Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ КЕЛЛЕРА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПЛАТФОРМЕ MICROSOFT TEAMS

Должич Е.А. 1 Дмитриченкова С.В. 1 Санчес Посуэло Й. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
В период пандемии коронавируса и перехода на дистанционное обучение, приобретающее широкое распространение в настоящее время, остро встал вопрос поддержания мотивации студентов к процессу обучения. В данной статье описана модель мотивации Келлера применительно к освоению дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» при дистанционном обучении студентов, изучающих испанский язык в Инженерной академии Российского университета дружбы народов (РУДН). Исследование направлено на разработку эффективных подходов для поддержания вовлеченности и мотивации студентов с использованием технологий дистанционного обучения на платформе Microsoft Teams. Опрос, проведенный среди студентов испанского языка первого, второго и третьего курсов Инженерной академии РУДН, показал, что учебные материалы, разработанные по модели Келлера, положительно влияют на мотивацию подавляющего большинства студентов. Исследование свидетельствует о том, что внедрение мотивационной стратегии по модели Келлера повышает мотивацию студентов к изучению испанского языка, совершенствует их языковые навыки, развивает творческую активность и снижает отсев. В связи с этим особое значение приобретают цифровые компетенции преподавателей высшей школы, необходимые для проведения онлайн-обучения. Полученные результаты могут быть применены в практике эффективного онлайн-обучения испанскому и другим иностранным языкам.
дистанционное обучение
испанский язык
мотивационные стратегии
платформа Microsoft Teams
1. Оспанова Ж.Б. Социально-психологические особенности мотивации к учебной деятельности иностранных студентов медицинских специальностей // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 1 (31). С. 56–61.
2. Амитрова М.В., Ковалева С.С. Основные приемы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 9. С. 21–25.
3. Руденко А.Н. Внешние и внутренние факторы формирования интеллектуального потенциала современного российского студенчества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6. С. 77–81.
4. Keller J.M. Motivational Design for Learning and Performance: The ARCS Model Approach // Springer. 2010. DOI: 10.1007/978-1-4419-1250-3.
5. Keller J.M. Motivation, Learning, and Technology: Applying the ARCS-V Motivation Model // Participatory Educational Research (PER). 2016. Vol. 3 (2). P. 1–13. DOI: 10.17275/per.16.06.3.2.
6. Bauer M., Bräuer C., Schuldt J., Krömker H. Adaptive E-Learning Technologies for Sustained Learning Motivation in Engineering Science – Acquisition of Motivation through Self-Reports and Wearable Technology // Proceedings of the 10th International Conference on Computer Supported Education. 2018. Vol. 2. P. 418–425. DOI: 10.5220/0006787104180425.
7. Милявская Н.Б., Филиппова В.В. Модель ARCS как средство развития учебной мотивации в системе дистанционного обучения // Калининградский вестник образования. 2022. № 2 (14). С. 13–21.
8. Dolzhich Е., Dmitrichenkova S., Sanchez P. Foreign Language Teaching to GEN Z students // INTED2021 Proceedings. 2021. P. 730–735. DOI: 10.21125/inted.2021.0181.

В настоящее время вопросу повышения учебной мотивации посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. Ж.Б. Оспанова рассматривает социально-психологические особенности мотивации к учебной деятельности иностранных студентов, отмечая, что вера в свои силы и осознание цели мотивируют на успех [1]. М.В. Амитрова и С.С. Ковалева [2] приходят к выводу, что повышение мотивации студентов в ходе освоения иностранного языка способствует развитию познания и интеллектуальной деятельности. А.Н. Руденко отмечает, что мотивация, будучи многогранным явлением, может быть обусловлена внешними и внутренними мотивами, поэтому в контенте обучения должен присутствовать целый комплекс средств для ее поддержания [3].

Исследователь и разработчик мотивационных стратегий в обучении Джон Келлер утверждает, что существующие подходы к составлению образовательных программ часто не учитывают мотивацию студентов, ограничиваясь разработкой обстоятельной и качественной программы [4]. Келлер попытался объединить все теории и концепции мотивации в простую и понятную модель, а также разработать систему, включающую категорию мотивации в учебную программу.

Ученый предложил собственную модель Келлера ARCS-V [5,с. 3], позволяющую практическим образом поддерживать и повышать мотивацию к обучению. Он исходил из теории «ожидаемой ценности» (“expected value”), постулирующей, что субъект мотивирован, если он верит в успех поставленной перед ним задачи, и она имеет ценность, если отвечает его личным потребностям.

Теоретические и эмпирические исследования показывают, что ожидания и ценности взаимодействуют, предсказывая важные результаты, такие как вовлеченность, постоянный интерес и академические достижения [5, с. 10].

Модель Келлера ARCS-V – аббревиатура от английского языка – представляет собой процесс мотивационного проектирования, включающий синтез мотивационных концепций и теорий, содержащих пять компонентов: внимание (А), значимость (R), уверенность (C), удовлетворение (S) и воля (V).

За данными компонентами стоит мотивационная стратегия, направленная в первую очередь на завладение вниманием студента, затем встает задача убедить его в значимости процесса обучения, помочь обрести уверенность в себе и в итоге добиться удовлетворения от обучения и полученных результатов, проявляя при этом волю к достижению цели.

Главное преимущество модели Келлера заключается в возможности интегрировать ее компоненты в различные подходы к проектированию обучения и использовать на любом этапе образования. Она также показала свою эффективность в процессе дистанционного образования.

В связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса остро встал вопрос учебной мотивации студентов. Модель мотивации Келлера ARCS-V была применена в онлайн-курсе «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов, изучающих испанский язык в Инженерной академии РУДН с целью повышения мотивации в процессе учебной деятельности.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных подходов для формирования и повышения мотивации к изучению испанского языка у студентов в условиях дистанционного образования.

Материалы и методы исследования

Методологическую базу исследования составляют теоретические и экспериментальные труды основоположников категории мотивации (И.А. Зимняя, Д.А. Леонтьев, Р. Гарднер, Джон Келлер), рассматривающих мотивацию к обучению как сложное кумулятивное психическое образование, чья побудительная сила к принятию решений и реализации планов основана на интересе, желании, преследуемой цели и необходимости.

Авторы данной статьи анализируют пять ключевых элементов мотивационной модели Келлера ARCS-V, реализованной в процессе дистанционного обучения испанскому языку с использованием образовательных инструментов платформы Microsoft Teams.

Результаты исследования и их обсуждение

Платформа Microsoft Teams является рабочим пространством, предоставляющим множество возможностей для совместной и индивидуальной работы, общения в режиме реального времени, проведения встреч, обмена файлами и приложениями.

Инструменты платформы Microsoft Teams служат для безопасной потоковой передачи видеоконтента из различных источников, обмена веб-сайтами, воспроизведения видео в реальном времени, совместной работы с файлами Office, создания заданий, тестов и оценки знаний с возможностью отслеживания посещения, сроков выполнения заданий и ведения регистрационного журнала.

Команда типа «Класс» обладает уникальными разрешениями и функциями, доступными как для преподавателей, так и для студентов. Будучи владельцами команды, преподаватели контролируют организацию работы в команде: распределяют задания, делятся контентом, создают дополнительные каналы для выполнения определенных заданий в мини-группах. Каждая группа класса также связана со своей записной книжкой для занятий OneNote, доступной для редактирования всеми участниками команды.

Прежде чем применять модель мотивации ARCS-V Келлера в образовательном процессе, авторы считают необходимым проанализировать аудиторию и оценить уровень мотивации студентов относительно всех составляющих модель компонентов. Авторы исследования предлагают оценивать, во-первых, готовность к вниманию, будут ли студенты с интересом реагировать на учебный материал, во-вторых, насколько они заинтересованы в изучении иностранного языка, в-третьих, сомневаются ли студенты в своих силах или уверены в себе, обладают ли достаточной силой воли для освоения программы и на какие результаты нацелены.

Результаты анализа помогут определить, есть ли необходимость устранения мотивационной проблемы с помощью стратегий, направленных на формирование и повышение мотивации, либо уровень мотивации следует лишь поддерживать.

На основе анализа модели мотивации ARCS-V Келлера авторы статьи делают вывод, что крайне важно пробудить любопытство у студентов и вызвать интерес к курсу в самом начале обучения. При этом для сохранения мотивации на высоком уровне ее необходимо контролировать на протяжении всего курса обучения, избегая монотонности, сухости изложения и статичности в процессе обучения [6].

В качестве средства привлечения внимания студентов исследователи предлагают использовать графический дизайн, анимацию или любой другой элемент, «способный внести несоответствие, конфликтность в содержание обучения» [7, с. 15]. Это положение представляется особенно важным, поскольку именно приемы, основанные на переключении внимания, имеют значение в общей педагогической практике и в онлайн-обучении в частности.

1. Есть несколько способов добиться внимания студента (А), а именно: использование мультимодальных форм обучения, привлечение к исследовательской деятельности, побуждение студентов к самостоятельному поиску ответов, разнообразие в доставке контента, активное вовлечение студентов в учебный процесс посредством ролевых и деловых игр.

Например, использование сократовского метода обучения способствует глубокому изучению темы, стимулирует активность студентов и развивает самостоятельное мышление. Метод позволяет перейти от поверхностного формального пересказа прочитанного отрывка к более глубокому анализу его смыслового содержания.

Компонент А (внимание) предполагает разнообразие форм подачи материала: семинары, проекты, метод перевернутого класса, презентации, работа в парах и мини-группах, элементы театрализации, использование музыкального контента, аудио- и видеоматериалов.

Методперевернутого класса (flipped classroom) представляет собой модель обучения, заключающуюся в том, что основные теоретические материалы преподаватель дает студентам для самостоятельного изучения дома, а на занятиях больше времени уделяет упражнениям и практическим занятиям.

Значительно облегчают работу преподавателя многочисленные онлайн-ресурсы, которыми можно поделиться в команде «Класс» Teams MS. Их игровой стиль и практические методы обучения делают процесс изучения языка увлекательным, позволяя преодолеть монотонность и рутину. Приведем популярные бесплатные приложения для изучения языка, в которых используется игровой метод обучения: Duolingo развивает навыки чтения, письма, понимания устной речи, Beelinguapp используется для обучения чтению и восприятию на слух, Quizlet способствует освоению лексики с помощью карточек, HelloTalk служит для разговорной практики.

Такие интерактивные веб-приложения для онлайн-занятий, как Kahoot, Quizizz и Taboo, служат инструментами оценивания знаний, позволяющими студентам осуществлять самоконтроль. Преподаватели отмечают, что платформы настолько интересны, что студенты просят использовать их также в рамках очного обучения.

Подкасты Español Automático и Handy Spanish помогают студентам улучшить навыки аудирования и разговорной речи, создают среду погружения в испанский язык и культуру Испании и Латинской Америки, объясняют использование испанских идиом и пословиц, знакомят с формами речевого этикета испаноговорящих стран; материал подобран в соответствии с уровнем владения языком.

2. Если учебный материал не кажется студенту актуальным и значимым для него, неизбежно теряется мотивация. Значимость (R) овладения знаниями возрастает, если они пересекаются с областью интересов студента. Чтобы повысить значимость образовательного содержания, дидактический материал должен отвечать потребностям студентов. Целесообразно обсудить со студентами, какие методы работы и способы ее организации они считают наиболее релевантными.

Стратегия Felt Gap позволяет студентам почувствовать недостаток знаний и необходимость получить новые. Они будут гораздо более активно участвовать в обучении, если осознают разрыв между тем, что уже знают, и тем, что хотят или должны знать. Например, попросите студентов рассказать о будущих действиях, используя настоящее простое время. Исходя из практики, 60 % студентов будут настаивать на изучении будущего времени.

Современные молодые люди прагматичны, и им необходимо быть уверенными в том, что полученные знания будут применимы в реальной жизни. Формированию коммуникативных навыков и умений будущего специалиста способствует погружение в языковую среду путем проведения театрализованных мероприятий, ролевых и деловых игр, переводческих конференций, широкое использование метода кейс-стади. Используя современные технологии, студенты получают доступ к духовному, культурному, социальному многообразию мира.

Для студентов продвинутого языкового уровня наиболее эффективным для формирования профессиональной коммуникативной компетентности является метод конкретных ситуаций, дающий возможность объединить воедино теоретическую подготовку и практические навыки, актуализировать полученные знания в ходе проблемно-ситуационного анализа [8].

Технология составления кейса следующая: следует создать модель ситуации, разработать гипотезу, выявить детали и выбрать оптимальное решение, затем обсудить результаты.

Метод конкретных ситуаций разрабатывается с помощью сбора данных из различных ресурсов и обеспечивает обобщение результатов, представленных разными студентами из одной команды. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что использование кейс-метода на занятиях испанским языком положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов и формирование их социокультурной компетенции, предполагающей знание культуры и реалий страны изучаемого языка.

Визуальное представление данных в виде карт и диаграмм также следует использовать и публиковать в Microsoft Teams. Совместная работа формирует модель группового общения, контролирует социальные ситуации. Смена заданий и видов деятельности помогают повысить гибкость мышления, способствуют быстрому поиску новых стратегий.

Данные задачи решаются с помощью информационно-коммуникационных технологий с использованием обучающей платформы Microsoft Teams. Создание частных каналов внутри команды типа «Класс» создает особое пространство для совместной работы в парах либо мини-группах. Только владельцы (преподаватели) команды и назначенные ими участники могут получить доступ к частному каналу. Участники частного канала имеют в своем распоряжении те же инструменты, что и в общем канале, также по просьбе преподавателя они могут записать видео процесса своей работы для последующей проверки выполнения задания.

3. Чтобы повысить у студентов уверенность в себе (C), преподавателю следует четко обозначать требования к освоению материала и заранее сообщать критерии оценки выполняемых заданий с тем, чтобы студенты могли установить положительные ожидания и оценить возможный успех. Платформа Microsoft Teams позволяет создавать различные типы заданий, управлять сроками их выполнения, устанавливать систему оценки качества работы и следить за их общим процентным выполнением.

4. Джон Келлер видит прямую связь между Удовлетворением (S), предполагающим удовлетворенность качеством обучения, личными успехами и мотивацией. Преподаватель создаст у студента положительное восприятие от обучения, если будет поддерживать его интерес, варьируя типы работ, а также предоставляя возможность применять на практике полученные навыки и умения. Регулярное проведение на платформе Microsoft Teams студенческих научно-практических конференций на испанском языке, отражающих новейшие достижения в области науки и техники по инженерным специальностям, совершенствует профессиональные навыки переводчика и развивает творческую активность студентов.

Хорошие результаты показал опыт проведения студентами 10–15-минутных занятий в качестве преподавателя с подбором аудио- и видеоматериалов на заданные темы, что предполагало серьезную подготовку и владение материалом на высоком уровне.

Создание совместных грамматических интеллект-карт в онлайн-программе для майндмэппинга позволяет структурировать большие объемы информации, визуализировать грамматические правила и легче усваивать информацию.

5. Пятая категория «Воля» (V) возникла в связи с различиями в настойчивости студентов и их способностью доводить начатое до конца. Волевые качества индивидуальны и напрямую связаны с такими категориями, как самоконтроль, планирование и ответственность. Категория «Воля» призвана объяснить различия между студентами и заложить основу для мотивационной поддержки, включающей моральную помощь со стороны преподавателя, обратную связь, постановку реалистичных и досягаемых целей.

Проведенный опрос студентов первого, второго и третьего курсов, изучающих испанский язык в Инженерной академии РУДН, показал, что 98 % опрошенных студентов нашли описанную мотивационную модель эффективной при дистанционном обучении испанскому языку и хотели бы видеть имплементацию ее элементов в очный процесс обучения. Практически все участники опроса (95 %) положительно ответили на вопрос о проведении занятий с использованием платформы Microsoft Teams.

Во время онлайн-курса незначительное число студентов столкнулось с техническими сложностями, перебоями в воспроизведении материала (4 %), задержкой кадров (1 %), поэтому они выступают за применение модели мотивации к очным занятиям.

Заключение

Проведенное исследование свидетельствует о том, что в целом студенты удовлетворены дистанционным курсом испанского языка и его мотивационным дизайном, основанным на модели Келлера ARCS-V; они высоко оценивают содержание цифрового дидактического материала и его подачу преподавателями. Модель мотивации ARCS-V стимулирует интерес большинства студентов к изучению испанского языка в дистанционном формате, улучшает их языковые навыки и снижает отсев.

В настоящее время важными вопросами остаются как формирование у студентов умения самоорганизации и самообучения, так и развитие цифровой компетентности у преподавателей.

В связи с этим следует совершенствовать технические навыки работы с цифровыми технологиями, учиться критически оценивать их, вести отбор безопасных и эффективных цифровых ресурсов, способствуя повышению мотивации у студентов к обучению в цифровой образовательной среде. Полученные результаты могут быть применены в практике успешного онлайн-обучения иностранному языку.


Библиографическая ссылка

Должич Е.А., Дмитриченкова С.В., Санчес Посуэло Й. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ КЕЛЛЕРА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПЛАТФОРМЕ MICROSOFT TEAMS // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 2. – С. 49-53;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39931 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674