Образовательная организация высшего образования, являясь значимым социальным институтом общества, выходит на тот уровень развития, когда жизненно необходимо обеспечивать процесс цифровизации образовательной среды и интеграции субъектов образования в указанную среду с помощью информационных ресурсов. Для этого преподаватель и студент должны находиться в цифровой образовательной среде (ЦОС) «как у себя дома».
Для осмысления особенностей современной цифровой образовательной среды вуза мы обратились к концепции Digital Natives М. Пренски. Он рассматривает такое понятие, как «цифровой абориген» (носитель цифрового языка и цифровых технологий, тот, кто родился в XXI веке): «…цифровые аборигены имеют врожденное знание о цифровых технологиях, воспринимают цифровой мир как повседневность, ощущают себя в потоке многозадачности, привыкли к резким изменениям скорости восприятия информации, к интерактивности гаджетов, к собственной активности в социальных сетях…» [1]. Преподаватели вуза, в основной своей массе, рождены в XX веке, и поэтому относятся к поколению цифровых «иммигрантов», и не являются носителями цифрового языка. В связи с этим мотивация к использованию цифровой образовательной среды у преподавателей находится на достаточно низком уровне. Мы понимаем, что в ЦОС не работают старые педагогические модели. Это требует от преподавателей «приближения» к уровню знаний цифровой образовательной среды, которыми обладают цифровые «аборигены».
Цель исследования: изучить отношение преподавателей медицинского вуза, обучающихся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, к использованию цифровой образовательной среды в преподавательской деятельности (как в работе со студентами, так и для повышения собственного профессионализма). Определить уровень владения компонентами ЦОС, приближающий преподавателей к статусу «цифровой абориген».
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых источников по проблеме исследования; составление опросника на основе теоретического анализа проблемы, эмпирическое исследование отношения слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности, изучение отношения обучающихся в ЦПК и ПП ППС ОмГМУ к деятельности в ЦОС; математико-статистическая обработка результатов исследования.
Само исследование состояло из двух этапов, где на первом этапе нами было проведено наполнение цифровой образовательной среды вуза современным содержанием, позволяющим преподавателям обучаться как с помощью консультантов (тьюторов), так и самостоятельно по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации в ЦОС (на образовательном портале). Далее с помощью изученной литературы и собственных рассуждений был составлен опросник; его результаты позволили понять «принадлежность» преподавателей к той или иной группе: группе «аборигенов» или группе «иммигрантов» ЦОС.
Для проведения опроса была составлена Google Forms, использование данного сервиса позволило охватить 150 преподавателей вуза, являющихся в тот или иной период обучающимися в ЦПК и ПП ППС.
Результаты исследования и их обсуждение
Новые вызовы времени обусловили необходимость обновления образовательного процесса в вузе, в том числе цифровизации образовательной среды. Тенденции и видение развития высшего учебного заведения, анализ практики в сфере цифровизации говорят о том, что изменения в системе высшего образования требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий взаимодействия преподавателей и обучающихся в информационной среде вуза. «…ЦОС должна удовлетворять требованиям интерактивности, мобильности, открытости, доступности и обеспечивать цифровыми инструментами» [2] субъектов образовательной деятельности.
Одним из факторов становления обучающихся в профессиональном плане является осмысление своей позиции в межличностном общении в образовательной среде вуза, наполненной современными интерактивными технологиями.
«…Педагогический взгляд на ЦОС побуждает понимать ее как опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, способов самореализации, выстраивания социальных отношений, направленных на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества» [3].
Мы рассматриваем образовательную среду «…как сообщество, которое способствует обогащению содержания и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, соединению собственной активности личности с организацией различных видов деятельности» [4, с. 136], основываясь на Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», в котором указано, что «…ЦОС включает: данные участников ЦОС; платформу ЦОС; государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и /или необходимые для обеспечения работоспособности информационных систем и ресурсов платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде; цифровой образовательный контент» [5].
Непрерывно повышая профессионально-педагогическую компетентность, преподаватели вуза осваивают различные ролевые позиции. «…При этом только одна из них ранее была связана с предоставлением образовательных услуг в информационно-образовательной среде вуза. В связи с этим изменяется и субъектная позиция обучающегося, он становится активным участником образовательного процесса, ресурсом функционирования и развития вуза» [6, с. 187]. С нашей точки зрения, это приближает позицию преподавателя к роли «аборигена» цифровой среды. Условия, реализуемые для этого, заключаются в «…совокупности необходимых и достаточных мер педагогического процесса, которые создают наиболее благоприятную обстановку для успешного формирования цифровой компетенции обучающихся» [7, с. 42]. Вслед за Ушаковым Д.А. мы относим к таким условиям следующие: «…цифровизация учебного процесса; учет индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности; интенсивное использование форм и методов, требующих разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях; выбор и реализация средств педагогического взаимодействия в процессе обучения» [7, с. 42].
Реализация первого этапа нашего исследования предполагала наполнение актуальным содержанием ЦОС для курсов ПК и ПП. Для реализации ЦОС в вузе используется платформа Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – бесплатная система электронного обучения. В содержание ЦОС входят «…основные структурные модули различных типов:
- учебный материал;
- фонд оценочных средств;
- поливариантные стратегии взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- модуль знаний обучающегося, который содержит информацию о фактах и порядке просмотра учебного материала для организации самостоятельной работы;
- визуализация…» [6, с. 188].
Например, содержательный блок по курсу «Развитие информационно-образовательной среды вуза средствами игровых технологий» включает в себя:
- лекционные занятия:
а) методологические и теоретические основы дистанционного обучения;
б) сущность понятия технологии ДО, ее основные структурные элементы;
- практические занятия:
а) разработка учебного занятия в формате дистанционного обучения с использованием возможностей образовательного портала;
б) разработка практических заданий и контрольно-измерительных материалов на основе современных онлайн-сервисов;
в) онлайн-платформы;
г) конструктор лендингов (встроенный или интегрированный, на старте онлайн-курса для преподавателя важнее функциональность лендинга и скорость его создания, а не сложный дизайн и дорогостоящие визуальные решения; д) тесты и геймификация и т.д. [8].
При проектировании ЦОС вуза, как важного фактора профессионального становления «иммигранта»-преподавателя, мы использовали результаты исследования сформированных компетенций обучающихся центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ЦПК и ПП ППС) для деятельности в ЦОС. Кроме того, мы изучили уровень сформированности ценностно-личностных отношений слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности.
Для этого нами был проведен экспресс-опрос слушателей курсов повышения квалификации (ПК) «Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза в условиях непрерывного образования» и обучающихся по программе профессиональной переподготовки (ПП) «Преподаватель профессионального образования» (ППО).
На основе разработанной Галимуллиной Э.З. модели ЦОС [2, с. 69] нами был составлен опросник. В опросе приняли участие 150 обучающихся на курсах ПК по педагогике и психологии и на циклах ПП «ППО».
В опросник входили следующие вопросы.
1. Как часто Вы используете информационные технологии на занятиях с обучающимися?
а) регулярно (лекционные занятия, конференции и т.д.);
б) иногда (лекционные занятия);
в) не использую.
2. Оцените Ваш уровень владения информационными технологиями:
а) использую профессионально;
б) активно пользуюсь, но иногда возникают затруднения;
в) не владею информационными технологиями.
3. Как часто Вы используете ЦОС вуза для повышения своей квалификации по различным направлениям:
а) регулярно;
б) по мере требования руководства вуза;
в) избегаю ПК и ПП в ЦОС.
4. Готовы ли Вы принять участие в процессе цифровизации образовательной среды вуза?
а) как профессиональный пользователь, готов полностью;
б) готов при определенных условиях (обучение, повышение квалификации, обеспечение техническими средствами и т.д.);
в) не готов, не считаю это необходимым.
5. Какое количество времени Вы тратите на собственное обучение в ЦОС?
а) осваиваю учебную информацию с помощью образовательного портала (75-90% времени);
б) 50-75% учебного времени обучаюсь на портале;
в) менее 50% времени обучаюсь на портале.
Рис. 1. Исследование отношений слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности
Рис. 2. Отношение обучающихся в ЦПК и ПП ППС ОмГМУ к деятельности в ЦОС
Анализируя ответы на четвертый вопрос, мы получили данные, представленные на рисунке 2.
Результаты проведённого опроса позволили определить, что только 12% преподавателей вправе отнести себя к группе «аборигенов», так как с высоким уровнем профессионализма реализуют себя в цифровой среде вуза. Реализация тех условий, которые были нами выделены на первоначальном этапе, способствовала бы переходу в новый статус цифрового «аборигена» 21% преподавателей. Для 67% преподавателей в данный момент времени привычной остается позиция цифрового «иммигранта».
При ответе на пятый вопрос мы получили следующие результаты: 75% слушателей ЦПК и ПП ППС ОмГМУ тратят на работу с порталом 90% отведенного учебного времени, 10% опрошенных тратят 75% рабочего времени на портале в роли обучающихся.
Заключение
Реализация цифровой образовательной среды в организациях высшего образования, на наш взгляд, будет заключаться в использовании выделенных нами условий, которые позволят индивидуально выявлять у каждого преподавателя проблемы, возникающие при работе в цифровой образовательной среде, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты решения затруднений в реализации профессиональной деятельности с использованием ЦОС. Учитывая, что необходимость работы в ЦОС стоит перед каждым преподавателем, актуальным будет создание новой структурной единицы – тьютора, сопровождающего преподавателя при решении определенных ранее проблем. Осуществление эффективного взаимодействия обучающихся и преподавателей возможно при использовании активных методов обучения (кейс, проект, портфолио), дистанционных образовательных технологий, информационных платформ для организации образовательного процесса (ZOOM, вебинар.ру и т.п.).
Исходя из результатов опроса, мы сделали следующие выводы: преподаватели достаточно активно используют созданные в вузе условия реализации ЦОС, понимают актуальность изучения способов взаимодействия в ЦОС, готовы использовать ее в педагогической деятельности и в повышении своей квалификации. В своем большинстве преподаватели удовлетворены имеющимися условиями. Данные условия обозначены в приказе № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» и являются четким ориентиром для реализации модели ЦОС в вузе. Однако необходимо отметить, что остается актуальной административная инициация продуктивного использования ЦОС, что возможно сделать с помощью курсов ПК и ПП.
Вопрос о том, кем являются наши преподаватели – «аборигенами» или «иммигрантами» ЦОС, остается открытым. Наша цель по «переводу» преподавателей из второго статуса в первый – достижима. Обновление ППС преподавателями моложе 30 лет облегчит нашу задачу, так как данный возрастной кадровый состав является (по определению) «аборигенами» ЦОС. Работа с возрастным составом вуза – наша основная перспектива.