Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НАВЫКАМ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ТЕРРИТОРИЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

Иванова О.Г. 1 Копьёва А.В. 2 Чирцова К.Е. 1 Масловская О.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
2 ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Проектирование среды для людей с ограниченными возможностями здоровья – актуальное направление профессиональной подготовки дизайнеров. В России уделяется большое внимание формированию городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения, но в то же время территории многих коррекционных школ-интернатов для детей с ментальными расстройствами не отвечают современным требованиям адаптации детей к условиям жизни, восприятию природы и окружающей среды. Объект исследования – практика учебного проектирования при освоении навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами в процессе подготовки студентов-дизайнеров. Цель исследования – определение основных этапов формирования навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами при подготовке студентов-дизайнеров. В исследовании приведены основные этапы обучения студентов приемам формирования территорий коррекционных школ в учебном проектировании: изучение особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами; анализ аналогов проектных решений; предпроектный анализ территории; разработка экспериментального проектного предложения. В качестве результата исследования приведено прошедшее апробацию студенческое проектное решение территории специальной коррекционной школы-интерната во Владивостоке, выполненное в рамках учебного проектирования.
профессиональная подготовка дизайнеров
дети с ментальными расстройствами
территория коррекционной школы
экспериментальное проектное предложение
1. Чирцова К.Е., Иванова О.Г. Планировочные решения коррекционных территорий для детей с ОВЗ // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации: материалы шестой международной научной конференции, 12-14 апреля 2022, Владивосток, Россия. Вып. 6 / Под ред. А.В. Копьёвой; Политехнический институт (Школа) ДВФУ. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2022. С. 178-183.
2. ВОЗ: необходимо срочно изменить подход к психическому здоровью и оказанию психиатрической помощи. Пресс-релиз 17 июня 2022 г. // Всемирная организация здравоохранения: офиц. сайт. URL: https://www.who.int/ru/news/item/17-06-2022-who-highlights-urgent-need-to-transform-mental-health-and-mental-health-care (дата обращения: 27.07.2022).
3. Лазовская Н.А. Безбарьерная среда открытых городских пространств // Региональные архитектурно-художественные школы. 2015. № 1. С. 54-59.
4. Леонтьева Е.Г. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базовый курс. Екатеринбург: ТATLIN, 2013. 128 с.
5. Копьёва А.В., Иванова О.Г., Храпко О.В. Особенности обучения универсальному дизайну на примере проектирования сенсорного сада на территории школы для слабовидящих детей в Приморском крае // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7. С. 175-180.
6. Kopeva A., Khrapko O., Ivanova O. Landscape Organization of a Sensory Garden for Children with Disabilities // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (MSE). Bristol: IOP Publishing Ltd, 2020. Volum 753. Part 1. Article Number 022028. DOI: 10.1088/1757-899X/753/2/022028/.
7. СП 59.13330.2012. Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением № 1) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200101266 (дата обращения 20.07.2022).
8. СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. URL: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 20.07.2022).
9. Odom J. Creating a landscape design with autistic children in mind // Total Landscape Care: сайт. URL: https://www.totallandscapecare.com/business/article/15042032/how-to-create-a-landscape-design-for-autistic-kids (дата обращения: 15.03.2022).
10. Cairnsfoot Special Needs School / The Landscape Studio of NBRSARCHITECTURE // ArchDaily: сайт. URL: https://www.archdaily.com/944141/cairnsfoot-special-needs-school-the-landscape-studio-of-nbrsarchitecture (дата обращения: 20.06.2022).
11. Seoul Seojin School for the Disabled // Architecture news: сайт. URL: https://archup.net/seoul-seojin-school-for-the-disabled/ (дата обращения: 21.06.2022).
12. New Courtyard Project // Hamilton Parklands School: сайт. URL: http://www.hamiltonparklands.vic.edu.au/gallery/ (дата обращения: 12.06.2022).

В России уделяется большое внимание формированию городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения (МГН). Но в то же время территории многих специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не отвечают современным требованиям адаптации детей к условиям жизни, восприятию природы и окружающей среды. Во Владивостоке и его пригородах расположено 15 коррекционных школ-интернатов. В настоящее время ни одна из этих школ не располагает многофункциональной, благоустроенной территорией [1].

В рамках курсового и дипломного проектирования студенты-дизайнеры Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) выполняют социальные дизайн-проекты, направленные на улучшение условий пребывания детей с ОВЗ в специальных коррекционных школах Приморского края. В студенческих работах предлагаются проектные решения благоустройства и реконструкции территорий этих учебных заведений. В течение последних лет были выполнены проекты ландшафтной организации для коррекционной школы-интерната для слабовидящих детей в г. Артеме (2020 г.), школы – детского сада для слабослышащих детей и школы-интерната для детей с ментальными нарушениями во Владивостоке (2022 г.).

В России каждый третий ребенок относится к группе риска по состоянию здоровья. Самая многочисленная группа – дети с ментальными (психическими) нарушениями. В пресс-релизе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), посвященном обзору проблем психического здоровья, отмечено, что с 2019 г. такими расстройствами страдали почти 1 млрд человек во всем мире, в том числе 14% подростков [2]. ВОЗ сформулировала рекомендации, направленные на изменение ситуации в ближайшие годы. Одна из них – изменение факторов среды, влияющих на психическое здоровье. В образовательных учреждениях это касается внедрения программ по формированию социальных и эмоциональных навыков. В городской среде – это обеспечение доступности зеленых зон [2].

Объект исследования – практика учебного проектирования при освоении навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами в процессе подготовки студентов-дизайнеров.

Цель исследования – определение основных этапов формирования навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами при подготовке студентов-дизайнеров.

Материалы и методы исследования

Теоретической базой работы послужили исследования, посвященные формирования городских пространств для МГН [3, 4]; обучению студентов-дизайнеров особенностям проектирования территорий для людей с ОВЗ [5, 6]. Основой данной работы также являлись требования, изложенные в нормативных документах [7, 8].

Обучение студентов навыкам проектирования и приемам формирования территорий коррекционных школ в процессе учебного проектирования во ВГУЭС было разделено на четыре этапа: изучение особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами; анализ аналогов проектных решений территорий коррекционных школ; предпроектный анализ территории объекта проектирования; разработка экспериментального проектного предложения. Выполнение всех этапов проектной работы проходило под контролем преподавателей: сбор исходной информации, фотофиксация территории, подготовка схем и таблиц, разработка визуальных решений. В результате прохождения всех перечисленных этапов в 2022 г. студентами ВГУЭС был выполнен проект ландшафтной организации территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по ул. Сафонова, 36 во Владивостоке, в которой проходят обучение 120 детей от 7 до 15 лет.

Изучение особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами. Данный этап формирования навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ – важная составляющая при обучении студентов-дизайнеров. Знание особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами необходимо для поиска оптимальных планировочных решений пришкольной территории. Ребенок с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. В зарубежных исследованиях отмечается, что в возрасте 7–12 лет у таких детей начинают формироваться навыки игры и труда, важным фактором развития становится обучение, что способствует становлению личности. В этом же возрасте развиваются и совершенствуются двигательные навыки, позволяющие детям заниматься физической деятельностью. После 12 лет такие дети начинают ощущать себя частью общества и пытаются найти себя в разных сферах деятельности – происходит расширение рамок социальной жизни. Исследователи отмечают, что на пришкольной территории необходимо размещать функциональные зоны для реализации следующих видов деятельности: социального взаимодействия и общения; сенсорной интеграции; повторяющихся моделей поведения [9]. Данные виды деятельности легли в основу разработанной студентами-дизайнерами классификации активностей, которые явились основой стратегии дизайна территории (рис. 1).

Анализ аналогов проектных решений. Важный этап обучения студентов – изучение аналогов существующих проектных решений территорий школ для детей с ОВЗ. Анализ современных тенденций в зарубежной практике дает возможность изучить материалы, инженерные, планировочные и ландшафтные решения ведущих проектных фирм, которые затем используются в качестве основы студенческого проектного решения.

missing image file

Рис. 1. Стратегия дизайна территории

Ориентация на передовые технологии – важное условие развития дизайнера как творческой личности, нацеленной на использование инноваций в профессии.

Студенты провели анализ трех проектных решений территорий зарубежных коррекционных школ. В результате анализа было установлено, что все проектные идеи отличает стремление создать среду, которая, с одной стороны, ориентирована на человека и создает ощущение защищенности, с другой – включает игровые пространства для активного взаимодействия школьников разных возрастных групп. Такой подход формирует у учащихся не только чувство уверенности, но и навыки, необходимые для полного раскрытия личностного потенциала.

Первый пример – школа в Австралии Cairnsfoot Special Needs School, проект территории которой был выполнен ландшафтной студией NBRSARCHITECTURE (рис. 2) [10]. Данный проект отличает большое количество игровых пространств различного назначения, способствующих формированию социальных и эмоциональных навыков детей с ментальными расстройствами.

Второй пример – школа Seoul Seojin School for the Disabled в Южной Корее (рис. 3) [11]. Новый корпус школы соединен с существующим зданием и образует комфортный закрытый внутренний двор, предназначенный как для отдыха и прогулок, так и для активного игрового взаимодействия школьников. В школьном дворе размещаются игровое оборудование и малые архитектурные формы, запроектированные с учетом разного роста учеников: скамьи, питьевые фонтанчики, беседка.

Третий пример – школа Hamilton Parkland School в США, штат Виктория, для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями в возрасте от 5 до 18 лет. На территории коррекционной школы сформирована безопасная инклюзивная среда (рис. 4) [12].

missing image file

а б

Рис. 2. Школа Cairnsfoot Special Needs School, Австралия: а) зона огорода, б) игровая зона [10]

missing image file

а б

Рис. 3. Школа Seoul Seojin School for the Disabled, Южная Корея: а) территория школы; б) интерьер школы [11]

missing image file

а б

Рис. 4. Школа Hamilton Parkland School, США: а) территория школы; б) навес над зоной для занятий [12]

Предпроектный анализ территории. Для создания грамотных проектных решений необходимо детальное изучение исходной ситуации территории объекта проектирования. На данном этапе формирования навыков разработки проектных решений на территории специальной коррекционной школы-интерната по ул. Сафонова, 36 во Владивостоке студенты выполнили следующие предпроектные исследования: провели анализ рельефа, определили площадь участка и его границы; выявили планировочные ограничения, провели фотофиксацию существующего состояния элементов наполнения – малых форм, озеленения, покрытий дорожек и площадок. Территория школы разделена на три террасы: на нижней террасе размещено здание школы; на средней террасе расположены детская площадка с несколькими игровыми конструкциями из металла и бывшая спортивная площадка; верхняя терраса в данный момент не эксплуатируется. Основной результат предпроектного анализа – вывод о том, что расположение пришкольного участка на нескольких террасах требует особого решения коммуникационных связей между различными планировочными зонами и предполагает дублирование существующих лестниц проектируемыми пандусами.

Экспериментальное проектное предложение. Основа проектного решения – дизайн-концепция. Название концепции дизайн-проекта, предложенное студентами, – «Виток жизни». Выбор названия связан с тем, что спираль – это форма, по которой развиваются в природе многие виды живых организмов, а также тем, что развитие детей, их здоровье, эмоциональное состояние, социальная адаптация во многом зависят от того, имеют ли дети возможности для общения с природой. Проектное решение территории коррекционной школы-интерната позволяет создать комфортную среду, наполненную природными ландшафтными объектами. На пришкольной территории предусмотрено размещение: детской игровой и спортивной площадки, совмещенной с зоной для тренировок; терапевтического сада для развития двигательных и тактильных навыков; арт-объекта «Лабиринт», предназначенного для игр и обучения; плодового сада, ягодника, огорода, основное назначение которых – приобщение детей к труду и их социализация. Площадки, дорожки, тропинки имеют мягкие, плавные, округлые, природные очертания. Центр всей композиции – арт-объект «Лабиринт» – имеет форму спирали, выложенной из камней.

missing image file

Рис. 5. Проектные решения пришкольной территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по адресу: ул. Сафонова, 36 во Владивостоке: а) сенсорный сад; б) бизиборды; в) «Класс под открытым небом»; г) игровой комплекс «Зеленые горки»; д) арт-объект «Лабиринт»

Дети ощущают эмоциональную безопасность и имеют повышенное чувство контроля, когда они хорошо ориентируются в окружающей среде [9]. В связи с этим одним из разделов студенческого проектного решения стала разработка средств визуальной коммуникации. Проектом предусмотрено использование различных цветов для отдельных функциональных зон: желтого – для игровой площадки и лабиринта; зеленого – для садово-огородной зоны; оранжевого – для спортивной; синего – для терапевтического сада. В проекте выполнены также яркие линии-дорожки на покрытиях, направляющие детей по территории школы.

На пустующей верхней террасе проектом предусмотрено устройство терапевтического сада с отдельными участками, стимулирующими различные органы чувств и развивающими моторные функции. Сенсорный сад представлен контейнерным озеленением. В контейнерах высажены растения с различным запахом, цветом и фактурой листьев, плодов и стволов. Контейнеры варьируются по высоте для удобства пользования детьми разных возрастных групп. На верхней террасе также размещаются: тактильная дорожка для ходьбы с покрытиями различной фактуры; «Зеленые горки» – форма геопластики, предназначенная для игр и развития двигательных навыков в необычных условиях; «Туннель через курган» – предназначенный для инклюзивных игр и развития взаимодействия; «Класс под открытым небом» со столами и скамьями – место для проведения уроков и мастер-классов; интерактивные бизиборды – доски с передвижными объектами, улучшающие моторику рук и стимулирующие мышление. Все вышеперечисленные разработанные студентами уникальные объекты дают детям ощущение новых открытий и приключений, способствуют их обучению, умственному развитию и социальной адаптации (рис. 5).

После того как дизайн-проект был выполнен и одобрен заказчиком, весной 2022 г. на пришкольной территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по адресу: ул. Сафонова, 36 во Владивостоке силами самих студентов начались работы по благоустройству: разбиты плодовый сад, ягодник, высажены красивоцветущие кустарники, из валунов разного диаметра выложена спираль арт-объекта «Лабиринт».

Заключение

Соблюдение основных этапов разработки проектных решений при подготовке студентов-дизайнеров способствует формированию навыков создания дизайн-проектов коррекционных территорий для детей с ограничениями по здоровью и обеспечивает качественную подготовку уникальных специалистов, которые не только разрабатывают дизайн-проекты комфортной среды обитания, но и воплощают их в жизнь.


Библиографическая ссылка

Иванова О.Г., Копьёва А.В., Чирцова К.Е., Масловская О.В. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НАВЫКАМ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ТЕРРИТОРИЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 126-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39320 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674