Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фиалко А.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В связи с нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров среднего звена, обеспечивающих сложные технологические процессы, возникла необходимость модернизации профессиональной подготовки педагогов в вузах, готовящих преподавательский состав для обучения студентов технических профилей в системе среднего профессионального образования (СПО). Качество подготовки в СПО регулируется требованиями стандартов, основанными на практических запросах современного производства, определяется при сдаче демонстрационных экзаменов. Бакалавры – будущие педагоги (профиля Технологическое образование, Физика) могут стать преподавателями технических дисциплин в области энергетики и должны быть готовы к внедрению стандартов в образовательный процесс СПО. Цифровизация всех сфер экономики, неопределенность и быстрые перемены на рынке труда предъявляют особые требования к выпускникам учебных заведений: способность к решению возникающих нестандартных задач, самоанализу, саморегуляции и самосовершенствованию. Сформированность способности к рефлексии о самооценке является стержневым фактором профессиональной готовности бакалавров. Цель: исследование самооценки готовности будущих бакалавров к педагогической деятельности в системе СПО. Выявлено, что компонентами готовности бакалавров к педагогической деятельности в системе СПО с учетом новых стандартов являются мотивационно-ориентационный (сформированность личностно значимых мотивов и ценностных отношений, направленных на стремление к профессиональной деятельности в системе СПО); содержательно-операциональный (включающий овладение системными знаниями в психолого-педагогической и технико-технологических сферах, умение оперировать ими в условиях профессиональной деятельности при внедрении новых стандартов в учреждениях СПО); оценочно-рефлексивный (характеризующийся способностью к рефлексии, самоанализу, самооценке, проектированию пути самосовершенствования). Анализ самооценки готовности студентов вуза к профессиональной деятельности выявил дефицит в области знания требований стандарта 18 «Электромонтаж» ВСР, процедуры проведения демонстрационных экзаменов, опыта разработки рабочей учебной документации для СПО. Создание педагогических условий на основе становления субъектности обучающегося способствует развитию его самооценки как компонента формирования готовности к профессиональной деятельности в СПО.
готовность к профессиональной деятельности
бакалавры педагогического образования
высшее образование
среднее профессиональное образование
самооценка
образовательные стандарты
1. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 10. С. 47–62.
2. Сулейманов Е.С. Формирование готовности бакалавров к профессионально-педагогической деятельности по техническим специальностям: дис… канд. пед. наук. Симферополь, 2021. 253 с.
3. Миронова Л.И., Игошев Б.М., Шамало Т.Н. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способ ее оценки // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 142–149.
4. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки учителей непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 1. С. 63–81.
5. Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. C. 54–74.
6. Бежанова Н.Л. Критериальная структура готовности будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности в рамках требований WorldSkills Russia // Концептуальные подходы к проектированию базовых образовательных программ в педагогическом образовании: коллективная монография. Севастополь: «Издательство «Шико» Севастополь», 2019. С. 31–42.
7. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: An investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships // The International Journal of Human Resource Management. 2019. Vol. 3, Is. 30. P. 457–478.
8. Ushakov A.A., Sazhina N.M., Sinitsyn Y.N., Fialko A.I., Hentonen A.G. Meaning-Making Orientations for the Self-development of a Future Teacher in an Integrative Educational Environment // Current problems and ways of industry development: equipment and technologies (Warsaw, January 01 – December 31, 2021). 2021. Vol. 200. Р. 1046–1055.
9. Ushakov A.A., Sazhina N.M., Sinitsyn Y.N., Khentonen A.G., Grebennikov O.V., Fialko A.I. Meaning pedagogy as a vector for the development of vocational teacher’s self-efficacy in integrative environment // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7, Is. 4.36. P. 970–977.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/7.

Модернизация подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативы осуществляется на основе повышения качества в соответствии с практико-ориентированными стандартами Ворлдскиллс Россия (ВСР) с 2017 г., новыми образовательными стандартами с 2023 г. и передовыми достижениями Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. Ожидаемые результаты, представленные в стандартах и оценочных средствах к демонстрационным экзаменам в СПО наиболее перспективных на современном этапе специальностей, позволяют устанавливать уровень требований работодателей. Для подтверждения получаемой квалификации студенты СПО сдают демонстрационный экзамен, который и позволяет им на практике, в обстановке, приближенной к производственной, проявить сформированные профессиональные компетенции, коммуникативные навыки и проектную культуру.

Подготовка бакалавров педагогического направления в вузе чаще всего мало касается участия в демонстрационных экзаменах и чемпионатном движении по профессиональному мастерству. Вместе с тем работодатели отмечают, что выпускники вуза, обладая высоким уровнем академических знаний, с трудом адаптируются в производственной обстановке и не всегда способны справиться с возникающими трудностями [1].

Готовность к профессионально-педагогической деятельности служит интегративной характеристикой стартовой профессиональной подготовки бакалавра педагогического направления (теоретической и практической), развитой педагогической культуры, профессионального сознания и становления личности в целом [2]. Адекватная самооценка результатов собственной деятельности является стержневым компонентом для формирования готовности бакалавра к профессиональной деятельности в системе СПО, и для ее формирования необходим комплекс мер, направленных на становление субъектности обучающихся, развитие способностей к рефлексии и саморегуляции [3].

Таким образом, анализ практических требований профессионального сообщества и предложенных путей профессиональной подготовки педагогических кадров позволил выявить существующее противоречие между потребностью подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена в организациях СПО и недостаточной компетентностью выпускников вуза педагогических направлений с техническими и естественно-научными профилями подготовки для осуществления этого процесса.

Возникает проблема: как сформировать способность будущих бакалавров педагогического направления к самооценке своей готовности к успешной подготовке студентов средних профессиональных образовательных учреждений – высококвалифицированных специалистов в соответствии с современными стандартами?

Цель исследования: исследование самооценки готовности будущих бакалавров к педагогической деятельности в системе СПО.

Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие задачи:

− выявить сущность понятия «готовность будущих бакалавров к преподаванию в учреждениях СПО»;

− провести педагогическую диагностику самооценки готовности студентов – будущих педагогов к подготовке высококвалифицированных специалистов системы СПО по техническим направлениям;

− разработать практико-ориентированную модель подготовки бакалавров – будущих преподавателей технических дисциплин в СПО, включающую педагогические условия для развития у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие студенты Кубанского государственного университета (г. Краснодар) 3–5-х курсов бакалавриата направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Технологическое образование, Физика, в количестве 84 человек.

Методы: теоретический анализ научных трудов ведущих специалистов в области профессионально-педагогического образования, эмпирическое исследование самооценки студентов, анкетирование, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретико-методологические основы профессионально-педагогического образования рассмотрены в работах Е.М. Дорожкина, Е.Ф. Зеера [4], А.Г. Кислова [5]. Готовность педагога к профессиональной деятельности описывается как устойчивая характеристика личности, которая включает мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный компоненты. Данные составляющие позволяют выпускнику соответствовать требованиям образовательной системы и изменяющимся условиям деятельности [2].

Необходимости внедрения стандартов Ворлдскиллс, отражающих практические запросы работодателей, в систему подготовки будущих педагогов посвящены работы многих авторов (Н.Л. Бежанова [3]; Е.С. Сулейманов [5] и др.), модернизации подготовки учителей технологии в соответствии с требованиями инновационного развития экономики – исследования Е.М. Дорожкина, Е.Ф. Зеера [4], G. Racko с соавт. [5] и др. Отмечается, что современный педагог должен владеть универсальными и профессиональными компетенциями, его подготовка должна осуществляться на основе транспрофессионального подхода, позволяющего сформировать у выпускника личностные качества, помогающие ему быстро адаптироваться в условиях быстрой трансформации современных технологий [4].

Готовность будущих бакалавров к преподаванию технических дисциплин в системе СПО должна содержать профессиональные компетенции в области психолого-педагогических наук, современной техники и технологий, включая цифровые; умения постоянно обновлять свои знания, способность к самоанализу и самосовершенствованию [5].

Исходя из рассмотренных трудов о профессионально-педагогической готовности и требований современности к подготовке выпускника педагогического направления, в согласии с мнением Н.Л. Бежановой [6], мы предположили следующий вероятностный состав компонентов готовности бакалавров к педагогической деятельности в системе СПО с учетом обновленных стандартов:

− мотивационно-ориентационный (мотивация и ценностные отношения, направленные на стремление к профессиональной деятельности в системе СПО, подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с современными запросами социально-экономического развития страны;

− содержательно-операциональный (системные знания в психолого-педагогической и технико-технологических сферах, умение оперировать ими в условиях профессиональной деятельности при внедрении новых образовательных стандартов в учреждениях СПО);

− оценочно-рефлексивный (рефлексия, самоанализ, самооценка, проектирование путей самосовершенствования).

Необходимость для студента адекватной самооценки готовности к профессиональной деятельности является основой профессионального развития будущего педагога. Создание педагогических условий, способствующих развитию адекватной самооценки, позволяет эффективно формировать готовность к профессиональной деятельности будущего педагога. [3].

Эмпирическое исследование самооценки готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности проводилось в нескольких направлениях.

Исследование осведомленности студентов педагогического направления бакалавриата (профиль Технологическое образование, Физика) об организации учебного процесса в СПО, включении требований новых стандартов в подготовку студентов СПО, процедуре ДЭ было проведено с целью установки отношения обучающихся вуза к возможности трудоустройства в учреждениях СПО, где введена процедура сдачи выпускниками ДЭ в соответствии с запросом работодателей и передовой практикой производства (табл. 1).

Более половины опрошенных студентов отметили, что знают о введении стандартов ВСР и новых образовательных стандартов (ФГОС) в учреждениях СПО. Однако знание конкретного технического описания стандарта, например 18 «Электромонтаж» ВСР, находится на низком уровне. Студенты имеют недостаточное представление о его содержании.

Таблица 1

Самооценка знания о стандартах, регламентирующих процесс обучения в системе СПО

Категория

Количество ответов, %

Да

Нет

Не совсем

Знание о ФГОС в СПО

55,5

15,5

19

Знание требований стандарта 18 «Электромонтаж» ВСР

15,5

46,6

37,9

Знание о включении стандартов ВСР в СПО

44,8

27,6

27,6

Таблица 2

Самооценка способности к формированию универсальных компетенций у студентов СПО

Формирование универсальных компетенций у студентов СПО

Кол-во ответов, %

Вопросы

Да

Нет

Не совсем

Владеете ли вы способами формирования у обучающихся

универсальных компетенций?

74,1

5,2

20,7

Владеете ли вы способами формирования у обучающихся

проектной культуры?

72,4

3,5

24,1

Владеете ли вы способами формирования у обучающихся

коммуникативных качеств?

86,2

3,5

10,3

Таблица 3

Самооценка способности к рефлексии и саморазвитию

Категория

Кол-во ответов, %

Да

Нет

Не совсем

Готовность перенимать опыт ведущих преподавателей

93,1

5,2

1,7

Готовность совершенствовать свои профессиональные навыки

91,4

6,9

1,7

Готовность работать в системе среднего профессионального образования

58,6

20,7

20,7

Готовность преподавать дисциплины, связанные с электроникой и электротехникой, в системе среднего профессионального образования

46,6

29,3

24,1

Исследование общепрофессиональных компетенций студентов – будущих педагогов включало определение сформированности универсальных надпредметных компетенций, коммуникативных качеств, проектной культуры и общепедагогических методических умений, необходимых при подготовке студентов СПО по направлениям, связанным с внедрением новых стандартов (табл. 2). Студенты при самооценке достоверно отметили сформированность данных компетенций у себя на достаточно высоком уровне (74–86% утвердительных ответов). Это объясняется подбором специального содержания обучения, активными и интерактивными приемами и формами учебных видов деятельности, применяющимися во время профессиональной подготовки будущих бакалавров в вузе в аудиторной и внеаудиторной работе, направленными на формирование данных компетенций и дающими положительный результат.

Способность будущих бакалавров к формированию профессиональных компетенций у студентов СПО определялась как сформированность компетенций в области подготовки по дисциплинам, связанным с электроникой и электротехникой (рис. 1). Студенты отметили высокий уровень своих умений подбирать современные педагогические технологии для подготовки обучающихся в СПО (86% утвердительных ответов), разрабатывать презентации и тесты (85% и 78% соответственно), видеопрезентации (67%). В то же время студенты указали на незнание правил проведения демонстрационных экзаменов по компетенции «Электромонтаж» ВСР (36% отрицательных ответов) и невладение опытом разработки рабочей программы для обучения по дисциплинам в области электроники и электротехники (35% отрицательных ответов).

Способность к рефлексии у будущих бакалавров определялась по отношению к самооценке и возможности самосовершенствования, рассмотрению своего трудоустройства в системе СПО (табл. 3). Около половины студентов отметили готовность работать в системе среднего профессионального образования и преподавать дисциплины, связанные с электроникой и электротехникой (59% и 47% утвердительных ответов соответственно), и еще 20–24% студентов не совсем уверены в своей полной готовности. Однако более 90% студентов отметили готовность перенимать опыт ведущих преподавателей и совершенствовать свои профессиональные навыки.

missing image file

Рис. 1. Самооценка способности к формированию у обучающихся СПО профессиональных компетенций в области электроники и электротехники

На вопрос: «Какие трудности, по Вашему мнению, могут возникнуть при Вашей работе в системе среднего профессионального образования?» – около 19% студентов ответили, что трудностей нет, такое же количество студентов отметили недостаток опыта (19%) и знаний (15%). Около 12% студентов видят затруднения, связанные с низкой дисциплиной студентов СПО и их нежеланием учиться. И лишь малое количество студентов видят сложности у себя с оформлением документации при работе в СПО и отмечают низкую зарплату (2–3%).

На вопрос: «Как можно преодолеть трудности, по Вашему мнению, которые могут возникнуть при Вашей работе в системе среднего профессионального образования?» – студенты дали следующие ответы: самосовершенствование (20,7% ответов), наставничество и самообучение (10,3%), практика, опыт, применение личностно-ориентированного подхода при обучении студентов СПО с учетом их индивидуальных интересов (6,9%), повышение квалификации (5,2%), предварительная работа в школе (3,4%).

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают необходимость модернизации подготовки будущих бакалавров педагогики к преподаванию в системе СПО в тесном взаимодействии с работодателями, с применением современного оснащения, а также формированием универсальных компетенций обучающихся и их умения самооценки и саморегулирования собственной деятельности, что согласуется с мнением таких авторов, как Е.С. Сулейманов [2], Н.Л. Бежанова [6], G. Racko c соавт. [7], Ушаков с соавт. [8, 9] и др.

missing image file

Рис. 2. Модель подготовки будущего преподавателя технических дисциплин в системе среднего профессионального образования

Разработанная практико-ориентированная модель подготовки будущего преподавателя технических дисциплин в системе СПО (рис. 2) включает и необходимость формирования самооценки готовности будущих бакалавров.

Заключение

Готовность к профессиональной деятельности будущего преподавателя технических дисциплин в СПО представляет собой интегрированное объединение мотивационно-ориентационного, содержательно-операционального и оценочно-рефлексивного компонентов.

Самооценка является одним из ведущих показателей, позволяющих определить дефициты в собственной подготовке и в дальнейшем произвести корректировку процесса самоподготовки и самосовершенствования профессионального мастерства. Анализ самооценки готовности студентов вуза к профессиональной деятельности в СПО выявил недостаточность знания требований стандарта 18 «Электромонтаж» ВСР, процедуры проведения демонстрационных экзаменов, опыта разработки рабочей учебной документации.

Для формирования самооценки своей готовности к профессиональной деятельности студенты должны иметь знания о компонентах готовности, контролируемых дидактических единицах, владеть методикой педагогической диагностики самооценки и способами самокоррекции педагогической деятельности. Создание педагогических условий на основе становления субъектности обучающегося способствует в целом развитию профессионального мастерства будущих педагогов. Реверсивно-вариативные технологии («перевернутое обучение»), активные и интерактивные методы на основе цифровых ресурсов эффективно влияют на развитие субъектности обучающихся и формирование самооценки компонентов готовности к профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Фиалко А.И. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 4. – С. 211-217;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39603 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674