Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TASKS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS-TEACHERS IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Toma Zh.V. 1 Emelin V.N. 2 Narkevich-Iodko M.S. 2
1 Penza State University
2 Penza State Agrarian University
The article deals with the challenges of the digital transformation of education. The digital transformation of education is presented as a complex transformation of the activities of the university, associated with a successful transition to new models of the educational process, university management, communication channels, achievement of educational results, socializing and educational processes, corporate culture, which are based on fundamentally new approaches to data management using digital technologies. technologies, in order to improve its efficiency and long-term sustainability. As an adequate response to digital realities, the tasks that are solved by the professional education of students – future teachers are indicated. These tasks are of a general nature and indicate the ways of transforming the educational process to the digital demands of training professional personnel. As tasks of professional education of students in the context of digital transformation of education, various points of view are given as key strongholds for the development of factors that determine education in digital conditions. The work at the theoretical level provides justifications for those processes that, as tasks of professional education, allow for the qualitative integration of digital changes into the educational environment of the university. In conclusion, the paper outlined the need to find common ground with the current generation of young people as a condition for the successful integration of professional education into digital formats that can take into account the trends of the time and broadcast the cultural and historical values of education and education as a condition for the training of highly professional teaching staff.
professional education
higher education
students
future teachers
digital transformation of education
socialization
professional qualities

Цифровые изменения определяют на данном этапе жизнь и деятельность современного человека, при этом требуется упорядочить их влияние. Одним из путей управляемой цифровизации стала ориентация на системную цифровую трансформацию образования, в том числе и высшего. Новая реальность выявила как перспективы, так и проблемы. Современные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров не снижаются, а наоборот, приобретают новые черты, связанные с цифровыми изменениями, произошедшими и происходящими во всех сферах жизнедеятельности человека. Безусловно, подобное влияние относится к глобальным и, как указывают исследователи, носит характер не эволюционный, а революционный [1]. Современная реальность, отличающаяся нестабильностью, сверхдинамичностью, неопределенностью и неизвестностью, выдвигает новые требования к подготовке будущих педагогов.

Подготовка нового типа педагогов, готовых строить педагогический процесс, основанный на общечеловеческих ценностях, в условиях цифровой реальности, принимающих и активно откликающихся на вызовы изменений в обществе и понимающих острую необходимость постоянного самосовершенствования, является целью профессионального воспитания современных студентов.

Цель исследования – анализ задач, выдвигаемых процессом цифровой трансформации образования, для решения в ходе профессионального воспитания студентов – будущих педагогов.

Методы и методология исследования

Рассматривая вопросы профессионального воспитания современных студентов – будущих педагогов, авторы использовали методы анализа и оценки теоретических данных о цифровой трансформации, образовании, воспитании, позволившие уточнить ключевые особенности происходящих изменений воспитательного процесса и систематизировать факты влияния изучаемого явления на изменения среды, взаимодействия (коммуникации), построения образовательного процесса и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность профессионального воспитания будущих педагогов раскрывается в задачах, которые ставит перед ним цифровая трансформация образования. Воспитание в вузе занимает одно из главных мест на этапе подготовки студентов. Организованный процесс профессионального образования студентов начинается с воспитания. Как отмечал в своих работах Ю.К. Бабанский, процесс воспитания воздействует на самообучение, на активность студентов, поскольку опирается на отношение, эмоции и действия человека, благодаря которым может сильно влиять на них [2]. Таким образом, воспитательный процесс незаменим в формировании личности будущего профессионала, устремленной в будущее и ориентированной на саморазвитие и совершенствование пространства вокруг себя.

Ключевые параметры этого процесса были адаптированы к образованию путем использования определения, данного в Методических рекомендациях по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [3]. На данном этапе цифровая трансформация высшего образования может быть определена как комплексное преобразование деятельности вуза, связанное с успешным переходом к новым моделям образовательного процесса, управления вузом, каналов коммуникации, достижений образовательных результатов, социализирующих и воспитательных процессов, корпоративной культуры, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, с целью повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости. Таким образом, цифровая трансформация высшего образования – это не точечное изменение одной из сторон деятельности вуза. Это переход на новый формат работы университета, который формирует и развивает цифровую культуру вуза. Соответственно успешный переход к новым моделям воспитания возможен при условии адаптации системы профессионального воспитания студентов к цифровым изменениям.

Второй задачей, стоящей перед профессиональным воспитанием студентов, является формирование структуры их личности, мировоззрения, точек зрения, убеждений, интересов и стремлений. В условиях цифровой трансформации многих областей жизнедеятельности современного человека преимущества и риски цифровой среды должны быть контролируемы человеком. И в отношении профессионального образования большая задача ставится перед профессиональным воспитанием студентов, которое должно обеспечить устойчивую основу из ценностей и норм как в общественной, так и в профессиональной жизни, происходящих в реально-виртуальной (смешанной) среде.

Цифровая трансформация образования привела к появлению цифрового формата управления вузом и электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Эти два направления включили в систему последовательных изменений и другие виды деятельности вуза посредством использования разнообразных инструментов и технологий. Студенты оказались в условиях сложной и новой для них формы работы университета, и прежде всего для них это было сделано через активное погружение в работу с ресурсами ЭИОС. Таким образом, студенты столкнулись со средой, требующей от них активного участия, понимания ее механизмов и условий работы с ней, сочетания образовательной деятельности в реальном и виртуальном форматах. Виртуальность перестала быть добровольной, она приобрела обязательный характер. На настоящий момент социализация в цифровых условиях приобретает черты управляемого процесса. Но воспитание организованности, систематичности, ответственности студентов в работе с образовательным контентом ЭИОС нуждается в регуляции. Академичность, на которой строится ЭИОС, должна стать трендом воспитания профессионализма студентов.

Третьей задачей профессионального воспитания является создание условий для обеспечения готовности студентов результативно строить самостоятельную работу в электронной среде вуза.

Профессиональное воспитание, которое благодаря цифровой трансформации выходит в виртуальное пространство, будет опираться не только на живое взаимодействие с преподавателями (качество связи, техническая оснащенность пока еще находится не на требуемом уровне), но и на обогащение студентами своих знаний за счет изучения специальной литературы и различных источников, просмотр видео по педагогической или смежной тематике; участие в онлайн-конференциях (методических, практических, научных); посещение сайтов выставок и образовательных форумов. По мнению А.Н. Сафронова с соавторами, это может быть рассмотрено как информационно-средовой подход к профессиональному воспитанию студентов [4]. Тут важно разделять два воспитательных момента: это формирование навыков культурной коммуникации с преподавателем и другими участниками через сервисы ЭИОС и работа со специально созданными и подобранными ресурсами, оказывающими системное целенаправленное воспитательное воздействие на личности будущих педагогов (подобранные в соответствии с темой учебной программы педагогические сайты, статьи, интервью, беседы, обзоры и т.д.). Использование возможностей ЭИОС открывает доступ к сложившимся и передовым педагогическим практикам, знаниям выдающих педагогов.

Четвертой задачей, стоящей перед профессиональным воспитанием, является формирование у будущих педагогов стремления к саморазвитию на протяжении всей профессиональной деятельности. Цифровая трансформация привела к изменениям в требованиях к профессиональным навыкам педагогов. Важным является владение цифровыми технологиями при учете высокой предметной и педагогической подготовленности учителей. Современный этап подготовки педагогических кадров проходит под девизом непрерывного образования, которое ориентирует будущих педагогов на всех этапах своего профессионального становления совершенствоваться в своих и смежных знаниях и навыках.

Профессиональное воспитание студентов педагогического направления – это воспитание будущих педагогов, опирающихся в своей работе на понимание личности своих будущих учеников. Успех преподавательской деятельности заключается не в количестве знаний, приобретаемых учащимися, а в создании условий, формирующих интерес, потребность и упорство в приобретении знаний детьми. Будущие учителя познают особенности создания воспитательно-образовательной среды в виртуальном, реальном и смешанном форматах. Таким образом, профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов является необходимым условием формирования профессионально важных качеств личности, отвечающих требованиям существования современного человека в смешанной реальности с целью снижения и предупреждения негативного влияния цифровой среды на человека. Будущий педагог должен уметь управлять цифровой социализацией учащихся.

Пятая задача профессионального воспитания заключается в воспитании ответственности будущих педагогов за использование достижений цифровых технологий и предотвращение угроз со стороны цифровой среды для себя и обучающихся.

Цифровые трансформации являются источником социокультурных кризисов [5]; при работе с детьми нужно не только предупредить их проявление, но и сформировать устойчивую систему социально значимых ориентиров. Задачей профессионального педагогического образования является подготовка профессионального педагога, обладающего устойчивой системой знаний, ценностей и норм, принятых в обществе, не расходящейся с общегосударственной; способного передавать эти ценности в условиях современных социальных, экономических и политических трансформаций. В этих условиях важно сформировать у будущих педагогов понимание сути своей профессии. Она состоит не только в активном введении и использовании новшеств. Главное заключается в умении педагога строить естественный (традиционный) процесс воспитания и обучения детей в условиях кардинальных изменений содержания, средств и форм обучения и воспитания. Современный педагог должен владеть знаниями о цифровой среде и ее воздействии, использовать цифровые ресурсы и технологии для решения задач обучения и воспитания.

Общей задачей профессионального воспитания студентов-педагогов в условиях цифровой трансформации образования представляется сочетание субъективных компонентов, таких как:

– навыки культуры системного подхода в деятельности;

– владение общеметодологическими принципами организации деятельности;

– овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предвидеть негативные последствия чрезвычайных событий;

– формирование у будущего выпускника вуза толерантности в суждениях и деятельности [6].

Эти компоненты позволяют будущему педагогу достичь равновесного состояния в условиях постоянных трансформаций и изменений. Это важно еще и потому, что дает возможность видеть профессиональные педагогические цели, достижение которых уже осуществляется в условиях цифровой трансформации образования. Ведь сегодняшние студенты – это завтрашние педагоги.

Таким образом, профессиональное воспитание, осуществляемое в образовательном процессе, во внеучебной досуговой деятельности студентов, в научно-исследовательской работе, в академической среде вуза переходит в цифровой формат, обеспечивая управляемую социализацию студентов за счет использования инструментов цифровой среды: цифровых технологий, цифровых возможностей коммуникации (ограниченных только на данном этапе техническими и технологическими возможностями), работы с большими объемами данных и т.д. Разработанная в рамках цифровой трансформации электронная информационно-образовательная среда представляет собой виртуальную структуру, предполагающую управление процессом цифровой социализации студентов в период обучения в вузе. Перспективы ЭИОС в подготовке педагогических кадров заключаются в профессиональной значимости для будущих педагогов знаний и умений работать с виртуальными пространствами, формируя их как образовательные и воспитательные среды для обучающихся. Создается профессионально-педагогический фундамент для будущих педагогов в решении образовательных задач с учетом особенностей цифровой реальности.

Характер и динамика происходящих изменений в обществе, поведении, установках нашли отражение в культуре и мировоззрении современного молодого поколения. В этом отношении одной из задач профессионального воспитания является адаптация его процессов к особенностям современного поколения молодых людей для формирования профессионально и педагогически значимых качеств личности будущих педагогов. Причем динамика этих изменений носит быстрый характер и объем изменений значителен. Молодежная среда отличается новым пониманием образа жизни и своего места в этой жизни. Формирование мировоззрения современных молодых поколений произошло под влиянием социальных, экономических и политических течений, которые главным инструментом своего продвижения избрали цифровые достижения. Ориентироваться только на накопленные данные о формировании человека в студенческом возрасте, не учитывая особенностей современного поколения, нельзя, особенно при решении задач профессиональной подготовки в период обучения в вузе. В случае с будущими педагогами это задача актуальна вдвойне, поскольку педагог является прямым участником процесса воспитания будущих поколений путем передачи и сохранения в качестве личностной ценности тех общечеловеческих норм, которые определяют не только духовность человека, но и его отношение к труду, учебе, людям, стране и т.д. [7].

Одной из социокультурных угроз является, по мнению С.А. Кравченко, стремление молодых людей освободиться от культурного кода. Это находит отражение и в межкультурном растворении, которое влечет за собой потерю национальной идентичности [8]. Другой проблемой является распространение информации, не несущей в себе никакого культурного смысла. Это ведет к изменению представлений о счастье, справедливости, успехе, профессиональных достижениях. По мнению А.А. Строкова, теряется потребность в систематизации своего мировоззрения, упрощается отношение к своему профессиональному долгу, этим обусловлен поиск более простого и легкого в обеспечении своей жизнедеятельности пути (в том числе и выборе профессии). Развивается шаблонное мышление [9]. Особенности цифровой среды, которая в большинстве своем воспринимается молодыми людьми как форма досуга и развлечения, наполненного определенным контентом, ведут к потере морального ориентира, влияющего на формирование ценностного отношения к Родине, а вместе с тем – и к непониманию своего места в успехе и развитии своей страны. Профессиональные ориентиры носят индивидуалистический и конформистский характер. Отмечается пассивное участие молодых людей в социальной жизни, носящей конструктивный характер [10]. Будущему педагогу, находящемуся в таком неустойчивом статусе, профессиональном поиске и самоопределении, должно быть уделено пристальное внимание.

Предотвратить дальнейшее усиление социокультурных угроз в условиях расширяющейся инфосферы возможно средствами профессионального воспитания. Путями достижения этого являются воспитание цифровой культуры, управление социализацией, обеспечение когнитивной безопасности, воспитание нравственной устойчивости, медийной грамотности [11].

Таким образом, современное понимание профессионального воспитания студентов расширяется за счет происходящих глобальных изменений, связанных с цифровой трансформацией. Выдвинутая в качестве государственного национального проекта трансформация образования определяет требования целенаправленной подготовки студентов к работе в новых условиях. В связи с этим следует сказать, что профессиональное воспитание будущих педагогов представляет собой целенаправленный процесс формирования личности, адаптированной к решению педагогических задач в условиях смешанной реальности на основе усвоенных ценностей педагогического труда.

Заключение

Современные цифровые изменения привели к появлению новой реальности, новых условий жизни и работы. Новые требования определяют в подготовке будущих педагогов их профессионально-педагогическую готовность решать задачи формирования личности молодых поколений в условиях жизни и работы в смешанной реальности. В этих условиях овладение новыми цифровыми технологиями, их возможностями и понимание угроз, исходящих от них, требуют от системы высшего педагогического образования перенастроить процесс профессионального воспитания студентов через из самовосприятие как педагогов, работа которых строится на традиционных механизмах воспитания и обучения. Преодоление студентами утилитарного понимания образовательного процесса как процесса обучения, в котором без внимания остается воспитание, является основной задачей профессионального воспитания студентов в условиях цифровой реальности.