Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Евтушенко И.В. 1 Горскин Б.Б. 1 Воронкова В.В. 1 Евтушенко А.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Современные трансформации отечественного нормативного поля существенно повлияли на отрасль образовательного права, регламентирующую правоотношения в системе образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Недостаточная информированность родителей обучающихся с особыми образовательными потребностями и высокая загруженность практических работников и специалистов образовательных организаций препятствуют возможности своевременного ознакомления с нормативными новациями, что существенно затрудняет оказание и получение качественной образовательной помощи. Понятие «правовая культура педагога-дефектолога» достаточно юное, еще не приобретшее распространения и признания среди специалистов категория. В основе подобного явления лежит популярное общественное заблуждение о том, что профессионально-правовой компетентностью должны владеть в основном юристы, сотрудники силовых структур, представители политических движений, партий, администрация образовательных организаций. Правовая культура, как интегративная характеристика личности, объединяет правовые мыслительные и поведенческие (когнитивные, операционально-технологические) компоненты, эмоциональные состояния, мотивационную установку, позволяющие достичь положительного результата, готовность к творчеству и саморазвитию, оценке и самооценке. Современные учебные планы направления подготовки бакалавров по «Специальному (дефектологическому) образованию» включают разнообразные наименования учебных курсов, в процессе которых должны формироваться правовые компетенции педагогов: «Правовые основы в образовании»; «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности», «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение». Разработка современных подходов к подготовке дефектологов в ходе вступления отечественных педагогических систем в новый этап модернизации требует усовершенствования данных учебных курсов. Для преодоления правового нигилизма, повышения юридической просвещенности педагогов-дефектологов, в ядро дефектологического высшего образования необходимо ввести учебный курс «Нормативно-правовое обеспечение общего и специального образования». Полагаем, что этот учебный предмет позволит обеспечить оптимальный уровень профессиональной подготовки специалиста-дефектолога, владеющего нормативной и организационно-правовой компетентностью в области общего, инклюзивного и специального образования.
правовая культура
модернизация высшего образования
учитель-дефектолог
профессионально-правовая компетентность
1. Соловьева Т.А., Абкович А.Я. Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» как основа профессиональной подготовки студентов дефектологических факультетов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 5. С. 15–23. DOI: 10.47639/2074-4986_2022_5_15.
2. Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография / Алмазова А.А., Артемова Е.Э., Бабина Г.В., Гоголенко Л.Н., Данилова А.М., Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Козырева В.П., Кузьминова С.А., Лифанова Т.М., Лянгузова Е.В., Нильсен Т.А., Орлова О.С., Пенкина Ю.А., Соболева А.В., Соломина Е.Н., Тишина Л.А., Ткачева В.В., Ходакова Н.П., Шарипова Н.Ю. М.: Спутник+, 2014. 215 с.
3. Тишина Л.А., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Лебедева А.В. Интеграция ресурсов школы и вуза в подготовке будущих дефектологов // Современное образование. 2022. № 2. С. 6–22. DOI: 10.25136/2409-8736.2022.2.35199.
4. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Титова О.В., Афанасьева Ю.А. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Инфра-М, 2023. 382 с. DOI: 10.12737/1733143.
5. Мануйлова В.В. Инклюзивное среднее профессиональное образование России. М.: Парадигма, 2022. 196 с.
6. Серебрякова Н.В., Шашкина Г.Р. Выявление готовности у студентов к профессиональному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. Т. 16. № 4. С. 169–185. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.10.
7. Тушева Е.С., Горскин Б.Б. Блочно-модульное проектирование адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки. М.: Прометей, 2012. 208 с.
8. Горохова М.С., Никандрова Т.С. Некоторые условия реализации инклюзивного образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Инклюзивное образование: теория и практика. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2020. С. 338–341.
9. Югова О.В. Изучение опыта работы и совершенствование профессиональных компетенций специалистов ранней помощи ребенку с нарушениями развития и его семье // Специальное образование. 2022. № 2 (66). С. 195–208.
10. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Формирование эстетической культуры глухих детей во внеурочной музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20873 (дата обращения: 28.04.2023).
11. Сизова А.В. Коммуникативные технологии в профессиональной подготовке дефектологов // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья / Под науч. ред. Б.М. Когана, С.М. Валявко. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. С. 119–127.
12. Антонова Е.Е., Калмыкова А.С., Самуйлова Д.И. Вариативность специфических ошибок письма у младших школьников // Школьный логопед. 2021. № 2 (78). С. 19–26. DOI: 10.52252/26867222_2021_2_19.
13. Гусейнова А.А. Использование ассистивного оборудования в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Специальное образование. 2022. № 2 (66). С. 46–54.
14. Орлова О.С., Эстрова П.А., Калмыкова А.С. Комплексный персонифицированный подход в реабилитации больных с дисфониями // Современные технологии в диагностике и лечении патологии гортани и смежных дисциплинах. Омск: Омский государственный медицинский университет, 2016. С. 51.
15. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В., Евтушенко Д.И. Педагогические условия социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 4. С. 53–57. DOI: 10.17513/mjeo.11978

Анализ исторических аспектов становления отечественной государственности позволяет сформулировать объективную социальную закономерность: детерминированность продуктивности процесса воспитания подрастающего поколения от направленности и содержания общественных преобразований [1–3]. Нынешний период модернизации общественных и управленческих институтов требует оптимизации всей системы профессиональной педагогической подготовки, направленной на сохранение базовых национальных ценностей, обеспечение интересов каждого гражданина, общества и всего государства и их безопасного существования в условиях угроз нарастания вооруженных конфликтов [4–6]. Гарантируемое государством повышение качества образования и достижение конкурентоспособности отечественных образовательных систем в международном пространстве законодательно обеспечивается: «Национальной доктриной образования до 2025 года», объявлением в Российской Федерации Десятилетия детства, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания», «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года», проведением в Российской Федерации Года педагога и наставника и др., в которых подчеркивается необходимость увеличения воспитательных усилий прежде всего в работе педагогических вузов [7–9].

Важно учитывать, что вне зависимости от усиления внимания со стороны общества к психолого-педагогическим проблемам, свойственным юношескому возрасту, студенческая молодежь является одной из наиболее активных групп населения, участвующих в беспорядках, «цветных» революциях. Будучи социально и граждански недостаточно зрелыми в стремлении к самореализации и признанию молодые люди легко подвержены воздействию радикальных и антиобщественных теорий, соучаствуют в противоправных действиях, вовлекаются в насильственные действия. Кроме того, затруднения возникают в коммуникации со сверстниками с особыми образовательными потребностями, что связано с мало сформированными эмпатией, рефлексией и готовностью к взаимопомощи.

Целью нашего исследования выступило определение и экспериментальная апробация содержания обучающих мероприятий, способствующих становлению правовой культуры студентов-дефектологов в условиях современного высшего образования.

Материалы и методы исследования

Основными способами получения необходимой для нашего исследования информации выступили теоретические и экспериментально-практические методы, сгруппированные в комплекс, традиционный для отечественной специальной педагогики: изучение литературных источников, нормативно-правовых материалов, обобщение и систематизация передового педагогического опыта, проектирование модели; естественное наблюдение, беседы, опросники, анкеты, интервью, социометрия, анализ продуктов деятельности и поведения обучающихся, аудиовидеофиксация, обучающий (педагогический) эксперимент, ранжирование, экспертная оценка; статистическая обработка полученных материалов [10–12].

Содержание нормативно-правового обеспечения, регламентирующего профессиональную деятельность специалистов, работающих с особенными детьми, в настоящее время подвергается существенным трансформациям. Это обусловлено количественными и качественными изменениями, происходящими с контингентом обучающихся с ОВЗ: отягощение вариантов нарушенного развития, введение в систему образования лиц с выраженными нарушениями интеллектуального развития, часто в сочетании с расстройствами речи, двигательной сферы, деятельности анализаторов, эмоциональных проявлений сферы и моделями деструктивного поведения [13; 14]. Для формирования правовой культуры студентов-дефектологов нами был сформулирован регулярно обновляемый перечень тем, необходимых для изучения.

1. Основы политики российского государства в сфере оказания помощи лицам с особыми образовательными потребностями.

2. Международные нормативно-правовые акты, гарантирующие свободы ребенка с особыми образовательными потребностями – составная часть правовой системы Российской Федерации. Краткий обзор.

3. Новый подход к оказанию в системе образования помощи лицам с особыми образовательными потребностями, представленный в Саламанкской декларации и Рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями (1994).

4. Основные положения Конвенции о правах инвалидов (2006), регламентирующие право лиц с инвалидностью на образование.

5. Федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Краткий обзор.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) о специфике организационных требований к системе образования лиц с ОВЗ.

7. Организационные принципы образовательной политики государства в отношении к лицам с ОВЗ и особыми образовательными потребностями.

8. Примерное положение о ППК организации образования (2019). Задачи, основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума организации, реализующей программы образования.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Требования к структуре адаптированной образовательной программы дошкольного образования, специальным педагогическим условиям образования детей-дошкольников с ОВЗ.

10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (2020). Организационные аспекты образования детей-дошкольников с ОВЗ.

11. Структура и содержательные аспекты федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (2022). Прогнозируемые результаты при завершении дошкольного образования детей с ОВЗ. Содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ: структура, содержание. Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): структура, содержание. Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью.

14. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (2021). Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ школьного возраста.

15. Специальные педагогические условия получения образования обучающихся с ОВЗ, с умственной отсталостью.

16. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования обучающихся с ОВЗ.

17. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (2022). Положения, структура, содержание.

18. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ.

19. Требования к личностным и предметным результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью.

20. Предметные и коррекционно-развивающая области при получении образования обучающимися с ОВЗ или обучающимися с умственной отсталостью.

21. Структура и содержание специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно логике и цели исследования наша экспериментальная работа была организована в период с 2018–2019 учебного года по настоящее время на базе дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», совместно с факультетом клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «МГППУ», кафедрой специальной педагогики и психологии гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «СевГУ». В учебные планы образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование» и «Психолого-педагогическое образование» были введены учебные предметы, связанные с нормативно-правовым обеспечением образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями: «Нормативно-правовые основы специального образования»; «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности»; «Нормативно-правовое обеспечение деятельности дефектолога»; «Нормативно-правовое обеспечение образовательного и реабилитационного процессов»; «Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогической деятельности в образовании и социальной сфере». Всего экспериментальным обучением было охвачено около тысячи обучающихся из различных регионов Российской Федерации.

К планируемым результатам обучения было отнесено формирование следующих компетенций: ОПК-1.1 – студент демонстрирует наличие представлений о приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную систему РФ; знает – основные направления государственной политики по развитию образовательной системы РФ, основы образовательного законодательства РФ; умеет – реализовывать нормативно-правовые акты в образовательной сфере РФ; владеет – представлениями об основных приоритетах развития образовательной системы РФ, о нормативно-правовых актах в сфере общего и специального образования в РФ; ОПК-1.2 – студент готов к использованию основных нормативно-правовых актов в образовательной среде профессиональной деятельности; следует требованиям профессиональной этики; знает – основные нормативные правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности; умеет – соблюдать нормы профессиональной этики; владеет – навыками реализации основ нормативно-правовых актов в образовательной сфере и профессиональной деятельности.

Критерии оценивания результатов обучения для высокого уровня овладения ОПК-1.1 и ОПК-1.2. Критерий 1. Знает и понимает нормативно-правовую базу психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимую для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с ОВЗ; современные технологии мониторинга, контроля и оценки формирования результатов образования лиц с ОВЗ; интерпретирует и использует их самостоятельно. Отвечает полной, логически обоснованной и развернутой фразой. Критерий 2. Успешно проводит анализ нормативно-правовых документов, этических норм, выполняет контролирующие и оценочные функции при выявлении образовательных результатов в образовательных системах лиц с ОВЗ; готов корректировать учебную деятельность в системе образования лиц с ОВЗ, исходя из данных мониторинга образовательных результатов; умеет учесть нормативно-правовую базу и этические требования в ходе практических заданий. В проблемных практических заданиях повышенной сложности предлагает нетрадиционный подход решения, логически обосновывая предлагаемый способ. Присущи самостоятельность и независимость мышления при формулировании выводов. Критерий 3. Решает как стандартные, так и нестандартные задачи и задания нормативно-правового содержания; использует специальные технологии и методы, способствующие проведению контроля и оценки образовательных результатов в обучении лиц с ОВЗ. Трудовые действия реализуются оперативно, эффективно, самостоятельно, без внешней помощи. Владеет навыками адекватного самоконтроля и самооценки.

В результате проведенного исследования были установлены позитивные преобразования в показателях уровня овладения правовой культурой студентами-дефектологами. Данные показали, что средние характеристики, полученные в начале обучающего эксперимента по критериям сформированности правовой культуры студентов-дефектологов, были близки по значениям. Сравнительный анализ, экспертная оценка (Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал»; Всероссийский конкурс «Педагогический дебют учителя-дефектолога») подтвердили, что динамика уровней сформированности правовой культуры студентов-дефектологов в экспериментальных группах была более успешной по сравнению с обучающимися из контрольных групп. Данные экспериментального обучения позволяют утверждать, что эффективность процесса правового воспитания студентов-дефектологов значительно повысится, если будет реализована вся совокупность необходимых педагогических условий, а в ядро дефектологического образования, разрабатываемого в настоящее время, будет введен учебный курс «Нормативно-правовое обеспечение общего и специального образования».

Проведенное исследование подтвердило, что процесс модернизации высшего педагогического образования требует совершенствования подготовки профессорско-преподавательского состава педагогических вузов к внедрению процесса обогащения правовой культуры студентов-дефектологов, а также проблемы взаимодействия специалистов высшей квалификации, преподающих правовые дисциплины со специалистами дефектологического профиля, практическими работниками и представителями работодателей.

Заключение

В ходе проведенного исследования нами было сформулировано ключевое понятие: «правовая культура студента-дефектолога», как интегративное качество личности, включающее нормативные потребностно-мотивационные ценности, понятийный словарь, представления, сформированные механизмы правоприемлемых действий, эмоциональных состояний переживания нравственной сущности правовой действительности, вырабатываемое с помощью специального содержания и соответствующей организации включения студентов в правовую деятельность жизненного содержания.

Детально правовая культура студента-дефектолога включает мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты.

Критериями и показателями овладения правовой культурой студентов-дефектологов являются: 1) к мотивационно-ценностному компоненту относятся: личностная заинтересованность в овладении правовой культурой; позитивная установка на следование модели правомерного поведения; традиционные правовые ценности; 2) в когнитивный компонент включены: усвоение правовых представлений и понятий, представленных в правовых документах; 3) эмоциональному компоненту присущи: эмоциональные переживания нравственной сущности правовой действительности; 4) деятельностному компоненту соответствуют: приобретение умений и автоматизированных привычных действий правоприемлемого поведения. В зависимости от степени выраженности компонентов можно определить динамику уровней овладения правовой культурой студентов-дефектологов, распределить их в соответствии с низким, ниже среднего, средним, выше среднего, высоким уровнями.

Профессиональное образование выступает определяющим фактором овладения студентами-дефектологами правовой культурой, как целостный процесс, обеспечивающий обретение правовой культуры студентами-дефектологами через включение их в вариативную деятельность правового содержания, способствующую накоплению ими социального опыта правовой направленности с помощью представлений и понятий о правовых явлениях; моделей правомерного поведения, духовно-нравственных отношений, основанных на базовых правовых и приоритетных национальных ценностях и идеалах. Эффективность формирования правовой культуры студентов-дефектологов в процессе профессионального образования зависит от оптимального сочетания необходимых педагогических условий: применения нормативных представлений и понятий, как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности; моделирования воспитывающих ситуаций, способствующих автоматизации правоприемлемых действий и закрепления их в привычном поведении студентов; установления позитивных личностных, доверительных, искренних отношений в коллективе студенческой группы, обеспечивающих развитие толерантности нормативно развивающихся обучающихся по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями; реализации возможностей студенческого самоуправления при овладении правовой культурой студентами-дефектологами; индивидуализация процесса формирования правовой культуры; повышение уровня правовой и профессиональной культуры профессорско-преподавательского состава [15].


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Горскин Б.Б., Воронкова В.В., Евтушенко А.И. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 4. – С. 150-154;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39592 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674