Наличие в системе высшего образования программ магистратуры представляется важным звеном профессионализации специалистов разных профилей, в том числе управленческо-педагогического – совмещающих педагогическую работу с организационной и управленческой деятельностью.
Базой для исследования послужила профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров на примере программы заочной магистратуры «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», реализуемой факультетом физической культуры педагогического университета.
Необходимо уточнить, что магистерская программа «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» предлагается для обучающихся заочно, следовательно, превалирующее число магистрантов уже имеют опыт решения педагогических, а также управленческих задач. Данное условие реализации образовательной программы требует отбора такого инструментария, который не просто способствовал бы профессиональной подготовке обучающихся, но и удовлетворению их потребностей в профессиональной самореализации «здесь и сейчас».
Цель исследования – выявить основные теоретико-методологические аспекты отбора инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.
Материалы и методы исследования
Изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема отбора и применения образовательного инструментария в высшей школе всегда будет важной задачей. Это связано с социальным аспектом отбора инструментария профессиональной подготовки, когда применяемые инструменты не должны привести к отрыву от современных условий труда; с практическим аспектом, когда инструментарий должен быть настолько вариативен и эффективен, чтобы решать задачи образования на уровне выполнения требований ФГОС ВО, работодателей конкретной сферы и запросов магистранта; и научным аспектом, когда в основе отбора инструментов лежат определенные теоретико-методологические основания, позволяющие представить использование инструментария как системную задачу профессиональной подготовки.
Анализ дефиниции «инструменты профессиональной подготовки» показал довольно интересные результаты. В частности, в семантическое поле попадают такие категории, как «инструменты обучения» [1, 2], «педагогический инструмент» и «педагогический инструментарий» [3, 4], «образовательные инструменты» [5]. Инструментарий не ограничивается только средствами обучения.
Анализ разных подходов к пониманию данных категорий позволил нам в рамках нашего исследования определить инструменты профессиональной подготовки как операционно-деятельностный компонент образовательного процесса, посредством которого решаются задачи и достигается образовательный результат. В зависимости от дидактической системы, в условиях которой предполагается использование инструментов, условия реализации, а также решаемых образовательных задач, к инструментам могут быть отнесены и методы с комплексом приемов, средства и формы обучения, а также технологии обучения (зачастую – их комплекс) и т.п.
Категория «инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС» выступила предметом нашего исследования. Она рассматривается нами в качестве специфического деятельностно-технологического фактора профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата к решению организационно-управленческих задач, возникающих в профессиональной деятельности руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере ФКиС, или ее подразделения.
Теоретические аспекты отбора инструментов профессионального обучения магистрантов не ограничиваются определением дефиниции. Они должны описывать дидактическую систему разработки инструментов профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров с учетом ряда положений.
Инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС обеспечивают интеграцию всех ключевых составляющих образовательного процесса. Профильно-ориентированный характер инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС определяется самой спецификой отрасли – управлением физкультурно-спортивными организациями, а также ступенью высшего образования – магистерской образовательной программой. Обеспечение целостности образовательного процесса посредством отбора инструментов подготовки реализуется в процессе конструирования целостной дидактической системы.
Разработка инструментов профессиональной подготовки соотносится с функциями дидактического обеспечения данного процесса (рис. 1).
Инструменты профессионального обучения управленческо-педагогических кадров в области ФКиС позволяют обеспечить решение образовательных задач по всем дисциплинам и практикам в рамках программы подготовки «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».
Рис. 1. Дидактическая система разработки и отбора инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере ФКиС
Для определения содержательного компонента инструментов профессиональной подготовки магистрантов – будущих управленцев – мы принимали во внимание положения образовательного стандарта и соответствующие специфике деятельности профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [6] и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [7].
Профессиональные задачи организационно-управленческого типа, возникающие в профдеятельности будущего управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС, на примере образовательной магистерской программы, были представлены в виде профессиональных компетенций и конкретных индикаторов достижения этих компетенций (рис. 2).
Данные индикаторы определены на основе анализа профстандартов, положены в основу образовательной программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», реализуемой в университете, и должны стать методической и содержательной основой для подбора инструментов профподготовки магистрантов.
Проведенное нами в 2021 г. исследование подходов к развитию технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС [8] позволило определить комплекс теоретико-методологических подходов к методико-технологической и проектно-технологической подготовке магистрантов, для которых отбираются инструменты, в частности партисипативный и интерактивный.
Интеграция партисипативного и интерактивного подходов в обучении с ориентацией на развитие личности высококвалифицированного управленца требует отбора соответствующего инструментария обучения и его адаптацию под практическую деятельность в сфере управления физкультурно-спортивными организациями (ДЮСШ, спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы и др.).
Партисипативный подход полностью отвечает специфике построения образовательной программы для магистрантов заочной формы обучения, так как взаимодействие субъектов образовательного процесса основывается на включении будущих менеджеров в области ФКиС в процесс управления собственным обучением [8], позволяет использовать собственный педагогический и управленческий опыт. Интерактивный подход выступает методико-технологической тактикой [8] профессиональной подготовки магистрантов и обеспечивает подбор технологий обучения как инструментов профессиональной подготовки.
Рис. 2. Взаимосвязь организационно-управленческих задач и компетенций для отбора инструментария в профессиональной подготовке кадров в сфере ФКиС
Образовательный процесс реализуется посредством комплекса образовательных технологий: активные технологии (учебно-исследовательские и проблемно-поисковые, технология проблемного обучения), технологии проектирования, интерактивные и игровые технологии, дискуссионные технологии, кейс-технологии и др. Данные инструменты профессиональной подготовки подробно раскрываются в рабочих программах дисциплин и практик, а также фондах оценочных средств.
Разрабатываемые фонды оценочных средств становятся отражением не только инструментов обучения (дидактические технологии), но и инструментов контроля и оценивания деятельности магистрантов. В этом случае дополнительными инструментами становятся рейтинговые технологии (на факультете физической культуры применяется рейтинговая система оценивания деятельности студентов), тестовые технологии, рефлексивные технологии и технологии получения обратной связи.
Отдельное место занимают информационные технологии как инструмент профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров в области ФКиС. Необходимость работать в условиях организации дистанционного обучения изменила подход к наполнению и использованию возможностей созданной в университете ЭИОС – электронной информационно-образовательной среды. Были предприняты усилия, чтобы сделать обучение на платформе ЭИОС более рефлексивным и интерактивным. Магистрантами заочной формы обучения были в полной мере оценены возможности обучения, когда учебный материал, система заданий доступны в течение всего учебного года, а канал коммуникации и обратной связи с педагогами налажен в рамках ЭИОС.
Опора на представленную дидактическую систему разработки процесса профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС позволяет создавать эффективный образовательный инструментарий. Такой подход будет актуален для отбора инструментов для обучающихся любой ступени обучения.
Заключение
Процесс отбора инструментария профессиональной подготовки будущих управленцев в сфере ФКиС строится с учетом трех аспектов: социального, когда применяемые инструменты не должны привести к отрыву от современных условий труда; практического, когда инструментарий должен быть настолько вариативен и эффективен, чтобы решать задачи образования на уровне выполнения требований ФГОС ВО, работодателей конкретной сферы и запросов магистранта; и научного, когда в основе отбора инструментов лежат определенные теоретико-методологические основания, позволяющие представить использование инструментария как системную задачу профессиональной подготовки.
Теоретико-методологические аспекты отбора инструментов профессиональной подготовки магистрантов включают определение дефиниции «инструмент профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере ФКиС», описание дидактической системы разработки инструментов профессиональной подготовки будущих управленческо-педагогических кадров, определение подходов к методико-технологической и проектно-технологической подготовке магистрантов.
Проведенный анализ подходов к определению дефиниции «инструмент» в образовательной практике позволил нам рассматривать инструменты профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в области ФКиС как деятельностно-технологический компонент профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата к решению организационно-управленческих задач, возникающих в профессиональной деятельности руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере ФКиС.
Дидактическая система разработки инструментов профессиональной подготовки будущего управленческо-педагогического аппарата в сфере ФКиС включает цель, научно-методические и организационные основы, а также контрольно-оценочный компонент. Отбор инструментов профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в области ФКиС на основе теоретико-методологических положений позволяет сделать процесс организации обучения магистрантов максимально адаптивным, управляемым, оптимальным по временным, организационным затратам для педагогов и магистрантов, сконцентрированным на решении узкопрофильных задач.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Профессиональная подготовка управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта» (договор № 16-442 от 23.06.2022).
Библиографическая ссылка
Осипова И.С., Булдашева О.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 180-184;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39329 (дата обращения: 03.01.2025).