Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER SCHOOL: GENDER ASPECT

Voskrekasenko O.A. 1 Konstantinov V.V. 1 Pashkovskaya S.S. 1 Toma Zh.V. 1
1 Penza State University
The article substantiates the role and place of the educational process in the system of professional training of future teachers in higher education. The analysis of scientific literature on the problem of professional education of pedagogical students is presented. The appeal to the consideration of the gender approach in the process of professional education of future teachers in higher education as one of the conditions for its effective implementation is substantiated. The main ideas and provisions of the gender approach to the professional education of students – future teachers are formulated. It is argued that the implementation of a gender approach in the process of professional education of students of a pedagogical profile is not only one of the conditions for its effectiveness, but is also a model for them to implement this approach in their future professional activities. The results of a survey of students aimed at identifying their attitude to the problem of implementing a gender approach in the professional activities of a school teacher, as well as in the course of educational work at a university in relation to the students themselves are presented. It is shown that the majority of students – future teachers recognize the need to implement a gender approach both in the educational process of the school and in the course of their professional training at the university, and every second teacher uses its ideas and provisions.
professional training
professional education
higher education
future teachers
gender approach
psychological differences

Организация и осуществление профессионального воспитания в высшей школе занимает значимое место в системе подготовки будущих специалистов. Закрепление роли воспитания в образовательном процессе учреждений как общего, так и профессионального образования, в соответствии с Федеральным законом № 304 от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся», актуализирует поиск современных форм, методов и технологий воспитания студенческой молодёжи в высшей школе, а также создание условий его эффективного осуществления.

Особое место воспитательный процесс занимает в системе профессиональной подготовки будущих педагогов, к личностно-профессиональным качествам которых традиционно предъявляются высокие требования. Чтобы эффективно осуществлять воспитание школьников, педагог должен не только владеть технологией воспитательной деятельности, но и сам быть носителем системы духовно-нравственных ценностей. В ходе профессионального воспитания в высшей школе у будущих педагогов формируются профессионально значимые личностные качества. Эффективность данного процесса зависит от целого ряда условий.

Этап профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе совпадает с периодом вторичной половой социализации молодёжи, актуализирующей рассмотрение гендерных аспектов в организации и осуществлении профессионального воспитания, что и составило цель данной статьи.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального воспитания будущих педагогов с позиции гендерного подхода, а также данных опроса обучающихся педагогического направления подготовки. В опросе приняли участие 113 обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) 2–3 курсов историко-филологического факультета Педагогического института Пензенского государственного университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Различные аспекты проблемы профессионального воспитания будущих педагогов нашли достаточно широкое отражение в психолого-педагогических исследованиях. Так, общие вопросы профессионального воспитания студенческой молодёжи в высшей школе рассматриваются в работах Н.М. Борытко, Р.Р. Байгутлина, С.А. Иванова, О.В. Кайгородовой, Н.Н. Лагусевой, С.В. Малаховой, В.Б. Сибирцева, А.А. Хапаевой, О.А. Чаплыгина, В.З. Юсупова и др. В целом ряде работ рассматриваются направления профессионального воспитания студентов: духовно-нравственное (Г.Ю. Алексеева, Н.С. Горбунов, П.Д. Киргуев, И.Н. Мирошниченко, Н.Н. Тесликова, Т.К. Турчина, Г.Ю. Юмашева); патриотическое (Г.П. Красильников, А.П. Торгунаков, В.И. Рудаев, Н.Н. Тесликова и др.); физическое (О.А. Заплатина, Р.И. Купчинов, С.А. Марчук, Ж.А. Чапкович и др.) и др. Используемые в ходе профессионального воспитания в высшей школе формы, методы, средства и технологии, а также педагогические условия, определяющие эффективность его осуществления, представлены в исследованиях М.К. Акимовой, Е.Ю. Богатской, Е.В. Криницыной, С.Л. Ленькова, М.М. Мишиной, Г.С. Перевощиковой, Е.Н. Сорокиной, В.В. Усманова, А.Н. Филиппова, Е.В. Шершуковой и др. В свою очередь, профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов выступает в качестве предмета исследования в работах О.А. Бахчиевой, Э.В. Балакиревой, Л.В. Козиловой, Л.В. Кононовой, С.И. Котляр, В.А. Лузик, С.П. Мироновой, О.Э. Никитиной, Е.Б. Ольховской, З.М. Халимова, С.В. Щербакова, Н.Н. Щербаковой и др.

Анализ работ показывал отсутствие на современном этапе развития педагогической науки единого понимания сущности и содержания профессионального воспитания как такового. Так, изучая природу профессионального воспитания, В.З. Юсупов рассматривает его как разновидность социального воспитания [1]. В этой связи профессиональное воспитание студентов часто называют социализацией. Поэтому в качестве его целей О.Е. Никитина ставит успешную профессиональную социализацию и саморазвитие студентов как субъектов профессиональной деятельности [2].

В свою очередь ученые, рассматривающие профессиональное воспитание как воспитывающую среду, предполагают, что студент оказывается в особом искусственном воспитательном микроклимате вуза [3]. Процесс освоения профессиональных норм и ценностей, воспитание профессиональных качеств личности студентов происходит под влиянием и контролем организационных, методических и педагогических условий. Представление о профессиональной деятельности, о себе как профессионале и своём вкладе происходит в условиях созданной и управляемой профессиональной среды вуза. При этом студенты педагогических специальностей с первого дня обучения включаются в профессиональную педагогическую среду. Профессиональное воспитание будущих педагогов осуществляет уже состоявшийся педагог, способный к передаче основных положительных или отрицательных посылов студентам на примере своей педагогической деятельности [4].

Профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов выглядит как многофакторный процесс, признаки которого в своих исследованиях конкретизирует О.Э. Никитина. Среди них такие, как отношение к студенту как субъекту; субъектная самореализации студента в ходе самостоятельной деятельности; необходимость развития профессиональных компетенций, культуры, самоопределения и развития личностных качеств [2]. По мнению В.И. Белова, процессы адаптации личности, профессионализации и социализации выступают как основные характеристики содержания профессионального воспитания, в том числе и будущих педагогов [5].

Особый подход к вопросам профессионального воспитания представлен в работах В.Л. Разгонова [6]. По мнению исследователя, содержание профессионального воспитания в вузах должно опираться на общенациональную идею России и быть ориентированным на воспитание высокого профессионала, обладателя социальной активности, высоких интеллектуальных способностей, осознающего и сознательно реализующего свои таланты, владеющего компетенциями информационного общества, самоорганизующегося и постоянно развивающегося. Такая направленность профессионального воспитания указывает на необходимость нравственного индикатора личности студента.

Сложность профессионального воспитания обусловливает необходимость определения условий его эффективной организации и осуществления. Совпадение процесса обучения в высшей школе с периодом вторичной гендерной социализации, традиционное преобладание на целом ряде факультетов обучающихся женского пола и их абсолютное преобладание в школе актуализирует обращение к рассмотрению гендерного подхода в процессе профессионального воспитания будущих педагогов в высшей школе в качестве одного из условий его эффективности.

Гендерная проблематика прочно вошла в поле научно-педагогических изысканий с 1990-х гг. Так, теоретико-методологические основы гендерного подхода в образовании раскрываются в исследованиях Е.Н. Каменской, Ю.В. Козыревой, С.А. Коробковой, А.В. Мудрика, Л.И. Столярчук, Л.Х. Урусовой, В.И. Чумакова и др. Реализации гендерного подхода в образовательном процессе в высшей школе посвящены работы Т.Н. Вепревой, А. Гаджиевой, А.Н. Гусаровой, Е.В. Ермолаевой, Э.Х. Зиновьевой, С.А. Коробковой, Т.Н. Мартыновой, Л.Э. Семеновой, В.Э. Семеновой, В.М. Симонова, Т.Н. Хаировой и др. В свою очередь, в исследованиях И.В. Александровой, А.Е. Данилочкина, Т.Н. Дёмочкиной, С.Н. Ждановой, Г.И. Золотовой, И.А. Лобынцева, Т.Н. Мартыновой, Э.А. Набиуллиной, Е.Н. Поповой, М.А. Радзивиловой, С.В. Чернышевой и др. рассматривается процесс организации и осуществления воспитания на основе идей и принципов гендерного подхода. Отдельные аспекты проблемы реализации гендерного подхода в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе получили своё освещение в работах Ж.Б. Багичевой, И.А. Загайнова, А.Р. Закировой, Ж.Н. Истюфеевой, Л.И. Столярчук, И.А. Федосеевой и др.

Анализ литературы позволяет рассматривать гендерный подход к осуществлению профессионального воспитания студентов – будущих педагогов как «методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации» [7, с. 34]. В ряду его основополагающих идей можно выделить следующие:

− понимание неразрывности телесного и духовного начал в личности, совмещающей в своём поведении врождённые и приобретённые в процессе социализации гендерные качества, свойства и отношения;

− осознание высокой обусловленности различий в поведении юношей и девушек особенностями процессов социализации и воспитания на основе сложившихся в конкретную эпоху и в конкретной культуре представлений об эталонах мужского и женского поведения;

− создание условий для гендерного самопознания, саморазвития и самореализации личности, раскрытия её потенциала как субъекта культуры;

− отход от фиксированных моделей поведения в соответствии с идеалами фемининности и маскулинности, претерпевшими существенные изменения в условиях современного общества, а также от препятствующих личностному развитию гендерных стереотипов [8–10].

Реализация идей и положений гендерного подхода к профессиональному воспитанию студентов – будущих педагогов включает в себя:

− формирование гендерной компетентности посредством психолого-педагогического просвещения, направленного на создание у будущих педагогов представлений о половых психологических особенностях, а также умений и навыков успешного личностно-профессионального взаимодействия с учётом данных особенностей;

− организации и осуществления педагогического взаимодействия со студентами с учётом психологических особенностей юношей и девушек, определяющих эффективность выбора форм, методов и технологий воспитания;

− создание условий для преодоления гендерных стереотипов и развития гендерной индивидуальности, способствующих формированию у будущих педагогов востребованных в современном обществе гибких форм поведения.

Осуществление гендерного подхода в процессе профессионального воспитания студентов педагогического профиля не только выступает одним из условий его эффективности, но и является для них образцом реализации данного подхода в будущей профессиональной деятельности.

На базе Пензенского государственного университета был проведён опрос студентов – будущих педагогов, направленный на выявление их отношения к проблеме реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности школьного учителя, а также в ходе осуществления воспитательной работы в вузе применительно к самим обучающимся.

Данные опроса показали, что лишь 8 % студентов считают, что «учитель – это скорее женская профессия, чем мужская». 69 % опрошенных с данным утверждением не согласны. Однако почти каждый четвёртый (23 %) частично разделяет бытующее мнение о том, что учительская профессия в большей степени женская, чем мужская.

На вопрос «Считаете ли Вы, что педагог должен учитывать в учебном процессе гендерные различия между мальчиками и девочками?» 67 % будущих педагогов ответили утвердительно, тогда как каждый третий опрошенный (33 %) дал отрицательный ответ. Однако в вопросах, касающихся целесообразности реализации гендерного подхода в процессе воспитания школьников, картина несколько иная. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что педагог должен учитывать гендерные различия между мальчиками и девочками в процессе воспитания школьников?» утвердительно ответили 96 % опрошенных студентов, отрицательно – 4 %. Одновременно на вопрос «Считаете ли Вы, что в процессе построения педагогического взаимодействия со школьниками педагог должен учитывать половые психологические особенности мальчиков и девочек?» 84 % будущих педагогов ответили «да» и 0 % ответили «нет». Оставшиеся 16 %, не отрицая необходимость учёта гендерных различий, считают личностные особенности определяющими в процессе построения педагогического взаимодействия со школьниками.

Вторая часть вопросов была направлена на выявление реализации гендерного подхода в высшей школе применительно к самим студентам – будущим педагогам. Так, на вопрос «Осуществляют ли преподаватели в ходе профессиональной подготовки гендерное просвещение (например, на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам)?» утвердительный ответ дали 80 % студентов, отрицательный – 20 %. При этом 86 % будущих педагогов на вопрос «Необходимо ли Вам гендерное просвещение (например, в процессе профессиональной подготовки на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам)?» ответили «да». Оставшиеся 14 % дали отрицательный ответ.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимой реализацию гендерного подхода в учебном процессе по отношению к студентам – будущим педагогам?» ответили «да» 65 % опрошенных студентов, «нет» – 35 %. В свою очередь, на вопрос «Реализуют ли преподаватели гендерный подход в учебном процессе по отношению к Вам?» ответили «да» лишь 16 % принявших участие в опросе, «нет» – 46 %, «отдельные преподаватели» – 38 %.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимой реализацию гендерного подхода по отношению к студентам – будущим педагогам в процессе организации и осуществления профессионального воспитания?» дали утвердительный ответ 74 % студентов, отрицательный – 26 %. Тех студентов, которые ответили утвердительно на данный вопрос, попросили уточнить, в отношении каких элементов воспитательного процесса в вузе, по их мнению, необходима реализация гендерного подхода. Были получены следующие ответы: при отборе содержания деятельности в зависимости от интересов и потребностей юношей и девушек (32 %); при отборе форм и методов (15 %); при выборе стиля педагогического взаимодействия со студентами, конкретных приёмов его реализации (54 %).

Одновременно у студентов, принявших участие в опросе, было уточнено: «Реализуется ли гендерный подход по отношению к Вам в ходе организации профессионального воспитания в вузе?» Около половины из них (48 %) дали отрицательный ответ. Остальные студенты отметили, что гендерный подход в процессе воспитания в вузе реализуется при отборе содержания деятельности в зависимости от интересов и потребностей юношей и девушек (30 %); форм и методов (4 %); стиля педагогического взаимодействия со студентами, конкретных приёмов его реализации (20 %).

Важное место в профессиональном воспитании будущих педагогов, а также формировании их профессионально-педагогической позиции занимает профилактика гендерных стереотипов. В этой связи студентам был задан вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться в вузе с гендерными стереотипами в процессе взаимодействия с преподавателями, кураторами, администрацией?» Практически каждый четвёртый (24 %) дал утвердительный ответ. Среди наиболее распространённых гендерных стереотипов, транслируемых отдельными преподавателями, студенты указывают на такой, как «юноши умнее, чем девушки, девушки старательнее и трудолюбивее юношей». На гендерные стереотипы в процессе взаимодействия с однокурсниками указали лишь 11 % студентов.

Данные опроса показали, что большинство студентов – будущих педагогов признают необходимость реализации гендерного подхода как в образовательном процессе школы, так и в ходе их профессиональной подготовки в вузе. Абсолютное большинство считает гендерный подход необходимым именно в процессе воспитания школьников. Одновременно количество опрошенных студентов, утвердительно ответивших на вопрос о необходимости реализации гендерного подхода в ходе профессионального воспитания, больше, чем применительно к учебному процессу. Опрос также показал, что идеи и положения гендерного подхода в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов использует каждый второй преподаватель.

Заключение

Таким образом, воспитательный процесс занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущих педагогов, определяя формирование их личностно-профессиональных качеств. Одним из условий его эффективной реализации выступает реализация гендерного подхода, заключающегося в дифференциации педагогического взаимодействия, его конкретных форм, методов и технологических приёмов с учётом как психологии пола, так и особенностей современного поколения юношей и девушек, а также востребованности в социуме гибких форм поведения, свободных от во многом устаревших идеалов фемининности и маскулинности. Реализация идей и положений гендерного подхода не только выступает одним из условий эффективной организации и осуществления воспитания студентов – будущих педагогов, но и является для них образцом осуществления данного подхода в их будущей профессиональной деятельности.