Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/7.
Модернизация подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативы осуществляется на основе повышения качества в соответствии с практико-ориентированными стандартами Ворлдскиллс Россия (ВСР) с 2017 г., новыми образовательными стандартами с 2023 г. и передовыми достижениями Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. Ожидаемые результаты, представленные в стандартах и оценочных средствах к демонстрационным экзаменам в СПО наиболее перспективных на современном этапе специальностей, позволяют устанавливать уровень требований работодателей. Для подтверждения получаемой квалификации студенты СПО сдают демонстрационный экзамен, который и позволяет им на практике, в обстановке, приближенной к производственной, проявить сформированные профессиональные компетенции, коммуникативные навыки и проектную культуру.
Подготовка бакалавров педагогического направления в вузе чаще всего мало касается участия в демонстрационных экзаменах и чемпионатном движении по профессиональному мастерству. Вместе с тем работодатели отмечают, что выпускники вуза, обладая высоким уровнем академических знаний, с трудом адаптируются в производственной обстановке и не всегда способны справиться с возникающими трудностями [1].
Готовность к профессионально-педагогической деятельности служит интегративной характеристикой стартовой профессиональной подготовки бакалавра педагогического направления (теоретической и практической), развитой педагогической культуры, профессионального сознания и становления личности в целом [2]. Адекватная самооценка результатов собственной деятельности является стержневым компонентом для формирования готовности бакалавра к профессиональной деятельности в системе СПО, и для ее формирования необходим комплекс мер, направленных на становление субъектности обучающихся, развитие способностей к рефлексии и саморегуляции [3].
Таким образом, анализ практических требований профессионального сообщества и предложенных путей профессиональной подготовки педагогических кадров позволил выявить существующее противоречие между потребностью подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена в организациях СПО и недостаточной компетентностью выпускников вуза педагогических направлений с техническими и естественно-научными профилями подготовки для осуществления этого процесса.
Возникает проблема: как сформировать способность будущих бакалавров педагогического направления к самооценке своей готовности к успешной подготовке студентов средних профессиональных образовательных учреждений – высококвалифицированных специалистов в соответствии с современными стандартами?
Цель исследования: исследование самооценки готовности будущих бакалавров к педагогической деятельности в системе СПО.
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие задачи:
− выявить сущность понятия «готовность будущих бакалавров к преподаванию в учреждениях СПО»;
− провести педагогическую диагностику самооценки готовности студентов – будущих педагогов к подготовке высококвалифицированных специалистов системы СПО по техническим направлениям;
− разработать практико-ориентированную модель подготовки бакалавров – будущих преподавателей технических дисциплин в СПО, включающую педагогические условия для развития у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие студенты Кубанского государственного университета (г. Краснодар) 3–5-х курсов бакалавриата направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Технологическое образование, Физика, в количестве 84 человек.
Методы: теоретический анализ научных трудов ведущих специалистов в области профессионально-педагогического образования, эмпирическое исследование самооценки студентов, анкетирование, моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретико-методологические основы профессионально-педагогического образования рассмотрены в работах Е.М. Дорожкина, Е.Ф. Зеера [4], А.Г. Кислова [5]. Готовность педагога к профессиональной деятельности описывается как устойчивая характеристика личности, которая включает мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный компоненты. Данные составляющие позволяют выпускнику соответствовать требованиям образовательной системы и изменяющимся условиям деятельности [2].
Необходимости внедрения стандартов Ворлдскиллс, отражающих практические запросы работодателей, в систему подготовки будущих педагогов посвящены работы многих авторов (Н.Л. Бежанова [3]; Е.С. Сулейманов [5] и др.), модернизации подготовки учителей технологии в соответствии с требованиями инновационного развития экономики – исследования Е.М. Дорожкина, Е.Ф. Зеера [4], G. Racko с соавт. [5] и др. Отмечается, что современный педагог должен владеть универсальными и профессиональными компетенциями, его подготовка должна осуществляться на основе транспрофессионального подхода, позволяющего сформировать у выпускника личностные качества, помогающие ему быстро адаптироваться в условиях быстрой трансформации современных технологий [4].
Готовность будущих бакалавров к преподаванию технических дисциплин в системе СПО должна содержать профессиональные компетенции в области психолого-педагогических наук, современной техники и технологий, включая цифровые; умения постоянно обновлять свои знания, способность к самоанализу и самосовершенствованию [5].
Исходя из рассмотренных трудов о профессионально-педагогической готовности и требований современности к подготовке выпускника педагогического направления, в согласии с мнением Н.Л. Бежановой [6], мы предположили следующий вероятностный состав компонентов готовности бакалавров к педагогической деятельности в системе СПО с учетом обновленных стандартов:
− мотивационно-ориентационный (мотивация и ценностные отношения, направленные на стремление к профессиональной деятельности в системе СПО, подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с современными запросами социально-экономического развития страны;
− содержательно-операциональный (системные знания в психолого-педагогической и технико-технологических сферах, умение оперировать ими в условиях профессиональной деятельности при внедрении новых образовательных стандартов в учреждениях СПО);
− оценочно-рефлексивный (рефлексия, самоанализ, самооценка, проектирование путей самосовершенствования).
Необходимость для студента адекватной самооценки готовности к профессиональной деятельности является основой профессионального развития будущего педагога. Создание педагогических условий, способствующих развитию адекватной самооценки, позволяет эффективно формировать готовность к профессиональной деятельности будущего педагога. [3].
Эмпирическое исследование самооценки готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности проводилось в нескольких направлениях.
Исследование осведомленности студентов педагогического направления бакалавриата (профиль Технологическое образование, Физика) об организации учебного процесса в СПО, включении требований новых стандартов в подготовку студентов СПО, процедуре ДЭ было проведено с целью установки отношения обучающихся вуза к возможности трудоустройства в учреждениях СПО, где введена процедура сдачи выпускниками ДЭ в соответствии с запросом работодателей и передовой практикой производства (табл. 1).
Более половины опрошенных студентов отметили, что знают о введении стандартов ВСР и новых образовательных стандартов (ФГОС) в учреждениях СПО. Однако знание конкретного технического описания стандарта, например 18 «Электромонтаж» ВСР, находится на низком уровне. Студенты имеют недостаточное представление о его содержании.
Таблица 1
Самооценка знания о стандартах, регламентирующих процесс обучения в системе СПО
Категория |
Количество ответов, % |
||
Да |
Нет |
Не совсем |
|
Знание о ФГОС в СПО |
55,5 |
15,5 |
19 |
Знание требований стандарта 18 «Электромонтаж» ВСР |
15,5 |
46,6 |
37,9 |
Знание о включении стандартов ВСР в СПО |
44,8 |
27,6 |
27,6 |
Таблица 2
Самооценка способности к формированию универсальных компетенций у студентов СПО
Формирование универсальных компетенций у студентов СПО |
Кол-во ответов, % |
||
Вопросы |
Да |
Нет |
Не совсем |
Владеете ли вы способами формирования у обучающихся универсальных компетенций? |
74,1 |
5,2 |
20,7 |
Владеете ли вы способами формирования у обучающихся проектной культуры? |
72,4 |
3,5 |
24,1 |
Владеете ли вы способами формирования у обучающихся коммуникативных качеств? |
86,2 |
3,5 |
10,3 |
Таблица 3
Самооценка способности к рефлексии и саморазвитию
Категория |
Кол-во ответов, % |
||
Да |
Нет |
Не совсем |
|
Готовность перенимать опыт ведущих преподавателей |
93,1 |
5,2 |
1,7 |
Готовность совершенствовать свои профессиональные навыки |
91,4 |
6,9 |
1,7 |
Готовность работать в системе среднего профессионального образования |
58,6 |
20,7 |
20,7 |
Готовность преподавать дисциплины, связанные с электроникой и электротехникой, в системе среднего профессионального образования |
46,6 |
29,3 |
24,1 |
Исследование общепрофессиональных компетенций студентов – будущих педагогов включало определение сформированности универсальных надпредметных компетенций, коммуникативных качеств, проектной культуры и общепедагогических методических умений, необходимых при подготовке студентов СПО по направлениям, связанным с внедрением новых стандартов (табл. 2). Студенты при самооценке достоверно отметили сформированность данных компетенций у себя на достаточно высоком уровне (74–86% утвердительных ответов). Это объясняется подбором специального содержания обучения, активными и интерактивными приемами и формами учебных видов деятельности, применяющимися во время профессиональной подготовки будущих бакалавров в вузе в аудиторной и внеаудиторной работе, направленными на формирование данных компетенций и дающими положительный результат.
Способность будущих бакалавров к формированию профессиональных компетенций у студентов СПО определялась как сформированность компетенций в области подготовки по дисциплинам, связанным с электроникой и электротехникой (рис. 1). Студенты отметили высокий уровень своих умений подбирать современные педагогические технологии для подготовки обучающихся в СПО (86% утвердительных ответов), разрабатывать презентации и тесты (85% и 78% соответственно), видеопрезентации (67%). В то же время студенты указали на незнание правил проведения демонстрационных экзаменов по компетенции «Электромонтаж» ВСР (36% отрицательных ответов) и невладение опытом разработки рабочей программы для обучения по дисциплинам в области электроники и электротехники (35% отрицательных ответов).
Способность к рефлексии у будущих бакалавров определялась по отношению к самооценке и возможности самосовершенствования, рассмотрению своего трудоустройства в системе СПО (табл. 3). Около половины студентов отметили готовность работать в системе среднего профессионального образования и преподавать дисциплины, связанные с электроникой и электротехникой (59% и 47% утвердительных ответов соответственно), и еще 20–24% студентов не совсем уверены в своей полной готовности. Однако более 90% студентов отметили готовность перенимать опыт ведущих преподавателей и совершенствовать свои профессиональные навыки.
Рис. 1. Самооценка способности к формированию у обучающихся СПО профессиональных компетенций в области электроники и электротехники
На вопрос: «Какие трудности, по Вашему мнению, могут возникнуть при Вашей работе в системе среднего профессионального образования?» – около 19% студентов ответили, что трудностей нет, такое же количество студентов отметили недостаток опыта (19%) и знаний (15%). Около 12% студентов видят затруднения, связанные с низкой дисциплиной студентов СПО и их нежеланием учиться. И лишь малое количество студентов видят сложности у себя с оформлением документации при работе в СПО и отмечают низкую зарплату (2–3%).
На вопрос: «Как можно преодолеть трудности, по Вашему мнению, которые могут возникнуть при Вашей работе в системе среднего профессионального образования?» – студенты дали следующие ответы: самосовершенствование (20,7% ответов), наставничество и самообучение (10,3%), практика, опыт, применение личностно-ориентированного подхода при обучении студентов СПО с учетом их индивидуальных интересов (6,9%), повышение квалификации (5,2%), предварительная работа в школе (3,4%).
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают необходимость модернизации подготовки будущих бакалавров педагогики к преподаванию в системе СПО в тесном взаимодействии с работодателями, с применением современного оснащения, а также формированием универсальных компетенций обучающихся и их умения самооценки и саморегулирования собственной деятельности, что согласуется с мнением таких авторов, как Е.С. Сулейманов [2], Н.Л. Бежанова [6], G. Racko c соавт. [7], Ушаков с соавт. [8, 9] и др.
Рис. 2. Модель подготовки будущего преподавателя технических дисциплин в системе среднего профессионального образования
Разработанная практико-ориентированная модель подготовки будущего преподавателя технических дисциплин в системе СПО (рис. 2) включает и необходимость формирования самооценки готовности будущих бакалавров.
Заключение
Готовность к профессиональной деятельности будущего преподавателя технических дисциплин в СПО представляет собой интегрированное объединение мотивационно-ориентационного, содержательно-операционального и оценочно-рефлексивного компонентов.
Самооценка является одним из ведущих показателей, позволяющих определить дефициты в собственной подготовке и в дальнейшем произвести корректировку процесса самоподготовки и самосовершенствования профессионального мастерства. Анализ самооценки готовности студентов вуза к профессиональной деятельности в СПО выявил недостаточность знания требований стандарта 18 «Электромонтаж» ВСР, процедуры проведения демонстрационных экзаменов, опыта разработки рабочей учебной документации.
Для формирования самооценки своей готовности к профессиональной деятельности студенты должны иметь знания о компонентах готовности, контролируемых дидактических единицах, владеть методикой педагогической диагностики самооценки и способами самокоррекции педагогической деятельности. Создание педагогических условий на основе становления субъектности обучающегося способствует в целом развитию профессионального мастерства будущих педагогов. Реверсивно-вариативные технологии («перевернутое обучение»), активные и интерактивные методы на основе цифровых ресурсов эффективно влияют на развитие субъектности обучающихся и формирование самооценки компонентов готовности к профессиональной деятельности.