Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОСПИТАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНТЕРНЕТ-СРЕДОЙ

Ходякова Н.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье актуализируется педагогическая проблема воспитания информационной культуры курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России в части их взаимодействия с интернет-средой, которая для поколения сегодняшних обучающихся стала и образом жизни, и привычной средой обитания. Поиск решения обозначенной проблемы осуществлен автором в русле личностно-ориентированной методологии, предполагающей проектирование процесса развития субъектной активности человека через условия его образования. В работе раскрывается сущность информационной культуры будущего специалиста, представляющей собой социально и личностно значимый способ жизнедеятельности молодого человека в информационной среде. Описывается структура информационной культуры, которая включает аксиологический, интеллектуально-когнитивный, операциональный, правовой, эргономический, этико-коммуникативный, эстетический элементы. Автором предложена динамическая модель развития культуры взаимодействия обучающихся вузов МВД России с интернет-средой в единстве всех ее компонентов, состоящая из четырех этапов: 1) адаптация в интернет-среде; 2) самостоятельная деятельность в интернет-пространстве; 3) смысловая рефлексия интернет-контента; 4) творческая активность в интернет-среде. Каждому из названных этапов ставятся в соответствия условия информационной деятельности и коммуникации в интернет-среде. Выводы резюмируют проектировочные преимущества личностно-ориентированного подхода и поэтапные группы педагогических условий воспитания у обучающихся культуры взаимодействия с Интернет-средой.
воспитание
личность
информационная культура
интернет-среда
образовательная организация высшего образования МВД России
1. Смирнов И.Б. Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сети: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2018. 25 с.
2. Купавцев Т.С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании: монография. М.: Академия управления МВД России, 2022. 168 с.
3. Литвин Д.В. Образовательная среда профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел: монография. М.: Перо, 2020. 214 с.
4. Ходякова Н.В. Подготовка сотрудников ОВД к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: опыт трех десятилетий // Российская полиция: три века служения Отечеству: сборник статей Юбилейной международной научной конференции / Под ред. В.Д. Кубышко. 2019. С. 158–164.
5. Гордеева Е.Н. Ситуационно-средовое проектирование развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2021. 26 с.

Жизнедеятельность современного человека немыслима вне информационной среды. Он сегодня получает образование в информационно-образовательных средах, проводит свой досуг в сфере потребления информации, обеспечивает себя всем необходимым с использованием сервисов цифровых услуг и интернет-магазинов. При этом если поколениям X и Y присущи традиционные ценностные представления о добре, истине, дружбе, взаимовыручке, любви, заботе и т.д., которые были сформированы в условиях традиционной социальной жизни (в семье, школе, спортивных секциях, кружках и клубах по интересам), то поколение Z, которое сейчас пополняет ряды студенческой молодежи, ориентируется в жизни и мире, опираясь в основном на информацию, поступающую к нему по интернет-каналам, доступным с помощью гаджетов каждому молодому человеку практически круглосуточно. Интернет-среда стала и образом жизни современной молодежи, и ее местом обитания.

Обучающиеся в образовательных организациях высшего образования МВД России –будущие следователи, участковые уполномоченные, сотрудники уголовного розыска, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты – готовятся к работе с людьми. Им по долгу службы предстоит наряду с другими профессиональными функциями выполнять и педагогическую деятельность: осуществлять профилактику правонарушений, организовывать и реализовывать правовое просвещение и правовое воспитание населения, противодействовать интернет-зависимости молодежи и другим девиациям. В силу этого у самих обучающихся к окончанию образовательной организации высшего образования должна быть сформирована нравственная устойчивость по отношению к негативным информационным влияниям и воздействиям, воспитана культура взаимодействия с интернет-средой. Вопросу, как построить соответствующий воспитательный процесс, посвящена настоящая работа.

Цель исследования состоит в проектировании процесса воспитания у обучающихся образовательных организаций высшего образования культуры взаимодействия с интернет-средой. Достижение данной цели потребует решения ряда задач. Первая задача состоит в мотивированном выборе методологического подхода, на основе которого будет осуществляться педагогическое проектирование. Вторая задача связана непосредственно с проектированием, т.е. с определением целевых, содержательных и процессуальных характеристик деятельности педагогических субъектов по воспитанию культуры взаимодействия с интернет-средой. Третья задача состоит в согласовании проектируемого процесса и традиционного учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования представляется целесообразным использование следующих теоретических методов: анализа и систематизации, обобщения и синтеза, моделирования и сопоставления. Материалы исследования составляют научно-педагогические работы по проблемам взаимодействия личности с инфосредой, формирования информационной культуры специалиста, преодоления интернет-зависимости.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования последних лет показывают, что молодежь большую часть своего времени проводит в интернет-средах социальных сетей. Там юноши и девушки получают новую информацию, оценивают представленный контент, коммуницируют друг с другом, выкладывая собственные информационные объекты (сообщения, фото и видео, комментарии и др.). Например, сеть ВКонтакте для 70,3 % опрошенных ее молодых пользователей является основным источником информации [1]. Такое тесное и длительное взаимодействие с интернет-средами не может не оказывать влияния на формирующуюся личность. При этом есть все основания усомниться, что такое влияние носит исключительно педагогический, личностно-развивающий характер, способствует инкультурации и нормальной социализации молодого человека. Если бы это было так, то мы не сталкивались бы с фактами немотивированной агрессии школьников и студентов и другими негативными явлениями, вызванными длительным пребыванием в виртуальной реальности. Сказанное означает, что интернет-среда и взаимодействие с ней молодежи должны стать предметом внимательного изучения со стороны педагогов, объектом педагогизации в интересах личностного развития молодых людей.

Формирование человека с традиционными духовными ценностями и устойчивой личностной позицией по отношению к окружающей реальности в настоящее время является приоритетной задачей государственной политики в области воспитания, о чем говорится в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. В качестве основных направлений воспитательной работы в образовательных организациях МВД России в ведомственном приказе от 25 декабря 2020 г. «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» называются патриотическое, профессиональное, правовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание, а одной из важнейших целей такой работы определяется формирование высокой профессиональной культуры сотрудников. Решение обсуждаемых воспитательных задач в образовательных организациях возлагается на педагогических субъектов – преподавателей-кураторов, курсовых офицеров, сотрудников отделов воспитательной работы, которые организуют и проводят мероприятия воспитательного характера. Однако, как показывают современные педагогические исследования, выполненные по проблемам обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел [2, 3], не всегда эти мероприятия сопровождаются ожидаемыми результатами. Более трети воспитуемых среди обучающихся образовательных организаций МВД России считают используемые воспитательные средства неактуальными, а содержание мероприятий – не соответствующим их интересам, склонностям и предпочтениям. Сказанное убеждает в необходимости обращения педагогических субъектов к личностно-ориентированной парадигме воспитания, с одной стороны, предусматривающей право молодого человека быть субъектом собственной жизнедеятельности, самоопределяться в своей ценностно-смысловой позиции, а с другой стороны, предполагающей возможность создания педагогом условий для личностного становления и роста человека.

Одним из путей разрешения обозначенных проблемных вопросов является формирование информационной культуры обучающихся вузов МВД России, под которой мы понимаем социально и личностно значимый способ жизнедеятельности молодого человека в информационной среде. Будучи подсистемой общей культуры человека и являясь метапредметной областью, информационная культура в образовательной организации высшего образования формируется не только на занятиях по информатическим дисциплинам, но и в рамках обучения другим дисциплинам, а также в процессе профессионального воспитания будущих специалистов и офицеров полиции. Как же должна быть организована подготовка курсантов и слушателей, чтобы она максимально достигала цели воспитания информационной культуры? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к структуре названной педагогической цели [4].

Информационная культура обучающегося включает следующие компоненты:

− аксиологический (приоритет гуманистических ценностей и социокультурных смыслов в информационно-профессиональной деятельности);

− интеллектуально-когнитивный (развитое критическое и логическое мышление, знание новых информационно-телекоммуникационных технологий и областей их применения в профессиональной деятельности);

− операциональный (умение эффективно и корректно использовать новые информационно-телекоммуникационные технологии в интересах профессии);

− правовой (соблюдение норм информационного права в профессиональной деятельности и повседневной жизни);

− эргономический (научная и безопасная для физического и психического здоровья организация труда с использованием новых информационно-телекоммуникационных технологий);

− этико-коммуникативный (соблюдение нравственных норм в общении, правил речевой культуры и сетевого этикета);

− эстетический (различение прекрасного и безобразного в информационной среде, творческая деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных технологий).

Информационная культура отличается от информационной грамотности (компьютерной грамотности), подразумевающей усвоение знаний об информационно-телекоммуникационных технологиях, умений и навыков их применения в типовых ситуациях профессиональной деятельности, а также от информационной компетентности, предполагающей готовность будущего специалиста к эффективному решению нестандартных профессиональных задач, сформированностью личностной (ценностно-смысловой) позиции [5]. Под позицией в инфосреде понимается система взаимно согласованных отношений личности к информационному окружению и к себе в этом окружении. Личностная позиция является ядром информационной культуры, поэтому ее формирование у курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России представляется первостепенной задачей.

Диалектика развития личностной позиции в разработанной нами модели выглядит как смена усложняющихся субъектных статусов обучающегося в информационной среде и соответствующих им психологических механизмов личностного роста:

1) адаптирующийся к инфосреде индивид (психологические механизмы приспособления к среде и познания среды);

2) самостоятельный пользователь инфосреды (психологические механизмы свободного выбора целей и средств информационной деятельности, соревнования с другими пользователями в среде);

3) рефлексирующая свое взаимодействие с инфосредой личность (психологические механизмы смыслообразования, диалога с референтной группой в среде);

4) творческая индивидуальность (психологические механизмы самореализации и саморегуляции в среде).

Каждому из четырех личностных статусов обучающегося соответствуют свои условия образовательного процесса. Задача педагогов вуза МВД России (преподавателей, кураторов, курсовых офицеров, сотрудников подразделений воспитательной работы и др.) состоит в проектировании таких условий взаимодействия обучающихся с информационно-образовательной средой (в нашем случае интернет-средой), которые бы способствовали их продвижению от меньшей субъектной активности к большей.

Итак, для только что поступивших в университет, академию или институт МВД России первокурсников необходимо создать адаптирующие условия их взаимодействия с интернет-средой. Это означает, что влияние интернета должно быть в этот период дозированным и упорядоченным. Таковым может быть адресное изучение официальных сайтов МВД России и образовательной организации, знакомство с рекомендованными педагогами электронными образовательными ресурсами, онлайн или офлайн-консультации с педагогическими работниками по вопросам обучения. Само взаимодействие должно строиться на основе усвоенного обучающимися правил сетевого этикета и осуществляться под руководством педагогического субъекта. В этот период помощь в развитии информационной культуры могут оказать специально разработанные в вузе квази-интернет-проекты (такие, например, как созданный преподавателями кафедры информатики и математики Волгоградской академии МВД России гипертекстовый мультимедийный проект «Информационный помощник первокурсника»), которые будут снабжать курсантов необходимой в начальный период обучения систематизированной информацией.

После того, как процесс адаптации завершился, нормы и правила взаимодействия с интернет-средой усвоены, обучающимся могут быть предоставлены условия для самостоятельной деятельности в интернете: свободного выбора источников учебной и досуговой информации, а также технологических средств учебно-информационной деятельности. Таковыми для обучающихся в вузах МВД России могут стать официальные интернет-сайты правовой (профессиональной) направленности, справочные правовые системы (КонсультантПлюс, Гарант, СТРАС-юрист и др.), тематические сайты и блоги преподавателей, а также средства коммуникации как внутри учебных групп и курсов, так и обучающихся с педагогическими субъектами (мессенджеры, почтовые и СМС-сервисы и др.). В этот период стремление обучающихся испытать себя в интернет-среде должно быть поддержано их участием в интернет-олимпиадах и викторинах, различных сетевых научных и творческих конкурсах, в том числе межвузовских и ведомственных. На этом этапе большое значение имеет объективная оценка успешности деятельности обучающихся в интернет-среде, сравнение с результатами активности других на основе эталонных требований. Это позволяет обучающимся более адекватно оценивать свои способности и возможности, определяет сферы их дальнейшей самореализации и знаменует переход к следующему этапу.

Третий этап формирования культуры взаимодействия с интернет-средой состоит в актуализации рефлексивно-критического мышления обучающихся, выработке ими системы базовых ценностей и смыслов деятельности в интернете. В этих целях педагогическими субъектами создаются условия для диалога в инфосреде, предъявления обучающимися своего мнения, выражения своей личностной позиции в отношении неоднозначных интернет-явлений и фактов. Дискуссии по проблемам индивидуального этического выбора интернет-контента с оценкой со стороны референтной для обучающегося группы и одновременным предъявлением культурных форм реализации сетевой активности являются ведущими педагогическими средствами развития информационной культуры личности. На этом этапе рекомендуется организация педагогами участия обучающихся в проблемно-тематических форумах, их выступлений по этико-сетевым вопросам на научных конференциях, проводимых в том числе в интернет-формате. Значимой на этом этапе является социальная оценка, принятие персональных идей и предложений сетевым сообществом.

Переход курсантов и слушателей на четвертый этап означает их готовность к практическому осуществлению своей личностной позиции в интернет-пространстве, проверке истинности системы своих ценностей и смыслов. В этой ситуации педагогическим субъектам необходимо предоставить обучающимся условия для самоутверждения и творческой самореализации. Такими условиями выступают предоставление максимальных возможностей для интернет-активности (снятие всевозможных ограничений), а также исключение всевозможных внешних стимулов и педагогического контроля. Пребывая на этом этапе развития информационной культуры, курсанты и слушатели самостоятельно оценивают и регулируют свою деятельность, с опорой на практику корректируют свои представления и убеждения. На этом этапе обучающиеся способны к инновационной деятельности в интернете: разработке своих собственных интернет-ресурсов (например, веб-сайтов профессиональной направленности и др.), созданию новых сетевых общностей, выполнению социально и личностно значимых интернет-проектов (например, благотворительных, по правовому просвещению граждан и др.).

Выводы

1. Проектирование процесса воспитания у обучающихся вузов МВД России культуры взаимодействия с интернет-средой, понимаемого как развитие личности во взаимодействии с инфосредой, требует применения личностно-ориентированного подхода, раскрывающего специфику создания в педагогическом процессе условий для наращивания курсантами и слушателями опыта познания интернет-среды и самопознания, ценностно-смыслового самоопределения и творческого самоутверждения.

2. Педагогическими условиями воспитания у обучающихся вузов МВД России культуры взаимодействия с интернет-средой являются условия упорядочивания и дозированности интернет-влияния, свободного выбора ресурсов и средств сетевой деятельности и участия в интернет-конкурсах, проблемно-этические дискуссии и форумы на интернет-площадках, возможности для создания персонализированных сетевых проектов, которые поэтапно проектируются в образовательном процессе и реализуются в том числе с использованием конструктивно-технологических возможностей сети Интернет.


Библиографическая ссылка

Ходякова Н.В. ВОСПИТАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНТЕРНЕТ-СРЕДОЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 5. – С. 79-83;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39621 (дата обращения: 14.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674