Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ETHICAL CODE OF TEACHER IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

Voskrekasenko O.A. 1 Sergeeva S.V. 2 Varnikova O.V. 3
1 Penza State University
2 Penza State Technological University
3 Penza Artillery Engineering Institute (branch) of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khruleva
The article substantiates the need for future teachers to master the moral and ethical standards of professional and pedagogical activity in the process of professional training in higher education through acquaintance with the ethical code of the teacher. The analysis of scientific psychological and pedagogical literature on the problem of development and implementation of the ethical code of the teacher in the context of professional training of students in higher education has been carried out. It is concluded that this aspect of the problem has not become the subject of independent pedagogical research today, however, an appeal to the history of the issue indicates the obvious viability of the existing prerequisites for its solution. The results of a survey of students – future teachers on the topic: “Does the pedagogical community need a teacher’s code of ethics?” are presented, indicating that the vast majority of them (81%) are aware of the importance of both the observance of professional ethics by a teacher and the need for a teacher’s code of ethics for all subjects of educational relations. The concerns identified during the survey of future teachers about the possible negative consequences of this document are listed. The idea is formulated about the need to develop, in parallel with the code of ethics, a real mechanism for protecting teachers in the form of the Federal Law «On the status of a teacher in the Russian Federation».
code of ethics
teachers
professional training
higher school
educational process
students
area of training
teacher education

В условиях возрастания требований общества к качеству профессионально-педагогической деятельности школьного учителя, его личностно-профессиональным свойствам и компетентности в области построения продуктивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса актуализируется социальный запрос к высшей школе на подготовку обучающихся – будущих учителей, способных к интериоризации норм морали и профессиональной этики и их трансляции в последующей профессиональной деятельности.

В силу специфики современного поколения молодежи, к которой относятся и обучающиеся высшей школы, осваивающие педагогическую профессию, им бывает непросто понять и принять целый ряд норм профессиональной этики, соблюдение которых потребуется от них в будущем. Это актуализирует работу по овладению будущими учителями уже на вузовской скамье морально-нравственными нормами профессиональной деятельности посредством знакомства с этическим кодексом педагога.

Одна из особенностей организации профессионально-педагогической подготовки заключается в ориентации на приоритетные программные документы в сфере образования. Однако на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует единый этический кодекс педагога. Существующие нормативные документы носят рекомендательный характер, и общеобразовательные организации на их основе разрабатывают локальные положения, что затрудняет их использование в качестве ориентира в подготовке будущих учителей.

В связи с этим цель исследования – выявить отношение обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» к разработке этического кодекса педагога и определить его место в системе профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования были использованы анализ, обобщение и систематизация научной литературы, а также результатов опроса на тему «Нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога». Опрос проводился среди обучающихся 3–4-х курсов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема формирования у будущих учителей норм профессиональной этики посредством этического кодекса педагога в контексте их подготовки в высшей школе, при всей ее значимости, на сегодняшний день остается недостаточно разработанной и дискуссионной. Как и в середине ХХ в., современные отечественные исследователи продолжают осмысливать вопрос: что же такое этический кодекс педагога – это «миф или реальность»? [1, с. 353]. Для того чтобы ответить на этот вопрос, они обращаются к зарубежной истории формирования этического кодекса педагога, его эволюции; изучают структурные элементы типовых кодексов профессиональной этики педагога и нормативно-правовые документы, в которых содержатся требования, предъявляемые к педагогам, с учетом этики, морали и нравственности, характерных для конкретной исторической эпохи (Р.У. Арифулина, И.Б. Виноградова, П.Ф. Иванщина, О.А. Катушенко и др.) [2, 3].

Особый интерес среди педагогических исследований вызывают работы, в которых рассматриваются подходы к определению структуры и содержания этического кодекса педагога, принципы его профессионального поведения (И.Н. Дубовицкий, Ю.В. Сорокопуд, Н.Н. Уварова) [4] и принципы, определяющие идеи и начала профессиональной этики педагога (М.А. Абросимова, А.М. Воронцов, Н.А. Дубровин, А.А. Жидков, А.А. Чегулова) [5].

Заслуживают внимания появившиеся в последние годы отдельные публикации, в которых отмечается значимость этического кодекса для профессионального становления будущего педагога (М.М. Кравцов) [6], показывается роль этических знаний в формировании профессиональной позиции будущего учителя и определяется место педагогической этики как учебной дисциплины в реализуемых в высшей школе образовательных программах (Е.В. Ефимова, Т.И. Шупенько) [7].

В современных публикациях прослеживается интерес к решению проблемы формирования этической компетентности у обучающихся педагогического вуза, демонстрируется поиск методов и форм взаимодействия с ними в учебном процессе для приобретения нравственной базы для будущей профессиональной деятельности (И.Б. Виноградова, Е.В. Рябова) [8]; детальному анализу подвергаются принципы профессиональной подготовки будущих учителей с учетом требований этического кодекса педагога (С.С. Быкова) [9].

Анализ отечественной научной литературы показывает, что интерес к проблеме формирования норм профессиональной этики у педагогов достаточно велик. Однако в среде ученых нет единого мнения относительно необходимости принятия единого этического кодекса педагога. Разработка этического кодекса педагога в контексте профессиональной подготовки будущих учителей на сегодняшний день не стала предметом самостоятельного педагогического исследования.

Между тем обращение к истории вопроса о разработке этического кодекса педагога в контексте проблемы профессиональной подготовки будущих учителей указывает на очевидную состоятельность сложившихся предпосылок для ее решения как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Так, краткий экскурс в зарубежную историю вопроса о положении учителей, нормах их профессиональной этики в середине ХХ в. свидетельствует о широком интересе и его обсуждении европейской общественностью и специалистами. Результатом обсуждения данного вопроса стала принятая на специальной межправительственной конференции, созванной ЮНЕСКО в Париже совместно с МОТ (от 5.10.1966 г.), рекомендация ЮНЕСКО-МОТ о положении учителей. По сути, документ определял принципы профессиональной деятельности учителей, их права, ответственность, вопросы подготовки и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, условия преподавания и обучения, а также взаимодействия с органами образования. Рекомендации, изданные в 1966 г., регулярно пересматривались и дополнялись. В 1997 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО был принят международный документ, содержащий рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений.

Следование принципам, лежащим в основе рекомендаций 1966 г. и 1997 г., имело важное значение для дальнейшего осуществления государственной политики и в отношении российских учителей. Так, на рубеже ХХ–ХХI вв. проблема профессиональной этики педагога широко обсуждалась уже российской педагогической общественностью. Предпринималась попытка этическую составляющую компетентности педагога выделить в блок профессиональных педагогических стандартов.

В январе 2010 г. на Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге работниками РГПУ им. А.И. Герцена был представлен разработанный на основе действующего законодательства РФ первый проект этического кодекса учителей. Проект кодекса состоял из трех разделов, включавших нравственные и этические нормы для педагогов, личностные требования к ним, а также к взаимоотношениям с субъектами образовательных отношений.

В свою очередь, в 2014 г. Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ был разработан Кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций, нацеленный на поддержание этических взаимоотношений между участниками образовательного процесса и создание позитивного имиджа учителя. Данный Кодекс носил рекомендательный характер и дополнялся образовательными организациями в соответствии с их спецификой.

20 августа 2019 г. Минпросвещением РФ было принято письмо «О примерном Положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Данным Положением рекомендовалось руководствоваться в процессе осуществления профессиональной деятельности всем педагогическим работникам, в том числе общеобразовательных школ. Данный документ дал дополнительный импульс для создания этического кодекса педагога в образовательных организациях разного уровня. В настоящее время образовательные организации самостоятельно разрабатывают этические кодексы с учетом специфики своей организации.

Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что вопросы педагогической этики, в основе которой лежат нормы педагогической морали, принципы и функции, оформлены не только в нормативно-правовом отношении, но и вполне разработаны и нашли отражение в научной литературе. На базе образовательных организаций идет процесс их осмысления и разработки этического кодекса педагога. Он, по своей сути, устанавливает нравственные требования, обусловленные принципами и нормами педагогической морали, что позволяет регламентировать взаимоотношения педагога с субъектами образовательного процесса в ходе осуществления им профессионально-педагогической деятельности. Однако сегодня по-прежнему остается много открытых вопросов, среди которых – имеющий важное значение для профессиональной подготовки будущих учителей вопрос о том, нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога?

Так как к педагогическому сообществу в полной мере относятся и обучающиеся – будущие учителя, т.е. те, кому предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с этическим кодексом, то их мнение по данному вопросу имеет важное значение. В связи с этим на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» был проведен опрос на тему: «Нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога?» В опросе приняли участие 138 обучающихся 3–4-х курсов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование». Ниже представлены полученные результаты.

На вопрос: «Нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога?» подавляющее большинство (81%) обучающихся – будущих учителей ответили утвердительно. Вместе с тем 19% опрошенных дали отрицательный ответ. Анализ результатов ответа на вопрос: «Как Вы считаете, кто заинтересован в разработке и принятии этического кодекса педагога?» (участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа на данный вопрос), а также комментариев к ним вскрывает причины настороженного или отрицательного отношения будущих учителей к этическому кодексу, регламентирующему деятельность педагога в общеобразовательной организации.

Так, 67% обучающихся считают, что в разработке и принятии этического кодекса педагога заинтересовано, в первую очередь, государство. Будущие учителя, принявшие участие в опросе, объясняют свою точку зрения тем, что соблюдение педагогами этического кодекса будет способствовать повышению качества образования в стране в целом.

В свою очередь, 64% обучающихся считают, что в принятии этического кодекса педагога заинтересованы, в первую очередь, сами учителя. Среди аргументов встречаются следующие:

− соблюдение учителями этического кодекса повысит их статус и авторитет среди обучающихся и их родителей, а также в обществе в целом;

− четкий регламент, свод правил поведения смогут упростить коммуникацию с коллегами, администрацией школы и родителями обучающихся, что будет способствовать улучшению психологического микроклимата;

− этический кодекс, выступая в качестве идеальной модели поведения учителя, может стать ориентиром для его профессионального саморазвития и самосовершенствования.

Каждый второй (53%) из участников опроса считает, что в принятии этического кодекса педагога заинтересованы родители школьников. Профессионально компетентный учитель, соблюдающий нормы педагогической этики, – гарант успешности их детей. Все, что во благо ребенка, – во благо его родителям.

Одновременно около половины участников опроса (46%) считают, что в принятии этического кодекса педагога заинтересована, в первую очередь, администрация образовательной организации, поскольку его принятие будет способствовать повышению качества образовательного процесса за счет оптимизации взаимодействия его субъектов.

Каждый третий будущий учитель (35%) рассматривает этический кодекс педагога как формализованный свод правил, позволяющий лучше контролировать систему, делая ее более управляемой, что определяет в качестве наиболее заинтересованных в его внедрении лиц – чиновников от образования.

На последнем месте среди выбранных вариантов ответа – школьники (31%). По мнению будущих учителей, школьники заинтересованы в разработке и внедрении этического кодекса педагога по следующим основаниям:

− детям важно чувствовать себя в безопасности, находиться в культурном поле;

− этически выдержанное поведение педагога – основа интериоризации ребенком духовно-нравственных норм.

В качестве отдельного вопроса у обучающихся было уточнено, а нужен ли им как будущим учителям этический кодекс педагога? Утвердительный ответ дали 78%, отрицательный – 22%. Тех, кто дал утвердительный ответ, попросили его аргументировать. Среди приведенных ими аргументов были следующие:

− понимание норм профессиональной этики будет способствовать осознанию будущим учителем, насколько ему близка педагогическая субкультура и сможет ли он работать в общеобразовательной организации, став ее органической частью;

− знакомство с этическим кодексом педагога может стать для будущего учителя ориентиром для его личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования;

− знакомство будущих учителей с четко оформленными правилами взаимодействия с субъектами образовательного процесса облегчит им в дальнейшем процесс профессиональной адаптации в новом коллективе;

− знание норм профессиональной этики позволит учителю избежать конфликтных ситуаций во взаимодействии с коллегами, администрацией, учениками и их родителями и др.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что подавляющее большинство будущих учителей осознают значимость как соблюдения педагогом профессиональной этики, так и необходимости разработки и введения этического кодекса педагога. Вместе с тем обучающиеся – будущие учителя высказали свои опасения о возможных негативных последствиях данного документа (открытый вопрос: «Какие возможные негативные последствия введения этического кодекса педагога как обязательного Вы видите?»). Среди них отмечают такие последствия, как:

− введение этического кодекса может привести к сверхконтролю за деятельностью учителей со стороны государства, администрации, родителей, общества в целом;

− погружение учителя в строгие рамки ограничит его в способах самовыражения, в свободе слова, мысли и ином, что может привести к нежеланию части молодежи работать в таких условиях, и, как следствие, к сокращению числа молодых педагогов;

− любой свод декларируемых норм и правил может использоваться не по назначению (например, администрация школы будет использовать этический кодекс для того, чтобы увольнять «неудобных» учителей);

− этический кодекс устанавливает дополнительные требования к учителю, его обязанности без каких-либо гарантий защиты его прав, чести и достоинства и др.

Признавая факт необходимости разработки этического кодекса педагога для всех субъектов образовательных отношений, начиная от представителей всех уровней власти в системе образования и заканчивая рядовым учителем, обучающимися и их родителями, будущие учителя высказывают свои опасения о возможных негативных последствиях. В связи с этим они выдвигают идею о необходимости разработки параллельно с этическим кодексом реального механизма защиты педагогов, например ФЗ «О статусе педагога Российской Федерации», который снимет наболевший вопрос о статусе учителя и будет содержать реальные гарантии и продуманные механизмы его защиты.

Заключение

Таким образом, знакомство обучающихся в ходе профессиональной подготовки в высшей школе с этическим кодексом педагога может рассматриваться как способ овладения будущими учителями морально-нравственными нормами профессионально-педагогической деятельности и условие ее эффективного осуществления. Однако принятые на сегодняшний день нормативные документы носят рекомендательный характер, и общеобразовательные организации на их основе разрабатывают локальные положения, что затрудняет их использование в качестве ориентира в профессиональной подготовке будущих учителей в высшей школе. Сами обучающиеся – будущие учителя, признавая заинтересованность в этическом кодексе педагога всех субъектов образовательных отношений, высказывают свои опасения о его возможных негативных последствиях и предлагают к разработке один из механизмов реальной защиты прав, чести и достоинства школьного учителя на федеральном уровне.