Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CHARACTERISTICS OF TOOLS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERIAL AND PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Osipova I.S. 1 Buldasheva O.V. 1
1 Shadrinsk state pedagogical University
The definition, characterization and classification of pedagogical tools for professional training of managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports is conditioned by the need for practical training of effective specialists in a short period of study in the magistracy. The article determines that the classification of tools of professional and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports was determined based on the solved tasks of vocational training in higher education (multi-vector, time concentration, optimality, if possible, of application to a diverse group of students with heterogeneous managerial and pedagogical experience), as well as approaches to the concept of “tools in the field of higher education” in modern scientific literature. Based on scientific data and the author’s experience in building educational programs, a classification of professional training tools for managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports, including means and technologies of professional training, was presented. The electronic information and educational environment (EIOS) of the university was identified as a modern and effective tool for the professional training of undergraduates – future managers in the field of physical culture and sports. The functions of the electronic information educational environment of the university are presented, and on their basis the key blocks are described, which should consist of disciplines in the EIOS of the university: a block of educational content, an interactive communication block, a control block. The use of the electronic information and educational environment of the university as an effective tool for professional training under the master’s degree program “Management in the field of physical culture and sports” for correspondence education is described on the example of the topic “Fundamentals of rule-making of federal, regional and local authorities in the field of physical culture and sports” discipline “Regulatory and legal support of physical culture and sports activities”.
managerial and pedagogical personnel
physical culture and sports
professional training in higher education
classification of professional training tools of the managerial and pedagogical apparatus in the field of physical culture and sports
electronic information and educational environment of the university

В современных условиях в сфере физической культуры и спорта наблюдаются процессы активного реформирования, происходит качественная перестройка управленческой структуры, увеличивается число физкультурно-спортивных организаций. В сложившихся обстоятельствах важным фактором развития сферы физической культуры и спорта становится уровень подготовки руководителей. Отсюда проблема выбора педагогических инструментов обучения будущих управленческих кадров, способных эффективно организовать и успешно реализовать деятельность физкультурно-спортивных объектов, становится актуальной.

Поиск подходов к классифицированию инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в условиях высшего образования обусловлен перманентной задачей поиска, определения, обоснования и применения в образовательном процессе высшей школы наиболее эффективных способов обучения.

Сфера услуг как сектор экономики, в том числе область физкультурно-оздоровительных услуг, требует подготовки за минимально возможный срок максимально профессиональных кадров. Следовательно, применяемый для решения задач профессионального обучения будущих управленцев в области физической культуры и спорта инструментарий должен быть:

− разновекторным (решать одновременно разные задачи обучения и развития личности магистрантов);

− концентрированным по времени (создавать возможности «погружения в предмет»);

− оптимальным по возможности применения на разновозрастной группе обучающихся, обладающих неоднородным управленческо-педагогическим опытом, к которым относятся магистранты заочной формы обучения.

В настоящей статье предметом исследования выступит характеристика педагогических инструментов профессионального обучения управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта на примере магистрантов заочной формы обучения, осваивающих программу «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

Цель исследования – выявление характеристик педагогических инструментов профессиональной подготовки будущего кадрового состава управленческо-педагогической сферы физической культуры и спорта, а также описание возможностей одного из инструментов – электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) педагогического университета как инструмента профессиональной подготовки студентов на факультете физической культуры.

Материалы и методы исследования

Выполнение работы потребовало применения различных методов исследования. Методы анализа и синтеза использовались с целью отбора информации в области использования педагогических инструментов подготовки управленческо-педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта на уровне магистратуры. Метод изучения документации потребовался для учета положений ФГОС ВО, а также профессиональных стандартов в подготовке будущих управленцев в области физической культуры и спорта. С целью выявления типологии инструментов подготовки будущих менеджеров в сфере физической культуры и спорта применялся метод классификации.

Результаты исследования и их обсуждение

Ключевым понятием настоящей статьи является категория «инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта». Важным является дефиниция данного понятия. В словарных источниках категория «инструмент» рассматривается с разных позиций, в частности, как:

− «ручное орудие для производства каких-нибудь работ; совокупность ручных орудий в какой-нибудь специальности» [1];

− «средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь и познания» [2].

Анализ научных источников в области заявленной проблемы показывает, что ученые оперируют следующими категориями «педагогический инструмент», «образовательные инструменты», «инструменты обучения», «педагогический инструментарий». Некоторые исследователи указывают на равнозначность понятий «средства» и «инструменты», предлагая последние рассматривать в условиях реализации цифрового обучения [3, с. 36]. М.Л. Зуева, А.В. Ястребов под педагогическим инструментом понимают «совокупность компонентов педагогического процесса, оказывающих воздействие на образовательный результат» [4, с. 126–127].

С учетом вышесказанного, под инструментами профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта будет пониматься операционно-деятельностный компонент профессионального обучения управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности в качестве руководителя организации или его подразделения, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта.

В определении и описании инструментов профессионального обучения будущих управленцев в области физической культуры и спорта важным является вопрос о типологии используемых инструментов.

Анализ научных исследований в данной области позволил заключить, что ряд авторов к педагогическим инструментам относит материально-техническое оснащение занятий (ПК, программы-тренажеры, учебные пособия, видеотека учебных фильмов, презентации и т.д.); формы организации учебных занятий [5]. М.Л. Зуева, А.Я. Ястребов указывают, что педагогическим инструментом являются упражнения, система задач, учебная дисциплина или блок однородных учебных дисциплин, содержание учебного предмета, учебные пособия и пр. [4]. Е.Н. Стрельчук среди педагогических инструментов выделяет принципы обучения и воспитания, а также основные подходы к обучению и воспитанию; формы, методы, приемы, средства, технологии обучения и воспитания [6]. В исследовании Д.А. Коноплянского компонентами педагогического инструментария выступают современные средства обучения, а также педагогические технологии [7].

Итак, к типическим инструментам исследователи в целом относят методы, приемы, средства, технологии, формы и т.п. В научной литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность форм, приемов, методов, способов обучения, направленных на эффективное достижение образовательных целей (Б.Т. Лихачев).

Учитывая точку зрения исследователей, а также принимая во внимание операционно-деятельностный характер инструментов профессионального обучения управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, предлагаем классифицировать исследуемые инструменты на две группы: средства и технологии профессиональной подготовки будущих управленцев в области физической культуры и спорта (рис. 1).

Современным и эффективным средством обучения магистрантов-заочников может выступать электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) университета, которая является обязательным элементом высшего образования с 2014 г.

Использование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза как эффективного инструмента профессионального обучения образовательной программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» для магистрантов заочной формы обучения объясняется следующими положениями:

− возможность индивидуализировать процесс обучения магистрантов (выбор индивидуального графика работы, выбор заданий и тестов различного уровня сложности, возможность варьировать сроки сдачи практических заданий для отдельных обучающихся, возможность восполнить пробелы в случае пропуска занятия);

− повышение качества усвоения учебного материала дисциплины (наличие материалов лекций, к которым можно многократно обратиться, возможность разместить в ЭИОС дополнительную информацию по изучаемым темам, пройти тестирование для закрепления учебного материала и т.д.);

− повышение интереса магистрантов к изучаемой дисциплине (размещение видеолекций, презентаций, учебных видео, к которым можно вернуться при закреплении материала, подготовке к семинарам; размещение учебного материала с разной степенью детализации и сложности);

− повышение самостоятельной составляющей образовательного процесса магистрантов (организация самостоятельной работы магистрантов как в сессионный, так и межсессионный период);

− наличие оперативной обратной связи;

− возможность проведения самодиагностики учебных достижений магистрантов и осуществления самоконтроля [8]. Данные положения могут рассматриваться как функции ЭИОС.

Раскрывая инструменты педагогической деятельности, применяемые в условиях электронной среды, ученые (С.М. Куценко, В.В. Косулин, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, О.В. Яковлева) приходят к мысли, что эффективность использования данных инструментов обусловливается содержательно-методическим наполнением [8, 9]. Опыт использования ЭИОС университета показывает, что для того, чтобы указанные функции реализовывались посредством учебных дисциплин, размещенных в ЭИОС, каждая дисциплина должна включать три блока: учебного контента и управления, а также интерактивно-коммуникационный (рис. 2).

Так, минимальное наполнение темы «Основы нормотворчества федеральных, региональных и местных органов власти в сфере физической культуры и спорта» учебного курса «Нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности» в ЭИОС университета включает следующее:

− план лекции и краткие методические указания по работе с ней;

missing image file

Рис. 1. Классификация инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта

missing image file

Рис. 2. Структура учебной дисциплины профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта в ЭИОС

− лекция как отдельный элемент ЭИОС, в котором преподаватель может расположить контент в нужной ему форме – линейной схеме, когда контрольная точка одна – в конце лекции, или сложной схеме, с возвратом на предыдущие части лекции, если студент неправильно прошел контрольную точку. В качестве контрольной точки могут быть различные вопросы в форме множественного выбора, определения соответствия или короткого ответа. Работа с лекцией может быть оценена, что удобно, так как на факультете физической культуры действует рейтинговая система оценки успеваемости, и магистранты могут получать дополнительные баллы за более глубокое изучение теоретического материала. Таким образом, лекции в ЭИОС могут рассматриваться не только как инструмент изучения темы (самостоятельно или после работы с педагогом), но и как инструмент контроля, а также отработки принятия решений по построению своей траектории обучения;

− презентация по теме лекции, где в схематичной и графической форме представлено основное содержание лекции, а также список источников и электронных ресурсов, важных для понимания темы и ее углубленного изучения;

− гиперссылки, которые позволяют дополнить тему важным веб-контентом. Например, ссылки на Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и др.;

− учебные элементы «задания», которые разрабатываются под каждую конкретную тему дисциплины, при этом в качестве итогового файла может выступать любой цифровой контент (документы Word, таблицы, видео- и аудиофайлы, схемы и изображения). Например, в текстовом, табличном или графическом виде необходимо привести примеры нормативно-правовых документов в области физической культуры и спорта исполнительных органов власти на федеральном уровне, субъекта Российской Федерации и местных органов власти;

− учебный элемент «тест», который включает небольшое количество вопросов по теме, отражающих учебные единицы, важные для эффективного усвоения содержания дисциплины магистрантом, а также понимания возникших пробелов в обучении. При этом тест должен включать вопросы разных типов. В промежуточных тестах (по итогам освоения отдельных тем дисциплины) ограничение по времени не ставится, в отличие от итогового теста;

− отдельные модули «форум» или «чат» для упорядочивания коммуникации магистрантов между собой и с преподавателем по конкретной дисциплине. Полезным элементом считаем «объявления», посредством которого осуществляется одномоментная рассылка важной информации на электронную почту обучающихся.

ЭИОС предоставляет полноценные возможности для промежуточного контроля по дисциплине. В частности, преподаватель может использовать разнообразные средства оценивания уровня сформированности компетенций магистрантов – будущего управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта.

Такими средствами в комплексе могут выступать решение задач и выполнение реферата. Приведем пример задачи: «Спортсмен М. сборной России по самбо до окончания сезона решил перейти в другой клуб. В каком случае спортсмену придется заплатить “неустойку” за переход в другой клуб, и каким образом он сможет этого избежать?» Необходимо опираться на конкретные статьи Трудового кодекса РФ.

Реферат должен отражать какой-либо вопрос нормативно-правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности на выбор студента с учётом специфики и тематики его выпускной квалификационной работы. Примерной тематикой рефератов могут быть:

− «Специфика формирования целей и задач деятельности образовательной организации в области физического воспитания (на примере региона)»;

− «Возможности и сложности деятельности органов исполнительной власти по развитию военно-прикладных, служебно-прикладных и иных видов спорта (на примере региона)»;

− «Особенности деятельности исполнительной власти по организации занятий физической культурой и спортом по месту работы, жительства, отдыха (на примере региона)»,

− «Автономность региона в регламентации адаптивного спорта (на примере конкретного региона)»;

− «Выполнение нормативов комплекса ФВСК ГТО: проблемы и опыт их решения (на примере региона и ступени комплекса ГТО)»;

− «Отличительные черты процесса регулирования труда спортсменов и тренеров (на примере вида спорта)» и др.

Итак, использование ЭИОС вуза как средства профессионального обучения будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет магистрантам получать учебную информацию, формировать управленческие умения и навыки при выполнении практических заданий, осуществлять самоконтроль достигнутых учебных результатов. ЭИОС предоставляет возможности для эффективной организации самостоятельной работы магистрантов, контроля учебных достижений при освоении учебной дисциплины, а также предоставляет условия для дистанционного обучения.

Заключение

Применяемый для решения задач профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта инструментарий должен быть: разновекторным (решать одновременно разные задачи обучения и развития личности магистрантов); концентрированным по времени (создавать возможности «погружения в предмет»), а также оптимальным по возможности применения на разновозрастной группе обучающихся, обладающих неоднородным управленческо-педагогическим опытом, к которым относятся магистранты заочной формы обучения.

Под инструментами профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта понимается операционно-деятельностный компонент профессионального обучения управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности в качестве руководителя организации или его подразделения, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта.

Инструменты профессионального обучения управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта классифицируются на две группы: средства и технологии профессиональной подготовки будущих управленцев в области физической культуры и спорта.

На примере электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета как современного и эффективного инструмента профессиональной подготовки магистрантов заочной формы обучения – будущего управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта – были определены функции электронной информационно-образовательной среды университета, а на их основе описаны ключевые блоки, из которых должны состоять дисциплины в ЭИОС университета: блок учебного контента, интерактивно-коммуникационный блок, блок управления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта» (№ договора16-442 от 23.06.2022).