Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ НАГРУЗОК НА ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Исаев Ю.М. 1, 2 Семашкин Н.М. 1, 2 Злобин В.А. 2 Аюгин Н.П. 1 Кошкина А.О. 2
1 Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
2 Ульяновский государственный технический университет
В статье рассматриваются процессы торможения летательных аппаратов, характеризующиеся высокими термическими нагрузками на фрикционные элементы. Такие данные учитываются при выборе материалов и конструктивных решений при проектировании деталей пар трения, для определения необходимого количества тормозных устройств, установленных на шасси самолета, а также прочностных характеристик тормозных колодок и для обеспечения параметрической взаимосвязи между тепловыми характеристиками деталей пары трения. В статье проведено теоретическое исследование теплового взаимодействия дисков при торможении самолета, в частности рассмотрены вопросы, связанные с тепловой нагрузкой деталей дискового тормоза, а также представлен расчет повышения температуры на фрикционной поверхности диска при экстренном торможении. Представлены графики зависимости результатов расчета повышения температуры на поверхности трения диска при экстренном торможении и изменения повышения температуры тормозного диска от времени и толщины диска при постоянном тепловом потоке. В результате оказалось, что с увеличением толщины диска и коэффициента теплопроводности материала тепловая нагрузка на тормозную систему снижается, а полученные результаты позволяют констатировать, что максимальная температура диска при экстренном торможении достигает 961оС за 50 с, а к концу торможения снижается до 927оС за 60 с.
теоретические исследования теплового взаимодействия тормозных дисков самолетов
тепловая нагрузка деталей
тепловой поток
1. Isaev Y.M., Semashkin N.M., Zlobin V.A. Motion patterns of a material particle on a helical surface // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2020. Т. 15, № 5. С. 1-4.
2. Жильцов С.Н., Крючин Н.П., Артамонов Е.И., Сазонов Д.С. Результаты лабораторных исследований по совершенствованию режимов газотермического напыления // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2019. № 1 (75). С. 106-109.
3. Исаев Ю.М., Семашкин Н.М., Злобин В.А. Теоретическое описание перемещения частицы винтовой поверхностью по плоскости // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. 2015. С. 44.
4. Исаев Ю.М., Семашкин Н.М., Злобин В.А. Распределение скоростей перемещения сыпучих материалов в спирально-винтовых устройствах // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2010. № 18. С. 258-263.
5. Морозов А.В., Кнюров А.А., Хабиева Л.Л. Исследование осевого усилия при объемном электромеханическом дорновании // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2023. № 2 (62). С. 208-214.
6. Сабиев У.К., Сабиев И.У. Экспериментальное подтверждение эффективного снижения коэффициентов трения сыпучих кормов при вибрации // Перспективы технического сервиса для предприятий АПК: материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 95-летию ФГБОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина". Ответственный за выпуск Остроумов В.Л. Омск, 2013. С. 64-67.
7. Федоренко И.Я., Сабиев У.К. Особенности проявления эффективного снижения трения в лотковых вибрационных дозаторах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 6 (80). С. 82-85.
8. Ashraf M.U., Naeem M., Javed A., Ilyas I. H2E: a privacy provisioning framework for collaborative filtering recommender system // International Journal of Modern Education and Computer Science. 2019. Т. 11, № 9. С. 1-13.
9. Крючин Н.П., Горбачев А.П. Исследование гасителя воздушного потока // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: сборник материалов Национальной научно-практической конференции. 2020. С. 38-42.
10. Морозов А.В., Кнюров А.А., Хабиева Л.Л. Исследование осевого усилия при объемном электромеханическом дорновании // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2023. № 2 (62). С. 208-214.
11. Морозов А.В., Кнюров А.А., Хабиева Л.Л. Влияние режимов объемного электромеханического дорнования на увеличение наружного диаметра посадочной поверхности // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2023. № 1 (61). С. 197-202.
12. Салахутдинов И.Р., Глущенко А.А., Хохлов А.Л. Теоретическое обоснование снижения интенсивности кавитационного изнашивания стенок гильзы цилиндров нанесением антикавитационного покрытия // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 2 (58). С. 18-24.

При движении летательного аппарата, в частности при его замедлении, тормозные элементы подвергаются высокому температурному воздействию, в связи с этим для получения высокого качества торможения дисковых механизмов необходимо выявить температурные значения элементов, участвующих в этом процессе. Такие результаты исследований используются для выбора материала и конструктивного исполнения при проектировании элементов трения, для последующего знания о количестве необходимых замедляющих движение устройств, которые впоследствии будут установлены в опоры летательных аппаратов. Получаемые результаты также способствуют получению взаимосвязи между параметрами, характеризующими энергетические данные тормозного узла, и температурными характеристиками трущихся элементов.

Для исследования возможности повышения физико-механических свойств материалов, используемых в изготовлении тормозных элементов, за счет технологических мероприятий будем считать, что торможение прекращается, как правило, при постоянной прижимающей силе, однако коэффициент трения фрикционных материалов, используемых в современных тормозах, изменяется в зависимости от скорости. Из-за этого тепловой расчет очень сложен. Торможение прекращается, как правило, постоянной силой давления, однако коэффициент трения фрикционных материалов, используемых в современных тормозах, изменяется нелинейно в зависимости от скорости.

Математически процесс торможения записывается в виде уравнения Фурье [1-3]:

missing image file, (1)

где a – коэффициент теплопроводности материала, который определяется как missing image file; λ – коэффициент теплопроводности; с, ρ – удельная теплоемкость и соответственно плотность материала для изготовления тормозных элементов; z – глубина в элементе перпендикулярно поверхности контакта трущихся тел.

Уравнение (1) показывает связь между изменением температуры со временем с ее распределением в пространстве, перпендикулярном поверхности контакта трущихся деталей.

Материал и методы исследования

Далее необходимо рассмотреть процесс торможения, взяв за пример нагрев фрикционных элементов и их полупространства тепловым потоком q, при этом сам тепловой поток математически выражается через выражение (1), имеющую граничные условия второго рода [4-6]:

missing image file; missing image file,

а также при начальном условии, что:

missing image file. (2)

В случае неограниченной пластины. При одномерном нагреве постоянным тепловым потоком (q = const) тепловой режим описывается краевой задачей (1).

В теоретическом случае безразмерного элемента торможения и при равномерном прогреве, а также при постоянном тепловом потоке, т.е. q = const, тепловой режим будет описан уравнением (1) с граничными условиями:

missing image file; missing image file,

и начальным условием:

missing image file. (3)

Рассмотрим решение данной задачи (1) с граничными условиями первого рода на диске: при z = 0; υx = υ0, где υ0 – начальная температура – является известной.

Тогда для граничных условий при необходимой толщине материала возьмем:

z = h; υx = 0.

А в качестве начального условия:

t = 0; υx = 0, (0 < z < h),

где υ0 – начальная температура (известная).

Дифференциальное уравнение с начальными и граничными условиями представляет собой параболическое уравнение.

Таким образом, уравнение (1) с граничными и начальными условиями представляет собой математическую модель рассматриваемого нестационарного процесса. Для этого заменим функцию:

missing image file, (4)

где missing image file и w(z) которые должны удовлетворять граничным условиям

missing image file, (5)

при этом функция u(x, τ) должна удовлетворять условию:

missing image file (6)

которая имеет однородные граничные условия:

missing image file, (7)

а также начальные условия, которое находятся из

missing image file,

откуда missing image file. (8)

Рассмотрим уравнение Лапласа в дифференциальном виде:

missing image file, (9)

которое также соответствует граничным условиям (5).

При этом результат решения уравнения (3) запишем в виде w = Az + B; с учетом граничных условий вычислим значения А и В.

missing image file

Получим, что:

missing image file.

Найдем решение уравнения (6), которое имеет однородные граничные условия (7), а также начальные условия (8):

missing image file (10)

Для решения уравнения (6) необходимо получить произведения пары функций, причем одна является функцией зависимости от τ, другая от x.

Такое решение называется методом разделения переменных:

missing image file (11)

После подстановки уравнения (11) в дифференциальное уравнение получим:

missing image file (12)

Такое может быть, если оба отношения равны постоянному числу λ:

missing image file (13)

В результате решения уравнений получим:

missing image file missing image file missing image file

missing image file missing image file missing image file

missing image file missing image file

missing image file missing image file missing image file missing image file missing image file.

Тогда:

missing image file (14)

Сумму решений можно представить в виде ряда:

missing image file (15)

Уравнение (15) по условию должно удовлетворять начальному (3):

missing image file (16)

missing image file (17)

Для нахождения коэффициентов bk, интегрируя по частям, находим:

missing image file missing image file; missing image file missing image file;

missing image file;

missing image file. (18)

Подставляя значение bk в (14), получим:

missing image file (19)

Окончательно решение уравнения (1) будет иметь вид:

missing image file (20)

Ограничимся двумя членами этого ряда, тогда получим:

missing image file (21)

Для анализа полученных зависимостей найдем отношение температур missing image file по толщине диска в различные моменты времени:

missing image file (22)

Результаты исследования и их обсуждение

Из формулы (22) и рисунка 1 видно, что при значениях времени t в до 10 секунд режим изменения температуры является установившимся, а изменение температуры по оси z примет вид:

missing image file (23)

missing image file

Рисунок 1 – Зависимость относительной температуры missing image file от координаты z по температурному нагреву слоя диска в различные моменты времени: 1 – t = 1 c; 2 – t = 3 c; 3 – t = 10 c.

Результаты исследований теоретического расчета изменения температуры на поверхности трения тормозного диска

Для описания процесса торможения на примере фрикционного элемента рассмотрим нагревание постоянным тепловым потоком q, который описывается краевой задачей (1) с граничными условиями второго рода [7, 8]:

missing image file; missing image file,

и начальным условием: missing image file.

Решение данной задачи описывается следующими зависимостями:

missing image file, (24)

где missing image file

missing image file (25)

missing image file (26)

где missing image file, missing image file, missing image file, missing image file, missing image file, missing image file .

Также на основе поставленной задачи был проведен тепловой расчет тормозного диска на примере пары трения «тормозной диск и тормозная колодка».

Расчеты проводились для диска, так как его материал имеет гораздо большую теплопроводность, чем материал колодок, и, соответственно, подвергается большим термическим нагрузкам. Тормозной диск изготовлен из стали. Толщина диска 40 мм. Внешний диаметр диска составляет 640 мм.

Тормозная колодка изготавливается из металлокерамического материала. Площадь ее 364 см2. Толщина материала составляет 22 мм, при этом минимальная толщина материала для эксплуатации составляет 5 мм. Коэффициент трения этой пары трения равен 0,3.

Во время экстренного торможения сила нажатия колодки на диск остается постоянной. Примем, что скорость трения V(t) и интенсивность тепловыделения при трении q(t) изменяются линейно в зависимости от времени торможения t [9, 10]:

missing image file (27)

где V0 – скорость трения в начале торможения; t1 – время торможения.

На поверхности трения η = 0 среднее приращение температур диска определяется как [11, 12]:

missing image file; (28)

missing image file; (29)

missing image file, (30)

где α = 0,092 – коэффициент распределения теплового потока на колодку из тормозного механизма; 1 – α = 0,908 – коэффициент распределения теплового потока в тормозной диск; q(t) = 11565 (кВт/м2) – интенсивность тепловыделения на пятой секунде торможения; h2 = 0,02 м – толщина тормозного диска; К = 0,0364 / 0,1685 = 0,216 – коэффициент взаимного перекрытия колодки и диска; λ2 = 43 Вт/(м∙град) – теплопроводность диска.

Исследования теоретического расчета температур на поверхности трения диска при экстренном торможении приведены на рисунках 2 и 3.

missing image file

Рис. 2. Изменение приращений температур тормозного диска в зависимости от времени и коэффициента теплопроводности при переменном тепловом потоке: λ2 = 43 Вт/(м∙град) – сплошная линия; λ2 = 60 Вт/(м∙град) – пунктирная линия

missing image file

Рис. 3. Изменение приращений температур тормозного диска в зависимости от времени и толщины диска при постоянном тепловом потоке: h2 = 20 мм – сплошная линия; h2 = 25 мм – пунктирная линия; h2 = 15 мм – штрих-пунктирная линия

Заключение

Из графиков на рисунках 2 и 3 видно, что при увеличении толщины диска и коэффициента теплопроводности материала тепловая нагрузка на тормозную систему уменьшается.

Полученные результаты позволяют констатировать, что максимальная температура тормозного диска при h2 = 20 мм достигает 961°С за 50 с при экстренном торможении, а к концу торможения снижается до 927°С за 60 с. При этом в начальный момент торможения, на 5-й секунде температура вырастает до 388ºС.


Библиографическая ссылка

Исаев Ю.М., Семашкин Н.М., Злобин В.А., Аюгин Н.П., Кошкина А.О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ НАГРУЗОК НА ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 1. – С. 40-46;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39906 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674