Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Тома Ж.В. 1 Емелин В.Н. 2 Наркевич-Йодко М.С. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет»
В статье рассматриваются вызовы цифровой трансформации образования. Цифровая трансформация образования представлена как комплексное преобразование деятельности вуза, связанное с успешным переходом к новым моделям образовательного процесса, управления вузом, каналов коммуникации, достижений образовательных результатов, социализирующих и воспитательных процессов, корпоративной культуры, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, с целью повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости. В качестве адекватного ответа на цифровые реалии обозначены задачи, которые решает профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов. Указанные задачи носят обобщающий характер и обозначают пути трансформации воспитательного процесса под цифровые запросы подготовки профессиональных кадров. В качестве задач профессионального воспитания студентов в условиях цифровой трансформации образования приводятся различные точки зрения как ключевые опорные пункты для разработки факторов, определяющих воспитание в цифровых условиях. В работе на теоретическом уровне даны обоснования тех процессов, которые в качестве задач профессионального воспитания позволяют качественно осуществлять интеграцию цифровых изменений в образовательную среду вуза. В заключение в работе была обозначена необходимость поиска точек соприкосновения с современным поколением молодых людей как условия успешной интеграции профессионального воспитания в цифровые форматы, способные учитывать тенденции времени и транслировать культурно-исторические ценности воспитания и образования как условия подготовки высокопрофессиональных педагогических кадров.
профессиональное воспитание
высшая школа
студенты
будущие педагоги
цифровая трансформация образования
социализация
профессиональные качества
1. Карцхия А.А. Цифровая революция: новые технологии и новая реальность // Правовая информатика. 2017. № 1. С. 13-18.
2. Шубина О.Н. Характеристика методов и способ обучения по Ю.К. Бабанскому // Обучение и воспитание: методики и практики. 2016. № 30-1. С. 146-151.
3. Обушева К.А. Цифровая трансформация государственного управления // Молодой ученый. 2022. № 20 (415). С. 490-493.
4. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранения здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 3.03.2023).
5. Кисляков П.А., Меерсон А.-Л.С., Шмелёва Е.А., Александрович М.О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 9. С. 142-165.
6. Гущина Г.А. Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 15. С. 9-14.
7. Хлебников Г.В. Философия информации Лучано Флориди // Метафизика. 2013. № 4 (10). С. 35-48.
8. Кравченко С.А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 48-57.
9. Строков А.А. Гуманитарная безопасность России в условиях цифровизации образования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2020. № 1 (33). С. 156-163.
10. Красноруцкий А.П. Возможные социокультурные трансформации сетевого поколения России // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 3. С. 155-164.
11. Zakharov M.Y., Starovoitova I.E., Shishkova A.V. Cognitive Security in the Digital Age: Types, Levels, Functions // Popkova E.G., Ostrovskaya V.N., Bogoviz A.V. (eds) Socioeconomic Systems: Paradigms for the Future. Studies in Systems, Decision and Control. Springer, Cham. 2021. T. 314. P. 881-888.

Цифровые изменения определяют на данном этапе жизнь и деятельность современного человека, при этом требуется упорядочить их влияние. Одним из путей управляемой цифровизации стала ориентация на системную цифровую трансформацию образования, в том числе и высшего. Новая реальность выявила как перспективы, так и проблемы. Современные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров не снижаются, а наоборот, приобретают новые черты, связанные с цифровыми изменениями, произошедшими и происходящими во всех сферах жизнедеятельности человека. Безусловно, подобное влияние относится к глобальным и, как указывают исследователи, носит характер не эволюционный, а революционный [1]. Современная реальность, отличающаяся нестабильностью, сверхдинамичностью, неопределенностью и неизвестностью, выдвигает новые требования к подготовке будущих педагогов.

Подготовка нового типа педагогов, готовых строить педагогический процесс, основанный на общечеловеческих ценностях, в условиях цифровой реальности, принимающих и активно откликающихся на вызовы изменений в обществе и понимающих острую необходимость постоянного самосовершенствования, является целью профессионального воспитания современных студентов.

Цель исследования – анализ задач, выдвигаемых процессом цифровой трансформации образования, для решения в ходе профессионального воспитания студентов – будущих педагогов.

Методы и методология исследования

Рассматривая вопросы профессионального воспитания современных студентов – будущих педагогов, авторы использовали методы анализа и оценки теоретических данных о цифровой трансформации, образовании, воспитании, позволившие уточнить ключевые особенности происходящих изменений воспитательного процесса и систематизировать факты влияния изучаемого явления на изменения среды, взаимодействия (коммуникации), построения образовательного процесса и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность профессионального воспитания будущих педагогов раскрывается в задачах, которые ставит перед ним цифровая трансформация образования. Воспитание в вузе занимает одно из главных мест на этапе подготовки студентов. Организованный процесс профессионального образования студентов начинается с воспитания. Как отмечал в своих работах Ю.К. Бабанский, процесс воспитания воздействует на самообучение, на активность студентов, поскольку опирается на отношение, эмоции и действия человека, благодаря которым может сильно влиять на них [2]. Таким образом, воспитательный процесс незаменим в формировании личности будущего профессионала, устремленной в будущее и ориентированной на саморазвитие и совершенствование пространства вокруг себя.

Ключевые параметры этого процесса были адаптированы к образованию путем использования определения, данного в Методических рекомендациях по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [3]. На данном этапе цифровая трансформация высшего образования может быть определена как комплексное преобразование деятельности вуза, связанное с успешным переходом к новым моделям образовательного процесса, управления вузом, каналов коммуникации, достижений образовательных результатов, социализирующих и воспитательных процессов, корпоративной культуры, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, с целью повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости. Таким образом, цифровая трансформация высшего образования – это не точечное изменение одной из сторон деятельности вуза. Это переход на новый формат работы университета, который формирует и развивает цифровую культуру вуза. Соответственно успешный переход к новым моделям воспитания возможен при условии адаптации системы профессионального воспитания студентов к цифровым изменениям.

Второй задачей, стоящей перед профессиональным воспитанием студентов, является формирование структуры их личности, мировоззрения, точек зрения, убеждений, интересов и стремлений. В условиях цифровой трансформации многих областей жизнедеятельности современного человека преимущества и риски цифровой среды должны быть контролируемы человеком. И в отношении профессионального образования большая задача ставится перед профессиональным воспитанием студентов, которое должно обеспечить устойчивую основу из ценностей и норм как в общественной, так и в профессиональной жизни, происходящих в реально-виртуальной (смешанной) среде.

Цифровая трансформация образования привела к появлению цифрового формата управления вузом и электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Эти два направления включили в систему последовательных изменений и другие виды деятельности вуза посредством использования разнообразных инструментов и технологий. Студенты оказались в условиях сложной и новой для них формы работы университета, и прежде всего для них это было сделано через активное погружение в работу с ресурсами ЭИОС. Таким образом, студенты столкнулись со средой, требующей от них активного участия, понимания ее механизмов и условий работы с ней, сочетания образовательной деятельности в реальном и виртуальном форматах. Виртуальность перестала быть добровольной, она приобрела обязательный характер. На настоящий момент социализация в цифровых условиях приобретает черты управляемого процесса. Но воспитание организованности, систематичности, ответственности студентов в работе с образовательным контентом ЭИОС нуждается в регуляции. Академичность, на которой строится ЭИОС, должна стать трендом воспитания профессионализма студентов.

Третьей задачей профессионального воспитания является создание условий для обеспечения готовности студентов результативно строить самостоятельную работу в электронной среде вуза.

Профессиональное воспитание, которое благодаря цифровой трансформации выходит в виртуальное пространство, будет опираться не только на живое взаимодействие с преподавателями (качество связи, техническая оснащенность пока еще находится не на требуемом уровне), но и на обогащение студентами своих знаний за счет изучения специальной литературы и различных источников, просмотр видео по педагогической или смежной тематике; участие в онлайн-конференциях (методических, практических, научных); посещение сайтов выставок и образовательных форумов. По мнению А.Н. Сафронова с соавторами, это может быть рассмотрено как информационно-средовой подход к профессиональному воспитанию студентов [4]. Тут важно разделять два воспитательных момента: это формирование навыков культурной коммуникации с преподавателем и другими участниками через сервисы ЭИОС и работа со специально созданными и подобранными ресурсами, оказывающими системное целенаправленное воспитательное воздействие на личности будущих педагогов (подобранные в соответствии с темой учебной программы педагогические сайты, статьи, интервью, беседы, обзоры и т.д.). Использование возможностей ЭИОС открывает доступ к сложившимся и передовым педагогическим практикам, знаниям выдающих педагогов.

Четвертой задачей, стоящей перед профессиональным воспитанием, является формирование у будущих педагогов стремления к саморазвитию на протяжении всей профессиональной деятельности. Цифровая трансформация привела к изменениям в требованиях к профессиональным навыкам педагогов. Важным является владение цифровыми технологиями при учете высокой предметной и педагогической подготовленности учителей. Современный этап подготовки педагогических кадров проходит под девизом непрерывного образования, которое ориентирует будущих педагогов на всех этапах своего профессионального становления совершенствоваться в своих и смежных знаниях и навыках.

Профессиональное воспитание студентов педагогического направления – это воспитание будущих педагогов, опирающихся в своей работе на понимание личности своих будущих учеников. Успех преподавательской деятельности заключается не в количестве знаний, приобретаемых учащимися, а в создании условий, формирующих интерес, потребность и упорство в приобретении знаний детьми. Будущие учителя познают особенности создания воспитательно-образовательной среды в виртуальном, реальном и смешанном форматах. Таким образом, профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов является необходимым условием формирования профессионально важных качеств личности, отвечающих требованиям существования современного человека в смешанной реальности с целью снижения и предупреждения негативного влияния цифровой среды на человека. Будущий педагог должен уметь управлять цифровой социализацией учащихся.

Пятая задача профессионального воспитания заключается в воспитании ответственности будущих педагогов за использование достижений цифровых технологий и предотвращение угроз со стороны цифровой среды для себя и обучающихся.

Цифровые трансформации являются источником социокультурных кризисов [5]; при работе с детьми нужно не только предупредить их проявление, но и сформировать устойчивую систему социально значимых ориентиров. Задачей профессионального педагогического образования является подготовка профессионального педагога, обладающего устойчивой системой знаний, ценностей и норм, принятых в обществе, не расходящейся с общегосударственной; способного передавать эти ценности в условиях современных социальных, экономических и политических трансформаций. В этих условиях важно сформировать у будущих педагогов понимание сути своей профессии. Она состоит не только в активном введении и использовании новшеств. Главное заключается в умении педагога строить естественный (традиционный) процесс воспитания и обучения детей в условиях кардинальных изменений содержания, средств и форм обучения и воспитания. Современный педагог должен владеть знаниями о цифровой среде и ее воздействии, использовать цифровые ресурсы и технологии для решения задач обучения и воспитания.

Общей задачей профессионального воспитания студентов-педагогов в условиях цифровой трансформации образования представляется сочетание субъективных компонентов, таких как:

– навыки культуры системного подхода в деятельности;

– владение общеметодологическими принципами организации деятельности;

– овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предвидеть негативные последствия чрезвычайных событий;

– формирование у будущего выпускника вуза толерантности в суждениях и деятельности [6].

Эти компоненты позволяют будущему педагогу достичь равновесного состояния в условиях постоянных трансформаций и изменений. Это важно еще и потому, что дает возможность видеть профессиональные педагогические цели, достижение которых уже осуществляется в условиях цифровой трансформации образования. Ведь сегодняшние студенты – это завтрашние педагоги.

Таким образом, профессиональное воспитание, осуществляемое в образовательном процессе, во внеучебной досуговой деятельности студентов, в научно-исследовательской работе, в академической среде вуза переходит в цифровой формат, обеспечивая управляемую социализацию студентов за счет использования инструментов цифровой среды: цифровых технологий, цифровых возможностей коммуникации (ограниченных только на данном этапе техническими и технологическими возможностями), работы с большими объемами данных и т.д. Разработанная в рамках цифровой трансформации электронная информационно-образовательная среда представляет собой виртуальную структуру, предполагающую управление процессом цифровой социализации студентов в период обучения в вузе. Перспективы ЭИОС в подготовке педагогических кадров заключаются в профессиональной значимости для будущих педагогов знаний и умений работать с виртуальными пространствами, формируя их как образовательные и воспитательные среды для обучающихся. Создается профессионально-педагогический фундамент для будущих педагогов в решении образовательных задач с учетом особенностей цифровой реальности.

Характер и динамика происходящих изменений в обществе, поведении, установках нашли отражение в культуре и мировоззрении современного молодого поколения. В этом отношении одной из задач профессионального воспитания является адаптация его процессов к особенностям современного поколения молодых людей для формирования профессионально и педагогически значимых качеств личности будущих педагогов. Причем динамика этих изменений носит быстрый характер и объем изменений значителен. Молодежная среда отличается новым пониманием образа жизни и своего места в этой жизни. Формирование мировоззрения современных молодых поколений произошло под влиянием социальных, экономических и политических течений, которые главным инструментом своего продвижения избрали цифровые достижения. Ориентироваться только на накопленные данные о формировании человека в студенческом возрасте, не учитывая особенностей современного поколения, нельзя, особенно при решении задач профессиональной подготовки в период обучения в вузе. В случае с будущими педагогами это задача актуальна вдвойне, поскольку педагог является прямым участником процесса воспитания будущих поколений путем передачи и сохранения в качестве личностной ценности тех общечеловеческих норм, которые определяют не только духовность человека, но и его отношение к труду, учебе, людям, стране и т.д. [7].

Одной из социокультурных угроз является, по мнению С.А. Кравченко, стремление молодых людей освободиться от культурного кода. Это находит отражение и в межкультурном растворении, которое влечет за собой потерю национальной идентичности [8]. Другой проблемой является распространение информации, не несущей в себе никакого культурного смысла. Это ведет к изменению представлений о счастье, справедливости, успехе, профессиональных достижениях. По мнению А.А. Строкова, теряется потребность в систематизации своего мировоззрения, упрощается отношение к своему профессиональному долгу, этим обусловлен поиск более простого и легкого в обеспечении своей жизнедеятельности пути (в том числе и выборе профессии). Развивается шаблонное мышление [9]. Особенности цифровой среды, которая в большинстве своем воспринимается молодыми людьми как форма досуга и развлечения, наполненного определенным контентом, ведут к потере морального ориентира, влияющего на формирование ценностного отношения к Родине, а вместе с тем – и к непониманию своего места в успехе и развитии своей страны. Профессиональные ориентиры носят индивидуалистический и конформистский характер. Отмечается пассивное участие молодых людей в социальной жизни, носящей конструктивный характер [10]. Будущему педагогу, находящемуся в таком неустойчивом статусе, профессиональном поиске и самоопределении, должно быть уделено пристальное внимание.

Предотвратить дальнейшее усиление социокультурных угроз в условиях расширяющейся инфосферы возможно средствами профессионального воспитания. Путями достижения этого являются воспитание цифровой культуры, управление социализацией, обеспечение когнитивной безопасности, воспитание нравственной устойчивости, медийной грамотности [11].

Таким образом, современное понимание профессионального воспитания студентов расширяется за счет происходящих глобальных изменений, связанных с цифровой трансформацией. Выдвинутая в качестве государственного национального проекта трансформация образования определяет требования целенаправленной подготовки студентов к работе в новых условиях. В связи с этим следует сказать, что профессиональное воспитание будущих педагогов представляет собой целенаправленный процесс формирования личности, адаптированной к решению педагогических задач в условиях смешанной реальности на основе усвоенных ценностей педагогического труда.

Заключение

Современные цифровые изменения привели к появлению новой реальности, новых условий жизни и работы. Новые требования определяют в подготовке будущих педагогов их профессионально-педагогическую готовность решать задачи формирования личности молодых поколений в условиях жизни и работы в смешанной реальности. В этих условиях овладение новыми цифровыми технологиями, их возможностями и понимание угроз, исходящих от них, требуют от системы высшего педагогического образования перенастроить процесс профессионального воспитания студентов через из самовосприятие как педагогов, работа которых строится на традиционных механизмах воспитания и обучения. Преодоление студентами утилитарного понимания образовательного процесса как процесса обучения, в котором без внимания остается воспитание, является основной задачей профессионального воспитания студентов в условиях цифровой реальности.


Библиографическая ссылка

Тома Ж.В., Емелин В.Н., Наркевич-Йодко М.С. ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 5. – С. 62-66;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39618 (дата обращения: 14.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674