Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TRAINING STUDENTS-DESIGNERS IN THE SKILLS OF DEVELOPING PROJECT SOLUTIONS FOR THE TERRITORIES OF CORRECTIONAL SCHOOLS

Ivanova O.G. 1 Kopeva A.V. 2 Chirtsova K.E. 1 Maslovskaia O.V. 2
1 Vladivostok State University of Economics and Service
2 Far-Easten Federal University
Designing an environment for people with disabilities is an actual area of professional training for designers. In Russia, much attention is paid to the formation of the urban environment, taking into account the needs of people with limited mobility, but at the same time, the territories of many correctional boarding schools for children with mental disorders do not meet modern requirements for children to adapt to living conditions, perception of nature and the environment. The object of the study is the practice of educational design when mastering the skills of developing design solutions for the territories of correctional schools for children with mental disorders in the process of training design students. The purpose of the study is to determine the main stages in the formation of skills for developing design solutions for the territories of correctional schools for children with mental disorders in the preparation of design students. The study presents the main stages of teaching students how to form the territories of correctional schools in educational design: studying the features of developmental deviations in children with mental disorders; analysis of analogues of design solutions; pre-project analysis of the territory; development of a pilot project proposal. As a result of the study, a student design solution that has been tested for the territory of a special correctional boarding school in Vladivostok, made as part of an educational design, is presented.
professional training of designers
children with mental disorders
territory of a correctional school
pilot project proposal

В России уделяется большое внимание формированию городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения (МГН). Но в то же время территории многих специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не отвечают современным требованиям адаптации детей к условиям жизни, восприятию природы и окружающей среды. Во Владивостоке и его пригородах расположено 15 коррекционных школ-интернатов. В настоящее время ни одна из этих школ не располагает многофункциональной, благоустроенной территорией [1].

В рамках курсового и дипломного проектирования студенты-дизайнеры Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) выполняют социальные дизайн-проекты, направленные на улучшение условий пребывания детей с ОВЗ в специальных коррекционных школах Приморского края. В студенческих работах предлагаются проектные решения благоустройства и реконструкции территорий этих учебных заведений. В течение последних лет были выполнены проекты ландшафтной организации для коррекционной школы-интерната для слабовидящих детей в г. Артеме (2020 г.), школы – детского сада для слабослышащих детей и школы-интерната для детей с ментальными нарушениями во Владивостоке (2022 г.).

В России каждый третий ребенок относится к группе риска по состоянию здоровья. Самая многочисленная группа – дети с ментальными (психическими) нарушениями. В пресс-релизе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), посвященном обзору проблем психического здоровья, отмечено, что с 2019 г. такими расстройствами страдали почти 1 млрд человек во всем мире, в том числе 14% подростков [2]. ВОЗ сформулировала рекомендации, направленные на изменение ситуации в ближайшие годы. Одна из них – изменение факторов среды, влияющих на психическое здоровье. В образовательных учреждениях это касается внедрения программ по формированию социальных и эмоциональных навыков. В городской среде – это обеспечение доступности зеленых зон [2].

Объект исследования – практика учебного проектирования при освоении навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами в процессе подготовки студентов-дизайнеров.

Цель исследования – определение основных этапов формирования навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами при подготовке студентов-дизайнеров.

Материалы и методы исследования

Теоретической базой работы послужили исследования, посвященные формирования городских пространств для МГН [3, 4]; обучению студентов-дизайнеров особенностям проектирования территорий для людей с ОВЗ [5, 6]. Основой данной работы также являлись требования, изложенные в нормативных документах [7, 8].

Обучение студентов навыкам проектирования и приемам формирования территорий коррекционных школ в процессе учебного проектирования во ВГУЭС было разделено на четыре этапа: изучение особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами; анализ аналогов проектных решений территорий коррекционных школ; предпроектный анализ территории объекта проектирования; разработка экспериментального проектного предложения. Выполнение всех этапов проектной работы проходило под контролем преподавателей: сбор исходной информации, фотофиксация территории, подготовка схем и таблиц, разработка визуальных решений. В результате прохождения всех перечисленных этапов в 2022 г. студентами ВГУЭС был выполнен проект ландшафтной организации территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по ул. Сафонова, 36 во Владивостоке, в которой проходят обучение 120 детей от 7 до 15 лет.

Изучение особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами. Данный этап формирования навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ – важная составляющая при обучении студентов-дизайнеров. Знание особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами необходимо для поиска оптимальных планировочных решений пришкольной территории. Ребенок с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. В зарубежных исследованиях отмечается, что в возрасте 7–12 лет у таких детей начинают формироваться навыки игры и труда, важным фактором развития становится обучение, что способствует становлению личности. В этом же возрасте развиваются и совершенствуются двигательные навыки, позволяющие детям заниматься физической деятельностью. После 12 лет такие дети начинают ощущать себя частью общества и пытаются найти себя в разных сферах деятельности – происходит расширение рамок социальной жизни. Исследователи отмечают, что на пришкольной территории необходимо размещать функциональные зоны для реализации следующих видов деятельности: социального взаимодействия и общения; сенсорной интеграции; повторяющихся моделей поведения [9]. Данные виды деятельности легли в основу разработанной студентами-дизайнерами классификации активностей, которые явились основой стратегии дизайна территории (рис. 1).

Анализ аналогов проектных решений. Важный этап обучения студентов – изучение аналогов существующих проектных решений территорий школ для детей с ОВЗ. Анализ современных тенденций в зарубежной практике дает возможность изучить материалы, инженерные, планировочные и ландшафтные решения ведущих проектных фирм, которые затем используются в качестве основы студенческого проектного решения.

missing image file

Рис. 1. Стратегия дизайна территории

Ориентация на передовые технологии – важное условие развития дизайнера как творческой личности, нацеленной на использование инноваций в профессии.

Студенты провели анализ трех проектных решений территорий зарубежных коррекционных школ. В результате анализа было установлено, что все проектные идеи отличает стремление создать среду, которая, с одной стороны, ориентирована на человека и создает ощущение защищенности, с другой – включает игровые пространства для активного взаимодействия школьников разных возрастных групп. Такой подход формирует у учащихся не только чувство уверенности, но и навыки, необходимые для полного раскрытия личностного потенциала.

Первый пример – школа в Австралии Cairnsfoot Special Needs School, проект территории которой был выполнен ландшафтной студией NBRSARCHITECTURE (рис. 2) [10]. Данный проект отличает большое количество игровых пространств различного назначения, способствующих формированию социальных и эмоциональных навыков детей с ментальными расстройствами.

Второй пример – школа Seoul Seojin School for the Disabled в Южной Корее (рис. 3) [11]. Новый корпус школы соединен с существующим зданием и образует комфортный закрытый внутренний двор, предназначенный как для отдыха и прогулок, так и для активного игрового взаимодействия школьников. В школьном дворе размещаются игровое оборудование и малые архитектурные формы, запроектированные с учетом разного роста учеников: скамьи, питьевые фонтанчики, беседка.

Третий пример – школа Hamilton Parkland School в США, штат Виктория, для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями в возрасте от 5 до 18 лет. На территории коррекционной школы сформирована безопасная инклюзивная среда (рис. 4) [12].

missing image file

а б

Рис. 2. Школа Cairnsfoot Special Needs School, Австралия: а) зона огорода, б) игровая зона [10]

missing image file

а б

Рис. 3. Школа Seoul Seojin School for the Disabled, Южная Корея: а) территория школы; б) интерьер школы [11]

missing image file

а б

Рис. 4. Школа Hamilton Parkland School, США: а) территория школы; б) навес над зоной для занятий [12]

Предпроектный анализ территории. Для создания грамотных проектных решений необходимо детальное изучение исходной ситуации территории объекта проектирования. На данном этапе формирования навыков разработки проектных решений на территории специальной коррекционной школы-интерната по ул. Сафонова, 36 во Владивостоке студенты выполнили следующие предпроектные исследования: провели анализ рельефа, определили площадь участка и его границы; выявили планировочные ограничения, провели фотофиксацию существующего состояния элементов наполнения – малых форм, озеленения, покрытий дорожек и площадок. Территория школы разделена на три террасы: на нижней террасе размещено здание школы; на средней террасе расположены детская площадка с несколькими игровыми конструкциями из металла и бывшая спортивная площадка; верхняя терраса в данный момент не эксплуатируется. Основной результат предпроектного анализа – вывод о том, что расположение пришкольного участка на нескольких террасах требует особого решения коммуникационных связей между различными планировочными зонами и предполагает дублирование существующих лестниц проектируемыми пандусами.

Экспериментальное проектное предложение. Основа проектного решения – дизайн-концепция. Название концепции дизайн-проекта, предложенное студентами, – «Виток жизни». Выбор названия связан с тем, что спираль – это форма, по которой развиваются в природе многие виды живых организмов, а также тем, что развитие детей, их здоровье, эмоциональное состояние, социальная адаптация во многом зависят от того, имеют ли дети возможности для общения с природой. Проектное решение территории коррекционной школы-интерната позволяет создать комфортную среду, наполненную природными ландшафтными объектами. На пришкольной территории предусмотрено размещение: детской игровой и спортивной площадки, совмещенной с зоной для тренировок; терапевтического сада для развития двигательных и тактильных навыков; арт-объекта «Лабиринт», предназначенного для игр и обучения; плодового сада, ягодника, огорода, основное назначение которых – приобщение детей к труду и их социализация. Площадки, дорожки, тропинки имеют мягкие, плавные, округлые, природные очертания. Центр всей композиции – арт-объект «Лабиринт» – имеет форму спирали, выложенной из камней.

missing image file

Рис. 5. Проектные решения пришкольной территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по адресу: ул. Сафонова, 36 во Владивостоке: а) сенсорный сад; б) бизиборды; в) «Класс под открытым небом»; г) игровой комплекс «Зеленые горки»; д) арт-объект «Лабиринт»

Дети ощущают эмоциональную безопасность и имеют повышенное чувство контроля, когда они хорошо ориентируются в окружающей среде [9]. В связи с этим одним из разделов студенческого проектного решения стала разработка средств визуальной коммуникации. Проектом предусмотрено использование различных цветов для отдельных функциональных зон: желтого – для игровой площадки и лабиринта; зеленого – для садово-огородной зоны; оранжевого – для спортивной; синего – для терапевтического сада. В проекте выполнены также яркие линии-дорожки на покрытиях, направляющие детей по территории школы.

На пустующей верхней террасе проектом предусмотрено устройство терапевтического сада с отдельными участками, стимулирующими различные органы чувств и развивающими моторные функции. Сенсорный сад представлен контейнерным озеленением. В контейнерах высажены растения с различным запахом, цветом и фактурой листьев, плодов и стволов. Контейнеры варьируются по высоте для удобства пользования детьми разных возрастных групп. На верхней террасе также размещаются: тактильная дорожка для ходьбы с покрытиями различной фактуры; «Зеленые горки» – форма геопластики, предназначенная для игр и развития двигательных навыков в необычных условиях; «Туннель через курган» – предназначенный для инклюзивных игр и развития взаимодействия; «Класс под открытым небом» со столами и скамьями – место для проведения уроков и мастер-классов; интерактивные бизиборды – доски с передвижными объектами, улучшающие моторику рук и стимулирующие мышление. Все вышеперечисленные разработанные студентами уникальные объекты дают детям ощущение новых открытий и приключений, способствуют их обучению, умственному развитию и социальной адаптации (рис. 5).

После того как дизайн-проект был выполнен и одобрен заказчиком, весной 2022 г. на пришкольной территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по адресу: ул. Сафонова, 36 во Владивостоке силами самих студентов начались работы по благоустройству: разбиты плодовый сад, ягодник, высажены красивоцветущие кустарники, из валунов разного диаметра выложена спираль арт-объекта «Лабиринт».

Заключение

Соблюдение основных этапов разработки проектных решений при подготовке студентов-дизайнеров способствует формированию навыков создания дизайн-проектов коррекционных территорий для детей с ограничениями по здоровью и обеспечивает качественную подготовку уникальных специалистов, которые не только разрабатывают дизайн-проекты комфортной среды обитания, но и воплощают их в жизнь.