Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ПРОЕКТНОМ КАМПУСЕ УНИВЕРСИТЕТА

Дианова Ю.А. 1
1 Пензенский государственный технологический университет
В статье представлена авторская модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета. Разработка данной модели обусловлена социальным заказом на подготовку студента – инноватора, разработчика новой продукции. Используются системный, личностно-деятельностный, средовой подход к созданию среды научно-проектного кампуса университета, которая предоставляет организационные, содержательные, технологические возможности для формирования готовности студентов к инновационной деятельности. Актуальность исследования находит отражение в современных нормативных документах, направленных на вовлечение молодежи в сферу научных исследований и инновационного проектирования. Обязательными блоками разрабатываемой модели являются методологический, содержательно-технологический и результативный, которые наполнены соответствующим содержанием с указанием необходимых элементов для достижения результата. Представлена технология формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета, которая включает в себя следующие этапы: подготовительный, аксиологически-мотивационный, познавательно-развивающий, тренерский, экспертный. Также в статье раскрыты такие компоненты готовности студентов к инновационной деятельности, как аксиологически-мотивационный, познавательно-развивающий, деятельностный, личностно-рефлексивный. Рассмотрены уровни сформированности готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета: адаптивный, репродуктивный, эвристический. Представлены перспективы реализации модели на региональном уровне.
модель
готовность
студент
инновационная деятельность
научно-проектный кампус
университет
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.11.2022).
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2022 № 2036-р «Об утверждении плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_423109/ (дата обращения: 05.11.2022).
3. Пономарева Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2011. 19 с.
4. Дианова Ю.А. Формирование готовности студентов к инновационной деятельности как современный технологический вызов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 60-68. DOI: 10.17513/spno.31956.
5. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании. Москва – Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008. 220 с.
6. Рыбина И.С. Педагогическое обеспечение готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 23 с.
7. Софронова Н.В. Кампус молодежных инноваций как форма реализации национального проекта «Образование» // Актуальные проблемы прикладной и школьной информатики: материалы конференции (Чебоксары, 2020 г.). Чебоксары: Издательство Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 68-76.
8. Сергеева С.В., Дианова Ю.А. Кампус: сущность понятия и классификация типов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 186-190. DOI: 10.17513/snt.38720.
9. Тельнова С.В., Позынич К.П. Наставничество в проектных командах при реализации проектной деятельности в вузе: проблемы и перспективы // Перспективы науки. 2021. № 2 (137). С. 41-46.
10. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.

В современных социально-экономических условиях конкурентоспособность российских вузов во многом определяется результатами инновационной деятельности, одной из приоритетных задач которой является рост научной активности студентов, создание благоприятных условий для личностного и профессионального становления молодых инноваторов.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «студентам предоставляются академические права на участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников университетов» [1].

Современные нормативные документы свидетельствуют о социальном заказе на формирование готовности студентов к инновационной деятельности в университетах посредством создания необходимых условий.

Так, Национальный проект «Наука», «Наука и университеты» и федеральные проекты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ориентированы на создание инновационной образовательной среды (кампусов), новой кампусной инфраструктуры для студентов и преподавателей, занимающихся научными исследованиями.

В 2021 году Минобрнауки России утверждена «Дорожная карта» по разработке и реализации комплекса мер, направленных на поддержку студенческих научных объединений как площадок для формирования готовности студентов к инновационной деятельности. В 2022 году правительством Российской Федерации утверждается план проведения «Десятилетия науки и технологий», задачами которого выступают вовлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, повышение доступности информации о достижениях и перспективах науки [2].

Исходя из этого, актуализируется необходимость создания в университете среды для формирования готовности студентов к инновационной деятельности с образовательными методиками, организационной, информационной и методической, материально-технической поддержкой молодежных инициатив. Такой средой может стать научно-проектный кампус.

Цель исследования: рассмотрение модели формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета.

Материал и методы исследования

В статье использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Взяв за основу определение Н.С. Пономаревой, мы предлагаем рассматривать «готовность студентов к инновационной деятельности как совокупность профессионально значимых качеств современного студента, проявляющихся в яркой выраженности терминальных ценностей, сформированной устойчивой мотивации к осуществлению инновационной деятельности, во владении системой знаний и представлений в области инновационных процессов, сформированной способности к генерации новых идей, наличии определенного опыта по созданию и внедрению инноваций, наличии коммуникативных и организаторских умений, навыках рефлексии собственной инновационной деятельности» [3; 4]. Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек отмечают значимость создания в образовательных организациях благоприятной среды, наполненной комплексом возможностей [5]. Вслед за И.С. Рыбиной, Н.В. Софроновой считаем, что такой средой для формирования готовности студентов к инновационной деятельности может выступать научно-проектный кампус [6; 7].

Научно-проектный кампус рассмотрим как целенаправленно созданную продуктивную среду университета, представляющую собой комплекс организационных, содержательных, технологических возможностей, направленных на поддержку студенческих научных объединений и формирование готовности студентов к инновационной деятельности посредством применения технологии проектного наставничества [8].

Результаты теоретического анализа, констатирующего этапа эксперимента позволили построить процессную модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета. Содержание авторской модели включает логически связанные между собой блоки: методологический, содержательно-технологический и результативный (табл. 1).

Методологический блок модели традиционно рассматривается как системообразующий и включает в себя цель, задачи, теоретико-методологические подходы и принципы формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета.

Содержательно-технологический блок модели отображает содержание разработанной и реализованной программы «Инновационная деятельность студента в условиях научно-проектного кампуса университета» с применением технологии проектного наставничества.Разделяя мнение С.В. Тельновой, К.П. Позынич, под технологией проектного наставничества мы предлагаем понимать поэтапную передачу опыта, знаний, формирование навыков инновационной деятельности через неформальное общение студентов и наставников из разных профессиональных сфер во внеучебном процессе университета, основанное на партнерстве [9].

Каждый модуль разработанной нами программы связан с определенным этапом реализации технологии проектного наставничества: подготовительным, аксиологически-мотивационным, познавательно-развивающим, тренерским, экспертным.

Таблица 1

Модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета

I. Методологический блок

Подходы

Принципы

системный

целостности, иерархичности, структуризации

личностно-деятельностный

опоры на личностный опыт, деятельности, связи с практикой

средовой

генерации инноваций, продуктивности, развития партнерских взаимодействий

Цель: формирование готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета

Задачи:

– формирование ценностей и мотивации, связанных с инновационной деятельностью;

– расширение знаний и представлений об инновационной деятельности;

– развитие комплекса умений и навыков самостоятельного инновационного проектирования;

– развитие рефлексии и оценки собственной инновационной деятельности

II. Содержательно-технологический блок

Программа «Инновационная деятельность студента в научно-проектном кампусе университета»

I модуль Подготовительный

Технология проектного наставничества

Подготовительный этап

Форматы: методическая сессия, академия проектных наставников, пресс-тур, стартап-студия.

Методы: словесные, наглядные

Средства: электронно-образовательные ресурсы, лабораторное оборудование, техноцентр, аудиовизуальные, демонстрационные, печатные

II модуль

Аксиологически-мотивационный

Аксиологически-мотивационный этап

Форматы: инновационный навигатор, научный слэм, фестиваль науки, научное волонтерство, бизнес-тренинг.

Методы: стимулирования и мотивации ИД

III модуль

Познавательно-развивающий

Познавательно-развивающий

этап

Форматы: дискуссионный зал, лекторий, инновационное путешествие, митап, акселерационная программа.

Методы: словесные, наглядные

IV модуль

Деятельностный

Тренерский этап

Форматы: мастерская, школа инноваторов, бизнес-завтрак, интенсив, хакатон.

Методы: наглядные, практические, репродуктивные, самостоятельной работы

V модуль

Личностно- рефлексивный

Экспертный

этап

Форматы: конкурс инновационных проектов, демо-день, стенд-практики, научный пикник.

Методы: контроля и самоконтроля

III. Результативный блок

Компоненты

Аксиологически- мотивационный

Познавательно- развивающий

Деятельностный

Личностно- рефлексивный

Показатели

– выраженность терминальных ценностей в инновационной деятельности;

– устойчивая мотивация к занятию инновационной деятельностью

– знание теоретических основ инновационной деятельности;

– способность познавать и понимать логику построения этапов и реализации инновационной деятельности

– способность к генерированию новых идей,

– умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта,

– коммуникативно-организаторские умения в процессе инновационной деятельности

– способность к анализу результатов инновационной деятельности,

– активность и результативность участия в инновационной деятельности

Уровни: адаптивный, репродуктивный, эвристический

Результат: сформированность готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета

Таблица 2

Уровни сформированности готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета

Уровни сформированности готовности студентов к инновационной деятельности

Адаптивный

Репродуктивный

Эвристический

Аксиологически-мотивационный критерий

слабо выраженные терминальные ценности в инновационной деятельности

средне выраженные терминальные ценности в инновационной деятельности

ярко выраженные терминальные ценности в инновационной деятельности

неустойчивая мотивация к занятию инновационной деятельности

наличие мотивации к участию в инновационной деятельности

устойчивая мотивация к занятию инновационной деятельностью в связи с пониманием социальной значимости её результатов и как стимула для самореализации

Познавательно-развивающий критерий

наличие общих представлений о теоретических основах инновационной деятельности, недостаточных для их применения на практике

наличие знаний о теоретических основах инновационной деятельности, достаточных для их применения на практике

наличие системы знаний о теоретических основах инновационной деятельности, позволяющих самостоятельно организовать и творчески осуществить её на практике

наличие общих представлений о логике построения этапов и реализации инновационной деятельности

наличие знаний о логике построения этапов и реализации инновационной деятельности

наличие системы знаний о логике построения этапов и реализации инновационной деятельности

Деятельностный критерий

способность к генерированию новых идей под давлением социальной среды

сформирована способность к генерированию новых идей

самостоятельно демонстрирует сформированную способность к поиску и генерированию новых идей

умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта при помощи руководителя

сформировано умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта по шаблону с небольшими изменениями

самостоятельно демонстрирует сформированное умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта

закрыт для коммуникаций, отсутствие инициативы в процессе организации инновационной деятельности

сформированы коммуникативно-организаторские умения в процессе инновационной деятельности

самостоятельно демонстрирует сформированные коммуникативно-организаторские умения в процессе инновационной деятельности

Личностно-рефлексивный критерий

не сформирована способность к анализу результатов инновационной деятельности

осознает необходимость осуществления анализа результатов инновационной деятельности

демонстрирует способность к самостоятельному анализу результатов инновационной деятельности и самоанализу

практически не проявляет активного участия в инновационной деятельности

воспроизводящий характер активности с элементами поиска в инновационной деятельности

демонстрирует творческую активность и целенаправленную результативность участия в инновационной деятельности

Цель технологии проектного наставничества – максимально полное раскрытие инновационного потенциала личности студента, необходимое для его успешной личной и профессиональной самореализации в инновационной деятельности.

Задачи технологии проектного наставничества:

– мотивация студентов к занятию инновационной деятельностью;

– расширение представлений об инновационной деятельности;

– формирование умений, навыков, опыта инновационной деятельности;

– формирование рефлексии инновационной деятельности.

Разработанная технология проектного наставничества выступает средством формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета. Она реализуется корпусом наставников – целенаправленно созданным коллективом специалистов, деятельность которых направлена на сопровождение студента, разрабатывающего творческий инновационных проект.

Результативный блок модели представляет собой результат реализации содержания деятельности научно-проектного кампуса университета, направленной на формирование у студентов аксиологически-мотивационного, познавательно-развивающего, деятельностного, личностно-рефлексивного компонентов готовности к инновационной деятельности. Аксиологически-мотивационный компонент связан с выраженностью терминальных ценностей в инновационной деятельности, устойчивой мотивацией к занятию инновационной деятельностью. Познавательно-развивающий компонент включает в себя знания теоретических основ инновационной деятельности, способность познавать и понимать логику построения этапов и реализации инновационной деятельности. Деятельностный компонент выражается в способности к генерированию новых идей, умении выстраивать жизненный цикл инновационного проекта, коммуникативно-организаторских умениях в процессе инновационной деятельности. Личностно-рефлексивный компонент выявляет способности к осуществлению анализа результатов инновационной деятельности, активность и результативность участия в инновационной деятельности.

Опираясь на исследование В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, на основе указанных выше компонентов были выявлены уровни сформированности готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета: адаптивный, репродуктивный, эвристический (табл. 2) [10, с. 101].

Предлагаемая нами процессная модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета воссоздает целостное содержание изучаемого процесса, его отдельных этапов, цель и задачи, подходы и принципы; программу деятельности и технологию ее реализации; форматы, методы и средства; критерии и показатели; итоговый результат.

Заключение

В заключение отметим, что представленная модель формирования готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета может использоваться на уровне региона. Научно-проектный кампус может стать региональной площадкой, деятельность которой направлена на развитие системы поддержки молодежной науки и формирование инновационного потенциала студентов Пензенской области. Научно-проектный кампус позволит: реализовать комплекс научно-просветительских, информационно-аналитических и иных мер, направленных на формирование мотивации и вовлечение студентов в инновационную повестку региона; координировать работу студенческих научных объединений; создать и улучшить условия для проведения студентами собственных исследований; продвигать инновационные проекты студентов в массы и популяризировать их, развивать взаимодействие и сотрудничество со студенческим научным сообществом региона.


Библиографическая ссылка

Дианова Ю.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ПРОЕКТНОМ КАМПУСЕ УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 143-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39411 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674