Анализ исторических аспектов становления отечественной государственности позволяет сформулировать объективную социальную закономерность: детерминированность продуктивности процесса воспитания подрастающего поколения от направленности и содержания общественных преобразований [1–3]. Нынешний период модернизации общественных и управленческих институтов требует оптимизации всей системы профессиональной педагогической подготовки, направленной на сохранение базовых национальных ценностей, обеспечение интересов каждого гражданина, общества и всего государства и их безопасного существования в условиях угроз нарастания вооруженных конфликтов [4–6]. Гарантируемое государством повышение качества образования и достижение конкурентоспособности отечественных образовательных систем в международном пространстве законодательно обеспечивается: «Национальной доктриной образования до 2025 года», объявлением в Российской Федерации Десятилетия детства, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания», «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года», проведением в Российской Федерации Года педагога и наставника и др., в которых подчеркивается необходимость увеличения воспитательных усилий прежде всего в работе педагогических вузов [7–9].
Важно учитывать, что вне зависимости от усиления внимания со стороны общества к психолого-педагогическим проблемам, свойственным юношескому возрасту, студенческая молодежь является одной из наиболее активных групп населения, участвующих в беспорядках, «цветных» революциях. Будучи социально и граждански недостаточно зрелыми в стремлении к самореализации и признанию молодые люди легко подвержены воздействию радикальных и антиобщественных теорий, соучаствуют в противоправных действиях, вовлекаются в насильственные действия. Кроме того, затруднения возникают в коммуникации со сверстниками с особыми образовательными потребностями, что связано с мало сформированными эмпатией, рефлексией и готовностью к взаимопомощи.
Целью нашего исследования выступило определение и экспериментальная апробация содержания обучающих мероприятий, способствующих становлению правовой культуры студентов-дефектологов в условиях современного высшего образования.
Материалы и методы исследования
Основными способами получения необходимой для нашего исследования информации выступили теоретические и экспериментально-практические методы, сгруппированные в комплекс, традиционный для отечественной специальной педагогики: изучение литературных источников, нормативно-правовых материалов, обобщение и систематизация передового педагогического опыта, проектирование модели; естественное наблюдение, беседы, опросники, анкеты, интервью, социометрия, анализ продуктов деятельности и поведения обучающихся, аудиовидеофиксация, обучающий (педагогический) эксперимент, ранжирование, экспертная оценка; статистическая обработка полученных материалов [10–12].
Содержание нормативно-правового обеспечения, регламентирующего профессиональную деятельность специалистов, работающих с особенными детьми, в настоящее время подвергается существенным трансформациям. Это обусловлено количественными и качественными изменениями, происходящими с контингентом обучающихся с ОВЗ: отягощение вариантов нарушенного развития, введение в систему образования лиц с выраженными нарушениями интеллектуального развития, часто в сочетании с расстройствами речи, двигательной сферы, деятельности анализаторов, эмоциональных проявлений сферы и моделями деструктивного поведения [13; 14]. Для формирования правовой культуры студентов-дефектологов нами был сформулирован регулярно обновляемый перечень тем, необходимых для изучения.
1. Основы политики российского государства в сфере оказания помощи лицам с особыми образовательными потребностями.
2. Международные нормативно-правовые акты, гарантирующие свободы ребенка с особыми образовательными потребностями – составная часть правовой системы Российской Федерации. Краткий обзор.
3. Новый подход к оказанию в системе образования помощи лицам с особыми образовательными потребностями, представленный в Саламанкской декларации и Рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями (1994).
4. Основные положения Конвенции о правах инвалидов (2006), регламентирующие право лиц с инвалидностью на образование.
5. Федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Краткий обзор.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) о специфике организационных требований к системе образования лиц с ОВЗ.
7. Организационные принципы образовательной политики государства в отношении к лицам с ОВЗ и особыми образовательными потребностями.
8. Примерное положение о ППК организации образования (2019). Задачи, основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума организации, реализующей программы образования.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Требования к структуре адаптированной образовательной программы дошкольного образования, специальным педагогическим условиям образования детей-дошкольников с ОВЗ.
10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (2020). Организационные аспекты образования детей-дошкольников с ОВЗ.
11. Структура и содержательные аспекты федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (2022). Прогнозируемые результаты при завершении дошкольного образования детей с ОВЗ. Содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ: структура, содержание. Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): структура, содержание. Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью.
14. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (2021). Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ школьного возраста.
15. Специальные педагогические условия получения образования обучающихся с ОВЗ, с умственной отсталостью.
16. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования обучающихся с ОВЗ.
17. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (2022). Положения, структура, содержание.
18. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ.
19. Требования к личностным и предметным результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью.
20. Предметные и коррекционно-развивающая области при получении образования обучающимися с ОВЗ или обучающимися с умственной отсталостью.
21. Структура и содержание специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно логике и цели исследования наша экспериментальная работа была организована в период с 2018–2019 учебного года по настоящее время на базе дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», совместно с факультетом клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «МГППУ», кафедрой специальной педагогики и психологии гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «СевГУ». В учебные планы образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование» и «Психолого-педагогическое образование» были введены учебные предметы, связанные с нормативно-правовым обеспечением образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями: «Нормативно-правовые основы специального образования»; «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности»; «Нормативно-правовое обеспечение деятельности дефектолога»; «Нормативно-правовое обеспечение образовательного и реабилитационного процессов»; «Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогической деятельности в образовании и социальной сфере». Всего экспериментальным обучением было охвачено около тысячи обучающихся из различных регионов Российской Федерации.
К планируемым результатам обучения было отнесено формирование следующих компетенций: ОПК-1.1 – студент демонстрирует наличие представлений о приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную систему РФ; знает – основные направления государственной политики по развитию образовательной системы РФ, основы образовательного законодательства РФ; умеет – реализовывать нормативно-правовые акты в образовательной сфере РФ; владеет – представлениями об основных приоритетах развития образовательной системы РФ, о нормативно-правовых актах в сфере общего и специального образования в РФ; ОПК-1.2 – студент готов к использованию основных нормативно-правовых актов в образовательной среде профессиональной деятельности; следует требованиям профессиональной этики; знает – основные нормативные правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности; умеет – соблюдать нормы профессиональной этики; владеет – навыками реализации основ нормативно-правовых актов в образовательной сфере и профессиональной деятельности.
Критерии оценивания результатов обучения для высокого уровня овладения ОПК-1.1 и ОПК-1.2. Критерий 1. Знает и понимает нормативно-правовую базу психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимую для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с ОВЗ; современные технологии мониторинга, контроля и оценки формирования результатов образования лиц с ОВЗ; интерпретирует и использует их самостоятельно. Отвечает полной, логически обоснованной и развернутой фразой. Критерий 2. Успешно проводит анализ нормативно-правовых документов, этических норм, выполняет контролирующие и оценочные функции при выявлении образовательных результатов в образовательных системах лиц с ОВЗ; готов корректировать учебную деятельность в системе образования лиц с ОВЗ, исходя из данных мониторинга образовательных результатов; умеет учесть нормативно-правовую базу и этические требования в ходе практических заданий. В проблемных практических заданиях повышенной сложности предлагает нетрадиционный подход решения, логически обосновывая предлагаемый способ. Присущи самостоятельность и независимость мышления при формулировании выводов. Критерий 3. Решает как стандартные, так и нестандартные задачи и задания нормативно-правового содержания; использует специальные технологии и методы, способствующие проведению контроля и оценки образовательных результатов в обучении лиц с ОВЗ. Трудовые действия реализуются оперативно, эффективно, самостоятельно, без внешней помощи. Владеет навыками адекватного самоконтроля и самооценки.
В результате проведенного исследования были установлены позитивные преобразования в показателях уровня овладения правовой культурой студентами-дефектологами. Данные показали, что средние характеристики, полученные в начале обучающего эксперимента по критериям сформированности правовой культуры студентов-дефектологов, были близки по значениям. Сравнительный анализ, экспертная оценка (Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал»; Всероссийский конкурс «Педагогический дебют учителя-дефектолога») подтвердили, что динамика уровней сформированности правовой культуры студентов-дефектологов в экспериментальных группах была более успешной по сравнению с обучающимися из контрольных групп. Данные экспериментального обучения позволяют утверждать, что эффективность процесса правового воспитания студентов-дефектологов значительно повысится, если будет реализована вся совокупность необходимых педагогических условий, а в ядро дефектологического образования, разрабатываемого в настоящее время, будет введен учебный курс «Нормативно-правовое обеспечение общего и специального образования».
Проведенное исследование подтвердило, что процесс модернизации высшего педагогического образования требует совершенствования подготовки профессорско-преподавательского состава педагогических вузов к внедрению процесса обогащения правовой культуры студентов-дефектологов, а также проблемы взаимодействия специалистов высшей квалификации, преподающих правовые дисциплины со специалистами дефектологического профиля, практическими работниками и представителями работодателей.
Заключение
В ходе проведенного исследования нами было сформулировано ключевое понятие: «правовая культура студента-дефектолога», как интегративное качество личности, включающее нормативные потребностно-мотивационные ценности, понятийный словарь, представления, сформированные механизмы правоприемлемых действий, эмоциональных состояний переживания нравственной сущности правовой действительности, вырабатываемое с помощью специального содержания и соответствующей организации включения студентов в правовую деятельность жизненного содержания.
Детально правовая культура студента-дефектолога включает мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты.
Критериями и показателями овладения правовой культурой студентов-дефектологов являются: 1) к мотивационно-ценностному компоненту относятся: личностная заинтересованность в овладении правовой культурой; позитивная установка на следование модели правомерного поведения; традиционные правовые ценности; 2) в когнитивный компонент включены: усвоение правовых представлений и понятий, представленных в правовых документах; 3) эмоциональному компоненту присущи: эмоциональные переживания нравственной сущности правовой действительности; 4) деятельностному компоненту соответствуют: приобретение умений и автоматизированных привычных действий правоприемлемого поведения. В зависимости от степени выраженности компонентов можно определить динамику уровней овладения правовой культурой студентов-дефектологов, распределить их в соответствии с низким, ниже среднего, средним, выше среднего, высоким уровнями.
Профессиональное образование выступает определяющим фактором овладения студентами-дефектологами правовой культурой, как целостный процесс, обеспечивающий обретение правовой культуры студентами-дефектологами через включение их в вариативную деятельность правового содержания, способствующую накоплению ими социального опыта правовой направленности с помощью представлений и понятий о правовых явлениях; моделей правомерного поведения, духовно-нравственных отношений, основанных на базовых правовых и приоритетных национальных ценностях и идеалах. Эффективность формирования правовой культуры студентов-дефектологов в процессе профессионального образования зависит от оптимального сочетания необходимых педагогических условий: применения нормативных представлений и понятий, как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности; моделирования воспитывающих ситуаций, способствующих автоматизации правоприемлемых действий и закрепления их в привычном поведении студентов; установления позитивных личностных, доверительных, искренних отношений в коллективе студенческой группы, обеспечивающих развитие толерантности нормативно развивающихся обучающихся по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями; реализации возможностей студенческого самоуправления при овладении правовой культурой студентами-дефектологами; индивидуализация процесса формирования правовой культуры; повышение уровня правовой и профессиональной культуры профессорско-преподавательского состава [15].