Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Воскрекасенко О.А. 1 Константинов В.В. 1 Пашковская С.С. 1 Тома Ж.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье обосновываются роль и место воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. Представлен анализ научной литературы по проблеме профессионального воспитания студентов педагогического профиля. Обосновывается обращение к рассмотрению гендерного подхода в процессе профессионального воспитания будущих педагогов в высшей школе в качестве одного из условий его эффективного осуществления. Формулируются основные идеи и положения гендерного подхода к профессиональному воспитанию студентов – будущих педагогов. Утверждается, что осуществление гендерного подхода в процессе профессионального воспитания студентов педагогического профиля не только выступает одним из условий его эффективности, но и является для них образцом реализации данного подхода в их будущей профессиональной деятельности. Представлены результаты опроса студентов, направленного на выявление их отношения к проблеме реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности школьного учителя, а также в ходе осуществления воспитательной работы в вузе применительно к самим обучающимся. Показано, что большинство студентов – будущих педагогов признают необходимость реализации гендерного подхода как в образовательном процессе школы, так и в ходе их профессиональной подготовки в вузе, а каждый второй преподаватель использует его идеи и положения.
профессиональная подготовка
профессиональное воспитание
высшая школа
будущие педагоги
гендерный подход
психологические различия
1. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216–229.
2. Никитина О.Э. Особенности профессионального воспитания в системе высшего педагогического образования // Studia Humanitatis. 2017. № 3. С. 8.
3. Чанзан С.А. Особенности процесса воспитания в высших учебных заведениях // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 179–181.
4. Дроботенко Ю.Б., Макарова Н.С., Чекалаева Н.В. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 4. С. 30–38.
5. Белов В.И. Становление и воспитание профессиональной личности // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 2. С. 42–45.
6. Разгонов В.Л., Суслов Д.В., Лопуха Т.Л. Формирование методологических основ профессионального воспитания российских офицеров // ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22). С. 91–100.
7. Каменская Е.Н. Педагогическая теория гендерного подхода // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 12. С. 33–37.
8. Гусарова А.Н. Проблемы построения образовательного пространства вуза с учетом гендерного подхода // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2016. № 1 (3). С. 31–34.
9. Загайнов И.А. Гендерный подход как условие эффективности профессиональной подготовки будущего менеджера // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2015. № 1. С. 99–103.
10. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Гендерная составляющая компетентностного подхода профессиональной подготовки кадров в высшей школе // Образование и наука: вопросы теории и практики. 2015. № 1. С. 208–214.

Организация и осуществление профессионального воспитания в высшей школе занимает значимое место в системе подготовки будущих специалистов. Закрепление роли воспитания в образовательном процессе учреждений как общего, так и профессионального образования, в соответствии с Федеральным законом № 304 от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся», актуализирует поиск современных форм, методов и технологий воспитания студенческой молодёжи в высшей школе, а также создание условий его эффективного осуществления.

Особое место воспитательный процесс занимает в системе профессиональной подготовки будущих педагогов, к личностно-профессиональным качествам которых традиционно предъявляются высокие требования. Чтобы эффективно осуществлять воспитание школьников, педагог должен не только владеть технологией воспитательной деятельности, но и сам быть носителем системы духовно-нравственных ценностей. В ходе профессионального воспитания в высшей школе у будущих педагогов формируются профессионально значимые личностные качества. Эффективность данного процесса зависит от целого ряда условий.

Этап профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе совпадает с периодом вторичной половой социализации молодёжи, актуализирующей рассмотрение гендерных аспектов в организации и осуществлении профессионального воспитания, что и составило цель данной статьи.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального воспитания будущих педагогов с позиции гендерного подхода, а также данных опроса обучающихся педагогического направления подготовки. В опросе приняли участие 113 обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) 2–3 курсов историко-филологического факультета Педагогического института Пензенского государственного университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Различные аспекты проблемы профессионального воспитания будущих педагогов нашли достаточно широкое отражение в психолого-педагогических исследованиях. Так, общие вопросы профессионального воспитания студенческой молодёжи в высшей школе рассматриваются в работах Н.М. Борытко, Р.Р. Байгутлина, С.А. Иванова, О.В. Кайгородовой, Н.Н. Лагусевой, С.В. Малаховой, В.Б. Сибирцева, А.А. Хапаевой, О.А. Чаплыгина, В.З. Юсупова и др. В целом ряде работ рассматриваются направления профессионального воспитания студентов: духовно-нравственное (Г.Ю. Алексеева, Н.С. Горбунов, П.Д. Киргуев, И.Н. Мирошниченко, Н.Н. Тесликова, Т.К. Турчина, Г.Ю. Юмашева); патриотическое (Г.П. Красильников, А.П. Торгунаков, В.И. Рудаев, Н.Н. Тесликова и др.); физическое (О.А. Заплатина, Р.И. Купчинов, С.А. Марчук, Ж.А. Чапкович и др.) и др. Используемые в ходе профессионального воспитания в высшей школе формы, методы, средства и технологии, а также педагогические условия, определяющие эффективность его осуществления, представлены в исследованиях М.К. Акимовой, Е.Ю. Богатской, Е.В. Криницыной, С.Л. Ленькова, М.М. Мишиной, Г.С. Перевощиковой, Е.Н. Сорокиной, В.В. Усманова, А.Н. Филиппова, Е.В. Шершуковой и др. В свою очередь, профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов выступает в качестве предмета исследования в работах О.А. Бахчиевой, Э.В. Балакиревой, Л.В. Козиловой, Л.В. Кононовой, С.И. Котляр, В.А. Лузик, С.П. Мироновой, О.Э. Никитиной, Е.Б. Ольховской, З.М. Халимова, С.В. Щербакова, Н.Н. Щербаковой и др.

Анализ работ показывал отсутствие на современном этапе развития педагогической науки единого понимания сущности и содержания профессионального воспитания как такового. Так, изучая природу профессионального воспитания, В.З. Юсупов рассматривает его как разновидность социального воспитания [1]. В этой связи профессиональное воспитание студентов часто называют социализацией. Поэтому в качестве его целей О.Е. Никитина ставит успешную профессиональную социализацию и саморазвитие студентов как субъектов профессиональной деятельности [2].

В свою очередь ученые, рассматривающие профессиональное воспитание как воспитывающую среду, предполагают, что студент оказывается в особом искусственном воспитательном микроклимате вуза [3]. Процесс освоения профессиональных норм и ценностей, воспитание профессиональных качеств личности студентов происходит под влиянием и контролем организационных, методических и педагогических условий. Представление о профессиональной деятельности, о себе как профессионале и своём вкладе происходит в условиях созданной и управляемой профессиональной среды вуза. При этом студенты педагогических специальностей с первого дня обучения включаются в профессиональную педагогическую среду. Профессиональное воспитание будущих педагогов осуществляет уже состоявшийся педагог, способный к передаче основных положительных или отрицательных посылов студентам на примере своей педагогической деятельности [4].

Профессиональное воспитание студентов – будущих педагогов выглядит как многофакторный процесс, признаки которого в своих исследованиях конкретизирует О.Э. Никитина. Среди них такие, как отношение к студенту как субъекту; субъектная самореализации студента в ходе самостоятельной деятельности; необходимость развития профессиональных компетенций, культуры, самоопределения и развития личностных качеств [2]. По мнению В.И. Белова, процессы адаптации личности, профессионализации и социализации выступают как основные характеристики содержания профессионального воспитания, в том числе и будущих педагогов [5].

Особый подход к вопросам профессионального воспитания представлен в работах В.Л. Разгонова [6]. По мнению исследователя, содержание профессионального воспитания в вузах должно опираться на общенациональную идею России и быть ориентированным на воспитание высокого профессионала, обладателя социальной активности, высоких интеллектуальных способностей, осознающего и сознательно реализующего свои таланты, владеющего компетенциями информационного общества, самоорганизующегося и постоянно развивающегося. Такая направленность профессионального воспитания указывает на необходимость нравственного индикатора личности студента.

Сложность профессионального воспитания обусловливает необходимость определения условий его эффективной организации и осуществления. Совпадение процесса обучения в высшей школе с периодом вторичной гендерной социализации, традиционное преобладание на целом ряде факультетов обучающихся женского пола и их абсолютное преобладание в школе актуализирует обращение к рассмотрению гендерного подхода в процессе профессионального воспитания будущих педагогов в высшей школе в качестве одного из условий его эффективности.

Гендерная проблематика прочно вошла в поле научно-педагогических изысканий с 1990-х гг. Так, теоретико-методологические основы гендерного подхода в образовании раскрываются в исследованиях Е.Н. Каменской, Ю.В. Козыревой, С.А. Коробковой, А.В. Мудрика, Л.И. Столярчук, Л.Х. Урусовой, В.И. Чумакова и др. Реализации гендерного подхода в образовательном процессе в высшей школе посвящены работы Т.Н. Вепревой, А. Гаджиевой, А.Н. Гусаровой, Е.В. Ермолаевой, Э.Х. Зиновьевой, С.А. Коробковой, Т.Н. Мартыновой, Л.Э. Семеновой, В.Э. Семеновой, В.М. Симонова, Т.Н. Хаировой и др. В свою очередь, в исследованиях И.В. Александровой, А.Е. Данилочкина, Т.Н. Дёмочкиной, С.Н. Ждановой, Г.И. Золотовой, И.А. Лобынцева, Т.Н. Мартыновой, Э.А. Набиуллиной, Е.Н. Поповой, М.А. Радзивиловой, С.В. Чернышевой и др. рассматривается процесс организации и осуществления воспитания на основе идей и принципов гендерного подхода. Отдельные аспекты проблемы реализации гендерного подхода в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе получили своё освещение в работах Ж.Б. Багичевой, И.А. Загайнова, А.Р. Закировой, Ж.Н. Истюфеевой, Л.И. Столярчук, И.А. Федосеевой и др.

Анализ литературы позволяет рассматривать гендерный подход к осуществлению профессионального воспитания студентов – будущих педагогов как «методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации» [7, с. 34]. В ряду его основополагающих идей можно выделить следующие:

− понимание неразрывности телесного и духовного начал в личности, совмещающей в своём поведении врождённые и приобретённые в процессе социализации гендерные качества, свойства и отношения;

− осознание высокой обусловленности различий в поведении юношей и девушек особенностями процессов социализации и воспитания на основе сложившихся в конкретную эпоху и в конкретной культуре представлений об эталонах мужского и женского поведения;

− создание условий для гендерного самопознания, саморазвития и самореализации личности, раскрытия её потенциала как субъекта культуры;

− отход от фиксированных моделей поведения в соответствии с идеалами фемининности и маскулинности, претерпевшими существенные изменения в условиях современного общества, а также от препятствующих личностному развитию гендерных стереотипов [8–10].

Реализация идей и положений гендерного подхода к профессиональному воспитанию студентов – будущих педагогов включает в себя:

− формирование гендерной компетентности посредством психолого-педагогического просвещения, направленного на создание у будущих педагогов представлений о половых психологических особенностях, а также умений и навыков успешного личностно-профессионального взаимодействия с учётом данных особенностей;

− организации и осуществления педагогического взаимодействия со студентами с учётом психологических особенностей юношей и девушек, определяющих эффективность выбора форм, методов и технологий воспитания;

− создание условий для преодоления гендерных стереотипов и развития гендерной индивидуальности, способствующих формированию у будущих педагогов востребованных в современном обществе гибких форм поведения.

Осуществление гендерного подхода в процессе профессионального воспитания студентов педагогического профиля не только выступает одним из условий его эффективности, но и является для них образцом реализации данного подхода в будущей профессиональной деятельности.

На базе Пензенского государственного университета был проведён опрос студентов – будущих педагогов, направленный на выявление их отношения к проблеме реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности школьного учителя, а также в ходе осуществления воспитательной работы в вузе применительно к самим обучающимся.

Данные опроса показали, что лишь 8 % студентов считают, что «учитель – это скорее женская профессия, чем мужская». 69 % опрошенных с данным утверждением не согласны. Однако почти каждый четвёртый (23 %) частично разделяет бытующее мнение о том, что учительская профессия в большей степени женская, чем мужская.

На вопрос «Считаете ли Вы, что педагог должен учитывать в учебном процессе гендерные различия между мальчиками и девочками?» 67 % будущих педагогов ответили утвердительно, тогда как каждый третий опрошенный (33 %) дал отрицательный ответ. Однако в вопросах, касающихся целесообразности реализации гендерного подхода в процессе воспитания школьников, картина несколько иная. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что педагог должен учитывать гендерные различия между мальчиками и девочками в процессе воспитания школьников?» утвердительно ответили 96 % опрошенных студентов, отрицательно – 4 %. Одновременно на вопрос «Считаете ли Вы, что в процессе построения педагогического взаимодействия со школьниками педагог должен учитывать половые психологические особенности мальчиков и девочек?» 84 % будущих педагогов ответили «да» и 0 % ответили «нет». Оставшиеся 16 %, не отрицая необходимость учёта гендерных различий, считают личностные особенности определяющими в процессе построения педагогического взаимодействия со школьниками.

Вторая часть вопросов была направлена на выявление реализации гендерного подхода в высшей школе применительно к самим студентам – будущим педагогам. Так, на вопрос «Осуществляют ли преподаватели в ходе профессиональной подготовки гендерное просвещение (например, на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам)?» утвердительный ответ дали 80 % студентов, отрицательный – 20 %. При этом 86 % будущих педагогов на вопрос «Необходимо ли Вам гендерное просвещение (например, в процессе профессиональной подготовки на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам)?» ответили «да». Оставшиеся 14 % дали отрицательный ответ.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимой реализацию гендерного подхода в учебном процессе по отношению к студентам – будущим педагогам?» ответили «да» 65 % опрошенных студентов, «нет» – 35 %. В свою очередь, на вопрос «Реализуют ли преподаватели гендерный подход в учебном процессе по отношению к Вам?» ответили «да» лишь 16 % принявших участие в опросе, «нет» – 46 %, «отдельные преподаватели» – 38 %.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимой реализацию гендерного подхода по отношению к студентам – будущим педагогам в процессе организации и осуществления профессионального воспитания?» дали утвердительный ответ 74 % студентов, отрицательный – 26 %. Тех студентов, которые ответили утвердительно на данный вопрос, попросили уточнить, в отношении каких элементов воспитательного процесса в вузе, по их мнению, необходима реализация гендерного подхода. Были получены следующие ответы: при отборе содержания деятельности в зависимости от интересов и потребностей юношей и девушек (32 %); при отборе форм и методов (15 %); при выборе стиля педагогического взаимодействия со студентами, конкретных приёмов его реализации (54 %).

Одновременно у студентов, принявших участие в опросе, было уточнено: «Реализуется ли гендерный подход по отношению к Вам в ходе организации профессионального воспитания в вузе?» Около половины из них (48 %) дали отрицательный ответ. Остальные студенты отметили, что гендерный подход в процессе воспитания в вузе реализуется при отборе содержания деятельности в зависимости от интересов и потребностей юношей и девушек (30 %); форм и методов (4 %); стиля педагогического взаимодействия со студентами, конкретных приёмов его реализации (20 %).

Важное место в профессиональном воспитании будущих педагогов, а также формировании их профессионально-педагогической позиции занимает профилактика гендерных стереотипов. В этой связи студентам был задан вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться в вузе с гендерными стереотипами в процессе взаимодействия с преподавателями, кураторами, администрацией?» Практически каждый четвёртый (24 %) дал утвердительный ответ. Среди наиболее распространённых гендерных стереотипов, транслируемых отдельными преподавателями, студенты указывают на такой, как «юноши умнее, чем девушки, девушки старательнее и трудолюбивее юношей». На гендерные стереотипы в процессе взаимодействия с однокурсниками указали лишь 11 % студентов.

Данные опроса показали, что большинство студентов – будущих педагогов признают необходимость реализации гендерного подхода как в образовательном процессе школы, так и в ходе их профессиональной подготовки в вузе. Абсолютное большинство считает гендерный подход необходимым именно в процессе воспитания школьников. Одновременно количество опрошенных студентов, утвердительно ответивших на вопрос о необходимости реализации гендерного подхода в ходе профессионального воспитания, больше, чем применительно к учебному процессу. Опрос также показал, что идеи и положения гендерного подхода в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов использует каждый второй преподаватель.

Заключение

Таким образом, воспитательный процесс занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущих педагогов, определяя формирование их личностно-профессиональных качеств. Одним из условий его эффективной реализации выступает реализация гендерного подхода, заключающегося в дифференциации педагогического взаимодействия, его конкретных форм, методов и технологических приёмов с учётом как психологии пола, так и особенностей современного поколения юношей и девушек, а также востребованности в социуме гибких форм поведения, свободных от во многом устаревших идеалов фемининности и маскулинности. Реализация идей и положений гендерного подхода не только выступает одним из условий эффективной организации и осуществления воспитания студентов – будущих педагогов, но и является для них образцом осуществления данного подхода в их будущей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Константинов В.В., Пашковская С.С., Тома Ж.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 104-108;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39316 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674