Рождение нового исторического времени для России ознаменовано поддержанием, развитием лучших национальных социокультурных традиций, их обогащением новыми осмысленными в культурно-историческом аспекте не снимаемыми вечными общечеловеческими ценностями. Сложные процессы, происходящие в военно-политической сфере в России, как никогда требуют от военнослужащего понимания фундаментальных факторов своей военно-служебной деятельности и устанавливают императив значимости ценностей, ценностного отношения в подготовленности к исполнению воинского долга.
Именно ценности личности военнослужащего проявляют себя как реальная сила, поскольку обладают потенциалом мотиватора, ориентира и регулятора его военной деятельности. Можно утверждать, что профессионально-боевые возможности военнослужащего в значительной степени обусловлены его ценностным отношением к военной службе. Поэтому вполне обоснованно ценности военной службы рассматриваются, оценивается учеными и практиками, наряду с другими свойствами военнослужащего, как мощный фактор (группа военно-профессиональных факторов в оценке морально-политического и психологического состояния военнослужащих ВС РФ), влияющий на моральную готовность и психологическую способность военнослужащего качественно выполнять служебно-боевые задачи.
Ценности военной службы устанавливают для военнослужащего обязательное наличие у него, наряду с уверенностью в собственной профессиональной способности исполнять служебно-боевые задачи, с уверенностью в своих боевых возможностях, в надежности вооружения, устойчивую потребность, желание военнослужащего служить в Вооруженных силах, подкрепленные сформированным ценностным отношением к военной службе.
Именно ценностное, значимое для личности отношение военнослужащего к военной службе детерминирует его героизм, поддерживает воинский дух, патриотизм, честь, стойкость и решимость в достижении успеха. Военнослужащие контрактной службы, представляя собой высококвалифицированный, элитный потенциал российской армии, обладающий особым военным профессионализмом, должны в настоящих условиях ведения (участия) специальной военной операции понимать, призваны руководствоваться и проявлять в воинской среде достойные образцы ценностного отношения к военной службе.
Это активизирует необходимость пересмотра и оптимизации работы командиров с личным составом в направлении обеспечения и поддержания устойчивой, предпочтительно-положительной связи личности военнослужащего с военной службой на уровне внутреннего убеждения ее неизменной значимости для обеспечения общественной безопасности, для полноценной самореализации в избранной военно-профессиональной сфере.
Высокий интерес ученых к феномену «ценностное отношение» человека к чему-либо и его разработанность в смысло-содержательном, функциональном, динамическом аспектах не обеспечивает терминологическую определенность его толкования применительно к понятию «ценностное отношение военнослужащего контрактной службы к военной службе» и затрудняет, а также актуализирует и акцентирует внимание на необходимости выявления его компонентного состава и критериально-уровневых характеристик.
Цель исследования заключается в актуализации проблемы обоснования и определения теоретико-прикладных оснований изучения структурно-содержательных характеристик ценностного отношения современного военнослужащего контрактной службы к военной службе с целью его целенаправленного обогащения и развития.
Считаем, что это позволит внести определенный вклад в направлении перехода к реализации специально разработанных инновационных развивающих программ, к педагогическому моделированию и конструированию соответствующего дидактического инструментария для оптимизации воспитательной работы в воинских подразделениях.
Материалы и методы исследования
Ценностное отношение раскрывает смысл и содержание собственной внутренней мировоззренческой позиции, убеждений в виде взаимосвязи значимых для личности субъективных и общественных значений; служит условием дальнейшего успешного воспроизводства и усиления ценностных параметров деятельности; устанавливает определенные параметры поведения человека [1].
Принимая во внимание основные виды военно-служебной деятельности военнослужащего контрактной службы и их специфику, опираясь на точки зрения ученых в трактовке сущности ценностного отношения личности, в том числе к профессии, было сформировано авторское понимание изучаемого феномена.
Ценностное отношение военнослужащего-контрактника к военной службе следует понимать «…как осознанно-активную, избирательно-устойчивую внутреннюю позицию военнослужащего, устанавливающую для него значимость самой профессии в виде осознаваемой потребности и объективной необходимости обеспечения боевой готовности российских вооруженных сил и общественной, общегосударственной безопасности» [2].
Ценностное отношение к военной службе не дается военнослужащему «в готовом виде», а формируется на протяжении длительного пути выбора, осмысления, осознания индивидуальным разумом и под воздействием общественных групп и внутреннего принятия ценностей военной службы с закреплением их на уровне взаимосвязи собственных значимых убеждений с общественно ценными применительно к военно-профессиональной деятельности офицера.
Развитие искомого ценностного отношения предполагает целенаправленную работу, что устанавливает необходимость четкого представления о составляющих его компонентах и оценочных характеристиках.
С целью выявления и конкретизации компонентов ценностного отношения военнослужащего к военной службе были изучены научные предпочтения ученых в определении его структурно-содержательных характеристик.
М.В. Коноплянникова, обращаясь к решению проблемы теоретико-эмпирического обоснования параметров эффективности формирования у курсантов МВД России ценностного отношения к профессиональной деятельности, определяет в его структуре следующие компоненты и показатели, подлежащие целенаправленному совершенствованию: когнитивный, эмотивный и поведенческий [3].
Педагогическая модель воспитания у обучающихся ценностного отношения (факультет военного обучения), разработанная в исследовании Д.Н. Сальникова, построена для решения задачи эффективного развития основополагающих компонентов изучаемого отношения с учетом их функциональных возможностей: познавательный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий [4].
Согласно Т.Н. Михайловой, ценностное отношение, как субъективное образование, устанавливает для личности приоритет (либо комплементарность) системы ценностей между общественным (ценности культуры, общества проживания личности) и индивидуальным (активно-волевая установка относительно признания/непризнания общепринятых в обществе ценностей) компонентами [5].
Обобщая точки зрения исследователей на структурную организацию ценностного отношения личности к деятельности, можно увидеть некоторые инвариантные составляющие личности, неизменно присутствующие в структуре изучаемого понятия: мотивационную, когнитивную, эмоциональную, оценочную, поведенческую и др.
Связывая ценностное отношение военнослужащего к военной службе с возможностью и необходимостью честного исполнения воинского долга, используя ведущие идеи системно-структурного подхода, был определен конструкт и компонентный состав изучаемого феномена.
Результаты исследования и их обсуждение
Структурными компонентами ценностного отношения военнослужащего к военной службе и соответствующими им показателями в настоящем исследовании выступили:
1. Мотивационно-целевой (критерий – ценностно-смысловой):
- потребность в служении военному делу;
- стремление к профессиональной и личностной самореализации в военно-профессиональном сообществе.
2. Содержательно-процессуальный (критерий – когнитивно-операциональный):
- совокупность взглядов на военную службу, авторская концепция военной службы;
- готовность к практическому воплощению ценностных убеждений в военной службе.
3. Эмоционально–оценочный (критерий – эмотивно-конативный):
- эмоционально-волевая устойчивость;
- патриотизм и ответственность перед Родиной.
4. Результативно-смысловой (критерий – рефлексивно-оценочный):
- способность к самоанализу;
- оценка реализации ценностных аспектов в практике военной службы.
Мотивационно-целевой компонент в структуре ценностного отношения военнослужащего к военной службе характеризует систему избирательно-устойчивых убеждений личности, отражающих личностный смысл, значимость для нее выполнения воинской службы на уровне честного, добросовестного служения Отечеству. Личностно значимые профессиональные идеалы, интересы активизируют и мотивируют военнослужащего на героическую военную службу, на стремление быть причастным и гордиться принадлежностью к Российским Вооруженным Силам.
Сформированная потребность в служении военному делу, как показатель ценностного отношения военнослужащего к военной службе, проявляется в его устойчивой приверженности к военной службе на уровне воплощения высоконравственных идеалов чести и гордости за российские Вооруженные силы; характеризует его стремление к признанию в профессиональном сообществе как воина-патриота.
Показатель ценностного отношения военнослужащего к военной службе в виде стремления к профессиональной и личностной самореализации в военно-профессиональном сообществе характеризует особенности военнослужащего в виде его ориентации на воплощение собственного потенциала (интеллектуального, нравственного, волевого, коммуникативного, энергетического и др.) и своих профессиональных свойств в деле обеспечения боевой готовности российских Вооруженных сил и общегосударственной безопасности.
Содержательно-процессуальный компонент характеризует совокупность представлений военнослужащего о существенных характеристиках его ценностного отношения к военной службе; о параметрах готовности военнослужащего к реализации собственных смыслозначимых убеждений и общественных установок при несении военной службы.
Совокупность взглядов на военную службу, авторскую концепцию военной службы следует рассматривать в качестве важного показателя проявления военнослужащим его ценностного отношения к военной деятельности. Проявляется в виде наличия у военнослужащего целостной концепции (цель, сущность, движущие силы, способы и закономерности осуществления) военной службы, системы знаний о ее сущности и положительно ценностного отношения к ней, о взаимосвязи, интеграции собственных личностных и общественных значений применительно к военной службе.
В качестве оценочной характеристики проявления ценностного отношения военнослужащего к военной службе необходимо рассмотреть его готовность к практическому воплощению ценностных убеждений в военной службе. Речь идет о реализации установки действовать определенным образом – эффективным, надежным способом в ходе выполнения служебной задачи; проявлять высшую степень мобилизации, самоконтроля, достоинства, героизма, силы духа.
Эмоционально–оценочный компонент в структуре ценностного отношения обладает такой определенной интенцией, как эмоционально-императивная, проявляясь у военнослужащего в устойчивых чувствах, характеризующих эмоциональную оценку военной службы, его взаимосвязи с ней.
Грамотная оценка военно-служебной ситуации и верно принятое, по ее оценке, решение (не на эмоциях) требуют от военнослужащего эмоционально-волевой устойчивости, которая в настоящем исследовании рассматривается в качестве важного показателя истинно ценностного отношения военнослужащего к военной службе.
Эмоционально-волевая устойчивость необходима военнослужащему, так как проявляется в способности контролировать выражение собственных эмоций, «самосохраняться» в напряженных военных ситуациях, проявляя в них стойкость, решительность, выносливость и т.п. Военнослужащие сами считают, что это качество позволяет им сохранять длительную продуктивную работоспособность, достигать высшего качества и успешно выполнять поставленные боевые задачи.
Патриотизм и ответственность перед Родиной также выступают важными показателями в формировании ценностного отношения у военнослужащего к военной службе, поскольку обеспечивают его готовность на высоком напряжении духовных и физических сил служить Отчизне, проявляя самопожертвование в ее честь. Непререкаемым императивом служит высказывание А.В. Суворова о том, что без таких качеств военного, как патриотизм, офицерская честь, верность воинскому долгу, ответственность и др., формирование ценностного отношения и сама военная служба бессмысленны.
Результативно-смысловой компонент раскрывает возможности военнослужащего постоянно глубоко осмысливать свои служебные, боевые действия, поступки при исполнении обязанностей, приказов. Осмысление своих убеждений, собственной концепции военной службы и служебных, а также социальных требований позволяет военнослужащему сформировать объективную картину своей состоятельности как военнослужащего-контрактника.
Поэтому показателем ценностного отношения военнослужащего к военной службе в исследовании выступает его способность к самоанализу – это способность установить объективно существующие и не случайно проявляющиеся причинно-следственные связи между его истинным ценностным отношением к военной службе и достигаемыми в этой военной службе эффективностью, качеством, удовлетворенностью ею, получением признания от воинского коллектива.
Оценка реализации военнослужащим ценностных аспектов в практике своей военной службы опирается на итоги ее самоанализа и включает проведение им сравнительно-сопоставительного анализа собственной военно-профессиональной компетентности (совместно с командирами, военными экспертами) с критериями достойного служения Отечеству и приверженности в этом самым высоконравственным идеалам.
Качество и глубина реализации показателей результативно-смыслового компонента ценностного отношения военнослужащего к военной службе укажут ориентиры его дальнейшего профессионального становления и личностного роста как воина-профессионала и гражданина-патриота.
Заключение
Военная служба по контракту устанавливает для военнослужащего императив ответственного и верного служения воинскому долгу и Военной присяге; обязанности и готовности проявлять моральный дух, сильную волю, храбрость; требует грамотной оценки сути военной службы в настоящих условиях проведения военной операции с точки зрения ее необходимости, полезности для Отечества, для общей победы.
Именно наличие и проявление устойчивой смыслосодержательной внутренней позиции, интегрирующей взаимосвязь значимых для военнослужащего личностных и общественных значений относительно военной службы, выступает не только одним из предиктов (предварение, прогноз) ее успешности и повышения качества, но и наделено потенциалом самоосуществления военнослужащего в ней. Будучи осознанным, эмоционально окрашенным, личностно обусловленным, ценностное отношение активизирует и ориентирует процесс профессиональных достижений военнослужащим, мотивирует его должностной и карьерный рост.
Социально и практически значимой выступает научно-практическая задача целенаправленного развития у военнослужащих контрактной службы ценностного отношения к военной службе, обусловленная недостаточной их способностью (около 40%) глубоко осмысливать целесообразность, полезность, значимость для них военной службы, в том числе с точки зрения осознанного предпочтительно ценностного отношения к ней. Опыт военно-профессиональной деятельности подтверждает важность и необходимость целенаправленной организации плановых занятий в воинских подразделениях на основе разработанных командиром программ (планов) по подготовке военных кадров; их анализа, выявления целесообразности и перспектив кадрового потенциала [2].
Направлением дальнейшего научного поиска становится определение и эмпирическое подтверждение комплекса социально-педагогических возможностей и психолого-педагогических условий целенаправленного развития у военнослужащих контрактной службы ценностного отношения к военной службе.
Библиографическая ссылка
Зайцев А.В. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 72-76;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39559 (дата обращения: 30.12.2024).