Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Воскрекасенко О.А. 1 Сергеева С.В. 2 Варникова О.В. 3
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
3 Пензенский артиллерийский инженерный институт (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва»
В статье обосновывается необходимость овладения будущими учителями в процессе профессиональной подготовки в высшей школе морально-нравственными нормами профессионально-педагогической деятельности посредством знакомства с этическим кодексом педагога. Осуществлен анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме разработки и внедрения этического кодекса педагога в контексте профессиональной подготовки обучающихся в высшей школе. Сделан вывод о том, что данный аспект проблемы на сегодняшний день не стал предметом самостоятельного педагогического исследования, однако обращение к истории вопроса указывает на очевидную состоятельность сложившихся предпосылок для ее решения. Представлены результаты опроса обучающихся – будущих учителей на тему: «Нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога?», свидетельствующие о том, что подавляющее большинство из них (81%) осознают как значимость соблюдения педагогом профессиональной этики, так и необходимость этического кодекса педагога для всех субъектов образовательных отношений. Перечисляются выявленные в ходе опроса будущих учителей опасения о возможных негативных последствиях данного документа. Формулируется идея о необходимости разработки параллельно с этическим кодексом реального механизма защиты педагогов в виде ФЗ «О статусе педагога Российской Федерации».
педагоги
этический кодекс педагога
высшая школа
профессиональная подготовка
обучающиеся
будущие учителя
направление подготовки
педагогическое образование
1. Садыкова Э. Профессионально-этический кодекс учителя: миф или реальность? // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XVII Международной молодёжной научно-практической конференции (Уфа, 23–24 апреля 2021 года). Уфа, 2021. С. 353–355.
2. Виноградова И.Б., Иванщина П.Ф. Об этическом кодексе в профессиональной этике современного педагога // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической интернет-конференции (Саранск, 25–30 ноября 2019 года). Саранск, 2020. С. 195–200.
3. Катушенко О.А., Арифулина Р.У. Эволюция этического кодекса педагога // НЕОФИТ: материалы научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов (Нижний Новгород, 01–30 апреля 2019 года). Том Выпуск 16. Нижний Новгород, 2019. С. 131–133.
4. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н., Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание кодекса профессиональной этики педагога в контексте практической реализации гуманистических идей в образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 159–160.
5. Жидков А.А., Дубровин Н.А., Воронцов А.М., Абросимова М.А., Чегулова А.А. Принципы профессиональной этики педагога // Вопросы педагогики. 2021. № 11–1. С. 160–162.
6. Кравцов М.М. Этический кодекс педагога // Актуальные исследования в сфере гуманитарного знания: научные труды VII студенческой научно-практической конференции (Кинель, 17 декабря 2020 года). Кинель, 2021. С. 49–52.
7. Ефимович Е.В., Шупенько Т.И. Место и роль этических знаний в формировании будущих педагогов // Государство, общество, церковь в истории России ХХ–XXI веков: материалы XIX Международной научной конференции (Иваново, 25–26 марта 2020 года). Иваново, 2020. С. 251–255.
8. Виноградова И.Б., Рябова Е.В. Формирование этической компетентности студентов-бакалавров педагогического вуза // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2020. № 5. С. 51–55.
9. Быкова С.С. Деонтологические принципы к процессу подготовки будущего педагога с учетом требований этического кодекса педагогического работника // Право и образование. 2018. № 12. С.71–80

В условиях возрастания требований общества к качеству профессионально-педагогической деятельности школьного учителя, его личностно-профессиональным свойствам и компетентности в области построения продуктивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса актуализируется социальный запрос к высшей школе на подготовку обучающихся – будущих учителей, способных к интериоризации норм морали и профессиональной этики и их трансляции в последующей профессиональной деятельности.

В силу специфики современного поколения молодежи, к которой относятся и обучающиеся высшей школы, осваивающие педагогическую профессию, им бывает непросто понять и принять целый ряд норм профессиональной этики, соблюдение которых потребуется от них в будущем. Это актуализирует работу по овладению будущими учителями уже на вузовской скамье морально-нравственными нормами профессиональной деятельности посредством знакомства с этическим кодексом педагога.

Одна из особенностей организации профессионально-педагогической подготовки заключается в ориентации на приоритетные программные документы в сфере образования. Однако на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует единый этический кодекс педагога. Существующие нормативные документы носят рекомендательный характер, и общеобразовательные организации на их основе разрабатывают локальные положения, что затрудняет их использование в качестве ориентира в подготовке будущих учителей.

В связи с этим цель исследования – выявить отношение обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» к разработке этического кодекса педагога и определить его место в системе профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования были использованы анализ, обобщение и систематизация научной литературы, а также результатов опроса на тему «Нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога». Опрос проводился среди обучающихся 3–4-х курсов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема формирования у будущих учителей норм профессиональной этики посредством этического кодекса педагога в контексте их подготовки в высшей школе, при всей ее значимости, на сегодняшний день остается недостаточно разработанной и дискуссионной. Как и в середине ХХ в., современные отечественные исследователи продолжают осмысливать вопрос: что же такое этический кодекс педагога – это «миф или реальность»? [1, с. 353]. Для того чтобы ответить на этот вопрос, они обращаются к зарубежной истории формирования этического кодекса педагога, его эволюции; изучают структурные элементы типовых кодексов профессиональной этики педагога и нормативно-правовые документы, в которых содержатся требования, предъявляемые к педагогам, с учетом этики, морали и нравственности, характерных для конкретной исторической эпохи (Р.У. Арифулина, И.Б. Виноградова, П.Ф. Иванщина, О.А. Катушенко и др.) [2, 3].

Особый интерес среди педагогических исследований вызывают работы, в которых рассматриваются подходы к определению структуры и содержания этического кодекса педагога, принципы его профессионального поведения (И.Н. Дубовицкий, Ю.В. Сорокопуд, Н.Н. Уварова) [4] и принципы, определяющие идеи и начала профессиональной этики педагога (М.А. Абросимова, А.М. Воронцов, Н.А. Дубровин, А.А. Жидков, А.А. Чегулова) [5].

Заслуживают внимания появившиеся в последние годы отдельные публикации, в которых отмечается значимость этического кодекса для профессионального становления будущего педагога (М.М. Кравцов) [6], показывается роль этических знаний в формировании профессиональной позиции будущего учителя и определяется место педагогической этики как учебной дисциплины в реализуемых в высшей школе образовательных программах (Е.В. Ефимова, Т.И. Шупенько) [7].

В современных публикациях прослеживается интерес к решению проблемы формирования этической компетентности у обучающихся педагогического вуза, демонстрируется поиск методов и форм взаимодействия с ними в учебном процессе для приобретения нравственной базы для будущей профессиональной деятельности (И.Б. Виноградова, Е.В. Рябова) [8]; детальному анализу подвергаются принципы профессиональной подготовки будущих учителей с учетом требований этического кодекса педагога (С.С. Быкова) [9].

Анализ отечественной научной литературы показывает, что интерес к проблеме формирования норм профессиональной этики у педагогов достаточно велик. Однако в среде ученых нет единого мнения относительно необходимости принятия единого этического кодекса педагога. Разработка этического кодекса педагога в контексте профессиональной подготовки будущих учителей на сегодняшний день не стала предметом самостоятельного педагогического исследования.

Между тем обращение к истории вопроса о разработке этического кодекса педагога в контексте проблемы профессиональной подготовки будущих учителей указывает на очевидную состоятельность сложившихся предпосылок для ее решения как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Так, краткий экскурс в зарубежную историю вопроса о положении учителей, нормах их профессиональной этики в середине ХХ в. свидетельствует о широком интересе и его обсуждении европейской общественностью и специалистами. Результатом обсуждения данного вопроса стала принятая на специальной межправительственной конференции, созванной ЮНЕСКО в Париже совместно с МОТ (от 5.10.1966 г.), рекомендация ЮНЕСКО-МОТ о положении учителей. По сути, документ определял принципы профессиональной деятельности учителей, их права, ответственность, вопросы подготовки и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, условия преподавания и обучения, а также взаимодействия с органами образования. Рекомендации, изданные в 1966 г., регулярно пересматривались и дополнялись. В 1997 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО был принят международный документ, содержащий рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений.

Следование принципам, лежащим в основе рекомендаций 1966 г. и 1997 г., имело важное значение для дальнейшего осуществления государственной политики и в отношении российских учителей. Так, на рубеже ХХ–ХХI вв. проблема профессиональной этики педагога широко обсуждалась уже российской педагогической общественностью. Предпринималась попытка этическую составляющую компетентности педагога выделить в блок профессиональных педагогических стандартов.

В январе 2010 г. на Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге работниками РГПУ им. А.И. Герцена был представлен разработанный на основе действующего законодательства РФ первый проект этического кодекса учителей. Проект кодекса состоял из трех разделов, включавших нравственные и этические нормы для педагогов, личностные требования к ним, а также к взаимоотношениям с субъектами образовательных отношений.

В свою очередь, в 2014 г. Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ был разработан Кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций, нацеленный на поддержание этических взаимоотношений между участниками образовательного процесса и создание позитивного имиджа учителя. Данный Кодекс носил рекомендательный характер и дополнялся образовательными организациями в соответствии с их спецификой.

20 августа 2019 г. Минпросвещением РФ было принято письмо «О примерном Положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Данным Положением рекомендовалось руководствоваться в процессе осуществления профессиональной деятельности всем педагогическим работникам, в том числе общеобразовательных школ. Данный документ дал дополнительный импульс для создания этического кодекса педагога в образовательных организациях разного уровня. В настоящее время образовательные организации самостоятельно разрабатывают этические кодексы с учетом специфики своей организации.

Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что вопросы педагогической этики, в основе которой лежат нормы педагогической морали, принципы и функции, оформлены не только в нормативно-правовом отношении, но и вполне разработаны и нашли отражение в научной литературе. На базе образовательных организаций идет процесс их осмысления и разработки этического кодекса педагога. Он, по своей сути, устанавливает нравственные требования, обусловленные принципами и нормами педагогической морали, что позволяет регламентировать взаимоотношения педагога с субъектами образовательного процесса в ходе осуществления им профессионально-педагогической деятельности. Однако сегодня по-прежнему остается много открытых вопросов, среди которых – имеющий важное значение для профессиональной подготовки будущих учителей вопрос о том, нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога?

Так как к педагогическому сообществу в полной мере относятся и обучающиеся – будущие учителя, т.е. те, кому предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с этическим кодексом, то их мнение по данному вопросу имеет важное значение. В связи с этим на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» был проведен опрос на тему: «Нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога?» В опросе приняли участие 138 обучающихся 3–4-х курсов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование». Ниже представлены полученные результаты.

На вопрос: «Нужен ли педагогическому сообществу этический кодекс педагога?» подавляющее большинство (81%) обучающихся – будущих учителей ответили утвердительно. Вместе с тем 19% опрошенных дали отрицательный ответ. Анализ результатов ответа на вопрос: «Как Вы считаете, кто заинтересован в разработке и принятии этического кодекса педагога?» (участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа на данный вопрос), а также комментариев к ним вскрывает причины настороженного или отрицательного отношения будущих учителей к этическому кодексу, регламентирующему деятельность педагога в общеобразовательной организации.

Так, 67% обучающихся считают, что в разработке и принятии этического кодекса педагога заинтересовано, в первую очередь, государство. Будущие учителя, принявшие участие в опросе, объясняют свою точку зрения тем, что соблюдение педагогами этического кодекса будет способствовать повышению качества образования в стране в целом.

В свою очередь, 64% обучающихся считают, что в принятии этического кодекса педагога заинтересованы, в первую очередь, сами учителя. Среди аргументов встречаются следующие:

− соблюдение учителями этического кодекса повысит их статус и авторитет среди обучающихся и их родителей, а также в обществе в целом;

− четкий регламент, свод правил поведения смогут упростить коммуникацию с коллегами, администрацией школы и родителями обучающихся, что будет способствовать улучшению психологического микроклимата;

− этический кодекс, выступая в качестве идеальной модели поведения учителя, может стать ориентиром для его профессионального саморазвития и самосовершенствования.

Каждый второй (53%) из участников опроса считает, что в принятии этического кодекса педагога заинтересованы родители школьников. Профессионально компетентный учитель, соблюдающий нормы педагогической этики, – гарант успешности их детей. Все, что во благо ребенка, – во благо его родителям.

Одновременно около половины участников опроса (46%) считают, что в принятии этического кодекса педагога заинтересована, в первую очередь, администрация образовательной организации, поскольку его принятие будет способствовать повышению качества образовательного процесса за счет оптимизации взаимодействия его субъектов.

Каждый третий будущий учитель (35%) рассматривает этический кодекс педагога как формализованный свод правил, позволяющий лучше контролировать систему, делая ее более управляемой, что определяет в качестве наиболее заинтересованных в его внедрении лиц – чиновников от образования.

На последнем месте среди выбранных вариантов ответа – школьники (31%). По мнению будущих учителей, школьники заинтересованы в разработке и внедрении этического кодекса педагога по следующим основаниям:

− детям важно чувствовать себя в безопасности, находиться в культурном поле;

− этически выдержанное поведение педагога – основа интериоризации ребенком духовно-нравственных норм.

В качестве отдельного вопроса у обучающихся было уточнено, а нужен ли им как будущим учителям этический кодекс педагога? Утвердительный ответ дали 78%, отрицательный – 22%. Тех, кто дал утвердительный ответ, попросили его аргументировать. Среди приведенных ими аргументов были следующие:

− понимание норм профессиональной этики будет способствовать осознанию будущим учителем, насколько ему близка педагогическая субкультура и сможет ли он работать в общеобразовательной организации, став ее органической частью;

− знакомство с этическим кодексом педагога может стать для будущего учителя ориентиром для его личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования;

− знакомство будущих учителей с четко оформленными правилами взаимодействия с субъектами образовательного процесса облегчит им в дальнейшем процесс профессиональной адаптации в новом коллективе;

− знание норм профессиональной этики позволит учителю избежать конфликтных ситуаций во взаимодействии с коллегами, администрацией, учениками и их родителями и др.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что подавляющее большинство будущих учителей осознают значимость как соблюдения педагогом профессиональной этики, так и необходимости разработки и введения этического кодекса педагога. Вместе с тем обучающиеся – будущие учителя высказали свои опасения о возможных негативных последствиях данного документа (открытый вопрос: «Какие возможные негативные последствия введения этического кодекса педагога как обязательного Вы видите?»). Среди них отмечают такие последствия, как:

− введение этического кодекса может привести к сверхконтролю за деятельностью учителей со стороны государства, администрации, родителей, общества в целом;

− погружение учителя в строгие рамки ограничит его в способах самовыражения, в свободе слова, мысли и ином, что может привести к нежеланию части молодежи работать в таких условиях, и, как следствие, к сокращению числа молодых педагогов;

− любой свод декларируемых норм и правил может использоваться не по назначению (например, администрация школы будет использовать этический кодекс для того, чтобы увольнять «неудобных» учителей);

− этический кодекс устанавливает дополнительные требования к учителю, его обязанности без каких-либо гарантий защиты его прав, чести и достоинства и др.

Признавая факт необходимости разработки этического кодекса педагога для всех субъектов образовательных отношений, начиная от представителей всех уровней власти в системе образования и заканчивая рядовым учителем, обучающимися и их родителями, будущие учителя высказывают свои опасения о возможных негативных последствиях. В связи с этим они выдвигают идею о необходимости разработки параллельно с этическим кодексом реального механизма защиты педагогов, например ФЗ «О статусе педагога Российской Федерации», который снимет наболевший вопрос о статусе учителя и будет содержать реальные гарантии и продуманные механизмы его защиты.

Заключение

Таким образом, знакомство обучающихся в ходе профессиональной подготовки в высшей школе с этическим кодексом педагога может рассматриваться как способ овладения будущими учителями морально-нравственными нормами профессионально-педагогической деятельности и условие ее эффективного осуществления. Однако принятые на сегодняшний день нормативные документы носят рекомендательный характер, и общеобразовательные организации на их основе разрабатывают локальные положения, что затрудняет их использование в качестве ориентира в профессиональной подготовке будущих учителей в высшей школе. Сами обучающиеся – будущие учителя, признавая заинтересованность в этическом кодексе педагога всех субъектов образовательных отношений, высказывают свои опасения о его возможных негативных последствиях и предлагают к разработке один из механизмов реальной защиты прав, чести и достоинства школьного учителя на федеральном уровне.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Сергеева С.В., Варникова О.В. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – С. 112-116;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39506 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674