Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ПРОДУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Воскрекасенко О.А. 1 Сергеева С.В. 2 Дианова Ю.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье обосновывается важность проблемы активного вовлечения студентов высшей школы в проектную деятельность. Подчеркивается значимость связи образования и инноваций с реальным производством; занятия со студентами проектной деятельностью не только в учебном, но и во внеучебном процессе и получение в результате этой деятельности реального инновационного продукта. Как один из возможных путей решения проблемы предлагается привлечение проектных наставников в воспитательный процесс высшей школы. Осуществляется анализ современной научной литературы, отражающей дискурс относительно понятий «наставник» и «наставничество». В этой связи ставятся вопросы: кто может выступить в качестве проектного наставника, какова его роль в воспитании студента, какой результат ожидается по итогам его деятельности? Доказывается, что перспективно в качестве проектных наставников рассматривать научно-педагогических работников, специалистов в области проектирования из числа работодателей, студентов – научных волонтеров. Определяются реализуемые ими функции (побудительная, ориентационная, формирующая, оценочно-результативная), раскрываются выполняемые роли (мотиватора, исследователя, тренера, эксперта) и механизмы распространения опыта проектного наставничества. В заключение формулируется вывод, отражающий основание рассмотрения проектного наставничества как феномена продуктивного воспитания в высшей школе.
продуктивное воспитание
высшая школа
проектное наставничество
проект
функции
роль
механизм
1. Вакуленкова М.В. Педагогическое наставничество в профессиональном развитии студентов педагогических вузов и молодых специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 22–24.
2. Зелко А.С. Развитие системы наставничества в профессиональном воспитании студентов – будущих педагогов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (134). С. 56–60.
3. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92–112.
4. Батищева Н.В. Роль наставника в организации и управлении проектной деятельностью обучающихся // Профессиональная ориентация. 2023. № 2–1. С. 19–25.
5. Загороднюк Т.И. Компетентностная модель наставника образовательных проектных команд // Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 183–188.
6. Юдина А.М., Павлова И.В., Немцова Н.В. Организация и условия инновационной деятельности наставника в формировании проектной деятельности студентов // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 199–201.
7. Ахмедова А.Р., Великжанина К.А., Колесникова О.Н., Кужим Н.В., Трошина А.Е., Чуканова Т.В. Социальная проектная деятельность студентов вузов как метод развития их soft skills // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 48–50.
8. Галустян О.В., Ежов А.В., Толстюк Е.Н. Организация проектной деятельности в образовательном процессе высшей школы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (292). С. 39–43.
9. Гукаленко О.В., Борисенков В.П. Традиционные и инновационные формы наставничества в системе непрерывного образования: теоретический обзор // Педагогика. 2023. Т. 87, № 7. С. 63–73.
10. Никольский В.С., Неслуховская А.В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь. 2020. № 1 (29). С. 135–143.

Второе десятилетие ХХI в. было отмечено принятием ряда знаковых документов, в которых актуализировалась проблема активного вовлечения студентов высшей школы в инновационную деятельность. Так, согласно утвержденной Правительством РФ «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011 г.) значимое внимание уделялось вопросам поддержки студентов, занимающихся инновационной деятельностью; актуализировалась проблема кооперации вузов с «компаниями инновационного сектора». В соответствии с принятым Государственной Думой Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) было официально закреплено право на занятие студентами инновационной проектной деятельностью. В качестве научных руководителей определялись научные работники и научно-педагогические кадры высших школ и (или) научных организаций.

До 2021 г. было принято не менее 10 документов, в которых занятие студентами инновационной проектной деятельностью приобрело конвенциональный характер. В них четко прослеживались три аспекта. Первый был обращен на связь образования и инноваций с реальным производством. Второй подчеркивал важность ориентации процесса организации инновационной деятельности со студентами на получение конечного результата, на продукт. Третий указывал на значимость занятия студентами инновационной деятельностью не только в учебном, но и во внеучебном процессе.

В этих условиях важная роль отводится проектному наставничеству как феномену продуктивного воспитания в высшей школе. Этот феномен подчеркивает особый статус наставника, а также подчеркивает исключительную последовательность в организации проектной деятельности студентов, ориентации на создание ими нового продукта в условиях воспитательного процесса.

Цель статьи – охарактеризовать проектное наставничество как феномен продуктивного воспитания в высшей школе.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использованы анализ и синтез, обобщение научной педагогической литературы, раскрывающей различные аспекты характеристики проектного наставничества как феномена продуктивного воспитания в высшей школе.

Результаты исследования и их обсуждение

Отдельные вопросы проектного наставничества как феномена воспитания в высшей школе нашли отражение в ряде работ, где рассматриваются:

− наставничество как социальное и как педагогическое явление (М.В. Вакуленкова, А.С. Зелко, М.В. Кларин) [1–3];

− понятия «наставник» и «наставничество» в проектной деятельности студентов (Н.В. Батищева, Т.И. Загороднюк, Н.В. Немцова, И.В. Павлова, А.М. Юдина) [4–6];

− проектная деятельность студентов в образовательном процессе высшей школы (А.Р. Ахмедова, К.А. Великжанина, О.В. Галустян, А.В. Ежов, О.Н. Колесникова, Н.В. Кужим, Е.Н. Толстюк, А.Е. Трошина, Т.В. Чуканова) [7; 8];

− формы и технологии наставничества в системе непрерывного образования (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, В.С. Никольский, А.В. Неслуховская) [9; 10].

Исследователи высказывают мнение относительно того, что наставничество следует рассматривать как центральное направление и действенный механизм работы любой организации. Объяснение этому они усматривают в плоскости одного из трендов современности – персонализации, в основе которой ярко представлены позиции субъектов, выстраиваемые на основе традиционных российских нравственных ценностей и интереса сторон отношений (М.В. Вакуленкова, М.В. Кларин) [1; 3]. Также акцентируется внимание на необходимости «системного построения» наставничества и делается вывод о том, что в этом случае в выигрыше будет «каждая сторона: и наставляемый, и сам наставник» (М.В. Кларин) [3].

О преимуществах наставничества говорят многие современные исследователи и практики, описывая успешный опыт организации воспитательной работы в высшей школе в целом и осуществления проектной деятельности со студентами в частности (Н.В. Немцова, И.В. Павлова, А.М. Юдина) [6].

Анализ научной литературы показывает, что плодотворно практика наставничества складывается в условиях успешно организованной воспитательной работы в высшей школе. В качестве наставников в воспитательном процессе традиционно рассматривают кураторов и тьюторов студенческих групп. Как показывает научный дискурс, в многочисленных трудах современных исследователей показана суть деятельности наставника, заключающаяся в сопровождении, помощи, поддержке, наставлении студентов, не имеющих опыта профессиональной подготовки и жизнедеятельности в высшей школе (М.В. Вакуленкова, А.С. Зелко, Н.В. Батищева, Т.И. Загороднюк) [1; 2; 4; 5]. Исследователи В.С. Никольский, А.В. Неслуховская считают, что наставничество следует рассматривать как технологию, которая, благодаря сопровождению студентов специалистами во внеучебном процессе, вполне может выступить в качестве универсального инструмента по организации проектной работы с ними [10].

Соглашаясь с современными исследователями, стоит подчеркнуть, что наставник как физическое лицо является прежде всего педагогическим работником, который находится в трудовых и служебных отношениях с реализующей образовательную деятельность организацией. Выступая в качестве наставника (куратора или тьютора), он чаще всего (являясь, как правило, ассистентом, старшим преподавателем, реже доцентом) совмещает воспитательную и учебную работу со студентами вверенной ему студенческой группы. Сегодня возникает немало вопросов. Кто может выступить в качестве проектного наставника? Какова его роль в воспитании студента? Какой результат ожидается по итогам его деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Кто может выступить в качестве наставника? Для сегодняшней практики (если рассматривать ее в широком смысле) характерным является наличие различных форм наставничества. Наряду с известной формой наставничества на производстве появляются наставники в сфере предпринимательства, в социальной и образовательных сферах. Социальный заказ на активную проектную деятельность в высших школах, а также в организациях дополнительного профессионального образования (кванториумах, точках кипения, центрах молодежного инновационного творчества) диктует необходимость в сопровождении студенческих команд специалистами – проектными наставниками.

В качестве проектного наставника в воспитательном процессе высшей школы могут выступать:

− научно-педагогические работники;

− работодатели, специалисты в области проектирования – партнеры университета;

− студенты – научные волонтеры, имеющие опыт работы с проектными командами и заинтересованные в создании инновационных продуктов.

У каждой категории проектных наставников своя мотивация для осуществления данного вида деятельности. Мотивация научно-педагогических работников напрямую связана с профессиональной подготовкой студентов в учебном процессе. Практически каждый педагог высшей школы – от ассистента до профессора – ориентирован на формирование у сегодняшних студентов компетенций, связанных с выполнением научно-исследовательских и проектных работ в профессиональной сфере, их деятельностью в условиях команды, а также с профессиональным самосовершенствованием и выполнением показателей мониторинга эффективности деятельности педагогических и научных работников.

Мотивация работодателей-партнеров связана с решением задач профессиональных кадров. За счет чего? Прежде всего за счет введения материального стимулирования наставничества по месту работы; стажерских ставок; адресной подготовки высококвалифицированных специалистов; пополнения профессионального портфолио.

Мотивация студентов – научных волонтеров заключается в приобретении надпрофессиональных навыков; профессиональном самоопределении; создании профессионального портфолио; трудоустройстве на стажерские ставки или вхождении в кадровый резерв научно-исследовательских групп, объединений, организаций; возможности дополнительного стипендиального поощрения; индивидуальной траектория развития.

Насколько значима роль проектного наставника в воспитании студента? Осуществляя педагогическое сопровождение студентов, работающих над проектом, проектный наставник выполняет различные функции:

– на этапе мотивации – побудительную;

– на этапе просвещения – ориентационную;

– на этапе закрепления знаний и отработки навыков – формирующую;

– на этапе рефлексии – оценочно-результативную.

Деятельность проектного наставника включает в себя различные профессиональные позиции, исходя из конкретных задач. На определенном этапе сопровождения команды в процессе проектирования проектный наставник выполняет разные роли: мотиватора, исследователя, тренера, эксперта и др.

Выступая в роли мотиватора, проектный наставник:

− способствует проявлению подлинного интереса к проекту как продукту проектной деятельности;

− ориентирует на созидательную деятельность, процесс создания новых и востребованных идей, развития и трансформации полезных продуктов для достижения искомого результата;

− побуждает студентов к продуктивной проектной деятельности;

− инициирует активность в стремлении обнаружить проблему, самостоятельно предложить путь ее решения;

− прививает ценности проектной деятельности.

Исполняя роль исследователя, проектный наставник:

− знакомит с технологией проектной деятельности;

− вооружает знанием инструментария, посредством которого достигается искомая цель – создание проекта как результата проектной деятельности;

− знакомит со способами развития логического мышления.

В роли тренера проектный наставник на основе полученных студентом на предыдущем этапе представлений и знаний:

− пошагово создает (или разрабатывает), используя уже знакомый ему инструментарий, проект;

− приобретает опыт коммуникации и командной работы в творческом коллективе;

− на практике знакомится с процессом испытания (а возможно, и внедрения) проекта на практике.

Выступая в роли эксперта, проектный наставник:

− анализирует и оценивает результаты проектной деятельности студентов;

− проводит собеседование и работу над ошибками;

− помогает в определении перспектив дальнейшей работы над проектом (проектной деятельности).

Какой результат ожидается по итогам деятельности проектного наставника? Во-первых, в качестве продукта организованной в воспитательном процессе проектной деятельности выступает созданный под руководством проектного наставника инновационный проект: актуальные технологические и образовательные разработки в области информационных технологий, медицины, биотехнологий, ресурсосберегающей энергетики, экономики и др. Также это могут быть программы, публикации, заявки на конкурсы инновационных проектов, опытные образцы, охранные документы и др. Во-вторых, продуктом организованной проектным наставником деятельности могут стать созданные в процессе работы студенческие команды инноваторов, способные к активной созидательной деятельности, в которых заинтересованы работодатели. В-третьих, в качестве результата могут выступать сформированные у студентов ценности и принятые ими установки на занятие профориентированной проектной деятельностью; приобретенные представления, знания, умения и опыт создания (разработки) проекта; умения и навыки коммуникации и творческой работы в команде.

Проектная работа со студентами осуществляется на основе персонифицированного подхода, лежащего в основе продуктивного воспитания. Организуя работу, проектный наставник мотивирует, побуждает, ориентирует, направляет, наставляет, убеждает студента. По отношению к нему, как к лидеру будущих изменений, проектный наставник, выполняя ту или иную роль, выступает проводником в профориентированную деятельность через сопровождение студента на каждом этапе. Убеждены, что это должен быть не один проектный наставник, выполняющий в одном лице названные роли.

Какую бы роль ни выполнял проектный наставник, он ориентирован на создание благоприятных условий, способствующих инновационному развитию личности студента, формированию его активной позиции. В этих условиях решаются важные задачи, связанные с воспитанием гражданина своей страны, неравнодушного, инициативного, готового создавать современные и востребованные государством, обществом и реальным производством инновационные проекты.

Отметим, что для масштабирования проектного наставничества в воспитательных целях важно обращать внимание на значимость тиражирования его передового опыта и предъявления широкому сообществу педагогов для дальнейшего внедрения в реальную практику обучения, воспитания и развития студенческой молодежи.

В качестве механизма распространения конструктивного опыта проектного наставничества могут выступать:

– описание успешных практик (формат: представление в виде документов (содержащих алгоритм или технологию, посредством которых достигается решение поставленных целей и задач); широкое предъявление в виде публичных докладов, отчетов, публикаций на сайтах профессиональных сообществ, в сети Интернет, в средствах массовой информации, в учебных информационных изданиях);

– наглядная демонстрация зарекомендовавших себя реальных образцов деятельности (технологий, проектов, моделей, решения ситуаций и т.п.) (формат: широкий показ в рамках видеокурсов, вебинаров, практикумов, мастер-классов, семинаров, презентаций и др.);

– подготовка и широкое предъявление профессиональному сообществу телевизионных передач (формат: представление данных в виде контента, наполняющего и транслирующего эфирными продуктами: диалоговыми передачами, программами, тематическими фильмами и т.п.);

– диалоговое взаимодействие проектных наставников с наставляемыми (формат: творческие уроки и мастерские; выставки; стажировочные площадки; школы-лаборатории).

Открытость, общедоступность, контактность могут обеспечить полезную профессионалу и столь недостающую «насмотренность», являющуюся частью тех самых искомых и желанных, пользующихся в последнее время широкой популярностью soft skills, столь необходимых в практике реализации продуктивного воспитания в высшей школе. Это также касается и формирования культуры проектного наставничества в методологических и технологических решениях. Для эффективной и плодотворной деятельности проектных наставников в высшей школе необходимо создание в воспитательном процессе продуктивной среды, выстроенной на горизонтальных связях людей, идей и ресурсов. Такой средой в высшей школе может выступить студенческий научно-проектный кампус.

Заключение

Таким образом, актуализация проблемы активного вовлечения студентов высшей школы в проектную деятельность обусловила необходимость поиска путей ее решения в воспитательном процессе. Одним из них выступает возможность привлечения к этой деятельности проектных наставников (научно-педагогических работников, специалистов в области проектирования из числа работодателей, студентов – научных волонтеров). Проектные наставники реализуют побудительную; ориентационную; формирующую; оценочно-результативную функции, определяющие выполняемые им роли (мотиватора, исследователя, тренера, эксперта). В качестве продукта их деятельности выступает созданный студентом (под руководством наставника) проект; сами команды студентов-инноваторов и сформированные у них ценности, знания, умения и опыт разработки проекта.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Сергеева С.В., Дианова Ю.А. ПРОЕКТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ПРОДУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10. – С. 96-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39798 (дата обращения: 27.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674