Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE SELECTION OF PROFESSIONAL TRAINING TOOLS FOR MANAGERIAL AND PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Osipova I.S. 1 Buldasheva O.V. 1
1 Shadrinsk state pedagogical University
The need to study the theoretical and methodological aspects of the selection of professional training tools for managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports is determined by radical changes, new challenges in society, in the education system, in physical culture and sports activities. The tools for acquiring professional qualifications of future managers in the field of physical culture and sports are selected taking into account the level of the educational program. The article presents the theoretical and methodological provisions of the selection of tools for professional training of managers, concerning the essence of pedagogical tools, their goals, scientific, methodological and substantive foundations, control and evaluation components. The article is devoted to the substantiation and implementation of pedagogical tools as an actual, promising and modern category and related technologies for the development of education for the near future. The interrelation of organizational and managerial tasks of professional training of managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports, competencies reflecting the specifics of the professional sphere, and their indicators as the basis for the development of training tools for future managers in the field of physical culture and sports is revealed. The article defines a set of theoretical and methodological approaches to the methodological and technological and design-technological training of undergraduates, for which tools are selected, in particular, participatory and interactive. The results of the study can be used in the process of training specialists for the field of physical culture and sports.
managerial and pedagogical personnel
physical culture and sports
the process of professional training in higher education
tools of professional training
Magistracy

Наличие в системе высшего образования программ магистратуры представляется важным звеном профессионализации специалистов разных профилей, в том числе управленческо-педагогического – совмещающих педагогическую работу с организационной и управленческой деятельностью.

Базой для исследования послужила профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров на примере программы заочной магистратуры «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», реализуемой факультетом физической культуры педагогического университета.

Необходимо уточнить, что магистерская программа «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» предлагается для обучающихся заочно, следовательно, превалирующее число магистрантов уже имеют опыт решения педагогических, а также управленческих задач. Данное условие реализации образовательной программы требует отбора такого инструментария, который не просто способствовал бы профессиональной подготовке обучающихся, но и удовлетворению их потребностей в профессиональной самореализации «здесь и сейчас».

Цель исследования – выявить основные теоретико-методологические аспекты отбора инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования

Изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема отбора и применения образовательного инструментария в высшей школе всегда будет важной задачей. Это связано с социальным аспектом отбора инструментария профессиональной подготовки, когда применяемые инструменты не должны привести к отрыву от современных условий труда; с практическим аспектом, когда инструментарий должен быть настолько вариативен и эффективен, чтобы решать задачи образования на уровне выполнения требований ФГОС ВО, работодателей конкретной сферы и запросов магистранта; и научным аспектом, когда в основе отбора инструментов лежат определенные теоретико-методологические основания, позволяющие представить использование инструментария как системную задачу профессиональной подготовки.

Анализ дефиниции «инструменты профессиональной подготовки» показал довольно интересные результаты. В частности, в семантическое поле попадают такие категории, как «инструменты обучения» [1, 2], «педагогический инструмент» и «педагогический инструментарий» [3, 4], «образовательные инструменты» [5]. Инструментарий не ограничивается только средствами обучения.

Анализ разных подходов к пониманию данных категорий позволил нам в рамках нашего исследования определить инструменты профессиональной подготовки как операционно-деятельностный компонент образовательного процесса, посредством которого решаются задачи и достигается образовательный результат. В зависимости от дидактической системы, в условиях которой предполагается использование инструментов, условия реализации, а также решаемых образовательных задач, к инструментам могут быть отнесены и методы с комплексом приемов, средства и формы обучения, а также технологии обучения (зачастую – их комплекс) и т.п.

Категория «инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС» выступила предметом нашего исследования. Она рассматривается нами в качестве специфического деятельностно-технологического фактора профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата к решению организационно-управленческих задач, возникающих в профессиональной деятельности руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере ФКиС, или ее подразделения.

Теоретические аспекты отбора инструментов профессионального обучения магистрантов не ограничиваются определением дефиниции. Они должны описывать дидактическую систему разработки инструментов профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров с учетом ряда положений.

Инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС обеспечивают интеграцию всех ключевых составляющих образовательного процесса. Профильно-ориентированный характер инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС определяется самой спецификой отрасли – управлением физкультурно-спортивными организациями, а также ступенью высшего образования – магистерской образовательной программой. Обеспечение целостности образовательного процесса посредством отбора инструментов подготовки реализуется в процессе конструирования целостной дидактической системы.

Разработка инструментов профессиональной подготовки соотносится с функциями дидактического обеспечения данного процесса (рис. 1).

Инструменты профессионального обучения управленческо-педагогических кадров в области ФКиС позволяют обеспечить решение образовательных задач по всем дисциплинам и практикам в рамках программы подготовки «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

missing image file

Рис. 1. Дидактическая система разработки и отбора инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере ФКиС

Для определения содержательного компонента инструментов профессиональной подготовки магистрантов – будущих управленцев – мы принимали во внимание положения образовательного стандарта и соответствующие специфике деятельности профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [6] и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [7].

Профессиональные задачи организационно-управленческого типа, возникающие в профдеятельности будущего управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС, на примере образовательной магистерской программы, были представлены в виде профессиональных компетенций и конкретных индикаторов достижения этих компетенций (рис. 2).

Данные индикаторы определены на основе анализа профстандартов, положены в основу образовательной программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», реализуемой в университете, и должны стать методической и содержательной основой для подбора инструментов профподготовки магистрантов.

Проведенное нами в 2021 г. исследование подходов к развитию технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС [8] позволило определить комплекс теоретико-методологических подходов к методико-технологической и проектно-технологической подготовке магистрантов, для которых отбираются инструменты, в частности партисипативный и интерактивный.

Интеграция партисипативного и интерактивного подходов в обучении с ориентацией на развитие личности высококвалифицированного управленца требует отбора соответствующего инструментария обучения и его адаптацию под практическую деятельность в сфере управления физкультурно-спортивными организациями (ДЮСШ, спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы и др.).

Партисипативный подход полностью отвечает специфике построения образовательной программы для магистрантов заочной формы обучения, так как взаимодействие субъектов образовательного процесса основывается на включении будущих менеджеров в области ФКиС в процесс управления собственным обучением [8], позволяет использовать собственный педагогический и управленческий опыт. Интерактивный подход выступает методико-технологической тактикой [8] профессиональной подготовки магистрантов и обеспечивает подбор технологий обучения как инструментов профессиональной подготовки.

missing image file

Рис. 2. Взаимосвязь организационно-управленческих задач и компетенций для отбора инструментария в профессиональной подготовке кадров в сфере ФКиС

Образовательный процесс реализуется посредством комплекса образовательных технологий: активные технологии (учебно-исследовательские и проблемно-поисковые, технология проблемного обучения), технологии проектирования, интерактивные и игровые технологии, дискуссионные технологии, кейс-технологии и др. Данные инструменты профессиональной подготовки подробно раскрываются в рабочих программах дисциплин и практик, а также фондах оценочных средств.

Разрабатываемые фонды оценочных средств становятся отражением не только инструментов обучения (дидактические технологии), но и инструментов контроля и оценивания деятельности магистрантов. В этом случае дополнительными инструментами становятся рейтинговые технологии (на факультете физической культуры применяется рейтинговая система оценивания деятельности студентов), тестовые технологии, рефлексивные технологии и технологии получения обратной связи.

Отдельное место занимают информационные технологии как инструмент профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров в области ФКиС. Необходимость работать в условиях организации дистанционного обучения изменила подход к наполнению и использованию возможностей созданной в университете ЭИОС – электронной информационно-образовательной среды. Были предприняты усилия, чтобы сделать обучение на платформе ЭИОС более рефлексивным и интерактивным. Магистрантами заочной формы обучения были в полной мере оценены возможности обучения, когда учебный материал, система заданий доступны в течение всего учебного года, а канал коммуникации и обратной связи с педагогами налажен в рамках ЭИОС.

Опора на представленную дидактическую систему разработки процесса профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС позволяет создавать эффективный образовательный инструментарий. Такой подход будет актуален для отбора инструментов для обучающихся любой ступени обучения.

Заключение

Процесс отбора инструментария профессиональной подготовки будущих управленцев в сфере ФКиС строится с учетом трех аспектов: социального, когда применяемые инструменты не должны привести к отрыву от современных условий труда; практического, когда инструментарий должен быть настолько вариативен и эффективен, чтобы решать задачи образования на уровне выполнения требований ФГОС ВО, работодателей конкретной сферы и запросов магистранта; и научного, когда в основе отбора инструментов лежат определенные теоретико-методологические основания, позволяющие представить использование инструментария как системную задачу профессиональной подготовки.

Теоретико-методологические аспекты отбора инструментов профессиональной подготовки магистрантов включают определение дефиниции «инструмент профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере ФКиС», описание дидактической системы разработки инструментов профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров, определение подходов к методико-технологической и проектно-технологической подготовке магистрантов.

Проведенный анализ подходов к определению дефиниции «инструмент» в образовательной практике позволил нам рассматривать инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС как деятельностно-технологический компонент профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата к решению организационно-управленческих задач, возникающих в профессиональной деятельности руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере ФКиС.

Дидактическая система разработки инструментов профессиональной подготовки будущего управленческо-педагогического аппарата в сфере ФКиС включает цель, научно-методические и организационные основы, а также контрольно-оценочный компонент. Отбор инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС на основе теоретико-методологических положений позволяет сделать процесс организации обучения магистрантов максимально адаптивным, управляемым, оптимальным по временным, организационным затратам для педагогов и магистрантов, сконцентрированным на решении узкопрофильных задач.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта» (договор № 16-442 от 23.06.2022).