Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: «АБОРИГЕН» ИЛИ «ИММИГРАНТ» ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ?

Гетман Н.А. 1 Котенко Е.Н. 1 Котенко В.В. 2 Котенко А.В. 2
1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет»
2 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
В статье представлено исследование роли цифровой образовательной среды (ЦОС) в организации образовательного процесса в вузе; обсуждается вопрос: современный преподаватель медицинского вуза – «абориген» или «иммигрант» цифровой образовательной среды? Авторы рассматривают ЦОС, которая должна удовлетворять различным требованиям, таким как интерактивность, мобильность, открытость, доступность и т.д. Дана характеристика деятельности кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования (ДПО), которая является структурным подразделением центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава (ЦПК и ПП ППС) в медицинском вузе и обеспечивает организацию системы непрерывного образования преподавателей, находясь в условиях постоянного внедрения в образовательную практику информационно-коммуникационных технологий. Определены условия реализации ЦОС. Представлено два этапа исследования, где на первом этапе проведено наполнение цифровой образовательной среды вуза современным содержанием, позволяющим преподавателям обучаться как с помощью консультантов (тьюторов), так и самостоятельно по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации в ЦОС (на образовательном портале). Авторами, с помощью изученной литературы и собственных рассуждений, был составлен опросник; его результаты позволили понять «принадлежность» преподавателей к той или иной группе: группе «аборигенов» или группе «иммигрантов» ЦОС. Авторы указывают на то, что при осуществлении обучения ППС преподавателями кафедры используются организационные формы повышения квалификации, стимулирующие самообразование преподавателей в логике современных подходов к образованию в ЦОС с использованием образовательного портала вуза.
цифровая образовательная среда
система непрерывного образования преподавателей вуза
условия реализации ЦОС
проектирование ЦОС
образовательный портал
информационно-коммуникационные технологии
1. Prensky M. Our Brains Extended. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ascd.org/el/articles/our-brains-extended (дата обращения: 18.10.2022).
2. Галимуллина Э.З. Компонентный состав цифровой образовательной среды педагога // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31968 (дата обращения: 19.10.2022).
3. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 36-41.
4. Корниенко Е.Р. Стратегия воспитательного воздействия в образовательном процессе вуза // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. № 1. С. 134-138.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 001201912250047?index=4&rangeSize=1. (дата обращения: 10.10.2022).
6. Котенко В.В., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Информационно-образовательная среда медицинского вуза как составляющая организации самостоятельной работы ординаторов // Человек и общество в нестабильном мире. материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 186-190.
7. Ушаков Д.А. Педагогические условия формирования цифровой компетентности обучающихся в условиях доброжелательного образовательного пространства школы // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 40-43.
8. Образовательный портал ОмГМУ. [Электронный ресурс]. URL: https://sdo.omsk-osma.ru/course/view.php?id=41445 (дата обращения: 10.10.2022).

Образовательная организация высшего образования, являясь значимым социальным институтом общества, выходит на тот уровень развития, когда жизненно необходимо обеспечивать процесс цифровизации образовательной среды и интеграции субъектов образования в указанную среду с помощью информационных ресурсов. Для этого преподаватель и студент должны находиться в цифровой образовательной среде (ЦОС) «как у себя дома».

Для осмысления особенностей современной цифровой образовательной среды вуза мы обратились к концепции Digital Natives М. Пренски. Он рассматривает такое понятие, как «цифровой абориген» (носитель цифрового языка и цифровых технологий, тот, кто родился в XXI веке): «…цифровые аборигены имеют врожденное знание о цифровых технологиях, воспринимают цифровой мир как повседневность, ощущают себя в потоке многозадачности, привыкли к резким изменениям скорости восприятия информации, к интерактивности гаджетов, к собственной активности в социальных сетях…» [1]. Преподаватели вуза, в основной своей массе, рождены в XX веке, и поэтому относятся к поколению цифровых «иммигрантов», и не являются носителями цифрового языка. В связи с этим мотивация к использованию цифровой образовательной среды у преподавателей находится на достаточно низком уровне. Мы понимаем, что в ЦОС не работают старые педагогические модели. Это требует от преподавателей «приближения» к уровню знаний цифровой образовательной среды, которыми обладают цифровые «аборигены».

Цель исследования: изучить отношение преподавателей медицинского вуза, обучающихся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, к использованию цифровой образовательной среды в преподавательской деятельности (как в работе со студентами, так и для повышения собственного профессионализма). Определить уровень владения компонентами ЦОС, приближающий преподавателей к статусу «цифровой абориген».

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых источников по проблеме исследования; составление опросника на основе теоретического анализа проблемы, эмпирическое исследование отношения слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности, изучение отношения обучающихся в ЦПК и ПП ППС ОмГМУ к деятельности в ЦОС; математико-статистическая обработка результатов исследования.

Само исследование состояло из двух этапов, где на первом этапе нами было проведено наполнение цифровой образовательной среды вуза современным содержанием, позволяющим преподавателям обучаться как с помощью консультантов (тьюторов), так и самостоятельно по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации в ЦОС (на образовательном портале). Далее с помощью изученной литературы и собственных рассуждений был составлен опросник; его результаты позволили понять «принадлежность» преподавателей к той или иной группе: группе «аборигенов» или группе «иммигрантов» ЦОС.

Для проведения опроса была составлена Google Forms, использование данного сервиса позволило охватить 150 преподавателей вуза, являющихся в тот или иной период обучающимися в ЦПК и ПП ППС.

Результаты исследования и их обсуждение

Новые вызовы времени обусловили необходимость обновления образовательного процесса в вузе, в том числе цифровизации образовательной среды. Тенденции и видение развития высшего учебного заведения, анализ практики в сфере цифровизации говорят о том, что изменения в системе высшего образования требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий взаимодействия преподавателей и обучающихся в информационной среде вуза. «…ЦОС должна удовлетворять требованиям интерактивности, мобильности, открытости, доступности и обеспечивать цифровыми инструментами» [2] субъектов образовательной деятельности.

Одним из факторов становления обучающихся в профессиональном плане является осмысление своей позиции в межличностном общении в образовательной среде вуза, наполненной современными интерактивными технологиями.

«…Педагогический взгляд на ЦОС побуждает понимать ее как опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, способов самореализации, выстраивания социальных отношений, направленных на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества» [3].

Мы рассматриваем образовательную среду «…как сообщество, которое способствует обогащению содержания и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, соединению собственной активности личности с организацией различных видов деятельности» [4, с. 136], основываясь на Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», в котором указано, что «…ЦОС включает: данные участников ЦОС; платформу ЦОС; государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и /или необходимые для обеспечения работоспособности информационных систем и ресурсов платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде; цифровой образовательный контент» [5].

Непрерывно повышая профессионально-педагогическую компетентность, преподаватели вуза осваивают различные ролевые позиции. «…При этом только одна из них ранее была связана с предоставлением образовательных услуг в информационно-образовательной среде вуза. В связи с этим изменяется и субъектная позиция обучающегося, он становится активным участником образовательного процесса, ресурсом функционирования и развития вуза» [6, с. 187]. С нашей точки зрения, это приближает позицию преподавателя к роли «аборигена» цифровой среды. Условия, реализуемые для этого, заключаются в «…совокупности необходимых и достаточных мер педагогического процесса, которые создают наиболее благоприятную обстановку для успешного формирования цифровой компетенции обучающихся» [7, с. 42]. Вслед за Ушаковым Д.А. мы относим к таким условиям следующие: «…цифровизация учебного процесса; учет индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности; интенсивное использование форм и методов, требующих разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях; выбор и реализация средств педагогического взаимодействия в процессе обучения» [7, с. 42].

Реализация первого этапа нашего исследования предполагала наполнение актуальным содержанием ЦОС для курсов ПК и ПП. Для реализации ЦОС в вузе используется платформа Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – бесплатная система электронного обучения. В содержание ЦОС входят «…основные структурные модули различных типов:

- учебный материал;

- фонд оценочных средств;

- поливариантные стратегии взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- модуль знаний обучающегося, который содержит информацию о фактах и порядке просмотра учебного материала для организации самостоятельной работы;

- визуализация…» [6, с. 188].

Например, содержательный блок по курсу «Развитие информационно-образовательной среды вуза средствами игровых технологий» включает в себя:

- лекционные занятия:

а) методологические и теоретические основы дистанционного обучения;

б) сущность понятия технологии ДО, ее основные структурные элементы;

- практические занятия:

а) разработка учебного занятия в формате дистанционного обучения с использованием возможностей образовательного портала;

б) разработка практических заданий и контрольно-измерительных материалов на основе современных онлайн-сервисов;

в) онлайн-платформы;

г) конструктор лендингов (встроенный или интегрированный, на старте онлайн-курса для преподавателя важнее функциональность лендинга и скорость его создания, а не сложный дизайн и дорогостоящие визуальные решения; д) тесты и геймификация и т.д. [8].

При проектировании ЦОС вуза, как важного фактора профессионального становления «иммигранта»-преподавателя, мы использовали результаты исследования сформированных компетенций обучающихся центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ЦПК и ПП ППС) для деятельности в ЦОС. Кроме того, мы изучили уровень сформированности ценностно-личностных отношений слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности.

Для этого нами был проведен экспресс-опрос слушателей курсов повышения квалификации (ПК) «Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза в условиях непрерывного образования» и обучающихся по программе профессиональной переподготовки (ПП) «Преподаватель профессионального образования» (ППО).

На основе разработанной Галимуллиной Э.З. модели ЦОС [2, с. 69] нами был составлен опросник. В опросе приняли участие 150 обучающихся на курсах ПК по педагогике и психологии и на циклах ПП «ППО».

В опросник входили следующие вопросы.

1. Как часто Вы используете информационные технологии на занятиях с обучающимися?

а) регулярно (лекционные занятия, конференции и т.д.);

б) иногда (лекционные занятия);

в) не использую.

2. Оцените Ваш уровень владения информационными технологиями:

а) использую профессионально;

б) активно пользуюсь, но иногда возникают затруднения;

в) не владею информационными технологиями.

3. Как часто Вы используете ЦОС вуза для повышения своей квалификации по различным направлениям:

а) регулярно;

б) по мере требования руководства вуза;

в) избегаю ПК и ПП в ЦОС.

4. Готовы ли Вы принять участие в процессе цифровизации образовательной среды вуза?

а) как профессиональный пользователь, готов полностью;

б) готов при определенных условиях (обучение, повышение квалификации, обеспечение техническими средствами и т.д.);

в) не готов, не считаю это необходимым.

5. Какое количество времени Вы тратите на собственное обучение в ЦОС?

а) осваиваю учебную информацию с помощью образовательного портала (75-90% времени);

б) 50-75% учебного времени обучаюсь на портале;

в) менее 50% времени обучаюсь на портале.

missing image file

Рис. 1. Исследование отношений слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки к использованию ЦОС в преподавательской деятельности

missing image file

Рис. 2. Отношение обучающихся в ЦПК и ПП ППС ОмГМУ к деятельности в ЦОС

Анализируя ответы на четвертый вопрос, мы получили данные, представленные на рисунке 2.

Результаты проведённого опроса позволили определить, что только 12% преподавателей вправе отнести себя к группе «аборигенов», так как с высоким уровнем профессионализма реализуют себя в цифровой среде вуза. Реализация тех условий, которые были нами выделены на первоначальном этапе, способствовала бы переходу в новый статус цифрового «аборигена» 21% преподавателей. Для 67% преподавателей в данный момент времени привычной остается позиция цифрового «иммигранта».

При ответе на пятый вопрос мы получили следующие результаты: 75% слушателей ЦПК и ПП ППС ОмГМУ тратят на работу с порталом 90% отведенного учебного времени, 10% опрошенных тратят 75% рабочего времени на портале в роли обучающихся.

Заключение

Реализация цифровой образовательной среды в организациях высшего образования, на наш взгляд, будет заключаться в использовании выделенных нами условий, которые позволят индивидуально выявлять у каждого преподавателя проблемы, возникающие при работе в цифровой образовательной среде, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты решения затруднений в реализации профессиональной деятельности с использованием ЦОС. Учитывая, что необходимость работы в ЦОС стоит перед каждым преподавателем, актуальным будет создание новой структурной единицы – тьютора, сопровождающего преподавателя при решении определенных ранее проблем. Осуществление эффективного взаимодействия обучающихся и преподавателей возможно при использовании активных методов обучения (кейс, проект, портфолио), дистанционных образовательных технологий, информационных платформ для организации образовательного процесса (ZOOM, вебинар.ру и т.п.).

Исходя из результатов опроса, мы сделали следующие выводы: преподаватели достаточно активно используют созданные в вузе условия реализации ЦОС, понимают актуальность изучения способов взаимодействия в ЦОС, готовы использовать ее в педагогической деятельности и в повышении своей квалификации. В своем большинстве преподаватели удовлетворены имеющимися условиями. Данные условия обозначены в приказе № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» и являются четким ориентиром для реализации модели ЦОС в вузе. Однако необходимо отметить, что остается актуальной административная инициация продуктивного использования ЦОС, что возможно сделать с помощью курсов ПК и ПП.

Вопрос о том, кем являются наши преподаватели – «аборигенами» или «иммигрантами» ЦОС, остается открытым. Наша цель по «переводу» преподавателей из второго статуса в первый – достижима. Обновление ППС преподавателями моложе 30 лет облегчит нашу задачу, так как данный возрастной кадровый состав является (по определению) «аборигенами» ЦОС. Работа с возрастным составом вуза – наша основная перспектива.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Котенко В.В., Котенко А.В. СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: «АБОРИГЕН» ИЛИ «ИММИГРАНТ» ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ? // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 122-126;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39407 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674