Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONTENT AND STRUCTURE OF THE VALUE ATTITUDE OF MILITARY SERVICE SERVICE PERSONNEL TO MILITARY SERVICE

Zaitsev A.V. 1
1 military unit 40491
The article actualizes the problem of substantiating and presenting the theoretical foundations for studying and identifying the structural and content characteristics of the value attitude of contract servicemen to military service. Based on the analysis of the points of view of scientists, the author’s, definition of the phenomenon under study is formulated – the value attitude of a contract serviceman to military service. The pedagogical construct of the value attitude is revealed in the unity of the interaction of motivational-target, content-procedural, emotional-evaluative and resultant-semantic components. The criteria and corresponding indicators of the value attitude of a contract serviceman to military service are substantively described – the value-semantic criterion (the need to serve military affairs; the desire for professional and personal self-realization in the military-professional community); cognitive-operational criterion (a set of views on military service, the author’s concept of military service; readiness for the practical implementation of value beliefs in military service); emotive-conative criterion (emotional-volitional stability; patriotism and responsibility to the motherland); reflexive-evaluative criterion (ability for introspection; assessment of the implementation of value aspects in the practice of military service). The necessity and possibility of purposeful development of the value attitude of a contract serviceman to military service in the difficult conditions of military-political, sociocultural changes in Russia, which require a deep awareness of the fundamental factors of their military service activities, is noted (shown). The importance of optimizing educational work in military units in the direction of developing and updating theoretical and scientific-practical provisions on the moral education of personnel by commanders of all degrees is emphasized. Promising directions for further scientific research are noted – the definition and empirical confirmation of pedagogical opportunities and conditions for the purposeful development of a value attitude towards military service among contract servicemen.
Key words: the value attitude of the individual
the value attitude of a contract serviceman to military service
the components
criteria and indicators of the value attitude of a contract serviceman to military service

Рождение нового исторического времени для России ознаменовано поддержанием, развитием лучших национальных социокультурных традиций, их обогащением новыми осмысленными в культурно-историческом аспекте не снимаемыми вечными общечеловеческими ценностями. Сложные процессы, происходящие в военно-политической сфере в России, как никогда требуют от военнослужащего понимания фундаментальных факторов своей военно-служебной деятельности и устанавливают императив значимости ценностей, ценностного отношения в подготовленности к исполнению воинского долга.

Именно ценности личности военнослужащего проявляют себя как реальная сила, поскольку обладают потенциалом мотиватора, ориентира и регулятора его военной деятельности. Можно утверждать, что профессионально-боевые возможности военнослужащего в значительной степени обусловлены его ценностным отношением к военной службе. Поэтому вполне обоснованно ценности военной службы рассматриваются, оценивается учеными и практиками, наряду с другими свойствами военнослужащего, как мощный фактор (группа военно-профессиональных факторов в оценке морально-политического и психологического состояния военнослужащих ВС РФ), влияющий на моральную готовность и психологическую способность военнослужащего качественно выполнять служебно-боевые задачи.

Ценности военной службы устанавливают для военнослужащего обязательное наличие у него, наряду с уверенностью в собственной профессиональной способности исполнять служебно-боевые задачи, с уверенностью в своих боевых возможностях, в надежности вооружения, устойчивую потребность, желание военнослужащего служить в Вооруженных силах, подкрепленные сформированным ценностным отношением к военной службе.

Именно ценностное, значимое для личности отношение военнослужащего к военной службе детерминирует его героизм, поддерживает воинский дух, патриотизм, честь, стойкость и решимость в достижении успеха. Военнослужащие контрактной службы, представляя собой высококвалифицированный, элитный потенциал российской армии, обладающий особым военным профессионализмом, должны в настоящих условиях ведения (участия) специальной военной операции понимать, призваны руководствоваться и проявлять в воинской среде достойные образцы ценностного отношения к военной службе.

Это активизирует необходимость пересмотра и оптимизации работы командиров с личным составом в направлении обеспечения и поддержания устойчивой, предпочтительно-положительной связи личности военнослужащего с военной службой на уровне внутреннего убеждения ее неизменной значимости для обеспечения общественной безопасности, для полноценной самореализации в избранной военно-профессиональной сфере.

Высокий интерес ученых к феномену «ценностное отношение» человека к чему-либо и его разработанность в смысло-содержательном, функциональном, динамическом аспектах не обеспечивает терминологическую определенность его толкования применительно к понятию «ценностное отношение военнослужащего контрактной службы к военной службе» и затрудняет, а также актуализирует и акцентирует внимание на необходимости выявления его компонентного состава и критериально-уровневых характеристик.

Цель исследования заключается в актуализации проблемы обоснования и определения теоретико-прикладных оснований изучения структурно-содержательных характеристик ценностного отношения современного военнослужащего контрактной службы к военной службе с целью его целенаправленного обогащения и развития.

Считаем, что это позволит внести определенный вклад в направлении перехода к реализации специально разработанных инновационных развивающих программ, к педагогическому моделированию и конструированию соответствующего дидактического инструментария для оптимизации воспитательной работы в воинских подразделениях.

Материалы и методы исследования

Ценностное отношение раскрывает смысл и содержание собственной внутренней мировоззренческой позиции, убеждений в виде взаимосвязи значимых для личности субъективных и общественных значений; служит условием дальнейшего успешного воспроизводства и усиления ценностных параметров деятельности; устанавливает определенные параметры поведения человека [1].

Принимая во внимание основные виды военно-служебной деятельности военнослужащего контрактной службы и их специфику, опираясь на точки зрения ученых в трактовке сущности ценностного отношения личности, в том числе к профессии, было сформировано авторское понимание изучаемого феномена.

Ценностное отношение военнослужащего-контрактника к военной службе следует понимать «…как осознанно-активную, избирательно-устойчивую внутреннюю позицию военнослужащего, устанавливающую для него значимость самой профессии в виде осознаваемой потребности и объективной необходимости обеспечения боевой готовности российских вооруженных сил и общественной, общегосударственной безопасности» [2].

Ценностное отношение к военной службе не дается военнослужащему «в готовом виде», а формируется на протяжении длительного пути выбора, осмысления, осознания индивидуальным разумом и под воздействием общественных групп и внутреннего принятия ценностей военной службы с закреплением их на уровне взаимосвязи собственных значимых убеждений с общественно ценными применительно к военно-профессиональной деятельности офицера.

Развитие искомого ценностного отношения предполагает целенаправленную работу, что устанавливает необходимость четкого представления о составляющих его компонентах и оценочных характеристиках.

С целью выявления и конкретизации компонентов ценностного отношения военнослужащего к военной службе были изучены научные предпочтения ученых в определении его структурно-содержательных характеристик.

М.В. Коноплянникова, обращаясь к решению проблемы теоретико-эмпирического обоснования параметров эффективности формирования у курсантов МВД России ценностного отношения к профессиональной деятельности, определяет в его структуре следующие компоненты и показатели, подлежащие целенаправленному совершенствованию: когнитивный, эмотивный и поведенческий [3].

Педагогическая модель воспитания у обучающихся ценностного отношения (факультет военного обучения), разработанная в исследовании Д.Н. Сальникова, построена для решения задачи эффективного развития основополагающих компонентов изучаемого отношения с учетом их функциональных возможностей: познавательный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий [4].

Согласно Т.Н. Михайловой, ценностное отношение, как субъективное образование, устанавливает для личности приоритет (либо комплементарность) системы ценностей между общественным (ценности культуры, общества проживания личности) и индивидуальным (активно-волевая установка относительно признания/непризнания общепринятых в обществе ценностей) компонентами [5].

Обобщая точки зрения исследователей на структурную организацию ценностного отношения личности к деятельности, можно увидеть некоторые инвариантные составляющие личности, неизменно присутствующие в структуре изучаемого понятия: мотивационную, когнитивную, эмоциональную, оценочную, поведенческую и др.

Связывая ценностное отношение военнослужащего к военной службе с возможностью и необходимостью честного исполнения воинского долга, используя ведущие идеи системно-структурного подхода, был определен конструкт и компонентный состав изучаемого феномена.

Результаты исследования и их обсуждение

Структурными компонентами ценностного отношения военнослужащего к военной службе и соответствующими им показателями в настоящем исследовании выступили:

1. Мотивационно-целевой (критерий – ценностно-смысловой):

- потребность в служении военному делу;

- стремление к профессиональной и личностной самореализации в военно-профессиональном сообществе.

2. Содержательно-процессуальный (критерий – когнитивно-операциональный):

- совокупность взглядов на военную службу, авторская концепция военной службы;

- готовность к практическому воплощению ценностных убеждений в военной службе.

3. Эмоционально–оценочный (критерий – эмотивно-конативный):

- эмоционально-волевая устойчивость;

- патриотизм и ответственность перед Родиной.

4. Результативно-смысловой (критерий – рефлексивно-оценочный):

- способность к самоанализу;

- оценка реализации ценностных аспектов в практике военной службы.

Мотивационно-целевой компонент в структуре ценностного отношения военнослужащего к военной службе характеризует систему избирательно-устойчивых убеждений личности, отражающих личностный смысл, значимость для нее выполнения воинской службы на уровне честного, добросовестного служения Отечеству. Личностно значимые профессиональные идеалы, интересы активизируют и мотивируют военнослужащего на героическую военную службу, на стремление быть причастным и гордиться принадлежностью к Российским Вооруженным Силам.

Сформированная потребность в служении военному делу, как показатель ценностного отношения военнослужащего к военной службе, проявляется в его устойчивой приверженности к военной службе на уровне воплощения высоконравственных идеалов чести и гордости за российские Вооруженные силы; характеризует его стремление к признанию в профессиональном сообществе как воина-патриота.

Показатель ценностного отношения военнослужащего к военной службе в виде стремления к профессиональной и личностной самореализации в военно-профессиональном сообществе характеризует особенности военнослужащего в виде его ориентации на воплощение собственного потенциала (интеллектуального, нравственного, волевого, коммуникативного, энергетического и др.) и своих профессиональных свойств в деле обеспечения боевой готовности российских Вооруженных сил и общегосударственной безопасности.

Содержательно-процессуальный компонент характеризует совокупность представлений военнослужащего о существенных характеристиках его ценностного отношения к военной службе; о параметрах готовности военнослужащего к реализации собственных смыслозначимых убеждений и общественных установок при несении военной службы.

Совокупность взглядов на военную службу, авторскую концепцию военной службы следует рассматривать в качестве важного показателя проявления военнослужащим его ценностного отношения к военной деятельности. Проявляется в виде наличия у военнослужащего целостной концепции (цель, сущность, движущие силы, способы и закономерности осуществления) военной службы, системы знаний о ее сущности и положительно ценностного отношения к ней, о взаимосвязи, интеграции собственных личностных и общественных значений применительно к военной службе.

В качестве оценочной характеристики проявления ценностного отношения военнослужащего к военной службе необходимо рассмотреть его готовность к практическому воплощению ценностных убеждений в военной службе. Речь идет о реализации установки действовать определенным образом – эффективным, надежным способом в ходе выполнения служебной задачи; проявлять высшую степень мобилизации, самоконтроля, достоинства, героизма, силы духа.

Эмоционально–оценочный компонент в структуре ценностного отношения обладает такой определенной интенцией, как эмоционально-императивная, проявляясь у военнослужащего в устойчивых чувствах, характеризующих эмоциональную оценку военной службы, его взаимосвязи с ней.

Грамотная оценка военно-служебной ситуации и верно принятое, по ее оценке, решение (не на эмоциях) требуют от военнослужащего эмоционально-волевой устойчивости, которая в настоящем исследовании рассматривается в качестве важного показателя истинно ценностного отношения военнослужащего к военной службе.

Эмоционально-волевая устойчивость необходима военнослужащему, так как проявляется в способности контролировать выражение собственных эмоций, «самосохраняться» в напряженных военных ситуациях, проявляя в них стойкость, решительность, выносливость и т.п. Военнослужащие сами считают, что это качество позволяет им сохранять длительную продуктивную работоспособность, достигать высшего качества и успешно выполнять поставленные боевые задачи.

Патриотизм и ответственность перед Родиной также выступают важными показателями в формировании ценностного отношения у военнослужащего к военной службе, поскольку обеспечивают его готовность на высоком напряжении духовных и физических сил служить Отчизне, проявляя самопожертвование в ее честь. Непререкаемым императивом служит высказывание А.В. Суворова о том, что без таких качеств военного, как патриотизм, офицерская честь, верность воинскому долгу, ответственность и др., формирование ценностного отношения и сама военная служба бессмысленны.

Результативно-смысловой компонент раскрывает возможности военнослужащего постоянно глубоко осмысливать свои служебные, боевые действия, поступки при исполнении обязанностей, приказов. Осмысление своих убеждений, собственной концепции военной службы и служебных, а также социальных требований позволяет военнослужащему сформировать объективную картину своей состоятельности как военнослужащего-контрактника.

Поэтому показателем ценностного отношения военнослужащего к военной службе в исследовании выступает его способность к самоанализу – это способность установить объективно существующие и не случайно проявляющиеся причинно-следственные связи между его истинным ценностным отношением к военной службе и достигаемыми в этой военной службе эффективностью, качеством, удовлетворенностью ею, получением признания от воинского коллектива.

Оценка реализации военнослужащим ценностных аспектов в практике своей военной службы опирается на итоги ее самоанализа и включает проведение им сравнительно-сопоставительного анализа собственной военно-профессиональной компетентности (совместно с командирами, военными экспертами) с критериями достойного служения Отечеству и приверженности в этом самым высоконравственным идеалам.

Качество и глубина реализации показателей результативно-смыслового компонента ценностного отношения военнослужащего к военной службе укажут ориентиры его дальнейшего профессионального становления и личностного роста как воина-профессионала и гражданина-патриота.

Заключение

Военная служба по контракту устанавливает для военнослужащего императив ответственного и верного служения воинскому долгу и Военной присяге; обязанности и готовности проявлять моральный дух, сильную волю, храбрость; требует грамотной оценки сути военной службы в настоящих условиях проведения военной операции с точки зрения ее необходимости, полезности для Отечества, для общей победы.

Именно наличие и проявление устойчивой смыслосодержательной внутренней позиции, интегрирующей взаимосвязь значимых для военнослужащего личностных и общественных значений относительно военной службы, выступает не только одним из предиктов (предварение, прогноз) ее успешности и повышения качества, но и наделено потенциалом самоосуществления военнослужащего в ней. Будучи осознанным, эмоционально окрашенным, личностно обусловленным, ценностное отношение активизирует и ориентирует процесс профессиональных достижений военнослужащим, мотивирует его должностной и карьерный рост.

Социально и практически значимой выступает научно-практическая задача целенаправленного развития у военнослужащих контрактной службы ценностного отношения к военной службе, обусловленная недостаточной их способностью (около 40%) глубоко осмысливать целесообразность, полезность, значимость для них военной службы, в том числе с точки зрения осознанного предпочтительно ценностного отношения к ней. Опыт военно-профессиональной деятельности подтверждает важность и необходимость целенаправленной организации плановых занятий в воинских подразделениях на основе разработанных командиром программ (планов) по подготовке военных кадров; их анализа, выявления целесообразности и перспектив кадрового потенциала [2].

Направлением дальнейшего научного поиска становится определение и эмпирическое подтверждение комплекса социально-педагогических возможностей и психолого-педагогических условий целенаправленного развития у военнослужащих контрактной службы ценностного отношения к военной службе.