дает студентам для самостоятельного изучения дома, а на занятиях больше времени уделяет упражнениям и практическим занятиям.

Значительно облегчают работу преподавателя многочисленные онлайн-ресурсы, которыми можно поделиться в команде «Класс» Teams MS. Их игровой стиль и практические методы обучения делают процесс изучения языка увлекательным, позволяя преодолеть монотонность и рутину. Приведем популярные бесплатные приложения для изучения языка, в которых используется игровой метод обучения: Duolingo развивает навыки чтения, письма, понимания устной речи, Beelinguapp используется для обучения чтению и восприятию на слух, Quizlet способствует освоению лексики с помощью карточек, HelloTalk служит для разговорной практики.

Такие интерактивные веб-приложения для онлайн-занятий, как Kahoot, Quizizz и Taboo, служат инструментами оценивания знаний, позволяющими студентам осуществлять самоконтроль. Преподаватели отмечают, что платформы настолько интересны, что студенты просят использовать их также в рамках очного обучения.

Подкасты Español Automático и Handy Spanish помогают студентам улучшить навыки аудирования и разговорной речи, создают среду погружения в испанский язык и культуру Испании и Латинской Америки, объясняют использование испанских идиом и пословиц, знакомят с формами речевого этикета испаноговорящих стран; материал подобран в соответствии с уровнем владения языком.

2. Если учебный материал не кажется студенту актуальным и значимым для него, неизбежно теряется мотивация. Значимость (R) овладения знаниями возрастает, если они пересекаются с областью интересов студента. Чтобы повысить значимость образовательного содержания, дидактический материал должен отвечать потребностям студентов. Целесообразно обсудить со студентами, какие методы работы и способы ее организации они считают наиболее релевантными.

Стратегия Felt Gap позволяет студентам почувствовать недостаток знаний и необходимость получить новые. Они будут гораздо более активно участвовать в обучении, если осознают разрыв между тем, что уже знают, и тем, что хотят или должны знать. Например, попросите студентов рассказать о будущих действиях, используя настоящее простое время. Исходя из практики, 60 % студентов будут настаивать на изучении будущего времени.

Современные молодые люди прагматичны, и им необходимо быть уверенными в том, что полученные знания будут применимы в реальной жизни. Формированию коммуникативных навыков и умений будущего специалиста способствует погружение в языковую среду путем проведения театрализованных мероприятий, ролевых и деловых игр, переводческих конференций, широкое использование метода кейс-стади. Используя современные технологии, студенты получают доступ к духовному, культурному, социальному многообразию мира.

Для студентов продвинутого языкового уровня наиболее эффективным для формирования профессиональной коммуникативной компетентности является метод конкретных ситуаций, дающий возможность объединить воедино теоретическую подготовку и практические навыки, актуализировать полученные знания в ходе проблемно-ситуационного анализа [8].

Технология составления кейса следующая: следует создать модель ситуации, разработать гипотезу, выявить детали и выбрать оптимальное решение, затем обсудить результаты.

Метод конкретных ситуаций разрабатывается с помощью сбора данных из различных ресурсов и обеспечивает обобщение результатов, представленных разными студентами из одной команды. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что использование кейс-метода на занятиях испанским языком положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов и формирование их социокультурной компетенции, предполагающей знание культуры и реалий страны изучаемого языка.

Визуальное представление данных в виде карт и диаграмм также следует использовать и публиковать в Microsoft Teams. Совместная работа формирует модель группового общения, контролирует социальные ситуации. Смена заданий и видов деятельности помогают повысить гибкость мышления, способствуют быстрому поиску новых стратегий.

Данные задачи решаются с помощью информационно-коммуникационных технологий с использованием обучающей платформы Microsoft Teams. Создание частных каналов внутри команды типа «Класс» создает особое пространство для совместной работы в парах либо мини-группах. Только владельцы (преподаватели) команды и назначенные ими участники могут получить доступ к частному каналу. Участники частного канала имеют в своем распоряжении те же инструменты, что и в общем канале, также по просьбе преподавателя они могут записать видео процесса своей работы для последующей проверки выполнения задания.

3. Чтобы повысить у студентов уверенность в себе (C), преподавателю следует четко обозначать требования к освоению материала и заранее сообщать критерии оценки выполняемых заданий с тем, чтобы студенты могли установить положительные ожидания и оценить возможный успех. Платформа Microsoft Teams позволяет создавать различные типы заданий, управлять сроками их выполнения, устанавливать систему оценки качества работы и следить за их общим процентным выполнением.

4. Джон Келлер видит прямую связь между Удовлетворением (S), предполагающим удовлетворенность качеством обучения, личными успехами и мотивацией. Преподаватель создаст у студента положительное восприятие от обучения, если будет поддерживать его интерес, варьируя типы работ, а также предоставляя возможность применять на практике полученные навыки и умения. Регулярное проведение на платформе Microsoft Teams студенческих научно-практических конференций на испанском языке, отражающих новейшие достижения в области науки и техники по инженерным специальностям, совершенствует профессиональные навыки переводчика и развивает творческую активность студентов.

Хорошие результаты показал опыт проведения студентами 10–15-минутных занятий в качестве преподавателя с подбором аудио- и видеоматериалов на заданные темы, что предполагало серьезную подготовку и владение материалом на высоком уровне.

Создание совместных грамматических интеллект-карт в онлайн-программе для майндмэппинга позволяет структурировать большие объемы информации, визуализировать грамматические правила и легче усваивать информацию.

5. Пятая категория «Воля» (V) возникла в связи с различиями в настойчивости студентов и их способностью доводить начатое до конца. Волевые качества индивидуальны и напрямую связаны с такими категориями, как самоконтроль, планирование и ответственность. Категория «Воля» призвана объяснить различия между студентами и заложить основу для мотивационной поддержки, включающей моральную помощь со стороны преподавателя, обратную связь, постановку реалистичных и досягаемых целей.

Проведенный опрос студентов первого, второго и третьего курсов, изучающих испанский язык в Инженерной академии РУДН, показал, что 98 % опрошенных студентов нашли описанную мотивационную модель эффективной при дистанционном обучении испанскому языку и хотели бы видеть имплементацию ее элементов в очный процесс обучения. Практически все участники опроса (95 %) положительно ответили на вопрос о проведении занятий с использованием платформы Microsoft Teams.

Во время онлайн-курса незначительное число студентов столкнулось с техническими сложностями, перебоями в воспроизведении материала (4 %), задержкой кадров (1 %), поэтому они выступают за применение модели мотивации к очным занятиям.

Заключение

Проведенное исследование свидетельствует о том, что в целом студенты удовлетворены дистанционным курсом испанского языка и его мотивационным дизайном, основанным на модели Келлера ARCS-V; они высоко оценивают содержание цифрового дидактического материала и его подачу преподавателями. Модель мотивации ARCS-V стимулирует интерес большинства студентов к изучению испанского языка в дистанционном формате, улучшает их языковые навыки и снижает отсев.

В настоящее время важными вопросами остаются как формирование у студентов умения самоорганизации и самообучения, так и развитие цифровой компетентности у преподавателей.

В связи с этим следует совершенствовать технические навыки работы с цифровыми технологиями, учиться критически оценивать их, вести отбор безопасных и эффективных цифровых ресурсов, способствуя повышению мотивации у студентов к обучению в цифровой образовательной среде. Полученные результаты могут быть применены в практике успешного онлайн-обучения иностранному языку.