Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «РИТОРИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ»

Приходько О.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. В статье подчеркивается важность концепции дополнительной профессиональной подготовки в условиях постоянных социально-экономических изменений. Рассматриваются нормативно-правовые документы, в которых официально закреплено дополнительное профессиональное образование в России. В статье представлен опыт разработки дополнительной профессиональной программы для сотрудников и работников образовательных организаций МВД России «Риторические инструменты эффективного преподавания». Даются определения понятий «дополнительная профессиональная подготовка», «дополнительное профессиональное образование». В статье рассматриваются особенности осуществления и организации дополнительного профессионального образования. Особо отмечается важность владения преподавателем риторическими навыками эффективного речевого общения и преподавания. Приводятся требования к речевому поведению педагога, выделяемые различными учеными, а также запросы преподавателей к умениям и навыкам, необходимым в организации образовательного процесса по той или иной дисциплине, вызванные трудностями в педагогической деятельности. Называется цель, перечисляются задачи изучения программы «Риторические инструменты эффективного преподавания», указываются требования к условиям ее реализации, раскрывается и обосновывается содержание программы, указывается форма аттестации слушателей, перечисляются особенности данной программы.
дополнительная профессиональная подготовка
дополнительное профессиональное образование
программа дополнительной профессиональной подготовки
технологии эффективной речевой коммуникации
риторические навыки
риторические инструменты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/76/ (дата обращения: 02.09.2022).
2. Надолинская Т.В., Россинская С.А. Сущностные характеристики и структура метакомпетентности педагога в контексте интегрированного медиаобразования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29730 (дата обращения: 02.09.2022).
3. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/pr_mo_499_01_07_2013_r13.pdf (дата обращения: 02.09.2022).
4. Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный). Специально для системы ГАРАНТ, 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruGEzSNjb3FQc46WsdbwRqs0JTshG_Q5RjndAFy2ngD7ZOC-g80YHuxeeG8bzfRtRFpfM59NG0QjE7LdjBiHoh8D6AlA_Q51dq8jf0b-DBQp055wQwjR9lEvzmghkfJZXBA%3D%3D%3Fsign%3Dw6xphYGQ48RA6vn6OXGH6gGo5qDxoEs31KwZAV96neQ%3D&name=Комментарии_к_новому_ФЗ_постатейные.docx (дата обращения: 02.09.2022).
5. Файн Т.А. Компетентностная парадигма в дополнительном профессиональном образовании // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1–1 (7). С. 334–346.

В настоящее время проблема несоответствия уровня подготовки большей части преподавателей трудовым функциям, которые они должны выполнять, остается актуальной. С целью устранения этого несоответствия разрабатываются и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки (далее – ДПП).

Проблемам и перспективам разработки программ дополнительной профессиональной подготовки посвящены труды М.А. Берсневой, А.А. Бирюкова, А.Ю. Бутырина, Е.В. Григорьева, М.В. Демченко, Л.Н. Жарко, О.В. Котляровой, Е.Н. Курочкиной, Т.Б. Лемешко, О.В. Парахиной, Г.А. Шашкина, И.Н. Шуваевой и др.

В ст. 76 Закона об образовании РФ сказано: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» [1].

Разработка и внедрение программ ДПП способствуют формированию компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

В данной статье представлен опыт разработки дополнительной профессиональной программы «Риторические инструменты эффективного преподавания».

Цель исследования – разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации сотрудников и работников образовательных организаций МВД России по теме «Риторические инструменты эффективного преподавания».

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели исследования использовался анализ нормативных правовых актов, комментариев к федеральным законам, анализ научных педагогических работ по теме, мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, опрос преподавателей.

Результаты исследования и их обсуждение

На современном этапе развития страны концепция ДПП приобрела важное значение: в условиях постоянных социально-экономических изменений наличие дополнительного профессионального образования является преимуществом конкурентоспособного специалиста. [2].

Дополнительное профессиональное образование в России официально закреплено в нормативно-правовых документах. Основным из них, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», является «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ:

– программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

– программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [3].

Дополнительная профессиональная подготовка, как сказано в Федеральном законе «О дополнительном образовании», это совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.

Содержание ДПП определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование [3, 4].

Обучение по программам дополнительной профессиональной подготовки проводится очно (с отрывом от работы), очно-заочно (без отрыва от работы), заочно (с частичным отрывом от работы), полностью или частично в форме стажировки.

Организация учебного процесса регламентируется расписанием занятий и дополнительной профессиональной программой, утвержденными в установленном порядке.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию лицам выдается удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке [3, 4].

Задачи дополнительного образования должны быть направлены на качественное непрерывное образование человека, основанное на освоении современных методов решения профессиональных задач, что является необходимым условием для карьерного роста современного специалиста.

Разработка программы «Риторические инструменты эффективного преподавания» является актуальной, поскольку одним из важнейших профессиональных инструментов педагога является речь. Хорошая речевая подготовка педагога, владение им риторическими навыками, технологиями эффективной речевой коммуникации позволяет ему доступно и эффективно доносить преподаваемый материал до обучающихся, способствовать развитию их речевой культуры, влиять на их личностное развитие, помогать обучающимся в развитии их способностей, повышении уровня духовной культуры, поэтому педагог должен быть сам образцом высокой речевой культуры. Низкий уровень развития речевой культуры, коммуникативных способностей, риторических навыков педагога ведет к проблемам в его практической деятельности: неумению донести правильно мысль, интересно изложить материал, выстроить контакт с обучающимися, ответить на их вопросы, организовать взаимодействие между обучающимися, обеспечить обратную связь; нарушению правил этики общения. Неслучайно сфера деятельности педагога считается сферой повышенной речевой ответственности.

О важности владения преподавателем риторическими навыками писали ученые А.В. Внуковская, Т.М. Габдурахимова, О.В. Котик, Н.В. Отводенко, Н.Я. Письменная, М.Л. Смирнова, В.В. Сыченков, Ф.Т. Шагеева и др. Для эффективного преподавания они отмечают необходимость соблюдения в педагогическом общении особенностей речевой ситуации, коммуникативного намерения, соблюдения правил гармонизирующего общения, гармоничного сочетания невербальных средств общения на том или ином этапе занятия, уделяют внимание профессионально значимым качествам голоса, коммуникативному состоянию говорящего и имиджу оратора в целом.

Опрошенные нами преподаватели помимо указанных особенностей педагогического общения и умений и навыков педагога отмечали важность владения искусством словесной/речевой импровизации – умением легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Этим искусством можно овладеть, зная некоторые приёмы и регулярно выполняя тренировочные упражнения. К трудностям в педагогическом общении преподаватели нашего вуза отнесли следующие: адаптация собственной научной речи к восприятию ее первокурсниками, владение мимикой и жестами, способность регулировать речевое поведение в той или иной ситуации общения, умение критично оценивать свое речевое поведение, незнание эффективных приемов для создания интересного повествования. Некоторые преподаватели затрудняются в организации на занятии диалогического взаимодействия (спора, полемики, дискуссии, круглого стола, дебатов). Удивлением для некоторых преподавателей стало, что эффективному преподаванию способствует сторителлинг как способ создания запоминающейся истории для эффективного усвоения материала обучающимися. Учитывая все названные требования к речевому поведению преподавателя и запросы коллег, мы разработали программу дополнительной профессиональной подготовки «Риторические инструменты эффективного преподавания». Специфика программы включает в себя следующие компоненты: цели программы, задачи программы, компетенции и характер программы.

Основной целью дополнительной профессиональной программы «Риторические инструменты эффективного преподавания» является повышение профессионального уровня сотрудников и работников образовательных организаций МВД России в рамках имеющейся квалификации, связанного с овладением риторическими инструментами эффективного речевого взаимодействия в образовательной деятельности.

Компетенции профессиональной деятельности сотрудников по теме «Риторические инструменты эффективного преподавания»:

− готовность к преподавательской деятельности по программам высшего и среднего профессионального образования;

− совершенствование речевых и коммуникативных навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Компетентность является необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности, это одна из значимых характеристик соответствия человека занимаемой должности [5].

В результате освоения программы «Риторические инструменты эффективного преподавания» обучающиеся должны:

знать:

− невербальные средства общения и способы их воздействия на аудиторию;

− приемы создания речи-экспромта;

− особенности сторителлинга в образовательной деятельности;

− диалогические риторические жанры для подготовки и проведения;

уметь:

− выбирать способ воздействия невербальных средств общения на аудиторию;

− описывать приемы создания речи-экспромта, приводить примеры их использования и использовать при создании речи-экспромта;

− использовать функции сторителлинга в образовательной деятельности;

− выбирать диалогические риторические жанры для подготовки и проведения занятия;

− использовать диалогические риторические жанры в образовательном процессе;

владеть навыками:

− использования невербальных средств общения для воздействия на аудиторию;

− использования приемов создания речи-экспромта;

− применения функции сторителлинга в различных жанрах образовательной деятельности;

− выбора диалогических риторических жанров для подготовки и проведения занятия;

− использования диалогических риторических жанров в образовательном процессе.

Трудоемкость программы в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком составляет 72 академических часа. Содержание программы представлено в таблице.

В ходе реализации программы предусматривается текущий контроль успеваемости, результаты вносятся в журнал учета знаний, успеваемости, посещаемости слушателей.

Освоение программы завершается итоговой аттестацией в виде круглого стола, на котором слушатели поочередно представят результаты своей работы: фрагменты занятий по своим дисциплинам с использованием изученных риторических технологий, способствующих эффективному преподаванию.

Лицу, успешно освоившему программу и прошедшему итоговую аттестацию, на основании приказа СибЮИ МВД России выдается документ о квалификации – удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Особенностями данной программы дополнительной профессиональной подготовки «Риторические инструменты эффективного преподавания» являются:

− направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала;

− взаимосвязь обучения и самообразования с жизненным и профессиональным опытом слушателей;

− междисциплинарный характер содержания обучения;

− построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности:

− разновозрастные группы слушателей;

− разноуровневая подготовка;

Содержание ДПП «Риторические инструменты эффективного преподавания»

п/п

Название разделов (тем)

Всего часов

из них

Формы аттестации

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Самостоятельная работа

1

Риторика как наука. Роль общения в социальной практике

6

2

2

2

2

Имидж оратора. Невербальные способы воздействия на аудиторию

8

2

2

4

-

3

Ораторская речь. Особенности подготовки и проведения публичного выступления

8

2

2

4

-

4

Искусство речевой импровизации

8

2

2

4

-

5

Сторителлинг – искусство рассказывать истории в педагогической деятельности

8

2

2

4

-

6

Полемические жанры: круглый стол, дискуссия, дебаты

10

2

4

4

-

7

Подготовка и проведение дебатов

8

2

2

4

-

8

Круглый стол: представление фрагментов занятий с использованием риторических технологий

8

4

4

-

Консультация перед итоговой аттестацией

2

2

Итоговая аттестация

6

6

Итого по программе

72

14

22

30

6

− самоопределение (наличие высокой мотивации к обучению);

− творческий подход к подаче и изучению программы;

− сочетание учебного и воспитательного аспекта;

− деятельностный подход;

− виды деятельности направлены на достижение личностных, межпредметных и предметных результатов освоения программы.

Таким образом, педагог должен обладать высоким уровнем речевой подготовки, владеть риторическими методами и приемами, способами подачи учебного материала, основами ораторского мастерства для эффективного преподавания и внеаудиторного взаимодействия с обучающимися и коллегами. Не всем суждено родиться с даром слова. Обучиться искусству речевой импровизации, ораторскому мастерству можно. И в том числе этому помогут дополнительные профессиональные программы.

Заключение

В результате запроса руководства образовательного учреждения, анализа нормативных правовых актов, комментариев к федеральным законам, анализа научных педагогических работ по теме, мониторинга потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, опроса преподавателей была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников и работников образовательных организаций МВД России по теме «Риторические инструменты эффективного преподавания».


Библиографическая ссылка

Приходько О.В. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «РИТОРИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ» // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 196-200;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39332 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674