Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL STUDIES OF THE EFFECT OF LOADS ON AIRCRAFT DISC BRAKES

Isaev Yu.M. 1, 2 Semashkin N.M. 1, 2 2 Ayugin N.P. 1 no name 2
1 Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin
2 Ulyanovsk State Technical University
The article discusses the braking processes of aircraft, characterized by high thermal loads on the friction elements. Such data is taken into account when choosing materials and design solutions when designing parts of friction pairs, to determine the required number of braking devices installed on the aircraft landing gear, as well as the strength characteristics of the brake pads and to ensure parametric interconnection. between the thermal characteristics of the friction pair parts. The article discusses a theoretical study of the thermal interaction of discs during aircraft braking, in particular, issues related to the thermal load of disc brake parts are considered, as well as the calculation of the temperature increase on the friction surface of the disc during emergency braking. The results are presented. Graphs of the results of calculating the temperature increase on the friction surface of the disc during emergency braking and the change in the temperature increase of the brake disc depending on time and disc thickness at a constant heat flow are presented. As a result, it turned out that with an increase in the thickness of the disk and the thermal conductivity coefficient of the material, the thermal load on the brake system decreases, and the results obtained allow us to state that the maximum temperature of the brake disk is during emergency braking. When braking, it reaches 961 degrees in 50 seconds, and by the end of braking it drops to 927 degrees in 60 seconds.
theoretical studies of the thermal interaction of aircraft brake discs
thermal load of parts
heat flow

При движении летательного аппарата, в частности при его замедлении, тормозные элементы подвергаются высокому температурному воздействию, в связи с этим для получения высокого качества торможения дисковых механизмов необходимо выявить температурные значения элементов, участвующих в этом процессе. Такие результаты исследований используются для выбора материала и конструктивного исполнения при проектировании элементов трения, для последующего знания о количестве необходимых замедляющих движение устройств, которые впоследствии будут установлены в опоры летательных аппаратов. Получаемые результаты также способствуют получению взаимосвязи между параметрами, характеризующими энергетические данные тормозного узла, и температурными характеристиками трущихся элементов.

Для исследования возможности повышения физико-механических свойств материалов, используемых в изготовлении тормозных элементов, за счет технологических мероприятий будем считать, что торможение прекращается, как правило, при постоянной прижимающей силе, однако коэффициент трения фрикционных материалов, используемых в современных тормозах, изменяется в зависимости от скорости. Из-за этого тепловой расчет очень сложен. Торможение прекращается, как правило, постоянной силой давления, однако коэффициент трения фрикционных материалов, используемых в современных тормозах, изменяется нелинейно в зависимости от скорости.

Математически процесс торможения записывается в виде уравнения Фурье [1-3]:

missing image file, (1)

где a – коэффициент теплопроводности материала, который определяется как missing image file; λ – коэффициент теплопроводности; с, ρ – удельная теплоемкость и соответственно плотность материала для изготовления тормозных элементов; z – глубина в элементе перпендикулярно поверхности контакта трущихся тел.

Уравнение (1) показывает связь между изменением температуры со временем с ее распределением в пространстве, перпендикулярном поверхности контакта трущихся деталей.

Материал и методы исследования

Далее необходимо рассмотреть процесс торможения, взяв за пример нагрев фрикционных элементов и их полупространства тепловым потоком q, при этом сам тепловой поток математически выражается через выражение (1), имеющую граничные условия второго рода [4-6]:

missing image file; missing image file,

а также при начальном условии, что:

missing image file. (2)

В случае неограниченной пластины. При одномерном нагреве постоянным тепловым потоком (q = const) тепловой режим описывается краевой задачей (1).

В теоретическом случае безразмерного элемента торможения и при равномерном прогреве, а также при постоянном тепловом потоке, т.е. q = const, тепловой режим будет описан уравнением (1) с граничными условиями:

missing image file; missing image file,

и начальным условием:

missing image file. (3)

Рассмотрим решение данной задачи (1) с граничными условиями первого рода на диске: при z = 0; υx = υ0, где υ0 – начальная температура – является известной.

Тогда для граничных условий при необходимой толщине материала возьмем:

z = h; υx = 0.

А в качестве начального условия:

t = 0; υx = 0, (0 < z < h),

где υ0 – начальная температура (известная).

Дифференциальное уравнение с начальными и граничными условиями представляет собой параболическое уравнение.

Таким образом, уравнение (1) с граничными и начальными условиями представляет собой математическую модель рассматриваемого нестационарного процесса. Для этого заменим функцию:

missing image file, (4)

где missing image file и w(z) которые должны удовлетворять граничным условиям

missing image file, (5)

при этом функция u(x, τ) должна удовлетворять условию:

missing image file (6)

которая имеет однородные граничные условия:

missing image file, (7)

а также начальные условия, которое находятся из

missing image file,

откуда missing image file. (8)

Рассмотрим уравнение Лапласа в дифференциальном виде:

missing image file, (9)

которое также соответствует граничным условиям (5).

При этом результат решения уравнения (3) запишем в виде w = Az + B; с учетом граничных условий вычислим значения А и В.

missing image file

Получим, что:

missing image file.

Найдем решение уравнения (6), которое имеет однородные граничные условия (7), а также начальные условия (8):

missing image file (10)

Для решения уравнения (6) необходимо получить произведения пары функций, причем одна является функцией зависимости от τ, другая от x.

Такое решение называется методом разделения переменных:

missing image file (11)

После подстановки уравнения (11) в дифференциальное уравнение получим:

missing image file (12)

Такое может быть, если оба отношения равны постоянному числу λ:

missing image file (13)

В результате решения уравнений получим:

missing image file missing image file missing image file

missing image file missing image file missing image file

missing image file missing image file

missing image file missing image file missing image file missing image file missing image file.

Тогда:

missing image file (14)

Сумму решений можно представить в виде ряда:

missing image file (15)

Уравнение (15) по условию должно удовлетворять начальному (3):

missing image file (16)

missing image file (17)

Для нахождения коэффициентов bk, интегрируя по частям, находим:

missing image file missing image file; missing image file missing image file;

missing image file;

missing image file. (18)

Подставляя значение bk в (14), получим:

missing image file (19)

Окончательно решение уравнения (1) будет иметь вид:

missing image file (20)

Ограничимся двумя членами этого ряда, тогда получим:

missing image file (21)

Для анализа полученных зависимостей найдем отношение температур missing image file по толщине диска в различные моменты времени:

missing image file (22)

Результаты исследования и их обсуждение

Из формулы (22) и рисунка 1 видно, что при значениях времени t в до 10 секунд режим изменения температуры является установившимся, а изменение температуры по оси z примет вид:

missing image file (23)

missing image file

Рисунок 1 – Зависимость относительной температуры missing image file от координаты z по температурному нагреву слоя диска в различные моменты времени: 1 – t = 1 c; 2 – t = 3 c; 3 – t = 10 c.

Результаты исследований теоретического расчета изменения температуры на поверхности трения тормозного диска

Для описания процесса торможения на примере фрикционного элемента рассмотрим нагревание постоянным тепловым потоком q, который описывается краевой задачей (1) с граничными условиями второго рода [7, 8]:

missing image file; missing image file,

и начальным условием: missing image file.

Решение данной задачи описывается следующими зависимостями:

missing image file, (24)

где missing image file

missing image file (25)

missing image file (26)

где missing image file, missing image file, missing image file, missing image file, missing image file, missing image file .

Также на основе поставленной задачи был проведен тепловой расчет тормозного диска на примере пары трения «тормозной диск и тормозная колодка».

Расчеты проводились для диска, так как его материал имеет гораздо большую теплопроводность, чем материал колодок, и, соответственно, подвергается большим термическим нагрузкам. Тормозной диск изготовлен из стали. Толщина диска 40 мм. Внешний диаметр диска составляет 640 мм.

Тормозная колодка изготавливается из металлокерамического материала. Площадь ее 364 см2. Толщина материала составляет 22 мм, при этом минимальная толщина материала для эксплуатации составляет 5 мм. Коэффициент трения этой пары трения равен 0,3.

Во время экстренного торможения сила нажатия колодки на диск остается постоянной. Примем, что скорость трения V(t) и интенсивность тепловыделения при трении q(t) изменяются линейно в зависимости от времени торможения t [9, 10]:

missing image file (27)

где V0 – скорость трения в начале торможения; t1 – время торможения.

На поверхности трения η = 0 среднее приращение температур диска определяется как [11, 12]:

missing image file; (28)

missing image file; (29)

missing image file, (30)

где α = 0,092 – коэффициент распределения теплового потока на колодку из тормозного механизма; 1 – α = 0,908 – коэффициент распределения теплового потока в тормозной диск; q(t) = 11565 (кВт/м2) – интенсивность тепловыделения на пятой секунде торможения; h2 = 0,02 м – толщина тормозного диска; К = 0,0364 / 0,1685 = 0,216 – коэффициент взаимного перекрытия колодки и диска; λ2 = 43 Вт/(м∙град) – теплопроводность диска.

Исследования теоретического расчета температур на поверхности трения диска при экстренном торможении приведены на рисунках 2 и 3.

missing image file

Рис. 2. Изменение приращений температур тормозного диска в зависимости от времени и коэффициента теплопроводности при переменном тепловом потоке: λ2 = 43 Вт/(м∙град) – сплошная линия; λ2 = 60 Вт/(м∙град) – пунктирная линия

missing image file

Рис. 3. Изменение приращений температур тормозного диска в зависимости от времени и толщины диска при постоянном тепловом потоке: h2 = 20 мм – сплошная линия; h2 = 25 мм – пунктирная линия; h2 = 15 мм – штрих-пунктирная линия

Заключение

Из графиков на рисунках 2 и 3 видно, что при увеличении толщины диска и коэффициента теплопроводности материала тепловая нагрузка на тормозную систему уменьшается.

Полученные результаты позволяют констатировать, что максимальная температура тормозного диска при h2 = 20 мм достигает 961°С за 50 с при экстренном торможении, а к концу торможения снижается до 927°С за 60 с. При этом в начальный момент торможения, на 5-й секунде температура вырастает до 388ºС.