Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EDUCATION OF CULTURE OF INTERACTION WITH INTERNET ENVIRONMENT AMONG STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Khodyakova N.V. 1
1 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article updates the pedagogical problem of educating the information culture of cadets and students of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia in terms of their interaction with the Internet environment, which for the generation of today’s students has become both a lifestyle and a familiar habitat. The search for a solution to the indicated problem was carried out by the author in line with a person-oriented methodology involving the design of the process of developing a subject activity of a person through the conditions of his formation. The work reveals the essence of the information culture of the future specialist, which is a socially and personally significant way of life of a young person in the information environment. The structure of information culture is described, which includes axiological, intellectual-cognitive, operational, legal, ergonomic, ethical-communicative, aesthetic elements. The author proposed a dynamic model for the development of a culture of interaction between students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the Internet environment in the unity of all its components, consisting of four stages: 1) adaptation in the Internet environment; 2) independent activity in the Internet space; 3) semantic reflection of Internet content; 4) creative activity in the Internet environment. Each of these stages is set in compliance with the conditions of information activity and communication in the Internet environment. The conclusions summarize the design advantages of a person-oriented approach and phased groups of pedagogical conditions for education in students of a culture of interaction with the Internet environment.
education
personality
information culture
Internet environment
educational organization of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Жизнедеятельность современного человека немыслима вне информационной среды. Он сегодня получает образование в информационно-образовательных средах, проводит свой досуг в сфере потребления информации, обеспечивает себя всем необходимым с использованием сервисов цифровых услуг и интернет-магазинов. При этом если поколениям X и Y присущи традиционные ценностные представления о добре, истине, дружбе, взаимовыручке, любви, заботе и т.д., которые были сформированы в условиях традиционной социальной жизни (в семье, школе, спортивных секциях, кружках и клубах по интересам), то поколение Z, которое сейчас пополняет ряды студенческой молодежи, ориентируется в жизни и мире, опираясь в основном на информацию, поступающую к нему по интернет-каналам, доступным с помощью гаджетов каждому молодому человеку практически круглосуточно. Интернет-среда стала и образом жизни современной молодежи, и ее местом обитания.

Обучающиеся в образовательных организациях высшего образования МВД России –будущие следователи, участковые уполномоченные, сотрудники уголовного розыска, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты – готовятся к работе с людьми. Им по долгу службы предстоит наряду с другими профессиональными функциями выполнять и педагогическую деятельность: осуществлять профилактику правонарушений, организовывать и реализовывать правовое просвещение и правовое воспитание населения, противодействовать интернет-зависимости молодежи и другим девиациям. В силу этого у самих обучающихся к окончанию образовательной организации высшего образования должна быть сформирована нравственная устойчивость по отношению к негативным информационным влияниям и воздействиям, воспитана культура взаимодействия с интернет-средой. Вопросу, как построить соответствующий воспитательный процесс, посвящена настоящая работа.

Цель исследования состоит в проектировании процесса воспитания у обучающихся образовательных организаций высшего образования культуры взаимодействия с интернет-средой. Достижение данной цели потребует решения ряда задач. Первая задача состоит в мотивированном выборе методологического подхода, на основе которого будет осуществляться педагогическое проектирование. Вторая задача связана непосредственно с проектированием, т.е. с определением целевых, содержательных и процессуальных характеристик деятельности педагогических субъектов по воспитанию культуры взаимодействия с интернет-средой. Третья задача состоит в согласовании проектируемого процесса и традиционного учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования представляется целесообразным использование следующих теоретических методов: анализа и систематизации, обобщения и синтеза, моделирования и сопоставления. Материалы исследования составляют научно-педагогические работы по проблемам взаимодействия личности с инфосредой, формирования информационной культуры специалиста, преодоления интернет-зависимости.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования последних лет показывают, что молодежь большую часть своего времени проводит в интернет-средах социальных сетей. Там юноши и девушки получают новую информацию, оценивают представленный контент, коммуницируют друг с другом, выкладывая собственные информационные объекты (сообщения, фото и видео, комментарии и др.). Например, сеть ВКонтакте для 70,3 % опрошенных ее молодых пользователей является основным источником информации [1]. Такое тесное и длительное взаимодействие с интернет-средами не может не оказывать влияния на формирующуюся личность. При этом есть все основания усомниться, что такое влияние носит исключительно педагогический, личностно-развивающий характер, способствует инкультурации и нормальной социализации молодого человека. Если бы это было так, то мы не сталкивались бы с фактами немотивированной агрессии школьников и студентов и другими негативными явлениями, вызванными длительным пребыванием в виртуальной реальности. Сказанное означает, что интернет-среда и взаимодействие с ней молодежи должны стать предметом внимательного изучения со стороны педагогов, объектом педагогизации в интересах личностного развития молодых людей.

Формирование человека с традиционными духовными ценностями и устойчивой личностной позицией по отношению к окружающей реальности в настоящее время является приоритетной задачей государственной политики в области воспитания, о чем говорится в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. В качестве основных направлений воспитательной работы в образовательных организациях МВД России в ведомственном приказе от 25 декабря 2020 г. «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» называются патриотическое, профессиональное, правовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание, а одной из важнейших целей такой работы определяется формирование высокой профессиональной культуры сотрудников. Решение обсуждаемых воспитательных задач в образовательных организациях возлагается на педагогических субъектов – преподавателей-кураторов, курсовых офицеров, сотрудников отделов воспитательной работы, которые организуют и проводят мероприятия воспитательного характера. Однако, как показывают современные педагогические исследования, выполненные по проблемам обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел [2, 3], не всегда эти мероприятия сопровождаются ожидаемыми результатами. Более трети воспитуемых среди обучающихся образовательных организаций МВД России считают используемые воспитательные средства неактуальными, а содержание мероприятий – не соответствующим их интересам, склонностям и предпочтениям. Сказанное убеждает в необходимости обращения педагогических субъектов к личностно-ориентированной парадигме воспитания, с одной стороны, предусматривающей право молодого человека быть субъектом собственной жизнедеятельности, самоопределяться в своей ценностно-смысловой позиции, а с другой стороны, предполагающей возможность создания педагогом условий для личностного становления и роста человека.

Одним из путей разрешения обозначенных проблемных вопросов является формирование информационной культуры обучающихся вузов МВД России, под которой мы понимаем социально и личностно значимый способ жизнедеятельности молодого человека в информационной среде. Будучи подсистемой общей культуры человека и являясь метапредметной областью, информационная культура в образовательной организации высшего образования формируется не только на занятиях по информатическим дисциплинам, но и в рамках обучения другим дисциплинам, а также в процессе профессионального воспитания будущих специалистов и офицеров полиции. Как же должна быть организована подготовка курсантов и слушателей, чтобы она максимально достигала цели воспитания информационной культуры? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к структуре названной педагогической цели [4].

Информационная культура обучающегося включает следующие компоненты:

− аксиологический (приоритет гуманистических ценностей и социокультурных смыслов в информационно-профессиональной деятельности);

− интеллектуально-когнитивный (развитое критическое и логическое мышление, знание новых информационно-телекоммуникационных технологий и областей их применения в профессиональной деятельности);

− операциональный (умение эффективно и корректно использовать новые информационно-телекоммуникационные технологии в интересах профессии);

− правовой (соблюдение норм информационного права в профессиональной деятельности и повседневной жизни);

− эргономический (научная и безопасная для физического и психического здоровья организация труда с использованием новых информационно-телекоммуникационных технологий);

− этико-коммуникативный (соблюдение нравственных норм в общении, правил речевой культуры и сетевого этикета);

− эстетический (различение прекрасного и безобразного в информационной среде, творческая деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных технологий).

Информационная культура отличается от информационной грамотности (компьютерной грамотности), подразумевающей усвоение знаний об информационно-телекоммуникационных технологиях, умений и навыков их применения в типовых ситуациях профессиональной деятельности, а также от информационной компетентности, предполагающей готовность будущего специалиста к эффективному решению нестандартных профессиональных задач, сформированностью личностной (ценностно-смысловой) позиции [5]. Под позицией в инфосреде понимается система взаимно согласованных отношений личности к информационному окружению и к себе в этом окружении. Личностная позиция является ядром информационной культуры, поэтому ее формирование у курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России представляется первостепенной задачей.

Диалектика развития личностной позиции в разработанной нами модели выглядит как смена усложняющихся субъектных статусов обучающегося в информационной среде и соответствующих им психологических механизмов личностного роста:

1) адаптирующийся к инфосреде индивид (психологические механизмы приспособления к среде и познания среды);

2) самостоятельный пользователь инфосреды (психологические механизмы свободного выбора целей и средств информационной деятельности, соревнования с другими пользователями в среде);

3) рефлексирующая свое взаимодействие с инфосредой личность (психологические механизмы смыслообразования, диалога с референтной группой в среде);

4) творческая индивидуальность (психологические механизмы самореализации и саморегуляции в среде).

Каждому из четырех личностных статусов обучающегося соответствуют свои условия образовательного процесса. Задача педагогов вуза МВД России (преподавателей, кураторов, курсовых офицеров, сотрудников подразделений воспитательной работы и др.) состоит в проектировании таких условий взаимодействия обучающихся с информационно-образовательной средой (в нашем случае интернет-средой), которые бы способствовали их продвижению от меньшей субъектной активности к большей.

Итак, для только что поступивших в университет, академию или институт МВД России первокурсников необходимо создать адаптирующие условия их взаимодействия с интернет-средой. Это означает, что влияние интернета должно быть в этот период дозированным и упорядоченным. Таковым может быть адресное изучение официальных сайтов МВД России и образовательной организации, знакомство с рекомендованными педагогами электронными образовательными ресурсами, онлайн или офлайн-консультации с педагогическими работниками по вопросам обучения. Само взаимодействие должно строиться на основе усвоенного обучающимися правил сетевого этикета и осуществляться под руководством педагогического субъекта. В этот период помощь в развитии информационной культуры могут оказать специально разработанные в вузе квази-интернет-проекты (такие, например, как созданный преподавателями кафедры информатики и математики Волгоградской академии МВД России гипертекстовый мультимедийный проект «Информационный помощник первокурсника»), которые будут снабжать курсантов необходимой в начальный период обучения систематизированной информацией.

После того, как процесс адаптации завершился, нормы и правила взаимодействия с интернет-средой усвоены, обучающимся могут быть предоставлены условия для самостоятельной деятельности в интернете: свободного выбора источников учебной и досуговой информации, а также технологических средств учебно-информационной деятельности. Таковыми для обучающихся в вузах МВД России могут стать официальные интернет-сайты правовой (профессиональной) направленности, справочные правовые системы (КонсультантПлюс, Гарант, СТРАС-юрист и др.), тематические сайты и блоги преподавателей, а также средства коммуникации как внутри учебных групп и курсов, так и обучающихся с педагогическими субъектами (мессенджеры, почтовые и СМС-сервисы и др.). В этот период стремление обучающихся испытать себя в интернет-среде должно быть поддержано их участием в интернет-олимпиадах и викторинах, различных сетевых научных и творческих конкурсах, в том числе межвузовских и ведомственных. На этом этапе большое значение имеет объективная оценка успешности деятельности обучающихся в интернет-среде, сравнение с результатами активности других на основе эталонных требований. Это позволяет обучающимся более адекватно оценивать свои способности и возможности, определяет сферы их дальнейшей самореализации и знаменует переход к следующему этапу.

Третий этап формирования культуры взаимодействия с интернет-средой состоит в актуализации рефлексивно-критического мышления обучающихся, выработке ими системы базовых ценностей и смыслов деятельности в интернете. В этих целях педагогическими субъектами создаются условия для диалога в инфосреде, предъявления обучающимися своего мнения, выражения своей личностной позиции в отношении неоднозначных интернет-явлений и фактов. Дискуссии по проблемам индивидуального этического выбора интернет-контента с оценкой со стороны референтной для обучающегося группы и одновременным предъявлением культурных форм реализации сетевой активности являются ведущими педагогическими средствами развития информационной культуры личности. На этом этапе рекомендуется организация педагогами участия обучающихся в проблемно-тематических форумах, их выступлений по этико-сетевым вопросам на научных конференциях, проводимых в том числе в интернет-формате. Значимой на этом этапе является социальная оценка, принятие персональных идей и предложений сетевым сообществом.

Переход курсантов и слушателей на четвертый этап означает их готовность к практическому осуществлению своей личностной позиции в интернет-пространстве, проверке истинности системы своих ценностей и смыслов. В этой ситуации педагогическим субъектам необходимо предоставить обучающимся условия для самоутверждения и творческой самореализации. Такими условиями выступают предоставление максимальных возможностей для интернет-активности (снятие всевозможных ограничений), а также исключение всевозможных внешних стимулов и педагогического контроля. Пребывая на этом этапе развития информационной культуры, курсанты и слушатели самостоятельно оценивают и регулируют свою деятельность, с опорой на практику корректируют свои представления и убеждения. На этом этапе обучающиеся способны к инновационной деятельности в интернете: разработке своих собственных интернет-ресурсов (например, веб-сайтов профессиональной направленности и др.), созданию новых сетевых общностей, выполнению социально и личностно значимых интернет-проектов (например, благотворительных, по правовому просвещению граждан и др.).

Выводы

1. Проектирование процесса воспитания у обучающихся вузов МВД России культуры взаимодействия с интернет-средой, понимаемого как развитие личности во взаимодействии с инфосредой, требует применения личностно-ориентированного подхода, раскрывающего специфику создания в педагогическом процессе условий для наращивания курсантами и слушателями опыта познания интернет-среды и самопознания, ценностно-смыслового самоопределения и творческого самоутверждения.

2. Педагогическими условиями воспитания у обучающихся вузов МВД России культуры взаимодействия с интернет-средой являются условия упорядочивания и дозированности интернет-влияния, свободного выбора ресурсов и средств сетевой деятельности и участия в интернет-конкурсах, проблемно-этические дискуссии и форумы на интернет-площадках, возможности для создания персонализированных сетевых проектов, которые поэтапно проектируются в образовательном процессе и реализуются в том числе с использованием конструктивно-технологических возможностей сети Интернет.