Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODERN MEDICAL TEACHER: NATIVE OR IMMIGRANTS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT?

Getman N.A. 1 Kotenko E.N. 1 Kotenko V.V. 2 Kotenko A.V. 2
1 Omsk State Medical University Ministry of Health of Russian Federation
2 Omsk State Pedagogical University Ministry of Education of Russian Federation
The article presents a study of the role of the digital educational environment (DSE) in the organization of the educational process at the university; the question is being discussed: a modern teacher of a medical university – who: “aboriginal” or “immigrant” of the digital educational environment? The authors consider DSP, which must meet various requirements, such as: interactivity, mobility, openness, accessibility, etc. The activity of the Department of Pedagogy and Psychology of Additional Professional Education (FVE) is given, which is a structural subdivision of the Center for Advanced Studies and Professional Retraining of the Faculty (TsPK and PP PTS) in a medical university and ensures the organization of a system of continuous education of teachers, being in conditions of constant implementation in the educational practice of information and communication technologies. The conditions for the implementation of DSP are determined. Two stages of the study are presented, where at the first stage the digital educational environment of the university was filled with modern content, allowing teachers to study both with the help of consultants (tutors) and independently in various areas of professional retraining and advanced training in the CSO (on the educational portal). The authors, with the help of the studied literature and their own reasoning, compiled a questionnaire; its results made it possible to understand the “belonging” of teachers to one or another group: the group of “natives” or the group of “immigrants” of the CSO. The authors point out that, while training the teaching staff, the teachers of the department use organizational forms of advanced training that stimulate the self-education of teachers in the logic of modern approaches to education in the CSE using the educational portal of the university.
digital educational environment
system of continuous education of university teachers
conditions for the implementation of DSP
DSP design
educational portal
information and communication technologies

Образовательная организация высшего образования, являясь значимым социальным институтом общества, выходит на тот уровень развития, когда жизненно необходимо обеспечивать процесс цифровизации образовательной среды и интеграции субъектов образования в указанную среду с помощью информационных ресурсов. Для этого преподаватель и студент должны находиться в цифровой образовательной среде (ЦОС) «как у себя дома».

Для осмысления особенностей современной цифровой образовательной среды вуза мы обратились к концепции Digital Natives М. Пренски. Он рассматривает такое понятие, как «цифровой абориген» (носитель цифрового языка и цифровых технологий, тот, кто родился в XXI веке): «…цифровые аборигены имеют врожденное знание о цифровых технологиях, воспринимают цифровой мир как повседневность, ощущают себя в потоке многозадачности, привыкли к резким изменениям скорости восприятия информации, к интерактивности гаджетов, к собственной активности в социальных сетях…» [1]. Преподаватели вуза, в основной своей массе, рождены в XX веке, и поэтому относятся к поколению цифровых «иммигрантов», и не являются носителями цифрового языка. В связи с этим мотивация к использованию цифровой образовательной среды у преподавателей находится на достаточно низком уровне. Мы понимаем, что в ЦОС не работают старые педагогические модели. Это требует от преподавателей «приближения» к уровню знаний цифровой образовательной среды, которыми обладают цифровые «аборигены».

Цель исследования: изучить отношение преподавателей медицинского вуза, обучающихся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, к использованию цифровой образовательной среды в преподавательской деятельности (как в работе со студентами, так и для повышения собственного профессионализма). Определить уровень владения компонентами ЦОС, приближающий преподавателей к статусу «цифровой абориген».

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых источников по проблеме исследования; составление опросника на основе теоретического анализа проблемы, эмпирическое исследование отношения слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности, изучение отношения обучающихся в ЦПК и ПП ППС ОмГМУ к деятельности в ЦОС; математико-статистическая обработка результатов исследования.

Само исследование состояло из двух этапов, где на первом этапе нами было проведено наполнение цифровой образовательной среды вуза современным содержанием, позволяющим преподавателям обучаться как с помощью консультантов (тьюторов), так и самостоятельно по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации в ЦОС (на образовательном портале). Далее с помощью изученной литературы и собственных рассуждений был составлен опросник; его результаты позволили понять «принадлежность» преподавателей к той или иной группе: группе «аборигенов» или группе «иммигрантов» ЦОС.

Для проведения опроса была составлена Google Forms, использование данного сервиса позволило охватить 150 преподавателей вуза, являющихся в тот или иной период обучающимися в ЦПК и ПП ППС.

Результаты исследования и их обсуждение

Новые вызовы времени обусловили необходимость обновления образовательного процесса в вузе, в том числе цифровизации образовательной среды. Тенденции и видение развития высшего учебного заведения, анализ практики в сфере цифровизации говорят о том, что изменения в системе высшего образования требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий взаимодействия преподавателей и обучающихся в информационной среде вуза. «…ЦОС должна удовлетворять требованиям интерактивности, мобильности, открытости, доступности и обеспечивать цифровыми инструментами» [2] субъектов образовательной деятельности.

Одним из факторов становления обучающихся в профессиональном плане является осмысление своей позиции в межличностном общении в образовательной среде вуза, наполненной современными интерактивными технологиями.

«…Педагогический взгляд на ЦОС побуждает понимать ее как опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, способов самореализации, выстраивания социальных отношений, направленных на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества» [3].

Мы рассматриваем образовательную среду «…как сообщество, которое способствует обогащению содержания и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, соединению собственной активности личности с организацией различных видов деятельности» [4, с. 136], основываясь на Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», в котором указано, что «…ЦОС включает: данные участников ЦОС; платформу ЦОС; государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и /или необходимые для обеспечения работоспособности информационных систем и ресурсов платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде; цифровой образовательный контент» [5].

Непрерывно повышая профессионально-педагогическую компетентность, преподаватели вуза осваивают различные ролевые позиции. «…При этом только одна из них ранее была связана с предоставлением образовательных услуг в информационно-образовательной среде вуза. В связи с этим изменяется и субъектная позиция обучающегося, он становится активным участником образовательного процесса, ресурсом функционирования и развития вуза» [6, с. 187]. С нашей точки зрения, это приближает позицию преподавателя к роли «аборигена» цифровой среды. Условия, реализуемые для этого, заключаются в «…совокупности необходимых и достаточных мер педагогического процесса, которые создают наиболее благоприятную обстановку для успешного формирования цифровой компетенции обучающихся» [7, с. 42]. Вслед за Ушаковым Д.А. мы относим к таким условиям следующие: «…цифровизация учебного процесса; учет индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности; интенсивное использование форм и методов, требующих разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях; выбор и реализация средств педагогического взаимодействия в процессе обучения» [7, с. 42].

Реализация первого этапа нашего исследования предполагала наполнение актуальным содержанием ЦОС для курсов ПК и ПП. Для реализации ЦОС в вузе используется платформа Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – бесплатная система электронного обучения. В содержание ЦОС входят «…основные структурные модули различных типов:

- учебный материал;

- фонд оценочных средств;

- поливариантные стратегии взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- модуль знаний обучающегося, который содержит информацию о фактах и порядке просмотра учебного материала для организации самостоятельной работы;

- визуализация…» [6, с. 188].

Например, содержательный блок по курсу «Развитие информационно-образовательной среды вуза средствами игровых технологий» включает в себя:

- лекционные занятия:

а) методологические и теоретические основы дистанционного обучения;

б) сущность понятия технологии ДО, ее основные структурные элементы;

- практические занятия:

а) разработка учебного занятия в формате дистанционного обучения с использованием возможностей образовательного портала;

б) разработка практических заданий и контрольно-измерительных материалов на основе современных онлайн-сервисов;

в) онлайн-платформы;

г) конструктор лендингов (встроенный или интегрированный, на старте онлайн-курса для преподавателя важнее функциональность лендинга и скорость его создания, а не сложный дизайн и дорогостоящие визуальные решения; д) тесты и геймификация и т.д. [8].

При проектировании ЦОС вуза, как важного фактора профессионального становления «иммигранта»-преподавателя, мы использовали результаты исследования сформированных компетенций обучающихся центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ЦПК и ПП ППС) для деятельности в ЦОС. Кроме того, мы изучили уровень сформированности ценностно-личностных отношений слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности.

Для этого нами был проведен экспресс-опрос слушателей курсов повышения квалификации (ПК) «Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза в условиях непрерывного образования» и обучающихся по программе профессиональной переподготовки (ПП) «Преподаватель профессионального образования» (ППО).

На основе разработанной Галимуллиной Э.З. модели ЦОС [2, с. 69] нами был составлен опросник. В опросе приняли участие 150 обучающихся на курсах ПК по педагогике и психологии и на циклах ПП «ППО».

В опросник входили следующие вопросы.

1. Как часто Вы используете информационные технологии на занятиях с обучающимися?

а) регулярно (лекционные занятия, конференции и т.д.);

б) иногда (лекционные занятия);

в) не использую.

2. Оцените Ваш уровень владения информационными технологиями:

а) использую профессионально;

б) активно пользуюсь, но иногда возникают затруднения;

в) не владею информационными технологиями.

3. Как часто Вы используете ЦОС вуза для повышения своей квалификации по различным направлениям:

а) регулярно;

б) по мере требования руководства вуза;

в) избегаю ПК и ПП в ЦОС.

4. Готовы ли Вы принять участие в процессе цифровизации образовательной среды вуза?

а) как профессиональный пользователь, готов полностью;

б) готов при определенных условиях (обучение, повышение квалификации, обеспечение техническими средствами и т.д.);

в) не готов, не считаю это необходимым.

5. Какое количество времени Вы тратите на собственное обучение в ЦОС?

а) осваиваю учебную информацию с помощью образовательного портала (75-90% времени);

б) 50-75% учебного времени обучаюсь на портале;

в) менее 50% времени обучаюсь на портале.

missing image file

Рис. 1. Исследование отношений слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности

missing image file

Рис. 2. Отношение обучающихся в ЦПК и ПП ППС ОмГМУ к деятельности в ЦОС

Анализируя ответы на четвертый вопрос, мы получили данные, представленные на рисунке 2.

Результаты проведённого опроса позволили определить, что только 12% преподавателей вправе отнести себя к группе «аборигенов», так как с высоким уровнем профессионализма реализуют себя в цифровой среде вуза. Реализация тех условий, которые были нами выделены на первоначальном этапе, способствовала бы переходу в новый статус цифрового «аборигена» 21% преподавателей. Для 67% преподавателей в данный момент времени привычной остается позиция цифрового «иммигранта».

При ответе на пятый вопрос мы получили следующие результаты: 75% слушателей ЦПК и ПП ППС ОмГМУ тратят на работу с порталом 90% отведенного учебного времени, 10% опрошенных тратят 75% рабочего времени на портале в роли обучающихся.

Заключение

Реализация цифровой образовательной среды в организациях высшего образования, на наш взгляд, будет заключаться в использовании выделенных нами условий, которые позволят индивидуально выявлять у каждого преподавателя проблемы, возникающие при работе в цифровой образовательной среде, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты решения затруднений в реализации профессиональной деятельности с использованием ЦОС. Учитывая, что необходимость работы в ЦОС стоит перед каждым преподавателем, актуальным будет создание новой структурной единицы – тьютора, сопровождающего преподавателя при решении определенных ранее проблем. Осуществление эффективного взаимодействия обучающихся и преподавателей возможно при использовании активных методов обучения (кейс, проект, портфолио), дистанционных образовательных технологий, информационных платформ для организации образовательного процесса (ZOOM, вебинар.ру и т.п.).

Исходя из результатов опроса, мы сделали следующие выводы: преподаватели достаточно активно используют созданные в вузе условия реализации ЦОС, понимают актуальность изучения способов взаимодействия в ЦОС, готовы использовать ее в педагогической деятельности и в повышении своей квалификации. В своем большинстве преподаватели удовлетворены имеющимися условиями. Данные условия обозначены в приказе № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» и являются четким ориентиром для реализации модели ЦОС в вузе. Однако необходимо отметить, что остается актуальной административная инициация продуктивного использования ЦОС, что возможно сделать с помощью курсов ПК и ПП.

Вопрос о том, кем являются наши преподаватели – «аборигенами» или «иммигрантами» ЦОС, остается открытым. Наша цель по «переводу» преподавателей из второго статуса в первый – достижима. Обновление ППС преподавателями моложе 30 лет облегчит нашу задачу, так как данный возрастной кадровый состав является (по определению) «аборигенами» ЦОС. Работа с возрастным составом вуза – наша основная перспектива.