Цифровые изменения определяют на данном этапе жизнь и деятельность современного человека, при этом требуется упорядочить их влияние. Одним из путей управляемой цифровизации стала ориентация на системную цифровую трансформацию образования, в том числе и высшего. Новая реальность выявила как перспективы, так и проблемы. Современные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров не снижаются, а наоборот, приобретают новые черты, связанные с цифровыми изменениями, произошедшими и происходящими во всех сферах жизнедеятельности человека. Безусловно, подобное влияние относится к глобальным и, как указывают исследователи, носит характер не эволюционный, а революционный [1]. Современная реальность, отличающаяся нестабильностью, сверхдинамичностью, неопределенностью и неизвестностью, выдвигает новые требования к подготовке будущих педагогов.
Подготовка нового типа педагогов, готовых строить педагогический процесс, основанный на общечеловеческих ценностях, в условиях цифровой реальности, принимающих и активно откликающихся на вызовы изменений в обществе и понимающих острую необходимость постоянного самосовершенствования, является целью профессионального воспитания современных студентов.
Цель исследования – анализ задач, выдвигаемых процессом цифровой трансформации образования, для решения в ходе профессионального воспитания студентов – будущих педагогов.
Методы и методология исследования
Рассматривая вопросы профессионального воспитания современных студентов – будущих педагогов, авторы использовали методы анализа и оценки теоретических данных о цифровой трансформации, образовании, воспитании, позволившие уточнить ключевые особенности происходящих изменений воспитательного процесса и систематизировать факты влияния изучаемого явления на изменения среды, взаимодействия (коммуникации), построения образовательного процесса и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
Эффективность профессионального воспитания будущих педагогов раскрывается в задачах, которые ставит перед ним цифровая трансформация образования. Воспитание в вузе занимает одно из главных мест на этапе подготовки студентов. Организованный процесс профессионального образования студентов начинается с воспитания. Как отмечал в своих работах Ю.К. Бабанский, процесс воспитания воздействует на самообучение, на активность студентов, поскольку опирается на отношение, эмоции и действия человека, благодаря которым может сильно влиять на них [2]. Таким образом, воспитательный процесс незаменим в формировании личности будущего профессионала, устремленной в будущее и ориентированной на саморазвитие и совершенствование пространства вокруг себя.
Ключевые параметры этого процесса были адаптированы к образованию путем использования определения, данного в Методических рекомендациях по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [3]. На данном этапе цифровая трансформация высшего образования может быть определена как комплексное преобразование деятельности вуза, связанное с успешным переходом к новым моделям образовательного процесса, управления вузом, каналов коммуникации, достижений образовательных результатов, социализирующих и воспитательных процессов, корпоративной культуры, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, с целью повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости. Таким образом, цифровая трансформация высшего образования – это не точечное изменение одной из сторон деятельности вуза. Это переход на новый формат работы университета, который формирует и развивает цифровую культуру вуза. Соответственно успешный переход к новым моделям воспитания возможен при условии адаптации системы профессионального воспитания студентов к цифровым изменениям.
Второй задачей, стоящей перед профессиональным воспитанием студентов, является формирование структуры их личности, мировоззрения, точек зрения, убеждений, интересов и стремлений. В условиях цифровой трансформации многих областей жизнедеятельности современного человека преимущества и риски цифровой среды должны быть контролируемы человеком. И в отношении профессионального образования большая задача ставится перед профессиональным воспитанием студентов, которое должно обеспечить устойчивую основу из ценностей и норм как в общественной, так и в профессиональной жизни, происходящих в реально-виртуальной (смешанной) среде.
Цифровая трансформация образования привела к появлению цифрового формата управления вузом и электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Эти два направления включили в систему последовательных изменений и другие виды деятельности вуза посредством использования разнообразных инструментов и технологий. Студенты оказались в условиях сложной и новой для них формы работы университета, и прежде всего для них это было сделано через активное погружение в работу с ресурсами ЭИОС. Таким образом, студенты столкнулись со средой, требующей от них активного участия, понимания ее механизмов и условий работы с ней, сочетания образовательной деятельности в реальном и виртуальном форматах. Виртуальность перестала быть добровольной, она приобрела обязательный характер. На настоящий момент социализация в цифровых условиях приобретает черты управляемого процесса. Но воспитание организованности, систематичности, ответственности студентов в работе с образовательным контентом ЭИОС нуждается в регуляции. Академичность, на которой строится ЭИОС, должна стать трендом воспитания профессионализма студентов.
Третьей задачей профессионального воспитания является создание условий для обеспечения готовности студентов результативно строить самостоятельную работу в электронной среде вуза.
Профессиональное воспитание, которое благодаря цифровой трансформации выходит в виртуальное пространство, будет опираться не только на живое взаимодействие с преподавателями (качество связи, техническая оснащенность пока еще находится не на требуемом уровне), но и на обогащение студентами своих знаний за счет изучения специальной литературы и различных источников, просмотр видео по педагогической или смежной тематике; участие в онлайн-конференциях (методических, практических, научных); посещение сайтов выставок и образовательных форумов. По мнению А.Н. Сафронова с соавторами, это может быть рассмотрено как информационно-средовой подход к профессиональному воспитанию студентов [4]. Тут важно разделять два воспитательных момента: это формирование навыков культурной коммуникации с преподавателем и другими участниками через сервисы ЭИОС и работа со специально созданными и подобранными ресурсами, оказывающими системное целенаправленное воспитательное воздействие на личности будущих педагогов (подобранные в соответствии с темой учебной программы педагогические сайты, статьи, интервью, беседы, обзоры и т.д.). Использование возможностей ЭИОС открывает доступ к сложившимся и передовым педагогическим практикам, знаниям выдающих педагогов.
Четвертой задачей, стоящей перед профессиональным воспитанием, является формирование у будущих педагогов стремления к саморазвитию на протяжении всей профессиональной деятельности. Цифровая трансформация привела к изменениям в требованиях к профессиональным навыкам педагогов. Важным является владение цифровыми технологиями при учете высокой предметной и педагогической подготовленности учителей. Современный этап подготовки педагогических кадров проходит под девизом непрерывного образования, которое ориентирует будущих педагогов на всех этапах своего профессионального становления совершенствоваться в своих и смежных знаниях и навыках.
Профессиональное воспитание студентов педагогического направления – это воспитание будущих педагогов, опирающихся в своей работе на понимание личности своих будущих учеников. Успех преподавательской деятельности заключается не в количестве знаний, приобретаемых учащимися, а в создании условий, формирующих интерес, потребность и упорство в приобретении знаний детьми. Будущие учителя познают особенности создания воспитательно-образовательной среды в виртуальном, реальном и смешанном форматах. Таким образом, профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов является необходимым условием формирования профессионально важных качеств личности, отвечающих требованиям существования современного человека в смешанной реальности с целью снижения и предупреждения негативного влияния цифровой среды на человека. Будущий педагог должен уметь управлять цифровой социализацией учащихся.
Пятая задача профессионального воспитания заключается в воспитании ответственности будущих педагогов за использование достижений цифровых технологий и предотвращение угроз со стороны цифровой среды для себя и обучающихся.
Цифровые трансформации являются источником социокультурных кризисов [5]; при работе с детьми нужно не только предупредить их проявление, но и сформировать устойчивую систему социально значимых ориентиров. Задачей профессионального педагогического образования является подготовка профессионального педагога, обладающего устойчивой системой знаний, ценностей и норм, принятых в обществе, не расходящейся с общегосударственной; способного передавать эти ценности в условиях современных социальных, экономических и политических трансформаций. В этих условиях важно сформировать у будущих педагогов понимание сути своей профессии. Она состоит не только в активном введении и использовании новшеств. Главное заключается в умении педагога строить естественный (традиционный) процесс воспитания и обучения детей в условиях кардинальных изменений содержания, средств и форм обучения и воспитания. Современный педагог должен владеть знаниями о цифровой среде и ее воздействии, использовать цифровые ресурсы и технологии для решения задач обучения и воспитания.
Общей задачей профессионального воспитания студентов-педагогов в условиях цифровой трансформации образования представляется сочетание субъективных компонентов, таких как:
– навыки культуры системного подхода в деятельности;
– владение общеметодологическими принципами организации деятельности;
– овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предвидеть негативные последствия чрезвычайных событий;
– формирование у будущего выпускника вуза толерантности в суждениях и деятельности [6].
Эти компоненты позволяют будущему педагогу достичь равновесного состояния в условиях постоянных трансформаций и изменений. Это важно еще и потому, что дает возможность видеть профессиональные педагогические цели, достижение которых уже осуществляется в условиях цифровой трансформации образования. Ведь сегодняшние студенты – это завтрашние педагоги.
Таким образом, профессиональное воспитание, осуществляемое в образовательном процессе, во внеучебной досуговой деятельности студентов, в научно-исследовательской работе, в академической среде вуза переходит в цифровой формат, обеспечивая управляемую социализацию студентов за счет использования инструментов цифровой среды: цифровых технологий, цифровых возможностей коммуникации (ограниченных только на данном этапе техническими и технологическими возможностями), работы с большими объемами данных и т.д. Разработанная в рамках цифровой трансформации электронная информационно-образовательная среда представляет собой виртуальную структуру, предполагающую управление процессом цифровой социализации студентов в период обучения в вузе. Перспективы ЭИОС в подготовке педагогических кадров заключаются в профессиональной значимости для будущих педагогов знаний и умений работать с виртуальными пространствами, формируя их как образовательные и воспитательные среды для обучающихся. Создается профессионально-педагогический фундамент для будущих педагогов в решении образовательных задач с учетом особенностей цифровой реальности.
Характер и динамика происходящих изменений в обществе, поведении, установках нашли отражение в культуре и мировоззрении современного молодого поколения. В этом отношении одной из задач профессионального воспитания является адаптация его процессов к особенностям современного поколения молодых людей для формирования профессионально и педагогически значимых качеств личности будущих педагогов. Причем динамика этих изменений носит быстрый характер и объем изменений значителен. Молодежная среда отличается новым пониманием образа жизни и своего места в этой жизни. Формирование мировоззрения современных молодых поколений произошло под влиянием социальных, экономических и политических течений, которые главным инструментом своего продвижения избрали цифровые достижения. Ориентироваться только на накопленные данные о формировании человека в студенческом возрасте, не учитывая особенностей современного поколения, нельзя, особенно при решении задач профессиональной подготовки в период обучения в вузе. В случае с будущими педагогами это задача актуальна вдвойне, поскольку педагог является прямым участником процесса воспитания будущих поколений путем передачи и сохранения в качестве личностной ценности тех общечеловеческих норм, которые определяют не только духовность человека, но и его отношение к труду, учебе, людям, стране и т.д. [7].
Одной из социокультурных угроз является, по мнению С.А. Кравченко, стремление молодых людей освободиться от культурного кода. Это находит отражение и в межкультурном растворении, которое влечет за собой потерю национальной идентичности [8]. Другой проблемой является распространение информации, не несущей в себе никакого культурного смысла. Это ведет к изменению представлений о счастье, справедливости, успехе, профессиональных достижениях. По мнению А.А. Строкова, теряется потребность в систематизации своего мировоззрения, упрощается отношение к своему профессиональному долгу, этим обусловлен поиск более простого и легкого в обеспечении своей жизнедеятельности пути (в том числе и выборе профессии). Развивается шаблонное мышление [9]. Особенности цифровой среды, которая в большинстве своем воспринимается молодыми людьми как форма досуга и развлечения, наполненного определенным контентом, ведут к потере морального ориентира, влияющего на формирование ценностного отношения к Родине, а вместе с тем – и к непониманию своего места в успехе и развитии своей страны. Профессиональные ориентиры носят индивидуалистический и конформистский характер. Отмечается пассивное участие молодых людей в социальной жизни, носящей конструктивный характер [10]. Будущему педагогу, находящемуся в таком неустойчивом статусе, профессиональном поиске и самоопределении, должно быть уделено пристальное внимание.
Предотвратить дальнейшее усиление социокультурных угроз в условиях расширяющейся инфосферы возможно средствами профессионального воспитания. Путями достижения этого являются воспитание цифровой культуры, управление социализацией, обеспечение когнитивной безопасности, воспитание нравственной устойчивости, медийной грамотности [11].
Таким образом, современное понимание профессионального воспитания студентов расширяется за счет происходящих глобальных изменений, связанных с цифровой трансформацией. Выдвинутая в качестве государственного национального проекта трансформация образования определяет требования целенаправленной подготовки студентов к работе в новых условиях. В связи с этим следует сказать, что профессиональное воспитание будущих педагогов представляет собой целенаправленный процесс формирования личности, адаптированной к решению педагогических задач в условиях смешанной реальности на основе усвоенных ценностей педагогического труда.
Заключение
Современные цифровые изменения привели к появлению новой реальности, новых условий жизни и работы. Новые требования определяют в подготовке будущих педагогов их профессионально-педагогическую готовность решать задачи формирования личности молодых поколений в условиях жизни и работы в смешанной реальности. В этих условиях овладение новыми цифровыми технологиями, их возможностями и понимание угроз, исходящих от них, требуют от системы высшего педагогического образования перенастроить процесс профессионального воспитания студентов через из самовосприятие как педагогов, работа которых строится на традиционных механизмах воспитания и обучения. Преодоление студентами утилитарного понимания образовательного процесса как процесса обучения, в котором без внимания остается воспитание, является основной задачей профессионального воспитания студентов в условиях цифровой реальности.
Библиографическая ссылка
Тома Ж.В., Емелин В.Н., Наркевич-Йодко М.С. ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 5. – С. 62-66;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39618 (дата обращения: 15.01.2025).