Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Осипова И.С. 1 Булдашева О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Необходимость изучения теоретико-методологических аспектов отбора инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта определяется радикальными изменениями, новыми вызовами в обществе, в системе образования, в физкультурно-спортивной деятельности. Инструменты приобретения профессиональной квалификации будущих управленцев в сфере физической культуры и спорта подбираются с учетом уровня образовательной программы. В статье представлены теоретико-методологические положения отбора инструментария профессиональной подготовки управленцев, касающиеся сущности педагогического инструментария, их цели, научно-методических и содержательных основ, контрольно-оценочных компонентов. Статья посвящена обоснованию и внедрению педагогических инструментов как актуальной, перспективной и современной категории и связанным с нею технологиям развития образования на ближайшее будущее. Раскрыта взаимосвязь организационно-управленческих задач профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области физической культуры и спорта, компетенций, отражающих специфику профессиональной сферы, и их индикаторов как основы разработки инструментов подготовки будущих управленцев в сфере физической культуры и спорта. В статье определен комплекс теоретико-методологических подходов к методико-технологической и проектно-технологической подготовке магистрантов, для которых отбираются инструменты, в частности партисипативный и интерактивный. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта.
управленческо-педагогические кадры
физическая культура и спорт
процесс профессиональной подготовки в высшем образовании
инструменты профессиональной подготовки
магистратура
1. Надточий Ю.Б., Горелова Л.И. Понятия «средства обучения» и «инструменты обучения»: современный взгляд // Актуальные исследования. 2020. № 8 (11). С. 139–142.
2. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 4 (36). С. 127–134.
3. Стрельчук Е.Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 10–19. DOI: 10.32744/pse.2019.1.1.
4. Зуева М.Л., Ястребов А.В. Феномен дополнительной функции педагогического инструмента // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2. С. 126–130.
5. Цуканова Д.В., Шаронова С.А. Образовательные инструменты – социокультурный аспект управления межкультурного взаимодействия в миграционной среде // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 69–87.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении Профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”». [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. № 798н «Об утверждении Профессионального стандарта “Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта”». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189019/6fe944bec2064ac8f7f965d4ec2f1fcdc3605c4e/ (дата обращения: 18.07.2022).
8. Булдашева О.В., Осипова И.С. Подходы к развитию технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11–1. С. 112–117. DOI: 10.17513/snt.38897.

Наличие в системе высшего образования программ магистратуры представляется важным звеном профессионализации специалистов разных профилей, в том числе управленческо-педагогического – совмещающих педагогическую работу с организационной и управленческой деятельностью.

Базой для исследования послужила профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров на примере программы заочной магистратуры «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», реализуемой факультетом физической культуры педагогического университета.

Необходимо уточнить, что магистерская программа «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» предлагается для обучающихся заочно, следовательно, превалирующее число магистрантов уже имеют опыт решения педагогических, а также управленческих задач. Данное условие реализации образовательной программы требует отбора такого инструментария, который не просто способствовал бы профессиональной подготовке обучающихся, но и удовлетворению их потребностей в профессиональной самореализации «здесь и сейчас».

Цель исследования – выявить основные теоретико-методологические аспекты отбора инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования

Изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема отбора и применения образовательного инструментария в высшей школе всегда будет важной задачей. Это связано с социальным аспектом отбора инструментария профессиональной подготовки, когда применяемые инструменты не должны привести к отрыву от современных условий труда; с практическим аспектом, когда инструментарий должен быть настолько вариативен и эффективен, чтобы решать задачи образования на уровне выполнения требований ФГОС ВО, работодателей конкретной сферы и запросов магистранта; и научным аспектом, когда в основе отбора инструментов лежат определенные теоретико-методологические основания, позволяющие представить использование инструментария как системную задачу профессиональной подготовки.

Анализ дефиниции «инструменты профессиональной подготовки» показал довольно интересные результаты. В частности, в семантическое поле попадают такие категории, как «инструменты обучения» [1, 2], «педагогический инструмент» и «педагогический инструментарий» [3, 4], «образовательные инструменты» [5]. Инструментарий не ограничивается только средствами обучения.

Анализ разных подходов к пониманию данных категорий позволил нам в рамках нашего исследования определить инструменты профессиональной подготовки как операционно-деятельностный компонент образовательного процесса, посредством которого решаются задачи и достигается образовательный результат. В зависимости от дидактической системы, в условиях которой предполагается использование инструментов, условия реализации, а также решаемых образовательных задач, к инструментам могут быть отнесены и методы с комплексом приемов, средства и формы обучения, а также технологии обучения (зачастую – их комплекс) и т.п.

Категория «инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС» выступила предметом нашего исследования. Она рассматривается нами в качестве специфического деятельностно-технологического фактора профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата к решению организационно-управленческих задач, возникающих в профессиональной деятельности руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере ФКиС, или ее подразделения.

Теоретические аспекты отбора инструментов профессионального обучения магистрантов не ограничиваются определением дефиниции. Они должны описывать дидактическую систему разработки инструментов профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров с учетом ряда положений.

Инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС обеспечивают интеграцию всех ключевых составляющих образовательного процесса. Профильно-ориентированный характер инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС определяется самой спецификой отрасли – управлением физкультурно-спортивными организациями, а также ступенью высшего образования – магистерской образовательной программой. Обеспечение целостности образовательного процесса посредством отбора инструментов подготовки реализуется в процессе конструирования целостной дидактической системы.

Разработка инструментов профессиональной подготовки соотносится с функциями дидактического обеспечения данного процесса (рис. 1).

Инструменты профессионального обучения управленческо-педагогических кадров в области ФКиС позволяют обеспечить решение образовательных задач по всем дисциплинам и практикам в рамках программы подготовки «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

missing image file

Рис. 1. Дидактическая система разработки и отбора инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере ФКиС

Для определения содержательного компонента инструментов профессиональной подготовки магистрантов – будущих управленцев – мы принимали во внимание положения образовательного стандарта и соответствующие специфике деятельности профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [6] и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [7].

Профессиональные задачи организационно-управленческого типа, возникающие в профдеятельности будущего управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС, на примере образовательной магистерской программы, были представлены в виде профессиональных компетенций и конкретных индикаторов достижения этих компетенций (рис. 2).

Данные индикаторы определены на основе анализа профстандартов, положены в основу образовательной программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», реализуемой в университете, и должны стать методической и содержательной основой для подбора инструментов профподготовки магистрантов.

Проведенное нами в 2021 г. исследование подходов к развитию технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС [8] позволило определить комплекс теоретико-методологических подходов к методико-технологической и проектно-технологической подготовке магистрантов, для которых отбираются инструменты, в частности партисипативный и интерактивный.

Интеграция партисипативного и интерактивного подходов в обучении с ориентацией на развитие личности высококвалифицированного управленца требует отбора соответствующего инструментария обучения и его адаптацию под практическую деятельность в сфере управления физкультурно-спортивными организациями (ДЮСШ, спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы и др.).

Партисипативный подход полностью отвечает специфике построения образовательной программы для магистрантов заочной формы обучения, так как взаимодействие субъектов образовательного процесса основывается на включении будущих менеджеров в области ФКиС в процесс управления собственным обучением [8], позволяет использовать собственный педагогический и управленческий опыт. Интерактивный подход выступает методико-технологической тактикой [8] профессиональной подготовки магистрантов и обеспечивает подбор технологий обучения как инструментов профессиональной подготовки.

missing image file

Рис. 2. Взаимосвязь организационно-управленческих задач и компетенций для отбора инструментария в профессиональной подготовке кадров в сфере ФКиС

Образовательный процесс реализуется посредством комплекса образовательных технологий: активные технологии (учебно-исследовательские и проблемно-поисковые, технология проблемного обучения), технологии проектирования, интерактивные и игровые технологии, дискуссионные технологии, кейс-технологии и др. Данные инструменты профессиональной подготовки подробно раскрываются в рабочих программах дисциплин и практик, а также фондах оценочных средств.

Разрабатываемые фонды оценочных средств становятся отражением не только инструментов обучения (дидактические технологии), но и инструментов контроля и оценивания деятельности магистрантов. В этом случае дополнительными инструментами становятся рейтинговые технологии (на факультете физической культуры применяется рейтинговая система оценивания деятельности студентов), тестовые технологии, рефлексивные технологии и технологии получения обратной связи.

Отдельное место занимают информационные технологии как инструмент профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров в области ФКиС. Необходимость работать в условиях организации дистанционного обучения изменила подход к наполнению и использованию возможностей созданной в университете ЭИОС – электронной информационно-образовательной среды. Были предприняты усилия, чтобы сделать обучение на платформе ЭИОС более рефлексивным и интерактивным. Магистрантами заочной формы обучения были в полной мере оценены возможности обучения, когда учебный материал, система заданий доступны в течение всего учебного года, а канал коммуникации и обратной связи с педагогами налажен в рамках ЭИОС.

Опора на представленную дидактическую систему разработки процесса профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС позволяет создавать эффективный образовательный инструментарий. Такой подход будет актуален для отбора инструментов для обучающихся любой ступени обучения.

Заключение

Процесс отбора инструментария профессиональной подготовки будущих управленцев в сфере ФКиС строится с учетом трех аспектов: социального, когда применяемые инструменты не должны привести к отрыву от современных условий труда; практического, когда инструментарий должен быть настолько вариативен и эффективен, чтобы решать задачи образования на уровне выполнения требований ФГОС ВО, работодателей конкретной сферы и запросов магистранта; и научного, когда в основе отбора инструментов лежат определенные теоретико-методологические основания, позволяющие представить использование инструментария как системную задачу профессиональной подготовки.

Теоретико-методологические аспекты отбора инструментов профессиональной подготовки магистрантов включают определение дефиниции «инструмент профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере ФКиС», описание дидактической системы разработки инструментов профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров, определение подходов к методико-технологической и проектно-технологической подготовке магистрантов.

Проведенный анализ подходов к определению дефиниции «инструмент» в образовательной практике позволил нам рассматривать инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС как деятельностно-технологический компонент профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата к решению организационно-управленческих задач, возникающих в профессиональной деятельности руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере ФКиС.

Дидактическая система разработки инструментов профессиональной подготовки будущего управленческо-педагогического аппарата в сфере ФКиС включает цель, научно-методические и организационные основы, а также контрольно-оценочный компонент. Отбор инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС на основе теоретико-методологических положений позволяет сделать процесс организации обучения магистрантов максимально адаптивным, управляемым, оптимальным по временным, организационным затратам для педагогов и магистрантов, сконцентрированным на решении узкопрофильных задач.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта» (договор № 16-442 от 23.06.2022).


Библиографическая ссылка

Осипова И.С., Булдашева О.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 180-184;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39329 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674