Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Осипова И.С. 1 Булдашева О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Определение, характеристика и классификация педагогических инструментов профессионального обучения управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта обусловлены необходимостью практической подготовки эффективных специалистов в короткие сроки обучения в магистратуре. В статье определено, что классификация инструментов подготовки профессионально-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта определялась исходя из решаемых задач профессионального обучения в условиях высшего образования (разновекторность, концентрированность во времени, оптимальность по возможности применения на разновозрастной группе обучающихся, обладающих неоднородным управленческо-педагогическим опытом), а также подходов к понятию «инструменты в сфере высшего образования» в современной научной литературе. На основе научных данных и авторского опыта построения образовательных программ была представлена классификация инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта, включающая средства и технологии профессиональной подготовки. В качестве современного и эффективного инструмента профессиональной подготовки магистрантов – будущих управленцев в сфере физической культуры и спорта была определена электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) университета. Представлены функции электронной информационно-образовательной среды университета, а на их основе описаны ключевые блоки, из которых должны состоять дисциплины в ЭИОС университета: блок учебного контента, интерактивно-коммуникационный блок, блок управления. Использование электронной информационно-образовательной среды вуза как эффективного инструмента профессионального обучения образовательной программе магистратуры «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» для заочной формы обучения описано на примере темы «Основы нормотворчества федеральных, региональных и местных органов власти в сфере физической культуры и спорта» дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности».
управленческо-педагогический кадровый состав
физическая культура и спорт
профессиональная подготовка в высшем образовании
классификация инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта
электронная информационно-образовательная среда университета
1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М.: Дом Славянской книги, 2008. 959 с.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. 1375 с.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: монография. М.: Диона, 2020. 244 с.
4. Зуева М.Л., Ястребов А.В. Феномен дополнительной функции педагогического инструмента // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2. С. 126–130.
5. Профессиональное обучение персонала организации: инструменты, принципы и мотивации // Директор по персоналу. 2015. № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hr-director.ru/article/65707-qqq-15-m10-professionalnoe-obuchenie-personala-organizatsii?ysclid=l63tpds8tr297547156 (дата обращения: 27.07.2022).
6. Стрельчук Е.Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 10–19. DOI 10.32744/pse.2019.1.1.
7. Коноплянский Д.А. Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). Т. 2. С. 55–57.
8. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 4 (36). С. 127–134.
9. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 121–129.

В современных условиях в сфере физической культуры и спорта наблюдаются процессы активного реформирования, происходит качественная перестройка управленческой структуры, увеличивается число физкультурно-спортивных организаций. В сложившихся обстоятельствах важным фактором развития сферы физической культуры и спорта становится уровень подготовки руководителей. Отсюда проблема выбора педагогических инструментов обучения будущих управленческих кадров, способных эффективно организовать и успешно реализовать деятельность физкультурно-спортивных объектов, становится актуальной.

Поиск подходов к классифицированию инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в условиях высшего образования обусловлен перманентной задачей поиска, определения, обоснования и применения в образовательном процессе высшей школы наиболее эффективных способов обучения.

Сфера услуг как сектор экономики, в том числе область физкультурно-оздоровительных услуг, требует подготовки за минимально возможный срок максимально профессиональных кадров. Следовательно, применяемый для решения задач профессионального обучения будущих управленцев в области физической культуры и спорта инструментарий должен быть:

− разновекторным (решать одновременно разные задачи обучения и развития личности магистрантов);

− концентрированным по времени (создавать возможности «погружения в предмет»);

− оптимальным по возможности применения на разновозрастной группе обучающихся, обладающих неоднородным управленческо-педагогическим опытом, к которым относятся магистранты заочной формы обучения.

В настоящей статье предметом исследования выступит характеристика педагогических инструментов профессионального обучения управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта на примере магистрантов заочной формы обучения, осваивающих программу «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

Цель исследования – выявление характеристик педагогических инструментов профессиональной подготовки будущего кадрового состава управленческо-педагогической сферы физической культуры и спорта, а также описание возможностей одного из инструментов – электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) педагогического университета как инструмента профессиональной подготовки студентов на факультете физической культуры.

Материалы и методы исследования

Выполнение работы потребовало применения различных методов исследования. Методы анализа и синтеза использовались с целью отбора информации в области использования педагогических инструментов подготовки управленческо-педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта на уровне магистратуры. Метод изучения документации потребовался для учета положений ФГОС ВО, а также профессиональных стандартов в подготовке будущих управленцев в области физической культуры и спорта. С целью выявления типологии инструментов подготовки будущих менеджеров в сфере физической культуры и спорта применялся метод классификации.

Результаты исследования и их обсуждение

Ключевым понятием настоящей статьи является категория «инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта». Важным является дефиниция данного понятия. В словарных источниках категория «инструмент» рассматривается с разных позиций, в частности, как:

− «ручное орудие для производства каких-нибудь работ; совокупность ручных орудий в какой-нибудь специальности» [1];

− «средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь и познания» [2].

Анализ научных источников в области заявленной проблемы показывает, что ученые оперируют следующими категориями «педагогический инструмент», «образовательные инструменты», «инструменты обучения», «педагогический инструментарий». Некоторые исследователи указывают на равнозначность понятий «средства» и «инструменты», предлагая последние рассматривать в условиях реализации цифрового обучения [3, с. 36]. М.Л. Зуева, А.В. Ястребов под педагогическим инструментом понимают «совокупность компонентов педагогического процесса, оказывающих воздействие на образовательный результат» [4, с. 126–127].

С учетом вышесказанного, под инструментами профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта будет пониматься операционно-деятельностный компонент профессионального обучения управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности в качестве руководителя организации или его подразделения, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта.

В определении и описании инструментов профессионального обучения будущих управленцев в области физической культуры и спорта важным является вопрос о типологии используемых инструментов.

Анализ научных исследований в данной области позволил заключить, что ряд авторов к педагогическим инструментам относит материально-техническое оснащение занятий (ПК, программы-тренажеры, учебные пособия, видеотека учебных фильмов, презентации и т.д.); формы организации учебных занятий [5]. М.Л. Зуева, А.Я. Ястребов указывают, что педагогическим инструментом являются упражнения, система задач, учебная дисциплина или блок однородных учебных дисциплин, содержание учебного предмета, учебные пособия и пр. [4]. Е.Н. Стрельчук среди педагогических инструментов выделяет принципы обучения и воспитания, а также основные подходы к обучению и воспитанию; формы, методы, приемы, средства, технологии обучения и воспитания [6]. В исследовании Д.А. Коноплянского компонентами педагогического инструментария выступают современные средства обучения, а также педагогические технологии [7].

Итак, к типическим инструментам исследователи в целом относят методы, приемы, средства, технологии, формы и т.п. В научной литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность форм, приемов, методов, способов обучения, направленных на эффективное достижение образовательных целей (Б.Т. Лихачев).

Учитывая точку зрения исследователей, а также принимая во внимание операционно-деятельностный характер инструментов профессионального обучения управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, предлагаем классифицировать исследуемые инструменты на две группы: средства и технологии профессиональной подготовки будущих управленцев в области физической культуры и спорта (рис. 1).

Современным и эффективным средством обучения магистрантов-заочников может выступать электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) университета, которая является обязательным элементом высшего образования с 2014 г.

Использование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза как эффективного инструмента профессионального обучения образовательной программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» для магистрантов заочной формы обучения объясняется следующими положениями:

− возможность индивидуализировать процесс обучения магистрантов (выбор индивидуального графика работы, выбор заданий и тестов различного уровня сложности, возможность варьировать сроки сдачи практических заданий для отдельных обучающихся, возможность восполнить пробелы в случае пропуска занятия);

− повышение качества усвоения учебного материала дисциплины (наличие материалов лекций, к которым можно многократно обратиться, возможность разместить в ЭИОС дополнительную информацию по изучаемым темам, пройти тестирование для закрепления учебного материала и т.д.);

− повышение интереса магистрантов к изучаемой дисциплине (размещение видеолекций, презентаций, учебных видео, к которым можно вернуться при закреплении материала, подготовке к семинарам; размещение учебного материала с разной степенью детализации и сложности);

− повышение самостоятельной составляющей образовательного процесса магистрантов (организация самостоятельной работы магистрантов как в сессионный, так и межсессионный период);

− наличие оперативной обратной связи;

− возможность проведения самодиагностики учебных достижений магистрантов и осуществления самоконтроля [8]. Данные положения могут рассматриваться как функции ЭИОС.

Раскрывая инструменты педагогической деятельности, применяемые в условиях электронной среды, ученые (С.М. Куценко, В.В. Косулин, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, О.В. Яковлева) приходят к мысли, что эффективность использования данных инструментов обусловливается содержательно-методическим наполнением [8, 9]. Опыт использования ЭИОС университета показывает, что для того, чтобы указанные функции реализовывались посредством учебных дисциплин, размещенных в ЭИОС, каждая дисциплина должна включать три блока: учебного контента и управления, а также интерактивно-коммуникационный (рис. 2).

Так, минимальное наполнение темы «Основы нормотворчества федеральных, региональных и местных органов власти в сфере физической культуры и спорта» учебного курса «Нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности» в ЭИОС университета включает следующее:

− план лекции и краткие методические указания по работе с ней;

missing image file

Рис. 1. Классификация инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта

missing image file

Рис. 2. Структура учебной дисциплины профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта в ЭИОС

− лекция как отдельный элемент ЭИОС, в котором преподаватель может расположить контент в нужной ему форме – линейной схеме, когда контрольная точка одна – в конце лекции, или сложной схеме, с возвратом на предыдущие части лекции, если студент неправильно прошел контрольную точку. В качестве контрольной точки могут быть различные вопросы в форме множественного выбора, определения соответствия или короткого ответа. Работа с лекцией может быть оценена, что удобно, так как на факультете физической культуры действует рейтинговая система оценки успеваемости, и магистранты могут получать дополнительные баллы за более глубокое изучение теоретического материала. Таким образом, лекции в ЭИОС могут рассматриваться не только как инструмент изучения темы (самостоятельно или после работы с педагогом), но и как инструмент контроля, а также отработки принятия решений по построению своей траектории обучения;

− презентация по теме лекции, где в схематичной и графической форме представлено основное содержание лекции, а также список источников и электронных ресурсов, важных для понимания темы и ее углубленного изучения;

− гиперссылки, которые позволяют дополнить тему важным веб-контентом. Например, ссылки на Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и др.;

− учебные элементы «задания», которые разрабатываются под каждую конкретную тему дисциплины, при этом в качестве итогового файла может выступать любой цифровой контент (документы Word, таблицы, видео- и аудиофайлы, схемы и изображения). Например, в текстовом, табличном или графическом виде необходимо привести примеры нормативно-правовых документов в области физической культуры и спорта исполнительных органов власти на федеральном уровне, субъекта Российской Федерации и местных органов власти;

− учебный элемент «тест», который включает небольшое количество вопросов по теме, отражающих учебные единицы, важные для эффективного усвоения содержания дисциплины магистрантом, а также понимания возникших пробелов в обучении. При этом тест должен включать вопросы разных типов. В промежуточных тестах (по итогам освоения отдельных тем дисциплины) ограничение по времени не ставится, в отличие от итогового теста;

− отдельные модули «форум» или «чат» для упорядочивания коммуникации магистрантов между собой и с преподавателем по конкретной дисциплине. Полезным элементом считаем «объявления», посредством которого осуществляется одномоментная рассылка важной информации на электронную почту обучающихся.

ЭИОС предоставляет полноценные возможности для промежуточного контроля по дисциплине. В частности, преподаватель может использовать разнообразные средства оценивания уровня сформированности компетенций магистрантов – будущего управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта.

Такими средствами в комплексе могут выступать решение задач и выполнение реферата. Приведем пример задачи: «Спортсмен М. сборной России по самбо до окончания сезона решил перейти в другой клуб. В каком случае спортсмену придется заплатить “неустойку” за переход в другой клуб, и каким образом он сможет этого избежать?» Необходимо опираться на конкретные статьи Трудового кодекса РФ.

Реферат должен отражать какой-либо вопрос нормативно-правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности на выбор студента с учётом специфики и тематики его выпускной квалификационной работы. Примерной тематикой рефератов могут быть:

− «Специфика формирования целей и задач деятельности образовательной организации в области физического воспитания (на примере региона)»;

− «Возможности и сложности деятельности органов исполнительной власти по развитию военно-прикладных, служебно-прикладных и иных видов спорта (на примере региона)»;

− «Особенности деятельности исполнительной власти по организации занятий физической культурой и спортом по месту работы, жительства, отдыха (на примере региона)»,

− «Автономность региона в регламентации адаптивного спорта (на примере конкретного региона)»;

− «Выполнение нормативов комплекса ФВСК ГТО: проблемы и опыт их решения (на примере региона и ступени комплекса ГТО)»;

− «Отличительные черты процесса регулирования труда спортсменов и тренеров (на примере вида спорта)» и др.

Итак, использование ЭИОС вуза как средства профессионального обучения будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет магистрантам получать учебную информацию, формировать управленческие умения и навыки при выполнении практических заданий, осуществлять самоконтроль достигнутых учебных результатов. ЭИОС предоставляет возможности для эффективной организации самостоятельной работы магистрантов, контроля учебных достижений при освоении учебной дисциплины, а также предоставляет условия для дистанционного обучения.

Заключение

Применяемый для решения задач профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта инструментарий должен быть: разновекторным (решать одновременно разные задачи обучения и развития личности магистрантов); концентрированным по времени (создавать возможности «погружения в предмет»), а также оптимальным по возможности применения на разновозрастной группе обучающихся, обладающих неоднородным управленческо-педагогическим опытом, к которым относятся магистранты заочной формы обучения.

Под инструментами профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта понимается операционно-деятельностный компонент профессионального обучения управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности в качестве руководителя организации или его подразделения, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта.

Инструменты профессионального обучения управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта классифицируются на две группы: средства и технологии профессиональной подготовки будущих управленцев в области физической культуры и спорта.

На примере электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета как современного и эффективного инструмента профессиональной подготовки магистрантов заочной формы обучения – будущего управленческо-педагогического кадрового состава в области физической культуры и спорта – были определены функции электронной информационно-образовательной среды университета, а на их основе описаны ключевые блоки, из которых должны состоять дисциплины в ЭИОС университета: блок учебного контента, интерактивно-коммуникационный блок, блок управления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта» (№ договора16-442 от 23.06.2022).


Библиографическая ссылка

Осипова И.С., Булдашева О.В. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 10-1. – С. 181-186;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39368 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674