В России уделяется большое внимание формированию городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения (МГН). Но в то же время территории многих специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не отвечают современным требованиям адаптации детей к условиям жизни, восприятию природы и окружающей среды. Во Владивостоке и его пригородах расположено 15 коррекционных школ-интернатов. В настоящее время ни одна из этих школ не располагает многофункциональной, благоустроенной территорией [1].
В рамках курсового и дипломного проектирования студенты-дизайнеры Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) выполняют социальные дизайн-проекты, направленные на улучшение условий пребывания детей с ОВЗ в специальных коррекционных школах Приморского края. В студенческих работах предлагаются проектные решения благоустройства и реконструкции территорий этих учебных заведений. В течение последних лет были выполнены проекты ландшафтной организации для коррекционной школы-интерната для слабовидящих детей в г. Артеме (2020 г.), школы – детского сада для слабослышащих детей и школы-интерната для детей с ментальными нарушениями во Владивостоке (2022 г.).
В России каждый третий ребенок относится к группе риска по состоянию здоровья. Самая многочисленная группа – дети с ментальными (психическими) нарушениями. В пресс-релизе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), посвященном обзору проблем психического здоровья, отмечено, что с 2019 г. такими расстройствами страдали почти 1 млрд человек во всем мире, в том числе 14% подростков [2]. ВОЗ сформулировала рекомендации, направленные на изменение ситуации в ближайшие годы. Одна из них – изменение факторов среды, влияющих на психическое здоровье. В образовательных учреждениях это касается внедрения программ по формированию социальных и эмоциональных навыков. В городской среде – это обеспечение доступности зеленых зон [2].
Объект исследования – практика учебного проектирования при освоении навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами в процессе подготовки студентов-дизайнеров.
Цель исследования – определение основных этапов формирования навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ для детей с ментальными расстройствами при подготовке студентов-дизайнеров.
Материалы и методы исследования
Теоретической базой работы послужили исследования, посвященные формирования городских пространств для МГН [3, 4]; обучению студентов-дизайнеров особенностям проектирования территорий для людей с ОВЗ [5, 6]. Основой данной работы также являлись требования, изложенные в нормативных документах [7, 8].
Обучение студентов навыкам проектирования и приемам формирования территорий коррекционных школ в процессе учебного проектирования во ВГУЭС было разделено на четыре этапа: изучение особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами; анализ аналогов проектных решений территорий коррекционных школ; предпроектный анализ территории объекта проектирования; разработка экспериментального проектного предложения. Выполнение всех этапов проектной работы проходило под контролем преподавателей: сбор исходной информации, фотофиксация территории, подготовка схем и таблиц, разработка визуальных решений. В результате прохождения всех перечисленных этапов в 2022 г. студентами ВГУЭС был выполнен проект ландшафтной организации территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по ул. Сафонова, 36 во Владивостоке, в которой проходят обучение 120 детей от 7 до 15 лет.
Изучение особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами. Данный этап формирования навыков разработки проектных решений территорий коррекционных школ – важная составляющая при обучении студентов-дизайнеров. Знание особенностей отклонений развития у детей с ментальными расстройствами необходимо для поиска оптимальных планировочных решений пришкольной территории. Ребенок с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. В зарубежных исследованиях отмечается, что в возрасте 7–12 лет у таких детей начинают формироваться навыки игры и труда, важным фактором развития становится обучение, что способствует становлению личности. В этом же возрасте развиваются и совершенствуются двигательные навыки, позволяющие детям заниматься физической деятельностью. После 12 лет такие дети начинают ощущать себя частью общества и пытаются найти себя в разных сферах деятельности – происходит расширение рамок социальной жизни. Исследователи отмечают, что на пришкольной территории необходимо размещать функциональные зоны для реализации следующих видов деятельности: социального взаимодействия и общения; сенсорной интеграции; повторяющихся моделей поведения [9]. Данные виды деятельности легли в основу разработанной студентами-дизайнерами классификации активностей, которые явились основой стратегии дизайна территории (рис. 1).
Анализ аналогов проектных решений. Важный этап обучения студентов – изучение аналогов существующих проектных решений территорий школ для детей с ОВЗ. Анализ современных тенденций в зарубежной практике дает возможность изучить материалы, инженерные, планировочные и ландшафтные решения ведущих проектных фирм, которые затем используются в качестве основы студенческого проектного решения.
Рис. 1. Стратегия дизайна территории
Ориентация на передовые технологии – важное условие развития дизайнера как творческой личности, нацеленной на использование инноваций в профессии.
Студенты провели анализ трех проектных решений территорий зарубежных коррекционных школ. В результате анализа было установлено, что все проектные идеи отличает стремление создать среду, которая, с одной стороны, ориентирована на человека и создает ощущение защищенности, с другой – включает игровые пространства для активного взаимодействия школьников разных возрастных групп. Такой подход формирует у учащихся не только чувство уверенности, но и навыки, необходимые для полного раскрытия личностного потенциала.
Первый пример – школа в Австралии Cairnsfoot Special Needs School, проект территории которой был выполнен ландшафтной студией NBRSARCHITECTURE (рис. 2) [10]. Данный проект отличает большое количество игровых пространств различного назначения, способствующих формированию социальных и эмоциональных навыков детей с ментальными расстройствами.
Второй пример – школа Seoul Seojin School for the Disabled в Южной Корее (рис. 3) [11]. Новый корпус школы соединен с существующим зданием и образует комфортный закрытый внутренний двор, предназначенный как для отдыха и прогулок, так и для активного игрового взаимодействия школьников. В школьном дворе размещаются игровое оборудование и малые архитектурные формы, запроектированные с учетом разного роста учеников: скамьи, питьевые фонтанчики, беседка.
Третий пример – школа Hamilton Parkland School в США, штат Виктория, для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями в возрасте от 5 до 18 лет. На территории коррекционной школы сформирована безопасная инклюзивная среда (рис. 4) [12].
а б
Рис. 2. Школа Cairnsfoot Special Needs School, Австралия: а) зона огорода, б) игровая зона [10]
а б
Рис. 3. Школа Seoul Seojin School for the Disabled, Южная Корея: а) территория школы; б) интерьер школы [11]
а б
Рис. 4. Школа Hamilton Parkland School, США: а) территория школы; б) навес над зоной для занятий [12]
Предпроектный анализ территории. Для создания грамотных проектных решений необходимо детальное изучение исходной ситуации территории объекта проектирования. На данном этапе формирования навыков разработки проектных решений на территории специальной коррекционной школы-интерната по ул. Сафонова, 36 во Владивостоке студенты выполнили следующие предпроектные исследования: провели анализ рельефа, определили площадь участка и его границы; выявили планировочные ограничения, провели фотофиксацию существующего состояния элементов наполнения – малых форм, озеленения, покрытий дорожек и площадок. Территория школы разделена на три террасы: на нижней террасе размещено здание школы; на средней террасе расположены детская площадка с несколькими игровыми конструкциями из металла и бывшая спортивная площадка; верхняя терраса в данный момент не эксплуатируется. Основной результат предпроектного анализа – вывод о том, что расположение пришкольного участка на нескольких террасах требует особого решения коммуникационных связей между различными планировочными зонами и предполагает дублирование существующих лестниц проектируемыми пандусами.
Экспериментальное проектное предложение. Основа проектного решения – дизайн-концепция. Название концепции дизайн-проекта, предложенное студентами, – «Виток жизни». Выбор названия связан с тем, что спираль – это форма, по которой развиваются в природе многие виды живых организмов, а также тем, что развитие детей, их здоровье, эмоциональное состояние, социальная адаптация во многом зависят от того, имеют ли дети возможности для общения с природой. Проектное решение территории коррекционной школы-интерната позволяет создать комфортную среду, наполненную природными ландшафтными объектами. На пришкольной территории предусмотрено размещение: детской игровой и спортивной площадки, совмещенной с зоной для тренировок; терапевтического сада для развития двигательных и тактильных навыков; арт-объекта «Лабиринт», предназначенного для игр и обучения; плодового сада, ягодника, огорода, основное назначение которых – приобщение детей к труду и их социализация. Площадки, дорожки, тропинки имеют мягкие, плавные, округлые, природные очертания. Центр всей композиции – арт-объект «Лабиринт» – имеет форму спирали, выложенной из камней.
Рис. 5. Проектные решения пришкольной территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по адресу: ул. Сафонова, 36 во Владивостоке: а) сенсорный сад; б) бизиборды; в) «Класс под открытым небом»; г) игровой комплекс «Зеленые горки»; д) арт-объект «Лабиринт»
Дети ощущают эмоциональную безопасность и имеют повышенное чувство контроля, когда они хорошо ориентируются в окружающей среде [9]. В связи с этим одним из разделов студенческого проектного решения стала разработка средств визуальной коммуникации. Проектом предусмотрено использование различных цветов для отдельных функциональных зон: желтого – для игровой площадки и лабиринта; зеленого – для садово-огородной зоны; оранжевого – для спортивной; синего – для терапевтического сада. В проекте выполнены также яркие линии-дорожки на покрытиях, направляющие детей по территории школы.
На пустующей верхней террасе проектом предусмотрено устройство терапевтического сада с отдельными участками, стимулирующими различные органы чувств и развивающими моторные функции. Сенсорный сад представлен контейнерным озеленением. В контейнерах высажены растения с различным запахом, цветом и фактурой листьев, плодов и стволов. Контейнеры варьируются по высоте для удобства пользования детьми разных возрастных групп. На верхней террасе также размещаются: тактильная дорожка для ходьбы с покрытиями различной фактуры; «Зеленые горки» – форма геопластики, предназначенная для игр и развития двигательных навыков в необычных условиях; «Туннель через курган» – предназначенный для инклюзивных игр и развития взаимодействия; «Класс под открытым небом» со столами и скамьями – место для проведения уроков и мастер-классов; интерактивные бизиборды – доски с передвижными объектами, улучшающие моторику рук и стимулирующие мышление. Все вышеперечисленные разработанные студентами уникальные объекты дают детям ощущение новых открытий и приключений, способствуют их обучению, умственному развитию и социальной адаптации (рис. 5).
После того как дизайн-проект был выполнен и одобрен заказчиком, весной 2022 г. на пришкольной территории специальной коррекционной школы-интерната II вида по адресу: ул. Сафонова, 36 во Владивостоке силами самих студентов начались работы по благоустройству: разбиты плодовый сад, ягодник, высажены красивоцветущие кустарники, из валунов разного диаметра выложена спираль арт-объекта «Лабиринт».
Заключение
Соблюдение основных этапов разработки проектных решений при подготовке студентов-дизайнеров способствует формированию навыков создания дизайн-проектов коррекционных территорий для детей с ограничениями по здоровью и обеспечивает качественную подготовку уникальных специалистов, которые не только разрабатывают дизайн-проекты комфортной среды обитания, но и воплощают их в жизнь.
Библиографическая ссылка
Иванова О.Г., Копьёва А.В., Чирцова К.Е., Масловская О.В. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НАВЫКАМ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ТЕРРИТОРИЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 126-131;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39320 (дата обращения: 03.01.2025).