Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Зайцев А.В. 1
1 войсковая часть 40491
В статье актуализирована проблема обоснования и представления теоретических оснований изучения и выявления структурно-содержательных характеристик ценностного отношения военнослужащих контрактной службы к военной службе. На основе анализа точек зрения ученых сформулировано авторское определение изучаемого феномена – ценностного отношения военнослужащего контрактной службы к военной службе. Выявлен педагогический конструкт ценностного отношения в единстве взаимодействия мотивационно-целевого, содержательно-процессуального, эмоционально-оценочного и результативно-смыслового компонентов. Содержательно описаны критерии и соответствующие им показатели ценностного отношения военнослужащего контрактной службы к военной службе: ценностно-смысловой критерий (потребность в служении военному делу; стремление к профессиональной и личностной самореализации в военно-профессиональном сообществе); когнитивно-операциональный критерий (совокупность взглядов на военную службу, авторская концепция военной службы; готовность к практическому воплощению ценностных убеждений в военной службе); эмотивно-конативный критерий (эмоционально-волевая устойчивость; патриотизм и ответственность перед Родиной); рефлексивно-оценочный критерий (способность к самоанализу; оценка реализации ценностных аспектов в практике военной службы). Отмечена (показана) необходимость и возможность целенаправленного развития ценностного отношения военнослужащего контрактной службы к военной службе в сложных условиях военно-политических, социокультурных изменений в России, требующих от военнослужащего глубокого осознания фундаментальных факторов своей военно-служебной деятельности. Подчеркнута значимость оптимизации воспитательной работы в воинских подразделениях в направлении разработки и обновления теоретических и научно-практических положений по морально-нравственному воспитанию личного состава командирами всех степеней. Отмечены перспективные направления дальнейшего научного поиска – определение и эмпирическое подтверждение педагогических возможностей и условий целенаправленного развития у военнослужащих контрактной службы ценностного отношения к военной службе.
ценностное отношение личности
ценностное отношение военнослужащего контрактной службы к военной службе
компоненты
критерии и показатели ценностного отношения военнослужащего контрактной службы к военной службе
1. Абдалина Л.В., Кунаковская Л.А. Личностные ценности научно-исследовательской деятельности преподавателя вуза // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2022. Вып. 76. Ч. 3. С. 4-7.
2. Зайцев А.В. Некоторые аспекты исследования ценностного отношения военнослужащих контрактной службы к военной службе // Обзор педагогических исследований. 2022. № 7. С. 164-169.
3. Конопляникова М.В. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у курсантов вузов МВД России: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 22 с.
4. Сальников Д.Н. Педагогическая модель воспитания ценностного отношения к военной службе у студентов факультета военного обучения // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 9. С. 156-159.
5. Михайлова Т.Н. Ценностное отношение к профессии как основа воспитания и образования курсанта вуза МВД России // Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 67-73

Рождение нового исторического времени для России ознаменовано поддержанием, развитием лучших национальных социокультурных традиций, их обогащением новыми осмысленными в культурно-историческом аспекте не снимаемыми вечными общечеловеческими ценностями. Сложные процессы, происходящие в военно-политической сфере в России, как никогда требуют от военнослужащего понимания фундаментальных факторов своей военно-служебной деятельности и устанавливают императив значимости ценностей, ценностного отношения в подготовленности к исполнению воинского долга.

Именно ценности личности военнослужащего проявляют себя как реальная сила, поскольку обладают потенциалом мотиватора, ориентира и регулятора его военной деятельности. Можно утверждать, что профессионально-боевые возможности военнослужащего в значительной степени обусловлены его ценностным отношением к военной службе. Поэтому вполне обоснованно ценности военной службы рассматриваются, оценивается учеными и практиками, наряду с другими свойствами военнослужащего, как мощный фактор (группа военно-профессиональных факторов в оценке морально-политического и психологического состояния военнослужащих ВС РФ), влияющий на моральную готовность и психологическую способность военнослужащего качественно выполнять служебно-боевые задачи.

Ценности военной службы устанавливают для военнослужащего обязательное наличие у него, наряду с уверенностью в собственной профессиональной способности исполнять служебно-боевые задачи, с уверенностью в своих боевых возможностях, в надежности вооружения, устойчивую потребность, желание военнослужащего служить в Вооруженных силах, подкрепленные сформированным ценностным отношением к военной службе.

Именно ценностное, значимое для личности отношение военнослужащего к военной службе детерминирует его героизм, поддерживает воинский дух, патриотизм, честь, стойкость и решимость в достижении успеха. Военнослужащие контрактной службы, представляя собой высококвалифицированный, элитный потенциал российской армии, обладающий особым военным профессионализмом, должны в настоящих условиях ведения (участия) специальной военной операции понимать, призваны руководствоваться и проявлять в воинской среде достойные образцы ценностного отношения к военной службе.

Это активизирует необходимость пересмотра и оптимизации работы командиров с личным составом в направлении обеспечения и поддержания устойчивой, предпочтительно-положительной связи личности военнослужащего с военной службой на уровне внутреннего убеждения ее неизменной значимости для обеспечения общественной безопасности, для полноценной самореализации в избранной военно-профессиональной сфере.

Высокий интерес ученых к феномену «ценностное отношение» человека к чему-либо и его разработанность в смысло-содержательном, функциональном, динамическом аспектах не обеспечивает терминологическую определенность его толкования применительно к понятию «ценностное отношение военнослужащего контрактной службы к военной службе» и затрудняет, а также актуализирует и акцентирует внимание на необходимости выявления его компонентного состава и критериально-уровневых характеристик.

Цель исследования заключается в актуализации проблемы обоснования и определения теоретико-прикладных оснований изучения структурно-содержательных характеристик ценностного отношения современного военнослужащего контрактной службы к военной службе с целью его целенаправленного обогащения и развития.

Считаем, что это позволит внести определенный вклад в направлении перехода к реализации специально разработанных инновационных развивающих программ, к педагогическому моделированию и конструированию соответствующего дидактического инструментария для оптимизации воспитательной работы в воинских подразделениях.

Материалы и методы исследования

Ценностное отношение раскрывает смысл и содержание собственной внутренней мировоззренческой позиции, убеждений в виде взаимосвязи значимых для личности субъективных и общественных значений; служит условием дальнейшего успешного воспроизводства и усиления ценностных параметров деятельности; устанавливает определенные параметры поведения человека [1].

Принимая во внимание основные виды военно-служебной деятельности военнослужащего контрактной службы и их специфику, опираясь на точки зрения ученых в трактовке сущности ценностного отношения личности, в том числе к профессии, было сформировано авторское понимание изучаемого феномена.

Ценностное отношение военнослужащего-контрактника к военной службе следует понимать «…как осознанно-активную, избирательно-устойчивую внутреннюю позицию военнослужащего, устанавливающую для него значимость самой профессии в виде осознаваемой потребности и объективной необходимости обеспечения боевой готовности российских вооруженных сил и общественной, общегосударственной безопасности» [2].

Ценностное отношение к военной службе не дается военнослужащему «в готовом виде», а формируется на протяжении длительного пути выбора, осмысления, осознания индивидуальным разумом и под воздействием общественных групп и внутреннего принятия ценностей военной службы с закреплением их на уровне взаимосвязи собственных значимых убеждений с общественно ценными применительно к военно-профессиональной деятельности офицера.

Развитие искомого ценностного отношения предполагает целенаправленную работу, что устанавливает необходимость четкого представления о составляющих его компонентах и оценочных характеристиках.

С целью выявления и конкретизации компонентов ценностного отношения военнослужащего к военной службе были изучены научные предпочтения ученых в определении его структурно-содержательных характеристик.

М.В. Коноплянникова, обращаясь к решению проблемы теоретико-эмпирического обоснования параметров эффективности формирования у курсантов МВД России ценностного отношения к профессиональной деятельности, определяет в его структуре следующие компоненты и показатели, подлежащие целенаправленному совершенствованию: когнитивный, эмотивный и поведенческий [3].

Педагогическая модель воспитания у обучающихся ценностного отношения (факультет военного обучения), разработанная в исследовании Д.Н. Сальникова, построена для решения задачи эффективного развития основополагающих компонентов изучаемого отношения с учетом их функциональных возможностей: познавательный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий [4].

Согласно Т.Н. Михайловой, ценностное отношение, как субъективное образование, устанавливает для личности приоритет (либо комплементарность) системы ценностей между общественным (ценности культуры, общества проживания личности) и индивидуальным (активно-волевая установка относительно признания/непризнания общепринятых в обществе ценностей) компонентами [5].

Обобщая точки зрения исследователей на структурную организацию ценностного отношения личности к деятельности, можно увидеть некоторые инвариантные составляющие личности, неизменно присутствующие в структуре изучаемого понятия: мотивационную, когнитивную, эмоциональную, оценочную, поведенческую и др.

Связывая ценностное отношение военнослужащего к военной службе с возможностью и необходимостью честного исполнения воинского долга, используя ведущие идеи системно-структурного подхода, был определен конструкт и компонентный состав изучаемого феномена.

Результаты исследования и их обсуждение

Структурными компонентами ценностного отношения военнослужащего к военной службе и соответствующими им показателями в настоящем исследовании выступили:

1. Мотивационно-целевой (критерий – ценностно-смысловой):

- потребность в служении военному делу;

- стремление к профессиональной и личностной самореализации в военно-профессиональном сообществе.

2. Содержательно-процессуальный (критерий – когнитивно-операциональный):

- совокупность взглядов на военную службу, авторская концепция военной службы;

- готовность к практическому воплощению ценностных убеждений в военной службе.

3. Эмоционально–оценочный (критерий – эмотивно-конативный):

- эмоционально-волевая устойчивость;

- патриотизм и ответственность перед Родиной.

4. Результативно-смысловой (критерий – рефлексивно-оценочный):

- способность к самоанализу;

- оценка реализации ценностных аспектов в практике военной службы.

Мотивационно-целевой компонент в структуре ценностного отношения военнослужащего к военной службе характеризует систему избирательно-устойчивых убеждений личности, отражающих личностный смысл, значимость для нее выполнения воинской службы на уровне честного, добросовестного служения Отечеству. Личностно значимые профессиональные идеалы, интересы активизируют и мотивируют военнослужащего на героическую военную службу, на стремление быть причастным и гордиться принадлежностью к Российским Вооруженным Силам.

Сформированная потребность в служении военному делу, как показатель ценностного отношения военнослужащего к военной службе, проявляется в его устойчивой приверженности к военной службе на уровне воплощения высоконравственных идеалов чести и гордости за российские Вооруженные силы; характеризует его стремление к признанию в профессиональном сообществе как воина-патриота.

Показатель ценностного отношения военнослужащего к военной службе в виде стремления к профессиональной и личностной самореализации в военно-профессиональном сообществе характеризует особенности военнослужащего в виде его ориентации на воплощение собственного потенциала (интеллектуального, нравственного, волевого, коммуникативного, энергетического и др.) и своих профессиональных свойств в деле обеспечения боевой готовности российских Вооруженных сил и общегосударственной безопасности.

Содержательно-процессуальный компонент характеризует совокупность представлений военнослужащего о существенных характеристиках его ценностного отношения к военной службе; о параметрах готовности военнослужащего к реализации собственных смыслозначимых убеждений и общественных установок при несении военной службы.

Совокупность взглядов на военную службу, авторскую концепцию военной службы следует рассматривать в качестве важного показателя проявления военнослужащим его ценностного отношения к военной деятельности. Проявляется в виде наличия у военнослужащего целостной концепции (цель, сущность, движущие силы, способы и закономерности осуществления) военной службы, системы знаний о ее сущности и положительно ценностного отношения к ней, о взаимосвязи, интеграции собственных личностных и общественных значений применительно к военной службе.

В качестве оценочной характеристики проявления ценностного отношения военнослужащего к военной службе необходимо рассмотреть его готовность к практическому воплощению ценностных убеждений в военной службе. Речь идет о реализации установки действовать определенным образом – эффективным, надежным способом в ходе выполнения служебной задачи; проявлять высшую степень мобилизации, самоконтроля, достоинства, героизма, силы духа.

Эмоционально–оценочный компонент в структуре ценностного отношения обладает такой определенной интенцией, как эмоционально-императивная, проявляясь у военнослужащего в устойчивых чувствах, характеризующих эмоциональную оценку военной службы, его взаимосвязи с ней.

Грамотная оценка военно-служебной ситуации и верно принятое, по ее оценке, решение (не на эмоциях) требуют от военнослужащего эмоционально-волевой устойчивости, которая в настоящем исследовании рассматривается в качестве важного показателя истинно ценностного отношения военнослужащего к военной службе.

Эмоционально-волевая устойчивость необходима военнослужащему, так как проявляется в способности контролировать выражение собственных эмоций, «самосохраняться» в напряженных военных ситуациях, проявляя в них стойкость, решительность, выносливость и т.п. Военнослужащие сами считают, что это качество позволяет им сохранять длительную продуктивную работоспособность, достигать высшего качества и успешно выполнять поставленные боевые задачи.

Патриотизм и ответственность перед Родиной также выступают важными показателями в формировании ценностного отношения у военнослужащего к военной службе, поскольку обеспечивают его готовность на высоком напряжении духовных и физических сил служить Отчизне, проявляя самопожертвование в ее честь. Непререкаемым императивом служит высказывание А.В. Суворова о том, что без таких качеств военного, как патриотизм, офицерская честь, верность воинскому долгу, ответственность и др., формирование ценностного отношения и сама военная служба бессмысленны.

Результативно-смысловой компонент раскрывает возможности военнослужащего постоянно глубоко осмысливать свои служебные, боевые действия, поступки при исполнении обязанностей, приказов. Осмысление своих убеждений, собственной концепции военной службы и служебных, а также социальных требований позволяет военнослужащему сформировать объективную картину своей состоятельности как военнослужащего-контрактника.

Поэтому показателем ценностного отношения военнослужащего к военной службе в исследовании выступает его способность к самоанализу – это способность установить объективно существующие и не случайно проявляющиеся причинно-следственные связи между его истинным ценностным отношением к военной службе и достигаемыми в этой военной службе эффективностью, качеством, удовлетворенностью ею, получением признания от воинского коллектива.

Оценка реализации военнослужащим ценностных аспектов в практике своей военной службы опирается на итоги ее самоанализа и включает проведение им сравнительно-сопоставительного анализа собственной военно-профессиональной компетентности (совместно с командирами, военными экспертами) с критериями достойного служения Отечеству и приверженности в этом самым высоконравственным идеалам.

Качество и глубина реализации показателей результативно-смыслового компонента ценностного отношения военнослужащего к военной службе укажут ориентиры его дальнейшего профессионального становления и личностного роста как воина-профессионала и гражданина-патриота.

Заключение

Военная служба по контракту устанавливает для военнослужащего императив ответственного и верного служения воинскому долгу и Военной присяге; обязанности и готовности проявлять моральный дух, сильную волю, храбрость; требует грамотной оценки сути военной службы в настоящих условиях проведения военной операции с точки зрения ее необходимости, полезности для Отечества, для общей победы.

Именно наличие и проявление устойчивой смыслосодержательной внутренней позиции, интегрирующей взаимосвязь значимых для военнослужащего личностных и общественных значений относительно военной службы, выступает не только одним из предиктов (предварение, прогноз) ее успешности и повышения качества, но и наделено потенциалом самоосуществления военнослужащего в ней. Будучи осознанным, эмоционально окрашенным, личностно обусловленным, ценностное отношение активизирует и ориентирует процесс профессиональных достижений военнослужащим, мотивирует его должностной и карьерный рост.

Социально и практически значимой выступает научно-практическая задача целенаправленного развития у военнослужащих контрактной службы ценностного отношения к военной службе, обусловленная недостаточной их способностью (около 40%) глубоко осмысливать целесообразность, полезность, значимость для них военной службы, в том числе с точки зрения осознанного предпочтительно ценностного отношения к ней. Опыт военно-профессиональной деятельности подтверждает важность и необходимость целенаправленной организации плановых занятий в воинских подразделениях на основе разработанных командиром программ (планов) по подготовке военных кадров; их анализа, выявления целесообразности и перспектив кадрового потенциала [2].

Направлением дальнейшего научного поиска становится определение и эмпирическое подтверждение комплекса социально-педагогических возможностей и психолого-педагогических условий целенаправленного развития у военнослужащих контрактной службы ценностного отношения к военной службе.


Библиографическая ссылка

Зайцев А.В. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 72-76;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39559 (дата обращения: 30.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674