Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING «RHETORICAL TOOLS OF EFFECTIVE TEACHING»

Рrikhodko O.V. 1
1 Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Additional professional education is aimed at meeting educational and professional needs, professional development of a person, ensuring that his qualifications meet the changing conditions of professional activity and the social environment. The article emphasizes the importance of the concept of additional professional training in conditions of constant socio-economic changes. The normative-legal documents in which additional professional education in Russia is officially fixed are considered. The article presents the experience of developing an additional professional program for employees and employees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia “Rhetorical tools for effective teaching”. Definitions of the concepts of “additional professional training”, “additional professional education” are given. The article discusses the features of the implementation and organization of additional professional education. The importance of the teacher’s possession of rhetorical skills of effective speech communication and teaching is emphasized. The requirements for the speech behavior of the teacher, identified by various scientists, as well as the teachers’ requests for skills and abilities necessary in the organization of the educational process in a particular discipline, caused by difficulties in pedagogical activity, are given. The purpose is called, the tasks of studying the program “Rhetorical tools of effective teaching” are listed, the requirements for the conditions of its implementation are specified, the content of the program is disclosed and justified, the form of certification of students is indicated, the features of this program are listed.
additional professional training
additional professional education
additional professional training program
effective speech communication technologies
rhetorical skills
rhetorical tools

В настоящее время проблема несоответствия уровня подготовки большей части преподавателей трудовым функциям, которые они должны выполнять, остается актуальной. С целью устранения этого несоответствия разрабатываются и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки (далее – ДПП).

Проблемам и перспективам разработки программ дополнительной профессиональной подготовки посвящены труды М.А. Берсневой, А.А. Бирюкова, А.Ю. Бутырина, Е.В. Григорьева, М.В. Демченко, Л.Н. Жарко, О.В. Котляровой, Е.Н. Курочкиной, Т.Б. Лемешко, О.В. Парахиной, Г.А. Шашкина, И.Н. Шуваевой и др.

В ст. 76 Закона об образовании РФ сказано: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» [1].

Разработка и внедрение программ ДПП способствуют формированию компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

В данной статье представлен опыт разработки дополнительной профессиональной программы «Риторические инструменты эффективного преподавания».

Цель исследования – разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации сотрудников и работников образовательных организаций МВД России по теме «Риторические инструменты эффективного преподавания».

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели исследования использовался анализ нормативных правовых актов, комментариев к федеральным законам, анализ научных педагогических работ по теме, мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, опрос преподавателей.

Результаты исследования и их обсуждение

На современном этапе развития страны концепция ДПП приобрела важное значение: в условиях постоянных социально-экономических изменений наличие дополнительного профессионального образования является преимуществом конкурентоспособного специалиста. [2].

Дополнительное профессиональное образование в России официально закреплено в нормативно-правовых документах. Основным из них, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», является «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ:

– программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

– программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [3].

Дополнительная профессиональная подготовка, как сказано в Федеральном законе «О дополнительном образовании», это совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.

Содержание ДПП определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование [3, 4].

Обучение по программам дополнительной профессиональной подготовки проводится очно (с отрывом от работы), очно-заочно (без отрыва от работы), заочно (с частичным отрывом от работы), полностью или частично в форме стажировки.

Организация учебного процесса регламентируется расписанием занятий и дополнительной профессиональной программой, утвержденными в установленном порядке.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию лицам выдается удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке [3, 4].

Задачи дополнительного образования должны быть направлены на качественное непрерывное образование человека, основанное на освоении современных методов решения профессиональных задач, что является необходимым условием для карьерного роста современного специалиста.

Разработка программы «Риторические инструменты эффективного преподавания» является актуальной, поскольку одним из важнейших профессиональных инструментов педагога является речь. Хорошая речевая подготовка педагога, владение им риторическими навыками, технологиями эффективной речевой коммуникации позволяет ему доступно и эффективно доносить преподаваемый материал до обучающихся, способствовать развитию их речевой культуры, влиять на их личностное развитие, помогать обучающимся в развитии их способностей, повышении уровня духовной культуры, поэтому педагог должен быть сам образцом высокой речевой культуры. Низкий уровень развития речевой культуры, коммуникативных способностей, риторических навыков педагога ведет к проблемам в его практической деятельности: неумению донести правильно мысль, интересно изложить материал, выстроить контакт с обучающимися, ответить на их вопросы, организовать взаимодействие между обучающимися, обеспечить обратную связь; нарушению правил этики общения. Неслучайно сфера деятельности педагога считается сферой повышенной речевой ответственности.

О важности владения преподавателем риторическими навыками писали ученые А.В. Внуковская, Т.М. Габдурахимова, О.В. Котик, Н.В. Отводенко, Н.Я. Письменная, М.Л. Смирнова, В.В. Сыченков, Ф.Т. Шагеева и др. Для эффективного преподавания они отмечают необходимость соблюдения в педагогическом общении особенностей речевой ситуации, коммуникативного намерения, соблюдения правил гармонизирующего общения, гармоничного сочетания невербальных средств общения на том или ином этапе занятия, уделяют внимание профессионально значимым качествам голоса, коммуникативному состоянию говорящего и имиджу оратора в целом.

Опрошенные нами преподаватели помимо указанных особенностей педагогического общения и умений и навыков педагога отмечали важность владения искусством словесной/речевой импровизации – умением легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Этим искусством можно овладеть, зная некоторые приёмы и регулярно выполняя тренировочные упражнения. К трудностям в педагогическом общении преподаватели нашего вуза отнесли следующие: адаптация собственной научной речи к восприятию ее первокурсниками, владение мимикой и жестами, способность регулировать речевое поведение в той или иной ситуации общения, умение критично оценивать свое речевое поведение, незнание эффективных приемов для создания интересного повествования. Некоторые преподаватели затрудняются в организации на занятии диалогического взаимодействия (спора, полемики, дискуссии, круглого стола, дебатов). Удивлением для некоторых преподавателей стало, что эффективному преподаванию способствует сторителлинг как способ создания запоминающейся истории для эффективного усвоения материала обучающимися. Учитывая все названные требования к речевому поведению преподавателя и запросы коллег, мы разработали программу дополнительной профессиональной подготовки «Риторические инструменты эффективного преподавания». Специфика программы включает в себя следующие компоненты: цели программы, задачи программы, компетенции и характер программы.

Основной целью дополнительной профессиональной программы «Риторические инструменты эффективного преподавания» является повышение профессионального уровня сотрудников и работников образовательных организаций МВД России в рамках имеющейся квалификации, связанного с овладением риторическими инструментами эффективного речевого взаимодействия в образовательной деятельности.

Компетенции профессиональной деятельности сотрудников по теме «Риторические инструменты эффективного преподавания»:

− готовность к преподавательской деятельности по программам высшего и среднего профессионального образования;

− совершенствование речевых и коммуникативных навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Компетентность является необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности, это одна из значимых характеристик соответствия человека занимаемой должности [5].

В результате освоения программы «Риторические инструменты эффективного преподавания» обучающиеся должны:

знать:

− невербальные средства общения и способы их воздействия на аудиторию;

− приемы создания речи-экспромта;

− особенности сторителлинга в образовательной деятельности;

− диалогические риторические жанры для подготовки и проведения;

уметь:

− выбирать способ воздействия невербальных средств общения на аудиторию;

− описывать приемы создания речи-экспромта, приводить примеры их использования и использовать при создании речи-экспромта;

− использовать функции сторителлинга в образовательной деятельности;

− выбирать диалогические риторические жанры для подготовки и проведения занятия;

− использовать диалогические риторические жанры в образовательном процессе;

владеть навыками:

− использования невербальных средств общения для воздействия на аудиторию;

− использования приемов создания речи-экспромта;

− применения функции сторителлинга в различных жанрах образовательной деятельности;

− выбора диалогических риторических жанров для подготовки и проведения занятия;

− использования диалогических риторических жанров в образовательном процессе.

Трудоемкость программы в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком составляет 72 академических часа. Содержание программы представлено в таблице.

В ходе реализации программы предусматривается текущий контроль успеваемости, результаты вносятся в журнал учета знаний, успеваемости, посещаемости слушателей.

Освоение программы завершается итоговой аттестацией в виде круглого стола, на котором слушатели поочередно представят результаты своей работы: фрагменты занятий по своим дисциплинам с использованием изученных риторических технологий, способствующих эффективному преподаванию.

Лицу, успешно освоившему программу и прошедшему итоговую аттестацию, на основании приказа СибЮИ МВД России выдается документ о квалификации – удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Особенностями данной программы дополнительной профессиональной подготовки «Риторические инструменты эффективного преподавания» являются:

− направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала;

− взаимосвязь обучения и самообразования с жизненным и профессиональным опытом слушателей;

− междисциплинарный характер содержания обучения;

− построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности:

− разновозрастные группы слушателей;

− разноуровневая подготовка;

Содержание ДПП «Риторические инструменты эффективного преподавания»

п/п

Название разделов (тем)

Всего часов

из них

Формы аттестации

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Самостоятельная работа

1

Риторика как наука. Роль общения в социальной практике

6

2

2

2

2

Имидж оратора. Невербальные способы воздействия на аудиторию

8

2

2

4

-

3

Ораторская речь. Особенности подготовки и проведения публичного выступления

8

2

2

4

-

4

Искусство речевой импровизации

8

2

2

4

-

5

Сторителлинг – искусство рассказывать истории в педагогической деятельности

8

2

2

4

-

6

Полемические жанры: круглый стол, дискуссия, дебаты

10

2

4

4

-

7

Подготовка и проведение дебатов

8

2

2

4

-

8

Круглый стол: представление фрагментов занятий с использованием риторических технологий

8

4

4

-

Консультация перед итоговой аттестацией

2

2

Итоговая аттестация

6

6

Итого по программе

72

14

22

30

6

− самоопределение (наличие высокой мотивации к обучению);

− творческий подход к подаче и изучению программы;

− сочетание учебного и воспитательного аспекта;

− деятельностный подход;

− виды деятельности направлены на достижение личностных, межпредметных и предметных результатов освоения программы.

Таким образом, педагог должен обладать высоким уровнем речевой подготовки, владеть риторическими методами и приемами, способами подачи учебного материала, основами ораторского мастерства для эффективного преподавания и внеаудиторного взаимодействия с обучающимися и коллегами. Не всем суждено родиться с даром слова. Обучиться искусству речевой импровизации, ораторскому мастерству можно. И в том числе этому помогут дополнительные профессиональные программы.

Заключение

В результате запроса руководства образовательного учреждения, анализа нормативных правовых актов, комментариев к федеральным законам, анализа научных педагогических работ по теме, мониторинга потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, опроса преподавателей была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников и работников образовательных организаций МВД России по теме «Риторические инструменты эффективного преподавания».