Второе десятилетие ХХI в. было отмечено принятием ряда знаковых документов, в которых актуализировалась проблема активного вовлечения студентов высшей школы в инновационную деятельность. Так, согласно утвержденной Правительством РФ «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011 г.) значимое внимание уделялось вопросам поддержки студентов, занимающихся инновационной деятельностью; актуализировалась проблема кооперации вузов с «компаниями инновационного сектора». В соответствии с принятым Государственной Думой Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) было официально закреплено право на занятие студентами инновационной проектной деятельностью. В качестве научных руководителей определялись научные работники и научно-педагогические кадры высших школ и (или) научных организаций.
До 2021 г. было принято не менее 10 документов, в которых занятие студентами инновационной проектной деятельностью приобрело конвенциональный характер. В них четко прослеживались три аспекта. Первый был обращен на связь образования и инноваций с реальным производством. Второй подчеркивал важность ориентации процесса организации инновационной деятельности со студентами на получение конечного результата, на продукт. Третий указывал на значимость занятия студентами инновационной деятельностью не только в учебном, но и во внеучебном процессе.
В этих условиях важная роль отводится проектному наставничеству как феномену продуктивного воспитания в высшей школе. Этот феномен подчеркивает особый статус наставника, а также подчеркивает исключительную последовательность в организации проектной деятельности студентов, ориентации на создание ими нового продукта в условиях воспитательного процесса.
Цель статьи – охарактеризовать проектное наставничество как феномен продуктивного воспитания в высшей школе.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования использованы анализ и синтез, обобщение научной педагогической литературы, раскрывающей различные аспекты характеристики проектного наставничества как феномена продуктивного воспитания в высшей школе.
Результаты исследования и их обсуждение
Отдельные вопросы проектного наставничества как феномена воспитания в высшей школе нашли отражение в ряде работ, где рассматриваются:
− наставничество как социальное и как педагогическое явление (М.В. Вакуленкова, А.С. Зелко, М.В. Кларин) [1–3];
− понятия «наставник» и «наставничество» в проектной деятельности студентов (Н.В. Батищева, Т.И. Загороднюк, Н.В. Немцова, И.В. Павлова, А.М. Юдина) [4–6];
− проектная деятельность студентов в образовательном процессе высшей школы (А.Р. Ахмедова, К.А. Великжанина, О.В. Галустян, А.В. Ежов, О.Н. Колесникова, Н.В. Кужим, Е.Н. Толстюк, А.Е. Трошина, Т.В. Чуканова) [7; 8];
− формы и технологии наставничества в системе непрерывного образования (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, В.С. Никольский, А.В. Неслуховская) [9; 10].
Исследователи высказывают мнение относительно того, что наставничество следует рассматривать как центральное направление и действенный механизм работы любой организации. Объяснение этому они усматривают в плоскости одного из трендов современности – персонализации, в основе которой ярко представлены позиции субъектов, выстраиваемые на основе традиционных российских нравственных ценностей и интереса сторон отношений (М.В. Вакуленкова, М.В. Кларин) [1; 3]. Также акцентируется внимание на необходимости «системного построения» наставничества и делается вывод о том, что в этом случае в выигрыше будет «каждая сторона: и наставляемый, и сам наставник» (М.В. Кларин) [3].
О преимуществах наставничества говорят многие современные исследователи и практики, описывая успешный опыт организации воспитательной работы в высшей школе в целом и осуществления проектной деятельности со студентами в частности (Н.В. Немцова, И.В. Павлова, А.М. Юдина) [6].
Анализ научной литературы показывает, что плодотворно практика наставничества складывается в условиях успешно организованной воспитательной работы в высшей школе. В качестве наставников в воспитательном процессе традиционно рассматривают кураторов и тьюторов студенческих групп. Как показывает научный дискурс, в многочисленных трудах современных исследователей показана суть деятельности наставника, заключающаяся в сопровождении, помощи, поддержке, наставлении студентов, не имеющих опыта профессиональной подготовки и жизнедеятельности в высшей школе (М.В. Вакуленкова, А.С. Зелко, Н.В. Батищева, Т.И. Загороднюк) [1; 2; 4; 5]. Исследователи В.С. Никольский, А.В. Неслуховская считают, что наставничество следует рассматривать как технологию, которая, благодаря сопровождению студентов специалистами во внеучебном процессе, вполне может выступить в качестве универсального инструмента по организации проектной работы с ними [10].
Соглашаясь с современными исследователями, стоит подчеркнуть, что наставник как физическое лицо является прежде всего педагогическим работником, который находится в трудовых и служебных отношениях с реализующей образовательную деятельность организацией. Выступая в качестве наставника (куратора или тьютора), он чаще всего (являясь, как правило, ассистентом, старшим преподавателем, реже доцентом) совмещает воспитательную и учебную работу со студентами вверенной ему студенческой группы. Сегодня возникает немало вопросов. Кто может выступить в качестве проектного наставника? Какова его роль в воспитании студента? Какой результат ожидается по итогам его деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Кто может выступить в качестве наставника? Для сегодняшней практики (если рассматривать ее в широком смысле) характерным является наличие различных форм наставничества. Наряду с известной формой наставничества на производстве появляются наставники в сфере предпринимательства, в социальной и образовательных сферах. Социальный заказ на активную проектную деятельность в высших школах, а также в организациях дополнительного профессионального образования (кванториумах, точках кипения, центрах молодежного инновационного творчества) диктует необходимость в сопровождении студенческих команд специалистами – проектными наставниками.
В качестве проектного наставника в воспитательном процессе высшей школы могут выступать:
− научно-педагогические работники;
− работодатели, специалисты в области проектирования – партнеры университета;
− студенты – научные волонтеры, имеющие опыт работы с проектными командами и заинтересованные в создании инновационных продуктов.
У каждой категории проектных наставников своя мотивация для осуществления данного вида деятельности. Мотивация научно-педагогических работников напрямую связана с профессиональной подготовкой студентов в учебном процессе. Практически каждый педагог высшей школы – от ассистента до профессора – ориентирован на формирование у сегодняшних студентов компетенций, связанных с выполнением научно-исследовательских и проектных работ в профессиональной сфере, их деятельностью в условиях команды, а также с профессиональным самосовершенствованием и выполнением показателей мониторинга эффективности деятельности педагогических и научных работников.
Мотивация работодателей-партнеров связана с решением задач профессиональных кадров. За счет чего? Прежде всего за счет введения материального стимулирования наставничества по месту работы; стажерских ставок; адресной подготовки высококвалифицированных специалистов; пополнения профессионального портфолио.
Мотивация студентов – научных волонтеров заключается в приобретении надпрофессиональных навыков; профессиональном самоопределении; создании профессионального портфолио; трудоустройстве на стажерские ставки или вхождении в кадровый резерв научно-исследовательских групп, объединений, организаций; возможности дополнительного стипендиального поощрения; индивидуальной траектория развития.
Насколько значима роль проектного наставника в воспитании студента? Осуществляя педагогическое сопровождение студентов, работающих над проектом, проектный наставник выполняет различные функции:
– на этапе мотивации – побудительную;
– на этапе просвещения – ориентационную;
– на этапе закрепления знаний и отработки навыков – формирующую;
– на этапе рефлексии – оценочно-результативную.
Деятельность проектного наставника включает в себя различные профессиональные позиции, исходя из конкретных задач. На определенном этапе сопровождения команды в процессе проектирования проектный наставник выполняет разные роли: мотиватора, исследователя, тренера, эксперта и др.
Выступая в роли мотиватора, проектный наставник:
− способствует проявлению подлинного интереса к проекту как продукту проектной деятельности;
− ориентирует на созидательную деятельность, процесс создания новых и востребованных идей, развития и трансформации полезных продуктов для достижения искомого результата;
− побуждает студентов к продуктивной проектной деятельности;
− инициирует активность в стремлении обнаружить проблему, самостоятельно предложить путь ее решения;
− прививает ценности проектной деятельности.
Исполняя роль исследователя, проектный наставник:
− знакомит с технологией проектной деятельности;
− вооружает знанием инструментария, посредством которого достигается искомая цель – создание проекта как результата проектной деятельности;
− знакомит со способами развития логического мышления.
В роли тренера проектный наставник на основе полученных студентом на предыдущем этапе представлений и знаний:
− пошагово создает (или разрабатывает), используя уже знакомый ему инструментарий, проект;
− приобретает опыт коммуникации и командной работы в творческом коллективе;
− на практике знакомится с процессом испытания (а возможно, и внедрения) проекта на практике.
Выступая в роли эксперта, проектный наставник:
− анализирует и оценивает результаты проектной деятельности студентов;
− проводит собеседование и работу над ошибками;
− помогает в определении перспектив дальнейшей работы над проектом (проектной деятельности).
Какой результат ожидается по итогам деятельности проектного наставника? Во-первых, в качестве продукта организованной в воспитательном процессе проектной деятельности выступает созданный под руководством проектного наставника инновационный проект: актуальные технологические и образовательные разработки в области информационных технологий, медицины, биотехнологий, ресурсосберегающей энергетики, экономики и др. Также это могут быть программы, публикации, заявки на конкурсы инновационных проектов, опытные образцы, охранные документы и др. Во-вторых, продуктом организованной проектным наставником деятельности могут стать созданные в процессе работы студенческие команды инноваторов, способные к активной созидательной деятельности, в которых заинтересованы работодатели. В-третьих, в качестве результата могут выступать сформированные у студентов ценности и принятые ими установки на занятие профориентированной проектной деятельностью; приобретенные представления, знания, умения и опыт создания (разработки) проекта; умения и навыки коммуникации и творческой работы в команде.
Проектная работа со студентами осуществляется на основе персонифицированного подхода, лежащего в основе продуктивного воспитания. Организуя работу, проектный наставник мотивирует, побуждает, ориентирует, направляет, наставляет, убеждает студента. По отношению к нему, как к лидеру будущих изменений, проектный наставник, выполняя ту или иную роль, выступает проводником в профориентированную деятельность через сопровождение студента на каждом этапе. Убеждены, что это должен быть не один проектный наставник, выполняющий в одном лице названные роли.
Какую бы роль ни выполнял проектный наставник, он ориентирован на создание благоприятных условий, способствующих инновационному развитию личности студента, формированию его активной позиции. В этих условиях решаются важные задачи, связанные с воспитанием гражданина своей страны, неравнодушного, инициативного, готового создавать современные и востребованные государством, обществом и реальным производством инновационные проекты.
Отметим, что для масштабирования проектного наставничества в воспитательных целях важно обращать внимание на значимость тиражирования его передового опыта и предъявления широкому сообществу педагогов для дальнейшего внедрения в реальную практику обучения, воспитания и развития студенческой молодежи.
В качестве механизма распространения конструктивного опыта проектного наставничества могут выступать:
– описание успешных практик (формат: представление в виде документов (содержащих алгоритм или технологию, посредством которых достигается решение поставленных целей и задач); широкое предъявление в виде публичных докладов, отчетов, публикаций на сайтах профессиональных сообществ, в сети Интернет, в средствах массовой информации, в учебных информационных изданиях);
– наглядная демонстрация зарекомендовавших себя реальных образцов деятельности (технологий, проектов, моделей, решения ситуаций и т.п.) (формат: широкий показ в рамках видеокурсов, вебинаров, практикумов, мастер-классов, семинаров, презентаций и др.);
– подготовка и широкое предъявление профессиональному сообществу телевизионных передач (формат: представление данных в виде контента, наполняющего и транслирующего эфирными продуктами: диалоговыми передачами, программами, тематическими фильмами и т.п.);
– диалоговое взаимодействие проектных наставников с наставляемыми (формат: творческие уроки и мастерские; выставки; стажировочные площадки; школы-лаборатории).
Открытость, общедоступность, контактность могут обеспечить полезную профессионалу и столь недостающую «насмотренность», являющуюся частью тех самых искомых и желанных, пользующихся в последнее время широкой популярностью soft skills, столь необходимых в практике реализации продуктивного воспитания в высшей школе. Это также касается и формирования культуры проектного наставничества в методологических и технологических решениях. Для эффективной и плодотворной деятельности проектных наставников в высшей школе необходимо создание в воспитательном процессе продуктивной среды, выстроенной на горизонтальных связях людей, идей и ресурсов. Такой средой в высшей школе может выступить студенческий научно-проектный кампус.
Заключение
Таким образом, актуализация проблемы активного вовлечения студентов высшей школы в проектную деятельность обусловила необходимость поиска путей ее решения в воспитательном процессе. Одним из них выступает возможность привлечения к этой деятельности проектных наставников (научно-педагогических работников, специалистов в области проектирования из числа работодателей, студентов – научных волонтеров). Проектные наставники реализуют побудительную; ориентационную; формирующую; оценочно-результативную функции, определяющие выполняемые им роли (мотиватора, исследователя, тренера, эксперта). В качестве продукта их деятельности выступает созданный студентом (под руководством наставника) проект; сами команды студентов-инноваторов и сформированные у них ценности, знания, умения и опыт разработки проекта.