В современных социально-экономических условиях конкурентоспособность российских вузов во многом определяется результатами инновационной деятельности, одной из приоритетных задач которой является рост научной активности студентов, создание благоприятных условий для личностного и профессионального становления молодых инноваторов.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «студентам предоставляются академические права на участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников университетов» [1].
Современные нормативные документы свидетельствуют о социальном заказе на формирование готовности студентов к инновационной деятельности в университетах посредством создания необходимых условий.
Так, Национальный проект «Наука», «Наука и университеты» и федеральные проекты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ориентированы на создание инновационной образовательной среды (кампусов), новой кампусной инфраструктуры для студентов и преподавателей, занимающихся научными исследованиями.
В 2021 году Минобрнауки России утверждена «Дорожная карта» по разработке и реализации комплекса мер, направленных на поддержку студенческих научных объединений как площадок для формирования готовности студентов к инновационной деятельности. В 2022 году правительством Российской Федерации утверждается план проведения «Десятилетия науки и технологий», задачами которого выступают вовлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, повышение доступности информации о достижениях и перспективах науки [2].
Исходя из этого, актуализируется необходимость создания в университете среды для формирования готовности студентов к инновационной деятельности с образовательными методиками, организационной, информационной и методической, материально-технической поддержкой молодежных инициатив. Такой средой может стать научно-проектный кампус.
Цель исследования: рассмотрение модели формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета.
Материал и методы исследования
В статье использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Взяв за основу определение Н.С. Пономаревой, мы предлагаем рассматривать «готовность студентов к инновационной деятельности как совокупность профессионально значимых качеств современного студента, проявляющихся в яркой выраженности терминальных ценностей, сформированной устойчивой мотивации к осуществлению инновационной деятельности, во владении системой знаний и представлений в области инновационных процессов, сформированной способности к генерации новых идей, наличии определенного опыта по созданию и внедрению инноваций, наличии коммуникативных и организаторских умений, навыках рефлексии собственной инновационной деятельности» [3; 4]. Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек отмечают значимость создания в образовательных организациях благоприятной среды, наполненной комплексом возможностей [5]. Вслед за И.С. Рыбиной, Н.В. Софроновой считаем, что такой средой для формирования готовности студентов к инновационной деятельности может выступать научно-проектный кампус [6; 7].
Научно-проектный кампус рассмотрим как целенаправленно созданную продуктивную среду университета, представляющую собой комплекс организационных, содержательных, технологических возможностей, направленных на поддержку студенческих научных объединений и формирование готовности студентов к инновационной деятельности посредством применения технологии проектного наставничества [8].
Результаты теоретического анализа, констатирующего этапа эксперимента позволили построить процессную модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета. Содержание авторской модели включает логически связанные между собой блоки: методологический, содержательно-технологический и результативный (табл. 1).
Методологический блок модели традиционно рассматривается как системообразующий и включает в себя цель, задачи, теоретико-методологические подходы и принципы формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета.
Содержательно-технологический блок модели отображает содержание разработанной и реализованной программы «Инновационная деятельность студента в условиях научно-проектного кампуса университета» с применением технологии проектного наставничества.Разделяя мнение С.В. Тельновой, К.П. Позынич, под технологией проектного наставничества мы предлагаем понимать поэтапную передачу опыта, знаний, формирование навыков инновационной деятельности через неформальное общение студентов и наставников из разных профессиональных сфер во внеучебном процессе университета, основанное на партнерстве [9].
Каждый модуль разработанной нами программы связан с определенным этапом реализации технологии проектного наставничества: подготовительным, аксиологически-мотивационным, познавательно-развивающим, тренерским, экспертным.
Таблица 1
Модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета
I. Методологический блок |
|||||||||
Подходы |
Принципы |
||||||||
системный |
целостности, иерархичности, структуризации |
||||||||
личностно-деятельностный |
опоры на личностный опыт, деятельности, связи с практикой |
||||||||
средовой |
генерации инноваций, продуктивности, развития партнерских взаимодействий |
||||||||
Цель: формирование готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета |
Задачи: – формирование ценностей и мотивации, связанных с инновационной деятельностью; – расширение знаний и представлений об инновационной деятельности; – развитие комплекса умений и навыков самостоятельного инновационного проектирования; – развитие рефлексии и оценки собственной инновационной деятельности |
||||||||
II. Содержательно-технологический блок |
|||||||||
Программа «Инновационная деятельность студента в научно-проектном кампусе университета» |
I модуль Подготовительный |
Технология проектного наставничества |
Подготовительный этап |
Форматы: методическая сессия, академия проектных наставников, пресс-тур, стартап-студия. Методы: словесные, наглядные |
Средства: электронно-образовательные ресурсы, лабораторное оборудование, техноцентр, аудиовизуальные, демонстрационные, печатные |
||||
II модуль Аксиологически-мотивационный |
Аксиологически-мотивационный этап |
Форматы: инновационный навигатор, научный слэм, фестиваль науки, научное волонтерство, бизнес-тренинг. Методы: стимулирования и мотивации ИД |
|||||||
III модуль Познавательно-развивающий |
Познавательно-развивающий этап |
Форматы: дискуссионный зал, лекторий, инновационное путешествие, митап, акселерационная программа. Методы: словесные, наглядные |
|||||||
IV модуль Деятельностный |
Тренерский этап |
Форматы: мастерская, школа инноваторов, бизнес-завтрак, интенсив, хакатон. Методы: наглядные, практические, репродуктивные, самостоятельной работы |
|||||||
V модуль Личностно- рефлексивный |
Экспертный этап |
Форматы: конкурс инновационных проектов, демо-день, стенд-практики, научный пикник. Методы: контроля и самоконтроля |
|||||||
III. Результативный блок |
|||||||||
Компоненты |
|||||||||
Аксиологически- мотивационный |
Познавательно- развивающий |
Деятельностный |
Личностно- рефлексивный |
||||||
Показатели |
|||||||||
– выраженность терминальных ценностей в инновационной деятельности; – устойчивая мотивация к занятию инновационной деятельностью |
– знание теоретических основ инновационной деятельности; – способность познавать и понимать логику построения этапов и реализации инновационной деятельности |
– способность к генерированию новых идей, – умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта, – коммуникативно-организаторские умения в процессе инновационной деятельности |
– способность к анализу результатов инновационной деятельности, – активность и результативность участия в инновационной деятельности |
||||||
Уровни: адаптивный, репродуктивный, эвристический |
|||||||||
Результат: сформированность готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета |
Таблица 2
Уровни сформированности готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета
Уровни сформированности готовности студентов к инновационной деятельности |
||
Адаптивный |
Репродуктивный |
Эвристический |
Аксиологически-мотивационный критерий |
||
слабо выраженные терминальные ценности в инновационной деятельности |
средне выраженные терминальные ценности в инновационной деятельности |
ярко выраженные терминальные ценности в инновационной деятельности |
неустойчивая мотивация к занятию инновационной деятельности |
наличие мотивации к участию в инновационной деятельности |
устойчивая мотивация к занятию инновационной деятельностью в связи с пониманием социальной значимости её результатов и как стимула для самореализации |
Познавательно-развивающий критерий |
||
наличие общих представлений о теоретических основах инновационной деятельности, недостаточных для их применения на практике |
наличие знаний о теоретических основах инновационной деятельности, достаточных для их применения на практике |
наличие системы знаний о теоретических основах инновационной деятельности, позволяющих самостоятельно организовать и творчески осуществить её на практике |
наличие общих представлений о логике построения этапов и реализации инновационной деятельности |
наличие знаний о логике построения этапов и реализации инновационной деятельности |
наличие системы знаний о логике построения этапов и реализации инновационной деятельности |
Деятельностный критерий |
||
способность к генерированию новых идей под давлением социальной среды |
сформирована способность к генерированию новых идей |
самостоятельно демонстрирует сформированную способность к поиску и генерированию новых идей |
умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта при помощи руководителя |
сформировано умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта по шаблону с небольшими изменениями |
самостоятельно демонстрирует сформированное умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта |
закрыт для коммуникаций, отсутствие инициативы в процессе организации инновационной деятельности |
сформированы коммуникативно-организаторские умения в процессе инновационной деятельности |
самостоятельно демонстрирует сформированные коммуникативно-организаторские умения в процессе инновационной деятельности |
Личностно-рефлексивный критерий |
||
не сформирована способность к анализу результатов инновационной деятельности |
осознает необходимость осуществления анализа результатов инновационной деятельности |
демонстрирует способность к самостоятельному анализу результатов инновационной деятельности и самоанализу |
практически не проявляет активного участия в инновационной деятельности |
воспроизводящий характер активности с элементами поиска в инновационной деятельности |
демонстрирует творческую активность и целенаправленную результативность участия в инновационной деятельности |
Цель технологии проектного наставничества – максимально полное раскрытие инновационного потенциала личности студента, необходимое для его успешной личной и профессиональной самореализации в инновационной деятельности.
Задачи технологии проектного наставничества:
– мотивация студентов к занятию инновационной деятельностью;
– расширение представлений об инновационной деятельности;
– формирование умений, навыков, опыта инновационной деятельности;
– формирование рефлексии инновационной деятельности.
Разработанная технология проектного наставничества выступает средством формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета. Она реализуется корпусом наставников – целенаправленно созданным коллективом специалистов, деятельность которых направлена на сопровождение студента, разрабатывающего творческий инновационных проект.
Результативный блок модели представляет собой результат реализации содержания деятельности научно-проектного кампуса университета, направленной на формирование у студентов аксиологически-мотивационного, познавательно-развивающего, деятельностного, личностно-рефлексивного компонентов готовности к инновационной деятельности. Аксиологически-мотивационный компонент связан с выраженностью терминальных ценностей в инновационной деятельности, устойчивой мотивацией к занятию инновационной деятельностью. Познавательно-развивающий компонент включает в себя знания теоретических основ инновационной деятельности, способность познавать и понимать логику построения этапов и реализации инновационной деятельности. Деятельностный компонент выражается в способности к генерированию новых идей, умении выстраивать жизненный цикл инновационного проекта, коммуникативно-организаторских умениях в процессе инновационной деятельности. Личностно-рефлексивный компонент выявляет способности к осуществлению анализа результатов инновационной деятельности, активность и результативность участия в инновационной деятельности.
Опираясь на исследование В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, на основе указанных выше компонентов были выявлены уровни сформированности готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета: адаптивный, репродуктивный, эвристический (табл. 2) [10, с. 101].
Предлагаемая нами процессная модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета воссоздает целостное содержание изучаемого процесса, его отдельных этапов, цель и задачи, подходы и принципы; программу деятельности и технологию ее реализации; форматы, методы и средства; критерии и показатели; итоговый результат.
Заключение
В заключение отметим, что представленная модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета может использоваться на уровне региона. Научно-проектный кампус может стать региональной площадкой, деятельность которой направлена на развитие системы поддержки молодежной науки и формирование инновационного потенциала студентов Пензенской области. Научно-проектный кампус позволит: реализовать комплекс научно-просветительских, информационно-аналитических и иных мер, направленных на формирование мотивации и вовлечение студентов в инновационную повестку региона; координировать работу студенческих научных объединений; создать и улучшить условия для проведения студентами собственных исследований; продвигать инновационные проекты студентов в массы и популяризировать их, развивать взаимодействие и сотрудничество со студенческим научным сообществом региона.